Неизвестно кем и когда построенная усадьба, которую местные жители называют дачей Строганова, расположена на высоком берегу Яузы в месте впадения в него ручья Золотой Рожок. В 1751 году дарственная на участок году была получена бароном Сергеем Григорьевичем Строгановым, сыном сподвижника Петра I Григория Строганова. Авторство главного дома приписывают Родиону Казакову (с его именем связывают усадьбу Баташева), малоизвестному и забытому архитектору, которого путают с «главным» Казаковым. Родион мог получить заказ через Голицыных – владельцев Кузьминок, т.к. Строгановы являлись их родственниками. В усадьбе долгое время жил архитектор А.Н. Воронихин, в 1790-е гг. он стал домашним архитектором Строгановых. Воронихин был архитектором таких усадеб как Братцево, Городня и Кузьминки. В 1828 году владельцами огромной усадьбы стали купцы Алексеевы, которые оборудовали здесь текстильную фабрику…
Этот волнительный, но очень важный для меня момент настал! В конце каждого года блог "Летопись русской усадьбы" презентует календарь с моими работами. И если в прошлом году мы вдохновлялись Пушкиным и старыми парками с "Приютом задумчивых дриад", то в этом году нас ждут "Акценты". Какие они? Яркие…
Дорогие друзья! В это воскресенье, 20-го сентября, мы приглашаем всех желающих на встречу с членами рабочей и инициативной группы проекта восстановления и возрождения усадьбы Быково.
Встреча пройдет в неформальной обстановке. Мы предлагаем познакомиться всем неравнодушным к судьбе усадьбы, вновь прибывшим и участвующим в работе по восстановлению усадьбы людям в ходе прогулки у усадьбы. Программа нашей неформальной встречи будет следующей: - в форме небольшой экскурсии мы расскажем об интересных и часто не затрагиваемых аспектах истории усадьбы; - после исторической части мы подробно расскажем о нынешнем положении дел, ответим на вопросы присутствующих; - далее мы обсудим дальнейшие действиях и планы, скоординируем волонтерскую деятельность в вопросе сохранения и общественного контроля судьбы усадьбы; - в завершение встречи мы пригласим всех посетить музей В. И. Баженова в Жуковском, где мы организуем чаепитие в этот осенний день.
По времени встреча займет около 2-3-х часов.
Мы ждем вас в 14:00 у ворот церкви Владимирской иконы Божьей матери в Быково (арх. В. И. Баженов).
Приглашаю Вас завтра на фотовыставку в Палатах Аверкия Кириллова (Берсеневская набережная, дом 20). Выставка откроется 15 сентября в 16.00, там будут представлены работы Вадима Разумова vadimrazumov.ru, Сергея Полковниченко, Павла Лабутина pavleg, Видении Селивановой, Алексея Морозова. Выставка для тех, кто любит путешествовать по просторам родной страны и открывать для себя ее неизвестные красоты, для тех, кто интересуется культурой, архитектурой и природой.
Организаторами предусмотрен фуршет, в рамках которого в непринужденной обстановке вы сможете пообщаться с любым из авторов или организаторов выставки, обсудить последние новости из мира искусства и путешествий, получить новые знания и приобрести интересные знакомства. На ее открытии, помимо организаторов – представителей площадки Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачёва, новаторского интернет-проекта enjourney.ru – будут присутствовать фотохудожники, представители туристических компаний, московского правительства, журналисты.
Вход свободный!
Режим работы: с 11:00 до 19:00 с 15 по 27 сентября.
Адрес: Палаты Аверкия Кириллова, Берсеневская набережная, дом 20.
Храм в Покровском принадлежит к типу усадебных церквей, которые возводили в своих вотчинах ближайшие родственники царя Бориса Годунова. Подобные храмы представляли собой композицию из бесстолпного одноглавого четверика с двумя симметрично расположенными приделами.
На рубеже XVIII-XIX веков к западному фасаду церкви были пристроены трапезная и колокольня. Покровское принадлежало Волконским, а после них долгое время Шереметевым. Последним известным владельцем был П.М. Азанчевский.
В 80-е годы храм уже находился в тяжелом состоянии. В 2007 году начались восстановительные работы.
Музыкальный мини-фестиваль под названием «Три века - три пространства - три композитора» состоится 17 сентября в подмосковных усадьбах Мелихово и Лопасня-Зачатьевское. Перед зрителями выступят известный пианист, заслуженный артист России Алексей Альбертович Гориболь, вокалисты Большого театра, а также виртуозные музыканты и коллективы – лауреаты международных конкурсов и премий.
Гости фестиваля смогут насладиться лучшими произведениями Моцарта, Чайковского и Шостаковича в исполнении современных музыкантов и посетить организованные экскурсии по прекрасным усадьбам Мелихово и Лопасня-ЗачатьевскоеФестиваль «Три века - три пространства - три композитора» является продолжением Левитановского фестиваля, который на протяжении девяти лет проходил в «городе художников и поэтов», Плесе.
Подробности о стоимости билетов и программе фестиваля вы можете узнать, изучив афишу ниже.
Третья книга издания "Памятники архитектуры Москвы" вышла в 1990 году. Она охватывает территорию от Бульварного до Садового кольца, то есть Земляного города (кроме Замоскворечья).
«Памятники архитектуры Москвы» (ПАМ) — фундаментальное издание, посвящённое исторической застройке города и его архитектурным памятникам, охраняемым государством. Первые шесть книг изданы издательством «Искусство», последующие четыре — издательством «Искусство — XXI век». Книги, вошедшие в издание и посвященные исторически сложившимся районам Москвы, включают очерк градостроительной истории района, основные этапы формирования его планировки, эволюцию его застройки, особенности сложения и развития городского ландшафта. Все очерки сопровождаются архивными изобразительными материалами: чертежами, рисунками, гравюрами и фотографиями, к которым даётся научный комментарий, а также современными изданию фотографиями наиболее сохранившихся участков исторической застройки города. Издание имеет сквозную нумерацию статей, посвящённых отдельным памятникам архитектуры Москвы, и описывает 673 памятника. У истоков этого издания стоял известный историк русского и византийского искусства, доктор искусствоведения Алексей Ильич Комеч (1936—2007), научный редактор издания. Материал был подготовлен сотрудниками Реставрационной мастерской № 13 управления Моспроект-2. Рецензенты: В.П. Выголов и В.С. Попов. За скан огромное спасибо Дмитрию Вадатурскому.
Жители столичного региона и гости из других областей России вновь смогут совершить путешествие на фестиваль, программа которого познакомит любителей старины со всеми аспектами традиционной усадебной культуры. В Московской области стартует III Фестиваль усадебной культуры «Журфикс в Ивановском». Он пройдет 16 сентября текущего года.
Ниже по ссылке описание мероприятий и фотографии усадьбы с дрона.
Это не просто храм – это настоящее произведение искусства! Храм Рождества Богородицы в Подмоклово, выполненный в форме ротонды и окруженный статуями двенадцати Апостолов и четырех евангелистов, запросто мог бы украсить собой площадь какого-нибудь старинного итальянского города. Но находится он в небольшом селе Подмоклово, в котором до революции находилась процветающая усадьба.
Храм Рождества Богородицы историки и искусствоведы единогласно называют одним из наиболее интересных сооружений петровской эпохи России. В стиле этого архитектурного шедевра присутствуют ноты западноевропейского барокко.
Историю строительства, владения и дальнейшего развития храма в Подмоклово окутывают множество историй – одна интереснее другой. В наши дни уже трудно поверить в то, что после революции уникального храма Рождества Богородицы могло просто-напросто не стать. К счастью, этой старинной церкви очень повезло – и в годы идеологического перепутья, и сейчас, когда о ней заботится увлеченный и грамотный человек. Я считаю, что второе рождение этого храма произошло тогда, когда его настоятелем был назначен протоиерей Дионисий Крюков. Заручившись поддержкой семьи и своих талантливых детей, отец Дионисий смог добиться огромных успехов в сохранении храма. Семья Крюковых наладила в Подмоклово проведение интересных экскурсионных программ для туристов, организовала проведение культурных программ для жителей села, создала прекрасный сайт храма и стала учредителем удивительного по концепции и уровню организации фестиваля старинной музыки у стен церкви.
К истории отца Дионисия и его замечательной семьи мы с вами еще обязательно вернемся в этом материале. А начать его я предлагаю с небольшой исторической справки об истории церкви Рождества Богородицы. В какой период она была построена? Как получилось так, что храм в Подмоклово продолжал строиться вопреки строжайшим царским запретам? Почему она была возведена в столь необычном стиле? На какие известные зарубежные храмы он похож? Бракосочетание какого представителя дома Романовых, по легенде, планировали провести в этом храме? Как и при каких обстоятельствах в подмокловской церкви появилась фреска «Лермонтов» в аду» и почему она стала причиной настоящего скандала в стране? Кто и как защитил храм Рождества Богородицы в советские годы? И какие замечательные мероприятия проходят у храма в Подмоклово в наши дни?
Кстати: уже в эти выходные, 16 сентября, состоится наша экскурсия «Окрестности города С», во время которой мы посетим, в том числе, и прекрасный храм Рождества Богородицы в Подмоклово. Спешите забронировать билеты в поездку!
А вы были в Подмоклово? Привлекают ли вас такие нетипичные для России образцы храмовой архитектуры?
В Подмосковье пройдет крестный ход к 155-летию святой Елизаветы Федоровны – он состоится 15 сентября. Крестный ход проводится ежегодно с 2011 года в воскресенье сентября, ближайшее к именинам Великой княгини Елизаветы Федоровны (18 сентября). Помимо 155-летия со дня рождения святой, в нынешнем году он будет также посвящен 145-летию со дня рождения священномученика Сергия Махаева, сообщает пресс-служба Фонда «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество».
Выдающий пастырь, наставник и законоучитель Иверской общины сестер милосердия, настоятель храма Иверской иконы Божией Матери в Москве, протоиерей Сергий Махаев (+ 1937 г.) был помощником святой Елизаветы Федоровны во многих делах: в работе Императорского Православного Палестинского Общества и Московского отделения Российского общества Красного Креста. Отец Сергий Махаев принял мученическую смерть за веру Христову 2 декабря 1937 года на Бутовском полигоне Москвы. В 2000 году он был прославлен в лике новомучеников и исповедников Российских.
Крестоходцы пройдут по уникальному маршруту, разработанному фондом и объединяющему старинные подмосковные села Ильинское и Усово, входившие в Императорскую усадьбу. Традиционно паломники совершат переправу через Москву-реку на плотах и по понтонному мосту.
15 сентября в 7:30 бесплатные автобусы заберут желающих принять участие в VIII Елисаветинском крестном ходе от станций метро «Тушинская» и «Молодежная» (выход из первого вагона). В 9:30 в Спасском храме села Усово начнется Литургия, которую возглавит митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. Затем автобусы доставят паломников к храму Ильи Пророка в село Ильинское, откуда в 12:30 начнется движение с остановкой для чтения Евангелия у школы императрицы Марии Александровны.
Крестный ход завершится общей молитвой святой преподобномученице Великой княгине Елизавете Федоровне у Спасского храма села Усово. Всем желающим будет предложена трапеза, после которой паломники смогут посетить экскурсию по выставке Фонда ЕСПО «Не умолкну ради Сиона, и ради Иерусалима не успокоюсь (Ис. 62:1). Августейшие председатели Императорского Православного Палестинского Общества» и посмотреть документальные фильмы.
Прибывших из Москвы паломников автобусы отвезут обратно в 17:00.
Мне пока еще очень трудно найти подходящие слова в связи с "киношными" скандалами последних недель. Все это очень мерзко, стыдно, глупо.. . Хочется просто взять и "развидеть". Но, увы, не получится. Как и не удастся повернуть время вспять и исправить то, что уже сделано.
Я же хочу обратиться к волонтёрам, краеведам и сотрудникам музеев. Мне, увы, есть, чем поделиться. К сожалению, с каждым годом среди "киношников" и работников телевидения становится все меньше и меньше адекватных людей. Зачастую, их задача предельно проста: получить красивую картинку в исторической локации, не обременяя себя никакими финансовыми, хозяйственными и другими обязательствами. Предположим, с вами связались продюсеры теле- или кинопроекта, запросив разрешение на съемку в исторических интерьерах. Что нужно обязательно сделать в первую очередь?
1) Подробно разузнать, КТО (!!), что и зачем планирует снимать. Мне часто пишут с просьбой "порекомендовать усадьбу" для съемок. Иногда из этого получались действительно хорошие проекты. Но иногда вопрошающие являлись представителями таких профессий, о которых вслух и говорить стыдно: начиная от "экстрасенсов", заканчивая режиссерами фильмов категории "18+". Фильтруйте явный неадекват и действуйте дальше.
2) Требуйте представить подробный сценарий любого материала: даже если это клип, фильм или телепередача. Умоляю, просматривайте сценарий тщательно! Вы даже не представляете, какие фантазии порой хотят реализовать в исторических интерьерах! Мы с коллегами из одного подмосковного усадебного музея до сих пор вспоминаем сценарий про то, как "на фоне старинной лестницы появляются переодетые мужчины в барочных париках и чулках". И, поверьте - бывало и хуже. А один раз в усадьбе хотели снять фильм поборники "альтернативной истории": они мечтали представить зрителю "новый взгляд на жизнь Гитлера". Обязательно прописывайте в договоре пункт о том, что съемочная группа представила вам финальный вариант сценария, а в случае чего - обязана предупредить вас об его изменении.
3) Договор! Обязательно заключайте договор, в котором вам необходимо прописать все интересующие вас пункты. Здесь должно быть и про стоимость аренды помещения, и про коммунальные платежи, про то, что делать можно и нельзя делать на площадке, и про пресловутый сценарий. И, конечно, в договоре должны быть предусмотрены меры ответственности за неисполнение обязательств и порчу имущества. Но в него обязательно следует прописать еще несколько пунктов...
4) Уборка и сотрудник на площадке. Никогда не оставляйте съемочную группу на площадке без присмотра. Пусть в роли наблюдателя будут охранник и сотрудник музея. Этот человек должен следить за тем, чтобы никто не портил интерьеры и не проводил несанкционированные работы. Заложите им дополнительную зарплату в договор. После съемок всегда остается большой фронт работ для основательного клининга. Недопустимо, чтобы все это бесплатно разгребали уборщики, которые также имеют мизерную зарплату.
5) Иногда к съемочному процессу пытаются привлечь экспертов - краеведов, гидов, историков. Часто на них перекладывают большую работу по организации съемок, написанию сценария и даже - поиску уникальных данных в архивах. На первых порах людям обещают небольшой заработок. Но как только сценарий готов, локации подобраны, а архивные материалы найдены, запускается традиционная песня "у нас нет бюджета". В итоге, человек, надеющийся получить деньги за свой труд, оказывается ни с чем. Один раз так "развели" моего знакомого, который понадеялся на порядочность людей и старался заработать деньги на лечение ребенка. Со мной такие ситуации тоже происходили. Один крупный кинохолдинг хотел, чтобы я организовал тур по усадьбам для съемок. Тогда я еще не знал всех подводных камней в работе с "киношниками". Попросил хотя бы компенсировать расходы на гостиницу и бензин. Продюсер обвинил меня в меркантильности и забанил в соцсетях. Выход из этой ситуации один - договор с предоплатой.
6) Вам, конечно же, будут доказывать то, что "у нас нет бюджета". Безусловно, бывают в наши дни и те, кто снимает фильмы для благотворительных проектов, своими силами и тд. Но у большинства съемочных команд деньги на все вышеперечисленное все же есть. Приведу еще один пример из жизни. Как-то раз в одной московской усадьбе снимали клип инстадивы с многомиллионной аудиторией подписчиков. Съемочная группа "выжгла" электроэнергии на 10 тысяч больше, чем было предусмотрено в договоре. Руководство усадьбы просило доплатить деньги. В ответ они получили истерику продюсера и обвинения в попытке "нажиться на звезде". При этом, "звезда" вполне спокойно и официально берет 300 тысяч рублей за одну рекламную интеграцию в сторис.
Все это грустно еще и потому, что данные деятели искусства бросают тень и на честных людей, работающих в театре, кино и на телевидении. Такие, к счастью, тоже бывают. И они тоже страдают от хамства коллег.
Хочу подчеркнуть один важный момент. Я не против того, чтобы усадьбы были задействованы в съемках! Пусть это будут даже клипы представителей эстрады! Но! Не тащите вы туда откровенное дерьмо, трэш, хайп и плебейщину из поворотни! Вы совершаете преступление, уничтожая интерьеры усадеб. Это не картонные декорации, которые можно утилизировать после съемок! Это - наше наследие! Имейте хотя бы малейшее понимание, что и где вы снимаете! Все должно быть достойно, честно и нести пользу усадьбам! Режиссер получает красивую картинку, усадьба зарабатывает дополнительную копеечку на дальнейшее развитие, и все - счастливы! Но вряд ли возможно счастье в том обществе, где одни годами безуспешно пытаются получить разрешение хотя бы одним глазком взглянуть на драгоценные интерьеры, а другие - разбивают их тяжелыми предметами потехи ради...
Каждая поездка в древний владимирский город Юрьев-Польский непременно сопровождается миссией - "Найти слона".
Главная достопримечательность города - Георгиевский собор находится в центре этой миссии. Древний собор стал последним храмом Руси, построенным до начала татаро-монгольского нашествия. Его главным отличием от "братьев" по стилю и Эпохе - церкви Покрова на Нерли, Борисоглебской церкви в Кидекше и Спасо-Преображенского собора в Переславле-Залесском, отличает обилие по-настоящему диковинного декора. Его стены украшены резными белокаменными изображениями, в числе которых есть изображения животных, мифических существ и даже слона!
Собственно, миссия "найти слона" на стенах собора актуальна для туристов всегда, даже когда они приезжают в Юрьев-Польский не в первый раз. И каждый раз найти того самого слона не так-то просто!
Я подготовил для вас подборку фотографий Юрьев-Польского. А если вы хотите вновь или впервые увидеть этот город, то я приглашаю вас в наше путешествие по Владимирской области https://www.usadboved.ru/vladimirsky_krai
А вам быстро удалось найти того самого слона? На какой из фотографий в посте он прячется?
Давненько у нас не было рубрики о современных воплощениях усадебной архитектуры. И сегодня я хочу познакомить вас с одной из работ архитектора Алексея Соколова, которого вы, наверняка, уже знаете по направлению "Усадьбы Старково" от "Starkwood".
Часто, когда речь заходит речь об усадебной архитектуре в современности, люди спрашивают: каким должен быть участок для строительства? Конечно, в идеале это должен быть старинный парк или большой участок площадью от одного гектара. Однако, наш сегодняшний проект - прямое доказательство тому, что дачный дом в усадебном стиле может органично расположиться и на 20-30 сотках.
"Усадьба Август" находится на востоке Московской области. Ее Алексей Соколов проектировал для большой и дружной семьи, которая ценит классическую архитектуру и любит историю нашей страны.
Центральной композиции дачи является двухэтажный главный дом в классическом стиле из клееного бруса толщиной 210 мм. Общая площадь 340 кв.м + цокольный этаж 190 кв.м. Крыша фальцевая, металлическая. Фасад покрашен укрывной краской серо-голубого цвета с лавандовым оттенком.
Участок, на котором расположен дом, занимает площадь около 25 соток и имеет небольшие особенности по рельефу.
Хозяева дома не хотели устанавливать традиционный для дачных посёлков забор, поэтому решили стилизовать и его. Столбы забора и ворот были выполнены из газосиликатных блоков с декоративной штукатуркой. Получилась весьма аутентичная въездная группа с пилонами! Такой вариант забора, по-моему, является прекрасным компромиссом между красотой, функциональностью и адекватной стоимостью.
В "Усадьбе Август" любят принимать гостей. Для них на территории дачи построен очаровательный одноэтажный флигель в классическом стиле. Этот проект вполне мог бы служить и в качестве небольшого главного дома для семьи. Поэтому если вы искали нечто похожее - рекомендую присмотреться к проекту флигеля "Усадьбы Август", взять за основу план и сделать свой дизайн фасадов вместе с Алексеем Соколовым и "Starkwood".
Усадебная тематика на этой даче прослеживается и в саду. Хозяева подчеркнули стиль своей резиденции аркой-перголой, изящной скамьей и многочисленными антикварными вазонами, которые в разное время с любовью приобретались в разных городах и странах.
Постройки окружает красивый ухоженный сад с английским газоном, цветником из роз, декоративными кустарниками и хвойными.
На веранде - уютная плетеная мебель, классика дачного стиля. Я был очень рад знакомству с этой современной усадьбой и ее владельцами. Мне кажется, что "Усадьба Август" является прекрасным примером не только современного прочтения усадебной архитектуры, но и гармоничным образцом существования таковой в дачном посёлке. А как вы считаете?