Я же хочу обратиться к волонтёрам, краеведам и сотрудникам музеев. Мне, увы, есть, чем поделиться. К сожалению, с каждым годом среди "киношников" и работников телевидения становится все меньше и меньше адекватных людей. Зачастую, их задача предельно проста: получить красивую картинку в исторической локации, не обременяя себя никакими финансовыми, хозяйственными и другими обязательствами. Предположим, с вами связались продюсеры теле- или кинопроекта, запросив разрешение на съемку в исторических интерьерах. Что нужно обязательно сделать в первую очередь?
1) Подробно разузнать, КТО (!!), что и зачем планирует снимать. Мне часто пишут с просьбой "порекомендовать усадьбу" для съемок. Иногда из этого получались действительно хорошие проекты. Но иногда вопрошающие являлись представителями таких профессий, о которых вслух и говорить стыдно: начиная от "экстрасенсов", заканчивая режиссерами фильмов категории "18+". Фильтруйте явный неадекват и действуйте дальше.
2) Требуйте представить подробный сценарий любого материала: даже если это клип, фильм или телепередача. Умоляю, просматривайте сценарий тщательно! Вы даже не представляете, какие фантазии порой хотят реализовать в исторических интерьерах! Мы с коллегами из одного подмосковного усадебного музея до сих пор вспоминаем сценарий про то, как "на фоне старинной лестницы появляются переодетые мужчины в барочных париках и чулках". И, поверьте - бывало и хуже. А один раз в усадьбе хотели снять фильм поборники "альтернативной истории": они мечтали представить зрителю "новый взгляд на жизнь Гитлера". Обязательно прописывайте в договоре пункт о том, что съемочная группа представила вам финальный вариант сценария, а в случае чего - обязана предупредить вас об его изменении.
3) Договор! Обязательно заключайте договор, в котором вам необходимо прописать все интересующие вас пункты. Здесь должно быть и про стоимость аренды помещения, и про коммунальные платежи, про то, что делать можно и нельзя делать на площадке, и про пресловутый сценарий. И, конечно, в договоре должны быть предусмотрены меры ответственности за неисполнение обязательств и порчу имущества. Но в него обязательно следует прописать еще несколько пунктов...
4) Уборка и сотрудник на площадке. Никогда не оставляйте съемочную группу на площадке без присмотра. Пусть в роли наблюдателя будут охранник и сотрудник музея. Этот человек должен следить за тем, чтобы никто не портил интерьеры и не проводил несанкционированные работы. Заложите им дополнительную зарплату в договор. После съемок всегда остается большой фронт работ для основательного клининга. Недопустимо, чтобы все это бесплатно разгребали уборщики, которые также имеют мизерную зарплату.
5) Иногда к съемочному процессу пытаются привлечь экспертов - краеведов, гидов, историков. Часто на них перекладывают большую работу по организации съемок, написанию сценария и даже - поиску уникальных данных в архивах. На первых порах людям обещают небольшой заработок. Но как только сценарий готов, локации подобраны, а архивные материалы найдены, запускается традиционная песня "у нас нет бюджета". В итоге, человек, надеющийся получить деньги за свой труд, оказывается ни с чем. Один раз так "развели" моего знакомого, который понадеялся на порядочность людей и старался заработать деньги на лечение ребенка. Со мной такие ситуации тоже происходили. Один крупный кинохолдинг хотел, чтобы я организовал тур по усадьбам для съемок. Тогда я еще не знал всех подводных камней в работе с "киношниками". Попросил хотя бы компенсировать расходы на гостиницу и бензин. Продюсер обвинил меня в меркантильности и забанил в соцсетях. Выход из этой ситуации один - договор с предоплатой.
6) Вам, конечно же, будут доказывать то, что "у нас нет бюджета". Безусловно, бывают в наши дни и те, кто снимает фильмы для благотворительных проектов, своими силами и тд. Но у большинства съемочных команд деньги на все вышеперечисленное все же есть. Приведу еще один пример из жизни. Как-то раз в одной московской усадьбе снимали клип инстадивы с многомиллионной аудиторией подписчиков. Съемочная группа "выжгла" электроэнергии на 10 тысяч больше, чем было предусмотрено в договоре. Руководство усадьбы просило доплатить деньги. В ответ они получили истерику продюсера и обвинения в попытке "нажиться на звезде". При этом, "звезда" вполне спокойно и официально берет 300 тысяч рублей за одну рекламную интеграцию в сторис.
Все это грустно еще и потому, что данные деятели искусства бросают тень и на честных людей, работающих в театре, кино и на телевидении. Такие, к счастью, тоже бывают. И они тоже страдают от хамства коллег.
Хочу подчеркнуть один важный момент. Я не против того, чтобы усадьбы были задействованы в съемках! Пусть это будут даже клипы представителей эстрады! Но! Не тащите вы туда откровенное дерьмо, трэш, хайп и плебейщину из поворотни! Вы совершаете преступление, уничтожая интерьеры усадеб. Это не картонные декорации, которые можно утилизировать после съемок! Это - наше наследие! Имейте хотя бы малейшее понимание, что и где вы снимаете! Все должно быть достойно, честно и нести пользу усадьбам! Режиссер получает красивую картинку, усадьба зарабатывает дополнительную копеечку на дальнейшее развитие, и все - счастливы! Но вряд ли возможно счастье в том обществе, где одни годами безуспешно пытаются получить разрешение хотя бы одним глазком взглянуть на драгоценные интерьеры, а другие - разбивают их тяжелыми предметами потехи ради...
Вот кадры того мусора, что наснимали в усадьбе "Быково" https://youtu.be/JBTO9l4cE3s.
И сцена порчи интерьеров.
Journal information