Это не просто храм – это настоящее произведение искусства! Храм Рождества Богородицы в Подмоклово, выполненный в форме ротонды и окруженный статуями двенадцати Апостолов и четырех евангелистов, запросто мог бы украсить собой площадь какого-нибудь старинного итальянского города. Но находится он в небольшом селе Подмоклово, в котором до революции находилась процветающая усадьба.
Храм Рождества Богородицы историки и искусствоведы единогласно называют одним из наиболее интересных сооружений петровской эпохи России. В стиле этого архитектурного шедевра присутствуют ноты западноевропейского барокко.
Историю строительства, владения и дальнейшего развития храма в Подмоклово окутывают множество историй – одна интереснее другой. В наши дни уже трудно поверить в то, что после революции уникального храма Рождества Богородицы могло просто-напросто не стать. К счастью, этой старинной церкви очень повезло – и в годы идеологического перепутья, и сейчас, когда о ней заботится увлеченный и грамотный человек. Я считаю, что второе рождение этого храма произошло тогда, когда его настоятелем был назначен протоиерей Дионисий Крюков. Заручившись поддержкой семьи и своих талантливых детей, отец Дионисий смог добиться огромных успехов в сохранении храма. Семья Крюковых наладила в Подмоклово проведение интересных экскурсионных программ для туристов, организовала проведение культурных программ для жителей села, создала прекрасный сайт храма и стала учредителем удивительного по концепции и уровню организации фестиваля старинной музыки у стен церкви.
К истории отца Дионисия и его замечательной семьи мы с вами еще обязательно вернемся в этом материале. А начать его я предлагаю с небольшой исторической справки об истории церкви Рождества Богородицы. В какой период она была построена? Как получилось так, что храм в Подмоклово продолжал строиться вопреки строжайшим царским запретам? Почему она была возведена в столь необычном стиле? На какие известные зарубежные храмы он похож? Бракосочетание какого представителя дома Романовых, по легенде, планировали провести в этом храме? Как и при каких обстоятельствах в подмокловской церкви появилась фреска «Лермонтов» в аду» и почему она стала причиной настоящего скандала в стране? Кто и как защитил храм Рождества Богородицы в советские годы? И какие замечательные мероприятия проходят у храма в Подмоклово в наши дни?
Кстати: уже в эти выходные, 16 сентября, состоится наша экскурсия «Окрестности города С», во время которой мы посетим, в том числе, и прекрасный храм Рождества Богородицы в Подмоклово. Спешите забронировать билеты в поездку!
А вы были в Подмоклово? Привлекают ли вас такие нетипичные для России образцы храмовой архитектуры?
Дата фотографий: 8 апреля 2016 года, 1 июля и 9 августа 2017 года.
Перед вами - один из сохранившихся флигелей некогда роскошной усадьбы Подмоклово. Ою истории этого имения и его нынешнем состоянии я хотел бы рассказать в отдельном материале, а сейчас я хочу остановиться на истории главной жемчужины этой усадьбы - храме Рождества Богородицы.
2.
3.
4.
В этом посте вы увидите мои фотографии усадьбы Подмоклово, которые были сделаны в разные временные промежутки. Это станет хорошей возможностью порадоваться тому, насколько быстро и буквально на глазах расцветает храм Рождества Богородицы.
5.
Строительства храма Рождества Богородицы в Подмоклове началось в самом начале XVIII века. Считается, что датой ее основания считается 1714 год – именно тогда было получено разрешение на ее строительство. Сама ситуация активного начала строительства храма Рождества Богородицы в Подмоклово в данный временной период по-настоящему удивительна. А все дело в том, что в 1714 году Царским указом запрещается «во всём государстве на несколько лет всякое каменное строение».
6. Строительство этого храма началось в далеком 1714 году.
Внешний вид церкви Рождества Богородицы в с. Подмоклово. Дата: 1890-е гг. Автор: И. П. Никитин, личный фонд Якушевых. Вид фотодокумента: негатив (стекло). ЦАЭиАДМ Архивный номер: 5 – 195.
7. Скульптуры апостолов и евангелистов, которые украшали церковь Рождества Богородицы, были полностью выполнены русскими мастерами-скульпторами, что было первой задокументированной работой наших умельцев столь выского уровня.
Однако, амбициозный князь Григорий Федорович Долгоруков смог получить от Петра I устное разрешение на строительство подмокловской церкви, основанием чего является факт уже начавшегося строительства до указа о запрете. В 1717г. он просит о письменном указе Петра к Московскому губернатору.
Архитектурный прототип храма - молельня-оратория Санта Мария дельи Анджели.
8.
Второй прототип - храм Св. Петра в Риме (т. н. Темпьетто, постройка Донато д’Анджело Браманте, 1502 г.). Здесь он изображен на фреске Рафаэля Санти «Обручение Мадонны».
9.
Самый известный владелец Подмоклово – Григорий Федорович Долгоруков был человеком настойчивым. Отчасти, эти его качества сказались и на внешнем облике храма Рождества Богородицы, инициатором строительства которого являлся он. Историки и искусствоведы до сих пор спорят о том, как такой нетипичный для России храм мог появиться в усадьбе петровского вельможи. Скорее всего, будучи человеком просвещённым, он искренне восхищался многими образцами западной архитектуры и захотел создать похожий архитектурный шедевр на территории своей усадьбы.
10. Часть скульптур была восстановлены в наши дни.
Восточный фасад. Фото Н. Я. Епанченникова 1936г. Фототека ГНИМА им. Щусева, кол. V, нег. 427
11.
Исследователи считают, что у храма Рождества Богородицы в Подмоклово есть несколько известных зарубежных прототипов. Первый по времени пример такого рода – молельня-оратория Санта Мария дельи Анджели, построенная Ф. Брунеллески в 1427-1436 гг. Затем он повторяется в формах поминального храма на месте казни Св. Петра в Риме (т. н. Темпьетто, постройка Донато д’Анджело Браманте, 1502 г.). Ближайшим по времени аналогом церкви Рождества Богородицы в Подмоклово служит и неосуществлённый проект храма Торжествующей церкви (Ecclesia triumphans) для арены римского амфитеатра Флавиев - Колизея, разрабатываемый римским архитектором Карло Фонтана в 1676-1700 гг.
12. Храм в Подмоклово уникален еще и тем, что его продолжали строить в то время, когда петровским указом по всей стране было запрещено каменное строительство.
13.
Евангелист Лука. Фото Петухова А.И. 1967 г.
14. Реставрация храма завершилась в 2016 году.
Существует неподтвержденная и сомнительная легенда о том, что в подмокловской церкви планировалось венчание Петра II с двоюродной сестрой храмосоздателя Григория Фёдоровича Долгорукова, княжной Екатериной Алексеевною Долгорукой. Однако, о ней по-прежнему рассказывают многие местные любители истории.
15.
16.
На первоначальном этапе строительством храма в Подмоклово руководил военнопленный Лоренц фон Фикин, затем работу над шедевром продолжил другой иностранец - Андрей Шульц. Декоративная резьба и скульптуры храма были выполнены артелью резчиков по камню под руководством Ивана Зимина. Эту искусную, невероятно сложную работу историки и искусствоведы считают самой ранней задукоментировнной работой такого уровня, которая была полностью выполнена руками русских умельцев.
17. Храм был освящен в 1754 году.
18. На этом фото в храме только заканчиваются реставрационные работы. А перед ним - очаровательный маленький прудик.
Церковь с. Подмоклово (с колокольней и воротами). Фотография начала 1920 г. (Пересъемка с частного собрания).
19.
Освящение храма отодвинулось на достаточно большой промежуток времени из-за нестабильного положения Дорлгоруковых при российском дворе. Однако, в 1754 году храм все же освятили и он начал жить размеренной приходской жизнью.
20.
21.
Однако, однажды в истории церкви Рождества Богородицы случился и громкий скандал, который по своим масштабам вышел далеко за пределы Москвы и Санкт-Петербурга. В 1875 г. на средства приходского церковного старосты, серпуховского 1 гильдии купца Тимофея Ивановича Каштанова, было проведено «возобновление», т. е. капитальный ремонт Богородицерождественского храма, в том числе - и работа над фресками.
Интерьеры храма. Внутренний вид церкви (юго-западная часть). Фото Н. Я. Епанченникова 1936г. Фототека ГНИМА им. Щусева кол. V, нег. 816. (Поступление из музея ВАА).
22.
Во многих русских храмах было принято изображать цены Страшного Суда у выхода из церкви - чтобы прихожанин, покидая пределы храма понимал, что его главная задача - стараться соответствовать заповедям во всех аспектах мирской жизни.
23.
24.
25.
26. Остатки усадебного парка.
27.
Аналогичное изображение Страшного Суда появилось и в Подмоклово. Казалось бы, в этом не было ничего особенного, если бы не одно "но". В образе одного из грешников, страдающих в пламени ада, можно было явно увидеть образ...Михаила Юрьевича Лермонтова. О том, как такое могло произойти, существует несколько версий. И, как вы понимаете, о банальной и случайной внешней схожести образов никто даже не говорит.
28. Увидев эту красоту впервые на берегу Оки, можно запросто потерять дар речи!
Настенная композиция «Страшный суд». ГМИР. Обратите внимание на нижний правый угол.
29.
Одни исследователи считают, что при жизни Михаил Юрьевич, любивший метко бить острым словом, сильно оскорбил одного из владельцев Подмоклово. Вторые предлагают более сложную версию. Они связывают фреску в Подмоклово с обстоятельством похорон писателя. Каджому из нас известно, что Михаил Юрьевич погиб во время дуэли. А согласно православным канонам, участие в дуэли приравнивалось к самоубийству, и, стало быть, самоубийцу не могли отпевать в храме и служить о нем панихиды. Но несмотря на столь известный запрет священник Павел Александровский по просибе друзей Лермонтова проводил писателя в последний путь. Когда об этом узнали в свете, свяженника ждало судебное разбирательство. Если вы присмотритесь к фреске, то увидите, что рядом с "Лермонтовым" в аду почему-то находится и священник. Таким образом, автор скандального изображения мог привлечь внимание к проблемам дуэлей и несоблюдению церковных правил отдельными клириками.
30. Усадебный флигель пытались выставить на аукцион с целью поиска нового инвестора. Инвестор нашелся, но вскоре он разорвал договор аренды.
31.
32. Храм после окончания реставрационных работ в 2017 году.
Третья версия говорит нам о том, что, вероятно, "Лермонтова" осудили скорее не как личность, а как некое олицетворение образа человека того времени, который был лишен некоторых духовно-нравственных ориентиров.
33.
Упавшая внутрь галереи скульптура евангелиста Марка (Кузнецов В.Я. май 1983).
История с фреской получила гласность и обернулась настоящим скандалом. Ведь то, что демонстрировалось прихожанам храма в Подмоклова как нравстенное назидание, было ужасным проявлением антихристианства. Ведь ни один живущий на земле человек даже в мыслях не имеет права брать на себя функции Господа и решать, куда попадет пусть даже грешный человек: в ад, либо в рай. Впоследствии этой фреской очень "гордились" коммунисты, которые с удовольствием демонстрировали ее в петербургском Музее истории религии и атеизма.
34.
А когда в Подмоклово наступили страшные годы революции, то прихожане храма Рождества Богородицы проявили огромную волю и единство, не дав оскверить этот прекрасный храм. На протяжении долгих лет в довоенный период они преодолевали множество бюррократических ступеней, чтобы отстоять свой храм. И, действительно, службы в Подмоклово шли даже в те страшные дни, когда прихожанам многих городов и сел было опасно даже приближаться к храму.
35. Вид на остатки усадебного парка и сохранившийся флигель.
А потом, в храме Рождества Богородицы наступило многолетнее запустение, которое потихоньку подрывало состояние памятника архитектуры. В 80-е годы группа вандалов осквернила статуи апостолов и евангелистов и нанесла огромный ущерб их целостности.
36. С каждым годом храм привлекает к себе все больше туристов и любителей искусства благодаря большому труду настоятеля церкви Дионисия Крюкова и его семьи.
Реставрационные работы в Подмоклово начались в 1983 году силами треста Мособлреставрация. Арки обходной галереи галереи-паперти были вновь открыты.
Разрез церкви в с.Подмоклое. Реконструкция арх. Л.А. Петрова, 1941 г. Фототека ГНИМА им. Щусева.
37.
В феврале 1986 г. разработан проект использования церковного здания под музей скульптуры: с заменою статуй над папертью копиями и экспонированием самих оригиналов внутри церкви. Одиннадцать уцелевших статуй были сняты с балюстрады - и восстановлены к окончанию работ, с нарушением первоначального их порядка: скульптуры Апостолов Филиппа и Фаддея поменяли местами (что видно по фотоснимкам храма 1914 и 1936 гг.) Пять повреждённых вандалами статуй, украшавших храм с. Подмоклово, восстановлены во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре им. И.Э. Грабаря: реставраторами Антоняном А.С, Любченко Ю.А., Черемхиным В.А. (Ныне они находятся в фондах СИХМ и хранятся в Троицком соборе г. Серпухова. Стоит вопрос об установке на здании храма их копий).
38.
39.
40. Церковь Рождества Богородицы. Вид сверху.
Величественная церковь Рождества Богородицы в Подмоклово была передана верующим в 1992 году.
41.
А ее настоящее возрождение как важного духовно-образовательного центра началось с начала служения здесь нынешнего настоятеля храма, протоиерея Дионисия Крюкова. В заботе о большой старинной церкви ему помогает его "малая церковь" - большая и дружная семья. Семейство Крюковых организует замечательные экскурсии по Подмоклово для всех туристов. Этим удивительным людям принадлежит идея о проведении около храма замечательного фестиваля старинной музыки, с подробностями которого вы можете познакомиться здесь.
Благодаря отцу Дионисию и его семье в Интернете появился абсолютно безупречный
сайт храма, где подробно изложена вся информация по истории храма с интересными историческими фактами и архиаными фотографиями. При подготовке этого материала я пользовался материалами именно этого сайта.
42. Я верю в то, что это уникальное место будет процветать!
Друзья, если вы когда-нибудь будете в Серпуховском районе, то обязательно посетите этот храм. Вы придете в настоящий восторг от такой неповторимой красоты! А отцу Дионисию Крюкову и его замечательной семье я хотел бы пожелать крепкого здоровья, успехов в его нелегком труде и деятельных благотворителей, которые смогли бы помочь привести территорию бывшей усадьбы в живописный обустроенный уголок!
Источник, архивные фото:
1) Официальный
сайт храма Рождества Богородицы в Подмоклово.
Экскурсии по усадьбам на сайте usadboved.ru
Journal information