Неизвестно кем и когда построенная усадьба, которую местные жители называют дачей Строганова, расположена на высоком берегу Яузы в месте впадения в него ручья Золотой Рожок. В 1751 году дарственная на участок году была получена бароном Сергеем Григорьевичем Строгановым, сыном сподвижника Петра I Григория Строганова. Авторство главного дома приписывают Родиону Казакову (с его именем связывают усадьбу Баташева), малоизвестному и забытому архитектору, которого путают с «главным» Казаковым. Родион мог получить заказ через Голицыных – владельцев Кузьминок, т.к. Строгановы являлись их родственниками. В усадьбе долгое время жил архитектор А.Н. Воронихин, в 1790-е гг. он стал домашним архитектором Строгановых. Воронихин был архитектором таких усадеб как Братцево, Городня и Кузьминки. В 1828 году владельцами огромной усадьбы стали купцы Алексеевы, которые оборудовали здесь текстильную фабрику…
4 сентября 2013 г.
|
Недалеко от Андроникова монастыря находится местность, которую когда-то пересекал ручей со звонким названием Золотой Рожок.Золотой рожок, Лефортовский ручей - нижний левый приток реки Яузы. Длина 2,3 км. Начинался из болота у нынешней платформы "Серп и молот" Нижегородского направления Московской железной дороги. Протекал под Владимиркой (шоссе Энтузиастов), впадая в Яузу у Спасо-Андроникова монастыря. Назывался "горным потоком Москвы", потому что на нижнем участке длиной около 1 километра высота падения составляла 11,5 метра. По преданию, свое название ручей получил от основателя Спасо-Андроникова монастыря митрополита Алексия после его паломничества в Константинополь (называется от залива Золотой Рог). От Золотого Рожка пошли названия Золоторожских набережной, улицы, переулков и проезда. Сейчас в русле этого ручья бегут поезда Московско-Курской железной дороги. Главная улица этого района раньше называлась Золоторожской, а в 1937 г. ее переименовали в Волочаевскую. Если проехать по ней из конца в конец, то может сложиться впечатление, что вы находитесь в провинциальном промышленном городе. Атмосферу запыленности и скуки создает гигантский завод "Серп и Молот". История этого монстра уходит в 1845 г., когда в Москву приехал Пьер Гужон, предприимчивый француз, начавший свою карьеру с гвоздильного производства за Бутырской заставой. Недалеко от усадьбы находится завод "Кристалл". В конце прошлого века завод именовался Казенным винным складом №1. Здесь при производстве водки использовались новейшие технологии и чистая артезианская вода. |
2. |
3. |
4. |
Строительство Строгановской Дачи традиционно приписывается Р.Р.Казакову. Родион Родионович Казаков (1758 –1803), родившийся на двадцать лет позже Матвея Казакова и умерший на девять лет раньше, был потомственным москвичом. Он происходил из семьи мелкопоместного дворянина прапорщика архитектуры в «архитекторской команде» князя Д.В.Ухтомского. От отца Р.Р.Казаков и получил первоначальные знания об архитектуре. Детство и юность Р.Р.Казакова прошли в родительском доме недалеко от Кремля в Староваганьковском переулке (впоследствии его собственный дом находился в Немецкой слободе на Гороховом поле). В 1776 г. он создал свой первый самостоятельный архитектурный проект классицистического Нововоробьевского дворца – дворца императрицы на Воробьевых горах, сооруженного с использованием бревен Пречистенского дворца. За этот проект, принесший ему известность, Р.Р.Казаков получил звание архитектора, и стал одним из признанных московских зодчих. В 1781-1782 гг. принял участие в строительстве Екатерининского дворца в Лефортове. С именем Р.Р.Казакова связывают сооруженную в 1798-1802 гг. огромную городскую усадьбу владельца железоделательных заводов И.Р.Баташева. Традиционно Р.Р.Казакову приписывается сооружение пригородной дачи на берегу реки Яузы (ныне Волочаевская ул., 38). Теоретически через Голицыных – владельцев Кузьминок Р.Р.Казаков мог получить такой заказ (Строгановы являлись их родственниками). Также проект Строгановой дачи очень близок к утраченному главному дому усадьбы Кузьминки. Однако нет документальных оснований для такой атрибуции. Как говорит Михаил Коробко lugerovski: «Тем не менее поиски казаковских работ должны быть продолжены, поскольку Р.Р.Казаков является крупным, но незаслуженно забытым зодчим, по вкладу в московскую архитектуру стоящим в одном ряду со своими учителями В. И. Баженовым и М. Ф. Казаковым". |
5. |
6. |
7. |
Строгановы (Строгоновы) — род русских купцов и промышленников, из которого происходили крупные землевладельцы и государственные деятели XVI—XX веков. Выходцы из разбогатевших поморских крестьян. С XVIII века — бароны и графы Российской империи. Род пресёкся в 1923 году. Их именем названы направление в русской иконописи конца XVI — начала XVII веков (Строгановская школа иконописи) и лучшая школа церковного лицевого шитья XVII века (Строгановское лицевое шитьё), а также строгановское направление московского барокко. Барон Строганов Сергей Григорьевич (1707—1756) — действительный камергер и кавалер ордена Св. Анны первой степени; отец графа А. С. Строганова и дед П. А. Строганова. Владелец Строгановского дворца в Санкт-Петербурге, построенного Ф.-Б. Растрелли. Ему незадолго до смерти достался участок на Яузе. Скорее всего Строгановы получили землю на Яузе от предыдущих владельцев Разумовских. Был женат с 1732 года на Софье Кирилловне Нарышкиной. В январе 1733 года у них родился сын Александр, и так как Софья Кирилловна, скончалась в 1737 году, то Сергей Григорьевич почти исключительно посвятил себя своему единственному ребенку, после обучения заграницей, он женил его на Анне Михайловне Воронцовой, дочери вице-канцлера, главным образом потому, что это было желание императрицы Елизаветы Петровны и всего семейства Воронцовых. Но 30 сентября 1756 года барон Сергей Григорьевич внезапно скончался, вероятно, от удара. М.М.Голицын в письме сыну подробно описал смерть Строганова: |
8. |
9. |
10. |
Александр Сергеевич Строганов (1733, Москва —1811, Санкт-Петербург) — российский государственный деятель; член Государственного совета, сенатор; барон, с 1798 года — граф; действительный тайный советник 1-го класса (15 сентября 1811[2]). Обер-камергер c 1797 г. Крупнейший землевладелец и уральский горнозаводчик; коллекционер и благотворитель. Член Российской академии (1783), один из составителей Академического словаря. Был единственным сыном барона (1733) Сергея Григорьевича Строганова и Софьи Кирилловны Нарышкиной. В 1758 году женился на Анне Михайловне Воронцовой, единственной дочери государственного канцлера. После нескольких лет домашних неурядиц супруги разъехались. В декабре 1764 г. тесть М. И. Воронцов извещал И. И. Шувалова: «О негодном зяте было писано мне, что он совсем промотался, лучшие деревни распродал и достальные взаймы дал; он сверх легкомысленности и ветреного нрава, также и злое сердце имеет». Он был владельцем одного из самых известных домов в Петербурге — Строгановского дворца на углу Невского проспекта и реки Мойки. Скончался 27 сентября 1811 года; и погребён на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры. Здание главного дома в Строгановской даче было «возведено на базе постройки конца XVIII - начала XIX веков, возможно, бывшей оранжереи. В послевоенный период его надстроили вторым этажом и оформили в стиле ампир: центр фасада украшает шестиколонный коринфский портик, ионические портики малого ордера акцентируют боковые входы». |
11. |
12. |
13. |
В 16-летнем возрасте А.Н. Воронихин приехал в Москву, где поступил в архитектурную школу московского Кремля. Был учеником В.И. Баженова, впоследствии много лет работал с английским архитектором Ч. Камероном. А.Н. Воронихин обладал многограннным талантом: выполнял очень модные в начале XIX в. росписи на фарфоре, миниатюрные портреты, писал иконы для Спасо-Андроникова монастыря, неподалеку от которого находилась дача Строгановых на Яузе – место проживания будущего архитектора, рисовал акварелью эскизы проектируемых архитектурных и ландшафтных сооружений. Детские годы будущий архитектор провел в семье приказчика Строгановых Воронина, к дому которого была приписана и его мать. Вследствие этого соседи прозвали ее Ворониха, а ее сын был записан в метриках, как Воронихин. Несмотря на переезд в северную столицу, А.Н. Воронихин по крайней мере дважды возвращался в Москву, где у него были друзья, в частности, В.И. Баженов, с которым А.Н. Воронихина связывало единство эстетических воззрений. В 1775-76гг и в 1785г проездом в усадьбу Голицыных Городня Калужской обл. и по пути заграницу. В 1790-х гг. А.Н. Воронихин работал в окрестностях Москвы в усадьбе Голицыных-Строгановых Братцево. В 1782г. по приглашению графа А.С. Строганова А.Н. Воронихин переехал в Санкт-Петербург в знаменитый дворец Строгановых на Невском проспекте. А.Н. Воронихин считается незаконным сыном крепостной и камергера и генерал-майора барона А.Н. Строганова – двоюродным братом владельца дома на Невском – президента Академии Художеств, директора публичной библиотеки, коллекционера и мецената графа А.С. Строганова. 1790-е гг. стали временем наивысшего расцвета талантов А.Н. Воронихина - он стал домашним архитектором Строгановых, поручавших ему масштабные художественные работы по украшению дворца на Невском, а также в их загородных усадьбах Марьино и В новой деревне на Черной речке. Заключительным этапом творческой деятельности А.Н. Воронихина стало воплощение его проектов в усадьбе Кузьминки. В 1804г скончался владелец имения князь М.М. Голицын и до 1816г усадьба перешла в руки его вдовы А.А. Голицыной (Строгановой), по свидетельству современников, признававшей А.Н. Воронихина (уже академика и кавалера многих орденов) своим кузеном. Исполнителем проектов А.Н. Воронихина стал итальянский архитектор Джовани Батиста Жилярди – отец Доменико Жилярди. Можно предположить, что именно по ее просьбе архитектор спроектировал в 1806-12 годах в Кузьминках, по образцу модного в то время «помпеянского стиля», с постройкой краснокирпичной подпорной стенки, образованию 2 террас, на самой высокой точке усадьбы был сформирован господский двор, дренажный ров и арочный мостик через него, установлены чугунные решетки с переплетенными кольцами –стилизованное изображение цепи, в виде маленького замка со шпилем построен павильон «Мельничный флигель» с бельведером и «Мост на плотине» со скульптурами «Времена года», а также выполнены росписи в «воксале» -Египетском зале Померанцевой оранжереи. |
14. |
15. |
16. |
Алексеевы — семья российских предпринимателей XVIII — начала ХХ вв. Происходят из крестьян сельца Добродеева Ярославской губернии, принадлежавшего Наталье Никифоровне Ивановой. Предок их, Алексей Петрович (1724—1775), был женат на дочери конюха графа П. Б. Шереметева. Получив вольную, в 1746 году приехал в Москву и был причислен к московскому купечеству. Его сын, Семён Алексеевич (1751—1823), купец 2-й, а затем 1-й гильдии, коммерции-советник; в 1785 открыл производство золотой и серебряной канители. У Семёна Алексеевича было три сына: Владимир, Пётр и Василий Семёновичи. От них пошли различные ветви этой многочисленной семьи. Владимир Семёнович (1795—1862) значительно расширил семейное дело. Кроме золотоканительного производства стал заниматься закупками шерсти и перепродажей её на суконные фабрики Центрального экономического района России, основал товарищество «Владимир Алексеев». Алексеевым принадлежали хлопкоочистительные заводы и шерстомойни. Было и огромное овцеводство и коневодство. Им принадлежит заслуга перенесения мериносовского овцеводства из Донской области в Сибирь. Частично им принадлежала и золотоканительная фабрика — позднее кабельный завод, где директором был К. С. Станиславский. Фирму унаследовали Александр Владимирович и его брат Сергей Владимирович (1836—1893), коммерции-советник, потомственный почётный гражданин, старшина Московского купеческого общества, член Московского отделения Совета торговли и мануфактур. Занимался благотворительной деятельностью: попечитель Солодовниковской богадельни, почётный смотритель Солодовниковского училища, участвовал в постройке Александровской больницы (1886). В число владельцев и руководителей фирмы также входили: Николай Александрович (1852—1893), директор товарищества «Владимир Алексеев», один из основателей, директор и казначей Московского отделения Русского музыкального общества, в 1885—1893 — московской городской голова; Владимир Сергеевич (1861—1938), директор товарищества «Владимир Алексеев», товарищества Даниловской камвольной мануфактуры; Константин Сергеевич (Станисл авский). В 1828 и 1859 годах сооружение расширялось за счет пристроек. В интерьере сохранились красивая ампирная отделка парадной анфилады: лепнина, печи, дверные полотна. |
17. |
18. |
19. |
20. |
Старые фотографии |
1900-1917 годы. Дача Строгановых. (отсюда) |
1947 -1950 г. Фабрика Алексеевых. На переднем плане весьма крутые склоны оврага, по которому протекал ручей Золотой Рожок. Теперь на месте засыпанного оврага проходит Золоторожская улица (название её вроде надписи на надгробье). Двухэтажные деревянные дома выстроились вдоль Строгановского проезда. Верхний ярус занимает мощный корпус текстильной фабрики братьев Алексеевых с величественным портиком в средней части и треугольным фронтом. Склейки несколько растянули его правое крыло.
Источник: Железнодорожные альбомы
|
1979 г. Центральная Детская Экскурсионно-Туристская станция. Находилась в саду над Яузой рядом с Дачей Строгановых. Автор:Б.Никонов
|
1979 г. Заброшенный сад дачи Строгановых, что на Яузе. В саду дачи Строгановых, над Яузой. Сквозь деревья заброшенного сада виднеется Спасо-Андронников монастырь.
|
1979 год. Парадное крыльцо дачи Строгановых. Вид со стороны сада на парадное крыльцо дачи Строгановых, что на Яузе.
|
1980-1990 г. (отсюда) "Здание возведено на базе постройки конца XVIII - начала XIX веков, возможно, бывшей оранжереи. В послевоенный период его надстроили вторым этажом и оформили в стиле ампир: центр фасада украшает шестиколонный коринфский портик, ионические портики малого ордера акцентируют боковые входы. В 1828 и 1859 годах сооружение расширялось за счет пристроек. В интерьере сохранились красивая ампирная отделка парадной анфилады: лепнина, печи, дверные полотна." |
1990 г.
Автор: Виталий Царин
|
В лицах |
|
Барон Строганов Сергей Григорьевич (1707—1756) — действительный камергер и кавалер ордена Св. Анны первой степени; отец графа А. С. Строганова и дед П. А. Строганова. Картина И. Н. Никитина. 1726 г, холст, масло, 87x65,5 см (овал, вписанный в прямоугольник) Государственный Русский музей, Санкт-Петербург |
|
Алекса́ндр Серге́евич Стро́ганов (3 [14] января 1733, Москва — 27 сентября [9 октября] 1811, Санкт-Петербург) — российский государственный деятель; член Государственного совета, сенатор; барон.
|
|
Граф Па́вел Алекса́ндрович Стро́ганов (7 июня 1772, Париж — 10 июня 1817) — российский военный и государственный деятель; генерал-лейтенант, генерал-адъютант. Гибель единственного сына в сражении при Краоне в 1814 году на глазах отца совершенно сломила Павла Александровича и через три года он умер. Портрет П.А. Строганова работы Джорджа Доу (дата работы 1823-1825). Военная галерея Зимнего Дворца, Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург) |
|
Наталия Павловна Строганов (1796—1872) — единственная наследница строгановского состояния, жена с 1818 года четвероюродного брата барона С. Г. Строганова, которому перешёл графский титул Строгановых. Портрет Н.П.Строгановой был написан Венециановым А.Г. в 1810–м году. В портрете отражён провинциальный стиль – бидермейер, очень модный в те времена в Европе. Венецианов - один из первых художников в России, начавший использовать бидермейер в своих работах. На портрете Строганова сдержанна и холодна, и не очень уверенна в себе – о чём говорит её небольшая сутулость. Взгляд девушки устремлён вверх и немного в сторону. Светлое платье нарядно и в то же время простовато для той эпохи. Венециановым А.Г. всем указывает на скромность юной особы. И лишь чёрные волосы, аккуратно уложенные в завитки, говорят о небольшой доли кокетства в её образе. |
Старые карты |
1739 год. Розовым отмечен Андрониковский монастырь. Справа в Яузу впадает ручей Золотой Рожок (сейчас это Золоторожская улица). |
1771 год. Французская карта. |
1784 год. На месте Строгановской дачи стоит здание в том месте, где сейчас через Яузу переброшен таможенный мост и налево уходит Сыромятническая улица. |
1812 год. Ruisseau Salotoi Rajor (ручей Золотой Рожок). |
1818 год. |
1823 год. |
1826 год. Появляется Строгановский переулок. |
1852 год. На этой карте отчетливо видны извилистые дорожки в парке усадьбы. С северо-западной стороны главного дома пристройка. Здание с юго-востока не могу идентифицировать. |
1878 год. Появилась железная дорога. |
1880 год. |
1888 год. |
1907 год. Зеленый квадрат - это парк Строгановской дачи. |
1910 год. В здании усадьбы находится отделение Складочной таможни. Чуть выше Московский завод "Кристалл" (бывший Московский казённый винный склад №1). По указу Витте в России была введена государственная монополия на производство водки и на берегу Яузы был образован так называемый Московский казенный винный склад №1. Здание склада - это образец промышленной архитектуры начала ХХ в. Он и по сей день сохраняет свой исторический облик. |
1917 год. Строгановский проезд, над ним здания Алексеевских фабрик и выше здание усадьбы. |
1927год. |
1931 год. |
1938 год. |
1941 год. |
1942 год. |
1957 год. |
1968 год. |
1980 год. |
2003 год. |
2009 год. |
2010 год. Волочаевская улица д.38. |
На карте Московских усадеб |
Ссылки
Спасибо, есть что добавить?
Journal information