Друзья, Общество изучения русской усадьбы и издательство «Коло» обращаются к вам с просьбой о помощи! Выход очередного – 29 сборника «Русская усадьба» оказался под угрозой… В связи с тем, что цены на печать растут в геометрической прогрессии, Общество нуждается в финансовой поддержке небезразличных читателях! Часть благотворителей уже внесли свои взносы на реализацию общего проекта, однако, для того, чтобы сборник был напечатан, не хватает еще 100 тыс. рублей.
Напомню, что сборники «Русская усадьба» - это кладезь научных статей, охватывающих феномен русской усадебной культуры. В нем ежегодно публикуются интереснейшие авторские статьи, материалы новых исследований и сведения о новейших «усадебных» открытиях.
Публикую координаты для помощи и прошу всех любителей усадеб оказать помощь проекту: если есть возможность – то материальную, если нет – то информационную, для этого достаточно просто сделать репост этого сообщения. Верю, что благодаря общим усилиям нужная сумма будет собрана и 29 сборник увидит свет!
В это трудно поверить, но сегодня - 7 июля, 15 лет назад, я сделал первую "усаде**ую" публикацию в ЖЖ. И это, без преувеличения, стало одним из самых важных и переломных моментов в моей жизни. Сначала появились новые друзья и знакомые. С частыми путешествиями по усадьбам моя жизнь заиграла новыми…
Мы с партнером блога, строительной компанией "Starkwood" продолжаем рубрику - "Ода усадьбе". Ее цель - проанализировать воспоминания известных людей о своих родовых гнездах, чтобы понять, в чем состоит особый уют и очарование усадебной архитектуры. Мы надеемся также привлечь внимание читателей к проблемам сохранения усадебного наследия, спасению старых парков и формированию правильного взгляда на современные интерпретации усадебной архитектуры. Так, если вы хотите построить современную усадьбу в старинном парке - смело обращайтесь к архитекторам "Starkwood" - безупречное прочтение стиля и современный комфорт гарантируют вам специалисты компании!
В прошлый раз мы анализировали трепетные воспоминания Владимира Набокова об усадьбе Рождествено, которая находится в Ленинградской области. Сегодня мы предлагаем продолжить путешествие по воспоминаниям, но отправиться в другое Рождествено- подмосковное. Эта усадьба находится в Истринском районе. Сейчас ее территорию занимает санаторий "Снегири". К сожалению, деревянный главный дом Кутайсовых не сохранился до наших дней, вместо него был возведён корпус санатория в неоклассическом стиле. Однако, уцелевшие свидетели истории позапрошлого века по сей день напоминают о тех, кто здесь жил и гостил.
Мы погрузимся в воспоминания Анны Танеевой-Вырубовой, верной фрейлины императрицы Александры Федоровны. Она провела в Рождествено счастливые годы детства. И, конечно, воспоминания о былом были бы неполными без вдохновляющих очерков настоящих ценителей усадебной архитектуры - москвоведа А. Н. Греча и искусствоведа В. В. Згуры.
А вам довелось гулять по территории подмосковного Рождествено? Знали ли вы, что в позапрошлом веке главный дом усадьбы был деревянным?
Из воспоминаний Анны Танеевой-Вырубовой: "... Шесть месяцев в году мы проводили в родовом имении «Рождествено» под Москвой. Это имение принадлежало нашему роду 200 лет. Соседями были родственники, князья Голицыны, и Великий Князь Сергей Александрович. С раннего детства мы, дети, обожали Великую Княгиню Елизавету Феодоровну (старшую сестру Государыни Императрицы Александры Феодоровны), которая нас баловала и ласкала, даря платья и игрушки. Часто мы ездили в Ильинское, и они приезжали к нам — на длинных линейках — со свитой пить чай на балконе и гулять в старинном парке. Однажды, приехав из Москвы, Великая Княгиня пригласила нас к чаю, после которого мы, дети, искали игрушки, спрятанные ею в большой угловой гостиной, как вдруг доложили, что приехала Императрица Александра Феодоровна! Великая Княгиня, оставив своих маленьких гостей, побежала навстречу сестре".
Вспоминая об усадебном парке и расположении усадьбы, А.Н. Греч писал: "... Место для усадьбы было выбрано с большим вкусом — на высоком берегу Истры, с прекрасным видом вдаль на Аносину пустынь, поверх деревьев разросшегося дико и привольно английского парка. В трёхчастное окно-дверь садового фасада, за решёткой перерезающего колонны балкона, открывается в обрамлении колонных капителей несравненный вид, особенно осенью, в солнечный день, когда багряными и золотыми оттенками загораются верхушки лип, клёнов, берёз и осин, оттенённых тёмной хвоей ёлок".
Самой выдающейся сохранившейся постройкой является грот - он помнит многих владельцев усадьбы Рождествено, включая Анну Танееву-Вырубову. Вот как описывал его В.В. Згура: "... грот исключительно интересен. Он устроен в высоком обрыве и занимает сравнительно большую площадь. Средняя часть его выступает параллелепипедом с массивными колоннами на уклонах. Эти колонны, как и вся площадь стены, переложены прослойками из неправильной формы булыжника. На каждой стороне находится дверь во внутренние помещения со сводами, близкими к стрельчатому; сверху же стена оканчивается двумя полуциркульными арками, над которыми живописно раскинулась гуща кустарников. Спадающий обрыв под боком гротового выступа отделен нисходящей вогнутой стеной с углубленными, постепенно уменьшающимися арками. Рождественский грот, кажется, единственный сохранившийся пример такого типа в московской губернии».
Сейчас в усадьбе Рождествено тесно переплелись архитектурные мотивы прошлого и штрихи настоящего. Но тем не менее, она жива и живет своей особой жизнью. Деревянный дом, построенный в первой четверти XIX века, успешно простоял более века и исчез лишь потому, что в 1936 году его решили разобрать. Что еще раз доказывает то, что деревянная архитектура не только красива, но и может служить нескольким поколениям владельцев.
16 июля мы отправимся по уникальному маршруту «Экоэлектрички» к подмосковным водопадам «Семь ключей» на реке Протва. Затем мы полюбуемся живописными видами с того места, где некогда находилась крепость Бориса Годунова, заедем к купели источника Святого Ферапонта и посетим Лужецкий монастырь на правом берегу Москвы-реки, с сохранным архитектурным ансамблем XVI-XVII веков.
В долине реки Протвы, между Можайском и Вереей находится уникальный памятник природы –водопады ключевой воды, стекающие по травертиновым террасам. Сегодня это место имеет статус охранной природной территории «Семь ключей» площадью в 144 гектара. Тропа к заказнику "Семь ключей" идёт через невероятные пойменные луга! Сейчас здесь можно увидеть целые поляны сочного клевера, несколько видов колокольчиков, зацветает иван-чай - разнотравье во всей его первозданной красе! А на самой Протве сейчас зацвели кувшинки.
В этом прекрасном уголке сохранились участки старовозрастных еловых, широколиственных и смешанных лесов, а на лугах можно встретить не менее десятка краснокнижных видов флоры и фауны. Хозяйственная деятельность человека ограничена: нельзя разводить костры, устраивать туристические стоянки, но разрешены пешие прогулки.
На высоком левом берегу Протвы в 1598-1600 годах Борис Годунов основал белокаменную крепость, которую называли Царёв-Борисов городок. По своему виду стены были схожи со стенами Московского Кремля и имели протяженность около 300 метров, если учитывать башни и ворота. Глубина рва составляла около 20 метров. Предполагается, что строителем крепости был зодчий Федор Конь. К сожалению, время не пощадило крепость – сегодня от нее осталась только площадка на вершине холма, с которой открываются прекрасные виды. Но далее мы отправимся к сохранившемуся памятнику глубокой старины.
В 1408 году, по просьбе князя Андрея Можайского, на высоком берегу Москвы-реки ученик Сергия Радонежского Ферапонт Белозерский основал Лужецкую обитель. Монастырь уникален тем, что в нём сохранился ряд архитектурных памятников XVI—XII веков: собор Рождества Пресвятой Богородицы (1524—1547), церковь Введения Пресвятой Богородицы с трапезными палатами (первая половина XVI века), колокольня с усыпальницей рода Савёловых (1673—1692), каменная ограда с башнями (1681—1684) – это только начало списка древностей. Мы обязательно уделим время для прогулки по удивительному месту. Неподалёку от монастыря находится источник, по преданию открытый Ферапонтом Белозерским.
Дом Зинаиды Алексеевны Перцовой - один из самых известных московских доходных домов, получивший в народе название "Дом-сказка".
Необычный дом был построен в 1907 году в Москве на углу Пречистенской набережной и Сормовского проезда по заказу инженера путей сообщения Петра Николаевича Перцова. Известный меценат и покровитель искусств задумал построить свой доходный дом в русском стиле для творчески одарённых людей - художников и артистов.
Для создания проекта была созвана комиссия архитекторов и художников, в число которой вошли Ф. Шехтель, В. Васнецов, В. Суриков, С. Соловьев, В. Поленов, И. Иванов-Шиц и др. Первое место получил Аполлинарий Васнецов, но заказчику Петру Перцову больше всего понравился один из рабочих эскизов другого конкурсанта - художника Сергея Малютина, который и стал автором концепции дома.
Над проектом Малютин работал вместе с инженером и архитектором Николем Жуковым, а строительством руководил инженер Борис Шнауберт. Благодаря этому сотрудничеству удалось возвести здание, отвечающее всем самым современным для своего времени требованиям, включая канализацию и скрытый в стенах водопровод.
Дом был выстроен не с нуля - к уже имевшемуся на участке трехэтажному зданию надстроили четвертый этаж и добавили два новых корпуса со стороны набережной и переулка. Все это было довершено высокими треугольными крышами, балконом и всевозможными декоративными элементами. Майоликовые панно, изготовленные студентами суриковки, украсили главный подъезд, а также стены и фронтоны.
В проекте удачно сочетались модерн и традиции русского зодчества. В итоге дом получился очень оригинальным – «в сказочно-былинном стиле», как выражался сам Перцов.
Малютин полностью разработал и необычное оформление интерьеров в хозяйской части доходного дома, выполнив их, как и фасады, в русском стиле. В доме было устроено множество квартир для сдачи внаем на любой вкус, в зависимости от финансовых возможностей жильцов. Сам Перцов поселился здесь же, заняв три этажа в квартире с отдельным подъездом.
В разные годы в доме жили и арендовали студии - сам автор проекта Сергей Малютин, Константин Игумнов, Борис Пронин, Никита Балиев, Александр Куприн, Павел Соколов-Скаля, Роберт Фальк, Василий Рождественский, Натан Альтман и др.
В одном из подвалов здания в 1908 году разместился театр-кабаре «Летучая мышь», в постановках которого участвовали известные актеры Московского художественного театра: Ольга Книппер-Чехова, Василий Качалов, знаменитые режиссеры Константин Станиславский и Владимир Немирович-Данченко.
С домом Перцовой связано ещё много знаменитых имен. Известно, что после революции здесь проживали художники авангардисты - участники объединения "Бубновый Валет", а квартиру инженера Перцова после национализации некоторое время занимал Лев Троцкий.
После войны квартиры расселили и дом Перцова был передан Министерству Иностранных Дел, дипломатическое представительство которого размещается здесь и в наши дни.
Ещё больше интересных подробностей про знаменитый "Дом-сказку" можно узнать на нашей ближайшей прогулке по Остоженке с Ириной Вишняковой в воскресенье 9 июля.
Мои первые выходные июля прошли в Архангельском. В усадьбе стартовал фестиваль "Ботанические затеи в Архангельском. Синтез искусств: от архитектуры до дизайна", спонсором которого стала строительная компания "Starkwood". Само мероприятие объединило в себе две составляющих: образовательную и визуальную. Первая часть была представлена лекциями по истории, парковому искусству, дизайну и усадебному наследию в самом широком смысле. С архитектором и руководителем проекта "Старково" Алексеем Соколовым мы провели лекцию-беседу на тему "Русская усадьба в XXI веке. Архитектура, которая вернулась..." о том, как традиции усадебной архитектуры влияют на современное домостроительство. Получилась камерная и честная беседа об удачных воплощениях стиля и его вульгарных искажениях, жизни дворянских поместий в наши дни и способах их содержать. Благодарим всех, кто проявил интерес к работе нашей площадки!
Визуальная часть мероприятия, разумеется, была представлена цветами! Вернее, огромными клумбами, куртинами и вазонами с цветами! Садовые волшебники Архангельского знают толк в потрясающих цветах! Несколькими неделями ранее при поддержке "Starkwood" около восстановленного здания усадебных оранжерей в Архангельском появился собственный аптекарский огород. Он будет использоваться для занятия "Школы юного садовода". Миссия «Школы юного садовода» - объединение всех членов семьи за общим занятием и возрождение ботанических традиций «Архангельского». С расписанием занятий можно ознакомиться на сайте музея.
Но, конечно, главными красавицами усадьбы являются розы! Они росли здесь всегда, и до революции, и сейчас. Радует, что в наши дни благодаря усилиям садовников и благотворителям розы Архангельского все так же хороши. Очень часто романтически настроенные люди просят садовников и флористов показать им сорта роз "как со старинной открытки". Думаю, все мы понимаем, о чем идет речь. Пышная форма бутона, обилие лепестков, нежная цветовая гамма и удивительный аромат, который не так часто встречается среди современных сортов. Сейчас в Архангельском можно полюбоваться шикарным разнообразием старинных сортов! Прямо перед павильоном "Каприз" разбили регулярный сад-цветник, где представлены розы многочисленных сортов и цветов. По краям воссоздан "английский цветник" с несколькими видами роз и ароматной лавандой. В окружении исторических зданий смотрится все это потрясающе! Обязательно приходите посмотреть выставку и, конечно, ощутить аромат цветов! Вопреки стереотипам, все розы пахнут совершенно по-разному. Некоторым присущ "стандартный" аромат, напоминающий знаменитое болгарское масло, некоторые имеют лёгкий мускусный оттенок, другие - нотки фруктов и ягод, встречаются и розы с отчетливым ароматом чая с лимоном.
Помимо прекрасного розового сада перед "Капризом" царицу цветов также можно увидеть в парадном партере и около колоннады. В ближайшие дни у посетителей усадьбы также будет возможность увидеть цветочные композиции в вазонах перед главным домом - они повторяют форму композиций, выполненных в позапрошлом веке перед визитом императора Александра II. Обратите внимание на их форму: весьма характерную для флористики XIX века.
В кашпо возле оранжерей расположилась "принцесса сада" - прекрасная гортензия. Сейчас в усадьбе представлены все оттенки гортензии: от винных до небесно-голубых. Для удобства любителей цветов сотрудники музея разработали карту цветения роз. Прикрепляю ее к этому материалу со ссылкой на источник.
Друзья, а вы уже были в Архангельском в разгар цветения роз? Какие сорта роз "как со старинной открытки" вам нравятся? Я бы дополнительно выделил современные сорта "Чиппендейл" и "Фальстаф", которые с недавних пор растут в моем саду. А, может быть, вы предпочитаете другую форму цветка?
Главным событием моего мая стали «Львовские» дни в Торжке. Тогда в Тверской области широко отметили 270-летие со дня рождения выдающегося русского архитектора Николая Львова. Мероприятия были организованы Всероссийским историко-этнографическим музеем (ВИЭМ, Торжок) и Государственным научно-исследовательским музеем архитектуры имени А. В. Щусева (Москва) при спонсорской поддержке строительной компании «Starkwood».
В Торжке состоялось открытие межмузейного проекта-выставки выставка «Н.А. Львов. Гений места». Он позволил приоткрыть секреты жизни и творчества одного из самых одаренных, творческих и работоспособных сыновей России – Н. А. Львова (1753-1803 гг.). На открытии выставки присутствовали министр культуры Тверской области Ксения Глинка, глава Торжокского района Елена Хохлова, президент Ассоциации туризма Тверской области Ирина Шереметкер, архитекторы, историки, представители государственных и региональных музеев, а также – архитектор и руководитель проекта «Усадьба Старково» Алексей Соколов.
Посетители ВИЭМ увидели «рабочий стол» гениального архитектора. На выставке представлены 13 подлинных чертежей и гравюр, выполненных рукой зодчего в разные периоды его жизни, из фондов музея архитектуры имени А. В. Щусева. В том числе - чертежи «Храм в Арпачеве», «Храм в Никольском – Черенчицах», «СПб. Невские ворота», которые экспонируются впервые.
Насыщен был и праздничный день, прошедший в усадьбе Знаменское-Раек. В рамках мероприятия в усадьбе открылась моя фотовыставка «Стиль Палладиев» в русской усадьбе: образы прошлого и контуры будущего". Она была организована при спонсорской поддержке партнера блога - строительной компании «Starkwood», которая на протяжении многих лет занимается популяризацией архитектурного наследия русской дворянской усадьбы и деревянного зодчества. За кураторскую поддержку в подготовке выставки сердечно благодарю своего друга, искусствоведа Бориса Бочарникова! На выставке были представлены фотоснимки с изображением самых известных культовых, усадебных и парковых построек Николая Львова. Благодарю всех, кто посмотрел выставку и оставил отклик о ней – мне было очень приятно видеть вас, друзья! В Райке также состоялась экскурсия и концерт старинной музыки в исполнении профессора МАРХИ Ильи Путятина, ботаническая экскурсия по парку под руководством доцента Тверского государственного университета Елены Пушай и выставка работ студентов МАРХИ. Перед началом основной части программы дня около галереи усадьбы был высажен сад – мне была оказана честь посадить именную яблоню. Отдельной, милой и очень приятной частью дня, стал пикник у усадебного пруда с видом на остров. Гости отметили, что в Раек вновь вернулась добрая, домашняя атмосфера.
Хочу поделиться с вами фотографиями этого дня и напомнить, что выставка в Торжке и усадьбе Знаменское-Раек будет открыта для посещения до 15 августа. Хотели бы вы ее посетить?
Меня очень радует, когда историческим городам и улицам возвращают старые названия. Но, пожалуй, особенно актуальны такие проекты в городах с тяжелым советским прошлым, например - в Калязине. Его лишили огромного пласта истории, буквально похоронив множество старинных памятников и домов под водой. И только лишь ныне отреставрированная колокольня - та самая "русская Атлантида" напоминала о том, что скрывают глубокие воды. Потихоньку город начинает отвоевывать право на свою историю. Так, недавно была отреставрирована знаменитая Калязинская колокольня. А в конце мая по инициативе нескольких общественных организаций сразу нескольким историческим улицам вернули дореволюционные названия.
- "Было предложено вернуть улице К. Маркса историческое название Московская (от д. 11/13 до ул. Путевая), а часть улицы от памятника Макарию Калязинскому до р. Волга, который мы называли в обиходе «спуском к колокольне» предложили наименовать площадью Преподобного Макария Калязинского. Улицу Ленина было предложено переименовать в «Большая Тверская» (до 1918 года улица носила название Тверская). Площадь Ногина на Заречье, где находится храм Богоявления господня (1781 года постройки) предложено переименовать в Богоявленскую площадь, с учетом того, что на Заречье уже имеется ул. Ногина",- сообщают местные СМИ.
Друзья, а как вы относитесь к инициативам по возвращению исторических названий улицам наших городов?
А вы знали, что 6 июня в России отметили не только годовщину со Дня Рождения "солнца русской поэзии" Александра Сергеевича Пушкина? В этот день исполнилось 250 лет дворцу Бобринских в Богородицке. Прошедшей весной я вновь имел удовольствие побывать в усадьбе и с удовольствием поснимал майское цветение. Дворец и парк в Богородицке хороши в любое время года, но особенно хорошо там весной! Разнообразная флора выгодно оттеняет фасады белоснежного дворца, а многочисленные цветы будто бы "плывут" над гладью расположенных у подножия парка каскадных прудов.
А еще, в прошлом году я вновь принял участие в фотоконкурсе на участие в календаре "Богородицк-тульский Петергоф".
Некоторые старые дома и памятники всем своим обликом вызывают к Памяти. Руины усадьбы Знаменское, что под Ржевом, невольно порождают щемящее чувство грусти. Призрачная, продуваемая всеми ветрами, она представляет собой некий архитектурный скелет без "кожи". Все объемное и живое уничтожили сначала революция, а потом - война. Рама невидимой картины, на которой крупными кровавыми мазками изображены боль и смерть. Сквозь неё летают птицы и виднеется безоблачное синее небо. От осознания такого контраста в груди щемит еще сильнее.
Снимаю ее тщательно, но с некой дистанцией - похожие чувства испытываешь, когда снимаешь старинные надгробия, уж слишком тяжелый контекст для работы в обычном режиме. Вижу, что ко мне подходит пожилой мужчина. Он представился Петром. Мы разговорились. Выяснилось, что он вот уже несколько десятилетий выступает в роли неофициального хранителя Знаменского. Он бы мечтал, чтобы усадьба жила - пусть в форме законсервированной руины, но жила. Мужчина с глубоким и добрым взглядом протягивает мне сокровище - газетную страничку, в которой содержится редкое упоминание усадьбы. Он берег ее всю жизнь. Осознавая ценность вещи и глубину доверия, беру страничку очень бережно, боясь ненароком повредить. Читаю. Протягиваю руку обратно, чтобы вернуть экспонат хозяину. Но он меня останавливает - "не надо, тебе нужнее, храни теперь ты, может быть, замолвишь за нее словечко, и будет для всех память...".
Будет! Я обязательно буду помнить! И постараюсь как-то помочь. В груди страшно щемит - и от символичности встречи, и от наслоения смыслов. Пожалуй, из руин Знаменского получился бы прекрасный памятник нашим предкам. В нем переплелись бы многие страницы многострадальной истории нашей страны. Небо под Ржевом затянули сумерки. Настало время уезжать. Но усадьба не засыпала. В парке пели дрозды, свет пробивался сквозь деревья, подсвечивая разноцветные ковры из первоцветов.
Заветную газетную страничку я храню на рабочем столе. Это воспоминание о поездке в Знаменское я пообещал себе опубликовать 22 июня, "ибо время, столкнувшись с памятью, узнает о своем бесправии".
Шестнадцать лет: это много или мало? В масштабах истории, разумеется - немного. Однако, за это время можно сотворить настоящие чудеса, особенно - в деле восстановления усадеб. 12 июня вологодская усадьба Хвалевское отмечает свой второй День Рождения - в этот день ее посетила семья Войцеховских-Качаловых, члены которой являются прямыми потомками основателей этого поместья. С этого момента семья приняла решение о восстановлении усадьбы. Вот как описывает те события владельцы усадьбы: "Ровно 16 лет назад в этот день, в день России в 2007 году, мы впервые посетили усадьбу Хвалевское. После этого визита было принято семейное решение о восстановлении усадьбы. Публикуем несколько фотографий, сделанных в этот день (кроме одной с маленьким Мишей, сделанной в 2010 году после начала восстановительных работ). На фото семья Войцеховских-Качаловых, семья Тутолминых, Сергей Качалов и жители села Борисово-Судское - Нина Рябкова, Юрий Болтов, Николай Суворов. Их доброжелательность и моральная поддержка дали нам силы взяться за восстановление усадьбы и храма Покрова.
Первый после революции визит семьи потомков строителя усадьбы Николая Качалова - семей Тутолминых и Головкиных из Петербурга - состоялся в июне 2006 года на юбилейный праздник села по приглашению организаторов праздника. Многая лета всем жителям села!".
Свой рассказ владельцы усадьбы Хвалевское проиллюстрировали фотографиями, на которых запечатлены усадебные достопримечательности до реставрации. Впечатляет! Желаем усадьбе Хвалевское и ее владельцам процветания и всяческих благ!
Как вам такой потрясающий результат? Уже были на экскурсии в Хвалевском? Фото взяты из официальной группы усадьбы ВКонтакте.