Друзья, я хочу сердечно поблагодарить всех, кто заказал календарь "Приют задумчивых дриад" на 2024 год! Я забрал первый тираж из печати и уже сегодня отправил первые посылки в другие города. Завтра будет ещё одна отправка - в Москву и Подмосковье. Онлайн-продажу с доставкой до Нового Года мы закрываем. Если вам не принципиальна дата доставки - заказ возможен.
Также обращаю ваше внимание на то, что завтра в 18:00 в Музее архитектуры состоится заседание Общества изучения русской усадьбы, на котором я буду присутствовать. Там можно встретиться и забрать календари тем, кому предпочтителен самовывоз. Кроме того, там можно будет купить календарь в режиме реального времени. Буду очень рад увидеть всех и пообщаться!
Этот волнительный, но очень важный для меня момент настал! В конце каждого года блог "Летопись русской усадьбы" презентует календарь с моими работами. И если в прошлом году мы вдохновлялись Пушкиным и старыми парками с "Приютом задумчивых дриад", то в этом году нас ждут "Акценты". Какие они? Яркие…
В Павловском Посаде начался снос фабричной казармы Русско-французского анонимного акционерного общества. Об этом сообщает Московское областное отделение ВООПИК. Основная причина - у исторического поселения Павловский Посад до сих пор нет утвержденных границ и предмета охраны.
В здании, которое сносится сейчас, в советские годы размещалось жилье и позднее профтехучилище, готовившее специалистов текстильных профессий. Мы в рамках первой поездки Промпоезда в 2017 году попали внутрь одной из казармы, делюсь своими фотографиями.
Бумагопрядильная и ткацкая фабрики Русско-французского анонимного акционерного общества при 60 000 веретенах и 2000 ткацких станов были открыты в Павловском Посаде в 1898 году. В 1910 году на фабрике уже работало 12.550 прядильных и 1072 крутильных веретен, а число ткацких станов дошло до 2400.
Рядом с фабрикой в начале ХХ века на правом берегу р. Вохонки возникает фабричный поселок. Строится первый каменный корпус для проживания иностранных специалистов, отстраиваются деревянные дома для мастеров и служащих фабрик, каменная фабричная школа, открытая в 1905 году, двухэтажный каменный корпус фабричной больницы. Возводятся казармы.
Знаете, какая усадьба окончательно вдохновила команду нашего блога на создание календаря "Приют задумчивых дриад"? Это усадьба Татево, которая в наши дни находится на территории Тверской области. Я посетил ее впервые весной этого года и просто пропал... Растворился в красоте! Представьте картину: после сложной и ответственной съемки я приехал в усадьбу, чтобы немного отдохнуть и поснимать ее. Но попал я в Эдемский сад...Вернее, в его идеальное земное воплощение. Ковёр из первоцветов самых нежных цветов и оттенков: примулы, печеночницы, ветреницы, фиалки... Никогда не видел такого разнообразия весенней нежности. Темные стволы лип придавали этому дивному разноцветному ковру особой яркости. Птицы встречали весну заливистым пением. И я понял, что прямо сейчас попал в какой-то параллельный мир, царство Природы, Весны и Красоты. Так может быть, наверное, только в усадьбе. В тот самый момент и родилась идея с календарем.
Мне хочется верить, что первоцветы усадьбы Татево станут достоянием не только Тверской области, но и всей России! Эта красота нуждается в бережной защите! Для начала, наверное, было бы неплохо проводить в усадьбе праздник первоцветов - наподобие того, что проходит в усадьбе Знаменское-Кариан в Тамбовской области. Уверен, что забота о прекрасных цветах в сочетании с популяризацией усадьбы даст добрые плоды! Я даже немного завидую потенциальному будущему владельцу этой усадьбы - какое же чудо ему достанется!
26 декабря, во вторник, состоится предновогоднее заседание ОИРУ.
В программе: 1. ПРЕЗЕНТАЦИЯ сборника «Русская усадьба» № 29 Сборник представляет: НАЩОКИНА Мария Владимировна, заместитель Председателя Правления ОИРУ, д.иск., научный редактор сборников «Русская усадьба» Выпуск содержит материалы состоявшейся в 2022 г. всероссийской конференции ОИРУ «Русская усадьба: вызовы XXI века». Публикуются статьи об архитектуре и истории усадебных ансамблей России, в частности о мемориальных усадьбах Голицыных, Блоков, Ф. М. Достоевского, С. В. Рахманинова, Н. С. Гончаровой, Ал. Алтаева, Толстых.
2. ПРЕЗЕНТАЦИЯ книги «От древних времён к современности: село Полтево и Никольский храм». Изд-во Новый взгляд. М., 2023. Авторы-составители: журналист Н.Ю. Бобыкина и священник Никольской церкви Иоанн Обрембальский. Книгу представляет автор: БОБЫКИНА Наталья Юрьевна, Член РГО, член ВООПиК и член Союза журналистов Подмосковья, краевед, педагог, писатель. Книга посвящена истории усадьбы и деревни (села) Полтево (Никольское), где центральное место отведено храму святителя Николая Чудотворца – уникальному памятнику русского зодчества, построенному в стиле барокко в начале XVIII в. генералом-адмиралом Ф.М. Апраксиным. В книге собраны материалы по истории и географии села, жизнеописанию владельцев усадьбы Полтево (Никольское), строительству, угасанию и возрождению Никольской церкви, житию её настоятелей.
3. ДОКЛАД «Популяризация и привлечение внимания к исчезающему усадебному наследию Россию через пленэры, картины и фотографии художников. Проект "Координаты истории: русские усадьбы" Ассоциации художников-пленэристов. Презентация календаря на 2024 год с картинами усадеб. Докладчик: КРИЦКАЯ Линда Викторовна, директор и основатель Ассоциации художников-пленэристов, художник-график, член Творческого союза художников России, международной ассоциации пастелистов IAPS, победитель и лауреат международных и российских конкурсо. Календарь можно будет приобрести.
4. ПРЕЗЕНТАЦИЯ усадебного календаря «Приют задумчивых дриад» Календарь представляет автор: РАЗУМОВ Вадим Андреевич, к.э.н., автор блога "Летопись Русской Усадьбы", руководитель туристического проекта "Усадебный экспресс", член Правления ОИРУ. На страницах календаря вы увидите фотографии усадебных садов и парков. Это и жизнерадостные, и слегка меланхоличные сцены. Задача календаря - заставить смотрящего задуматься о сохранении старинных парков, этих удивительных уголков красоты и гармонии. Цветы, аллеи, задумчиво склонившиеся ветви, тени, пробивающиеся сквозь листву - вот главные герои фотографий. Календарь можно будет приобрести.
Адрес: Государственный Музей Архитектуры им. А.В. Щусева, г. Москва, ул. Воздвиженка, д.5/25, Флигель «Руина», 2 этаж, Лекторий. Ст.м.: “Библиотека им. Ленина”, “Арбатская”, “Александровский сад”, Боровицкая” Начало в 18.15.
Друзья, продолжаем нашу беседу о современных воплощениях архитектурных традиций русской усадьбы. После того, как я опубликовал пост про усадьбу "Соломон" и ее чудесную хозяйку, мне в комментарии и личные сообщения пришло множество вопросов. Самые популярные из них: какова планировка дома и сколько будет стоить строительство подобного дома "под ключ".
Давайте поговорим об этом на примере еще одного проекта, автором которого тоже является архитектор Алексей Соколов. Это проект "Старица" от компании "Starkwood". Он вдохновлен, с одной стороны - обликом подмосковной усадьбы Захарово, а с другой - компактными городскими особняками конца XVIII - начала XIX века.
Вы когда-нибудь задумывались над тем, что такое "особняк" в наши дни? Огромный дом где-нибудь на Рублевке с претензией на роскошь? Почему же тогда эти особняки так трудно и долго продаются и благодаря сумасшедшим площадям становятся обузой для своих же собственных хозяев?
Мне кажется, что особняк, в первую очередь, должен быть добротным - построенным очень качественно, на века. Из хороших материалов, на прочном фундаменте. При его строительстве ни копейки не должно быть сэкономлено на самом главном - строительных материалах. Это куда более разумно, чем финансировать обманчиво "богатые" интерьеры, закрывая глаза на технические несовершенства.
Во-вторых, он вполне отражает актуальную нынче моду на стилистику "old money". Ставка делается не на восточную роскошь, и не на ультрамодный минимализм, а на интеллигентнтную классику. Такой дом отлично послужит вашим детям и внукам, и уж точно не будет неликвидом на рынке недвижимости. Все просто - классика актуальна всегда. Для создания таких домов нам на помощь и приходит вечная эстетика русских усадеб! Летят года, эпохи сменяют друг друга, а усадебные дома все так же воспринимаются нами как нечто очень красивое.
В-третьих, современный особняк отличается грамотной и рациональной планировкой. Безвозвратно ушли те времена, когда люди пытались удивить других площадью своего жилья. Площадь ради площади - худшее из решений. Как отапливать, обслуживать и поддерживать его в надлежащем состоянии? Напоминаю, что мы ведем беседу не просто о доме, а об особняке. В этой связи мне кажется, что оптимальной будет площадь от 180 до 400 квадратных метров. Все остальное - перебор. Средней площади вполне хватит для того, чтобы грамотно разместить на ней парадные, личные, гостевые и технические помещения.
Как же могут быть реализованы эти принципы? Давайте рассмотрим их на примере проекта "Старица"! Резиденция подходит для семьи из четырех человек. Основные фасады дома декорированы четырехколонными портиками, которые подчеркивают одноэтажный объем усадьбы. Аттик со шпилем завершает внешний облик дома. В основе внутренней планировки использованы формы, приближенные к квадрату. Из просторного фойе легко попасть в котельную, вместительную гардеробную и центральный холл. Из холла можно пройти в уютную гостиную с высокими потолками – более 4 м. Такой прием придает интерьеру воздушности. В правом крыле усадьбы Алексей Соколов расположил кухню, ванную и жилую комнату. В левом крыле – две спальни и еще одну ванную. Высокие потолки помещений – 3,15 м – делают усадьбу особенно просторной и соответствующей стилю дворянских городских домов 19 века. Усадьба “Старица” подходит как для постоянного, так и для сезонного проживания. В этом доме будет комфортно в любое время года. Площадь дома составляет 187 квадратных метров. Стоимость строительства такой резиденции "Старица" в комплектации "под ключ" начинается от 24 479 330,00 рублей. Возможны дополнительные опции или любые изменения в проекте на вкус заказчика. С другими проектами домов в стиле русской усадьбы вы можете ознакомься на сайте компании "Starkwood" в разделе проекта "Старково".
Как вам проект "Старица"? Согласны ли вы с предложенными характеристиками современного особняка? Что для вас отражает это понятие?
Сегодня я хочу рассказать вам об очень показательной и весьма характерной для нашего времени истории, которая, к счастью, закончилась хорошо. В последние годы в нашей стране наметилась одна странная и опасная тенденция. Среди тех, кто называет себя градозащитниками, безусловно, есть честные и порядочные люди, которые искренне защищают интересы наследия. Но есть и те, кто является медиа-троллями и профессиональными сутяжниками. И их цель лучше всего можно охарактеризовать не самым красивым и культурным словом - "кошмарить": адекватных меценатов, владельцев усадеб, хозяев различных заведений в старинных домах.
К сожалению, со странной деятельностью одной правозащитной организации столкнулся меценат Евгений Федоров. Мои постоянные читатели знают, сколько добрых дел он сделал в родном городе Киржаче. Фактически, за несколько лет он создал мощный туристический мультибренд: отреставрировал несколько исторических зданий, открыл гостиницу, ресторан и "Киржачскую трапезу", основал несколько гастрономических брендов, создал "с нуля" несколько новых туристических объектов, не говоря уже о благоустройстве многих городских зон.
Собственно, о городских зонах и пойдёт речь. Недавно город и всех, кто знаком с деятельностью Евгения Федорова, потрясла новость. Некая общественная организация подала на него в суд с требованием... полностью демонтировать Типографский мост. Этот мост не только имеет статус самого протяженного моста в России, но и является важным объектом инфраструктуры. Он соединяет две части города, благодаря чему жители могут добраться от одной точки до другой пешком и гораздо быстрее. Любят мост и туристы. С него получаются красивые фотографии с перспективой на монастырь и городские достопримечательности. При этом, сам мост построен из крупного бревна, не имеет фундамента. Казалось бы, не мост - а одно удобство. Кому он мог помешать?
Однако, недавно Евгению Федорову и "Киржачской Типографии" был предъявлен иск в суд с требованием за собственный счет... демонтировать мост. Неизвестная общественная организация, не имеющая прямого отношения к Киржачу, приводила в подтверждение своих обвинений довольно странные аргументы. Будто бы мост вредит реке, уродует территорию вокруг монастыря, не является безопасным для пешеходов и вообще - является незаконным. Аргументы "правдолюбов" вызвали недоумение не только среди горожан, но и среди сотрудников местной администрации. В социальных сетях люди собирали подписи в защиту моста, люди как никогда объединились вокруг этой ситуации.
И вот, 13 декабря «Киржачская типография» и Администрация города Киржач выиграли в суде первой инстанции. Арбитражный суд Владимирской области отказал истцу. Мост будет стоять! Жители города ликуют и празднуют победу! Давно я не наблюдал такого единодушия в "краеведческих" вопросах.
От себя же хотелось бы сказать вот что... Я говорил, говорю и буду говорить о том, что если наше общество и государство хочет, чтобы памятники восстанавливались, а меценаты вкладывали в их восстановление деньги, нам нужно менять отношение к тем, кто заботится о достопримечательностях. Пока что, увы, порой бывает отвратительным. И людям, которые от всего сердца хотят сделать хорошее дело, приходится защищать свою честь в суде. Да, с годами у нас наметился прогресс в налаживании отношений с инвесторами. Но киржачская история наглядно демонстрирует: нам еще предстоит долгая работа над умением находить конструктивный диалог.
Друзья, давайте поддержим Евгения Федорова и поздравим его с победой. Он активно пользуется социальными сетями - уверен, слова слова поддержки будут ему очень приятны!
Недавно я ездил в Ленинградскую область, где выступал с докладом о волонтерстве в усадьбах и современном состоянии усадебного наследия России на конференции "Сохранение и возрождение храмов и усадеб Ленинградской области. Добровольческие инициативы". Мероприятие прошло просто прекрасно! Огромное спасибо организаторам и коллегам!
Конференция проходила рядом с горячо любимой мной усадьбой Рождествено. Конечно же, я не смог отказать себе в удовольствии очередной раз увидеть ее. Сейчас Рождествено находится на реставрации. Которая на сегодняшний момент несколько задерживается - но эта та самая ситуация, которая происходит к счастью, а не к сожалению. В процессе работ реставраторы обнаружили уникальную находку.
Вот как рассказывают о ней в социальных сетях представители музея-усадьбы Рождествено:
- "Мы не раз предлагали вам отгадать наши загадки про музейные предметы, а сейчас сама усадьба задала нам увлекательнейшую загадку! Во время реставрации в цокольном этаже был обнаружен фундамент строения, которое находилось здесь ещё до постройки усадебного дома. Путевой дворец царевича находился на том же высоком живописном холме на берегу реки Оредеж. Кто знает — может быть, это и есть фундамент дворца царевича Алексея? Как же завораживает открывающаяся из-под культурного слоя старинная каменная кладка!
О наших открытиях по этой теме мы обязательно расскажем в будущих публикациях. А может быть, найдётся и потайной ход, о котором писал Владимир Набоков? “Около 1715-го года оно [Рождествено] принадлежало царевичу Алексею, несчастному сыну прославленного архиубийцы Петра Великого. Часть escalier dérobé [потайной лестницы (фр.)] и еще что-то, чего мне сейчас не припомнить, сохранились в новой анатомии здания”. Владимир Набоков, "Память, говори".
Мне же усадьба в очередной раз подарила красивые кадры. Редкая удача - увидеть мерцающий иней на деревьях в первый месяц зимы. Но в Рождествено это стало возможным. Я стоял в липовый аллее среди деревьев, укутанных белой дымкой и завороженно смотрел на то, как серебряным шлейфом с них струится снег на ветру. Попытался поймать для вас этот момент. Волшебно, не правда ли?
Вы заметили, как рано в этом году на улицах и в домах появился новогодний декор? Людям хочется сказки, праздника и красоты - и это так чудесно! Раз уж большинство городских пространств нарядились в новогоднее убранство, то и во многих усадьбах уже, наверняка, красуются праздничные елки!
Я хочу начать серию традиционных предновогодних постов в блоге! И первым делом с удовольствием объявляю конкурс "Новогодние елки в русских усадьбах". В этом году я решил немного изменить правила конкурса. Теперь не только, непосредственно, работники музеев и представители возрожденных усадеб могут присылать фотографии зимних красавиц. Давайте подключим к этому туристов! Присылайте фотографии елок из усадеб, которые вы посещаете в преддверии Нового Года! В двадцатых числах месяца мы соберем все фотографии воедино и устроим голосование на самую красивую усадебную елку России по версии читателей блога "Летопись русской усадьбы". Автору, приславшему фотографию елочки-победителя, я отправлю небольшой новогодний презент. Итоги конкурса мы подведем 30 декабря. Сразу уточню: если произойдет ситуация, при которой несколько авторов пришлют мне фото одного и того же объекта, то я обязательно включу их в конкурс. И если эта елка выиграет, то я оставлю за собой право выбрать лучшее фото и подарить его автору главный приз, а остальным отправить маленькие презенты.
Фотографии можно присылать мне любым удобным для вас способом, на почту (deadok@mail.ru), или в социальных сетях, где в настоящее время я веду активность (ЖЖ, ВК, телеграм, Дзен). Очень жду ваши фотографии! Давайте создавать новогоднее настроение вместе.
А на фотографии, которая сопровождает этот пост, изображена абсолютная победительница прошлого года - новогодняя елка в вологодской усадьбе Хвалевское. Ее мне прислали хозяева имения. Семья Войцеховских-Качаловых не только подарила вторую жизнь старинной усадьбе, восстановив ее, но и каждый сезон создаёт в своем гостеприимном доме особую атмосферу!
Друзья, хочу рассказать вам о том, как прошло мероприятие, к которому мы с коллегами очень долго и тщательно готовились. В Кимрах прошел форум "Кимры. Взгляд в будущее". Он объединил всех, кто интересуется сохранением и приспособлением объектов культурного наследия в самом широком смысле этого слова: краеведов, инвесторов, журналистов, архитекторов, представителей власти, бизнеса и общественных объединений.
Мы хотели видеть это мероприятие максимально полезным и эффективным. "Рецепт" был простым и сложным одновременно: никакой "воды" и пустого теоретизирования - только реальные люди, реальные проекты и реальный комплекс проблем и достижений, с которыми сталкивается каждый инвестор. Нам хотелось не только обобщить самые лучшие практики сохранения наследия, но и подумать, как с помощью маленьких шагов можно восстановить старинные дома в Кимрах. Заявить о городе как о Столице провинциального модерна.
Без ложной скромности могу сказать, что мы с коллегами довольны тем, как прошёл форум! Мы не заметили, как пролетело два дня. В первый день принимающая сторона - руководство города, организовала для гостей экскурсию по городу с посещением объектов инфраструктуры и самых красивых памятников, театра и музеев. Весь второй день мы провели на конференции "Кимры: взгляд в будущее", где общались друг с другом, делились опытом и пытались найти пути решения сложных вопросов. О разнообразии поднятых на форуме тем красноречиво говорит список докладов, представленных нашими гостями и экспертами. Вот их темы:
1. Мария Седлецкая, руководитель аналитического отдела Международной урбанистической лаборатории «ЦЕНТР Lab» «Как развивать городскую среду для жизни и туризма»
2. Ирина Симакова, руководитель направления пространственного развития компании «Новая земля»
3. Андрей Татарников, Советник директора ЦЭМИ РАН, ст.науч. сотрудник Лаборатории экспериментальной экономики ЦЭМИ РАН «Мастер-план исторического центра как инструмент привлечения бюджетных и внебюджетных инвестиций»
4. Максим Чеколаев, ассоциированный партнер агентства «Новая Земля» «Благоустройство исторических центров как способ активации объектов культурного наследия»
5. Роман Сабиржанов, Председатель «Союза отельеров», руководитель УК HOTCONSULTING «Бутик-отели как точки роста туризма в малых городах»
6. Екатерина Григорьева, архитектор-реставратор АБ «Project E» "Консервировать нельзя реставрировать"
7. Сергей Борисов, зав.кафедрой МАРХи, профессор «Проектные предложения по развитию исторического центра города Кимры»
8. Екатерина Соловьева, креативный директор проекта «Терема» Костромская область «Новые драйверы территорий в Костроме и Галиче»
9. Илья Андреев, основатель и руководитель арт-кластера «Рельсы» (Тверь) «Креативные кластеры в провинции: экономика культурного центра «Рельсы» в Твери»
10. Людмила Малкис, креативный директор проекта «Палех-Парк» «Кимры: перезапуск или 10 маленьких шагов»
11. Степан Семенов, директор Фонда «Дом Шереметевых», руководитель Центра франкофонных исследований МИДа РФ «Объекты культурного наследия и частные музейные собрания как драйверы новых туристических продуктов и развития территорий»
12. Сергей Вурдов, гендир «Титовская недвижимость» и владелец Гостиного двора «Гостиный двор и фермерские торговые ряды города Кимры»
13. Андрей Найдёнов, руководитель Государственной дирекции культурного наследия Липецкой области "Благотворительные инвестиции в объекты культурного наследия. Опыт Липецкой области"
14. Алексей Соколов, архитектор компании Starkwood/ Старково «Особенности строительства домов в стиле модерн»
15. Мари Котт, Фонд "Внимание" - "Малые дела и волонтерский туризм. Опыт фонда Внимание»
16. Валерия Соколова, агентство «Большая Медведица» «Объекты культурного наследия: особенности градостроительства и землепользования»
17. Михаил Лысаченко, создатель Клуба путешествий Касперского «Локальные кейсы размещения объектов туристической инфраструктуры в ОКН. Пример Тутаева»
Я рассказал об опыте сохранения, приспособления и популяризации исторических усадеб и проблемах, с которыми сталкиваются потенциальные инвесторы. В мероприятии также приняли участие кимрские волонтеры, представители "Том Сойер Фест" и "Дома Кустаря", журналисты местных СМИ.
Организаторами форума выступили глава Кимрского муниципального округа Лукьянов Андрей Николаевич и его заместитель Афонин Роман Николаевич, проект "Школа наследия" и его руководитель Инна Крылова, блог "Летопись русской усадьбы" и фонд "Дом Шереметевых".
В работе форума приняли участие более 90 гостей и спикеров. Для нас большая честь - внимание представителей власти региона. Так, на мероприятии от начала до конца присутствовала министр культуры Тверской области Ксения Лаврова-Глинка.
Благодарю всех коллег - организаторов, спикеров, подрядчиков и представителей СМИ за то, что форум состоялся и прошел очень хорошо! Я активно слежу за новостями в Кимрах и буду освещать в блоге все самые интересные события
В Государственном музее архитектуры имени А.В. Щусева во флигеле "Руина" 4-5 декабря пройдет конференция "Усадебное наследие России: 30 лет изучения – итоги и перспективы". Подробная программа ниже.