Жемчужина Чеховского района, усадьба Лопасня-Зачатьевское, оказалась в зоне агрессивной несанкционированной застройки. Многоэтажки, частные дома и заведения местных предпринимателей с каждым годом все ближе и ближе подступают к главному усадебному дому – уникальному памятнику архитектуры в стиле позднего елизаветинского барокко. Более того: некоторые старинные постройки и вовсе оказываются на частной территории. Речь идет о здании конюшни. Сотрудники музея-усадьбы планировали в перспективе заняться ее восстановлением, но сейчас это невозможно в силу ее юридического статуса. Специалисты музейя также сообщили, что буквально недавно с главным домом обосновался новый «сосед» - внушительных размеров особняк растет прямо на глазах и нарушает гармонию облика старинной усадьбы. На месте событий уже побывала съемочная группа телеканала «Вести –Москва».
Какие же меры могут помочь усадьбе защититься от нашествия современных архитектурных «соседей»? Необходимо законодательное утверждение четких границ охранной зоны памятника. К сожалению, данная работа до сих пор проделана не была. Сотрудники музея призывают компетентные структуры незамедлительно приступить к работе. В противном случае, памятник, связанный с представителями нескольких поколений потомков Пушкина, рискует просто потеряться в окружении «человейников» и навсегда утратить свою атмосферу.
Давайте поможем распространить эту информацию для привлечения общественного внимания к важной теме! Материал я хочу сопроводить своими фотографиями с квадрокоптера. Обратите внимание на близость современных построек к усадьбе! Но, очевидно, что за последнее время все стало еще более удручающе…
Журнальная серия "Усадьбы России" от Modimio пополнилась новыми интересными выпусками! «Подмосковный Версаль» усадьбы Кусково, имение врача Антона Чехова, симметричная архитектура Яропольцев, резиденция графов Воронцовых и утраченный рай писателя Владимира Набокова. Выпуск 26 - "Усадьба Кусково".…
Друзья, думаю, вы уже понимаете, что я хочу вам сказать. Несмотря на всю печальную обстановку, роль социальных сетей в современной жизни трудно переоценить. Со многими из вас мы познакомились в сети, а потом наше общение переросло в дружбу, сотрудничество, партнерство. Я очень привык к вам и не хочу вас терять! И мечтаю, чтобы наши проекты не были лишены главного – вашего внимания.
Блог «Летопись русской усадьбы» вот уже 12 лет размещается на базе моего любимого «Живого Журнала». ЖЖ был и остается нашей основной площадкой. Тут публикуются подробные фотоотчеты и посты по усадьбам, длинные тексты, новости обо всех проектах и зарисовки о жизни https://vadimrazumov.ru
Моя личная страница ВКонтакте. Там же, помимо прочего, вы найдете ссылки на те наши проекты, которые вас интересуют. Сейчас я в дороге, но в течение нескольких дней с огромным удовольствием приму все заявки. Друзья с фейсбука и инстаграма, прошу вас, перейдите по ссылке https://vk.com/vadimrazumovru
У нас также есть Телеграм. Кому удобен этот мессенджер – добро пожаловать https://t.me/usadboved
Анонсы новых экскурсий трех наших туристических проектов и «Усадебных волонтеров» по-прежнему будут публиковаться на сайте https://www.usadboved.ru
У меня также есть канал на ютубе, который я хотел начать активно развивать в этом году. Если получится, конечно же. Сейчас там можно найти краткие ролики с пролетами над усадьбами, видеозарисовки экскурсий, а также – передачи и проекты, снятые с моим участием https://www.youtube.com/c/deadOKey
Пожалуйста, давайте не будем друг друга терять! Сейчас как никогда нам всем важно держаться сообща!
1. ДОКЛАД «Художник Михаил Мамонтов. Забытый певец русской усадьбы» Докладчик: ГОРОДНЯНСКИЙ Андрей Вадимович, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Музея-заповедника «Абрамцево» (Московская обл.)
2. ПРЕЗЕНТАЦИЯ КНИГИ «Новоторжская столица «Русского Палладио»: по следам Льва» Книгу представляет авторский коллектив: ПУТЯТИН Илья Евгеньевич, доктор искусствоведения, кандидат архитектуры, профессор Московского архитектурного института КАЛУГИНА Ирина Васильевна, архитектор-реставратор, ЦНРПМ КАЛУГИНА Анна Александровна, архитектор-реставратор, ЦНРПМ СМИРНОВ Аскольд Владиславович, историк искусства, историк, РУДН ТКАЧЕНКО Ольга Викентьевна, историк, краевед АЙЛЕЙ-СТОЙЧЕВИЧ Диана-Алёна, редактор
Адрес: Государственный Музей Архитектуры, ул. Воздвиженка, д.5/25. Вход при предъявлении QR-кода Начало в 18.15.
Дорогие друзья, уважаемые читатели, коллеги, путешественники и волонтёры! Настало время поблагодарить вас за то, что вы были с нами в 2021 году! Читали и репостили статьи, посещали выставки и субботники, ездили на экскурсии и с пониманием относились к правилам путешествий в нынешних реалиях, принимали участие в волонтерских субботниках и поддерживали наши общественные инициативы. Критиковать всегда проще, чем что-то делать. И именно ваша поддержка раз за разом помогает нам несмотря ни на что идти вперёд и стараться быть лучше! Вы - наши крылья! Читая каждый ваш добрый отзыв, комментарий и получая поддержку лично, мы понимаем, что все делаем не зря.
От своего лица, а также - от лица всех сотрудников проектов "Летопись русской усадьбы", "Усадебный Экспресс", "Экоэлектричка", "Промпоезд", "Усадебные волонтеры" и "Усадебное достояние РФ" мы хотим поздравить вас с Наступающим Новым Годом! Желаем вам крепкого здоровья, благоденствия в семье, успехов в деле и мира в душе! До встречи в 2022 году!
Хотим поделиться с вами фото из усадьбы Мураново. К сожалению, весь наш коллектив на фотосессии присутствовать не смог. Но мы были очень рады собраться и обсудить планы на год. Очень хотим порадовать вас новыми путешествиями и проектами! Благодарим весь коллектив усадьбы Мураново за помощь и гостеприимство!
Друзья, мы приглашаем вам на заседание Общества изучения русской усадьбы, которое станет завершающим в 2021 году. Обращаю ваше внимание на то, что в программе заседания заявлено выступление, рассказывающее о нашем движении "Усадебные волонтеры". Его представит мой помощник, куратор проекта Антон Гладилин. Программа заседания будет очень интересной и информативной. Обязательно приходите!
В программе:
1. ПРЕЗЕНТАЦИЯ КНИГИ «Воспоминания: время, люди, странствия», М., Новый хронограф, 2021 Автор рассказывает о своих предках, о старинной усадьбе Мусиных-Пушкиных и Гагариных, где жила в детстве его мать, о своих юных годах, которые прошли в барачном посёлке, бывшем лагере заключённых - строителей канала Москва-Волга. После окончания Лесотехнического института автор в течение нескольких лет работал в реставрационной мастерской, где занимался восстановлением исторических парков, долгое время был сотрудником Института географии, а затем в течение более 20 лет возглавлял созданный в 1992 году Российский институт культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачёва. Книгу представляет автор: ВЕДЕНИН Юрий Александрович, доктор географических наук, Председатель Правления ОИРУ
2. ПРЕЗЕНТАЦИЯ КНИГИ «Пространство Орла как художественное целое. История формирования городского ландшафта. XVIII — сер. XX вв.», Орел, 2020 Книга посвящена сложению архитектурного облика города Орла в историко-художественном контексте. Большое внимание в книге уделено ранее неопубликованным архитектурным проектам культовых, частных и общественных сооружений времени классицизма, эклектики и неоклассики. Широко использованный архивный материал и анализ воссоздаёт в книге архитектурную панораму Орла, включая утраченные его ключевые памятники. Книгу представляет автор: КУШЕЛЕВ Илья Евгеньевич, музыкант, историк архитектуры.
3. ДОКЛАД «Опыт волонтерских сообществ и экологических движений в деле сохранения русских усадеб»
Доклад будет посвящен новым подходам в деле возрождения русских усадеб. Как эффективнее всего привлечь внимание местных жителей к сохранению культурного наследия? Как связаны инициативы по сохранению усадеб и экологические проблемы территорий? Какие при этом возникают «социокультурные феномены»? Докладчик: ГЛАДИЛИН Антон Андреевич, агроэколог, координатор АНО "Усадебные волонтеры", руководитель движения "БорщеВиктори"
4. ПОКАЗ ФИЛЬМА «Кристина Робертсон. Неизвестная в готической беседке». Фильм из документального сериала «Неизвестная». Канал «Культура», 2021
Фильм об атрибуции А.В. Чекмаревым портрета Марии Федоровны Барятинской из Ярославского художественного музея.
Адрес: Государственный Музей Архитектуры, ул. Воздвиженка, д.5/25.
Сувенирные бренды бывают совершенно разными. Некоторые создаются в наши дни исходя из потребностей и пожелания самих путешественников. А некоторые – существуют уже несколько столетий и буквально пропитаны историей своего края. Одним из таких примеров является, пожалуй, главный сувенир Липецкой области – знаменитая «Романовская игрушка».
Первые упоминания о «Романовской игрушке» датированы еще XVII веком. Этот народный промысел родился в окрестностях села Романово, что недалеко от Липецка. Талантливые местные жители производили здесь глиняные фигурки-свистульки в виде животных и людей в народных костюмах. К сожалению, многие народные производства не дошли до наших дней. Но «Романовская игрушка» может похвастаться исключительно счастливой историей!
Удивительно, но вторую волну своего расцвета промысел обрел благодаря развитию курорта минеральных вод в Липецке. В XIX веке на территории современного Нижнего парка раскинулась всероссийская здравница для представителей высшей знати. После войны с Наполеоном отдых на зарубежных курортах многие дворяне стали считать непатриотичным. Поэтому внушительный поток именитых людей хлынул на лечение в Липецк. Предприимчивые местные жители, пользуясь случаем, стали создавать для состоятельных гостей полноценную туристическую инфраструктуру. Не растерялись и хранители традиций «Романовской игрушки» - семья Митиных из Романово. Выражаясь современным языком, они провели ребрендинг традиционной глиняной игрушки, дополнив ее ассортимент фигурками барышень, военных и других посетителей Липецкого курорта. И это было стопроцентным попаданием в целевую аудиторию.
Представители российского дворянства обратили внимание на милые игрушки, и, более того – стали привозить их в качестве сувенира родственникам и друзьям. Так, появились новые поколения мастеров, которые привнесли в промысел совершенно новые веяния, при этом – сохраняя основные традиции. Изделия романовских мастеров стали появляться на многочисленных ярмарках. Ассортимент фигурок по-настоящему впечатлял! Среди них можно было встретить даже изделия с изображением российских императоров.
После революции дальнейшее существование «Романовской игрушки» ввиду ее прошлой направленности было под вопросом. Мастера предпринимали попытки вновь вернуться к созданию идеологически-нейтральных работ. И вскоре у «Романовской игрушки» появился благородный защитник. За народный промысел вступился выдающийся краевед, основатель «Липецкого областного краеведческого общества» Михаил Павлович Трунов. Он всерьёз занялся популяризацией Романовского промысла, подчеркивая важность сохранения традиций современного производства в наши дни. И вот, «Романовская игрушка» перешла на новую ступень своей истории.
Сейчас «Романовская игрушка» - это несколько ипостасей. В первую очередь, конечно же – искусство. Созданием игрушек и сохранением занимаются именитые и талантливые художники. У «Романовской игрушки» появился свой выставочный центр в селе Троицкое. Это место пользуется большим вниманием среди туристов. Здесь проводят интересные мероприятия, лекции, а также – мастер-классы для детей и взрослых. Давайте же совершим фотоэкскурсию в это примечательное место!
Кроме того, я хочу напомнить друзьям и коллегам по туриндустрии о том, что заказать экскурсию в выставочный центр «Романовская игрушка» и другие интересные объекты региона можно, обратившись в «Центр развития культуры и туризма» Липецкой области https://liptur.ru/ru/contacts/.
А вы когда-нибудь бывали в Троицком? Знакомы с «Романовской игрушкой»?
1. ПРЕЗЕНТАЦИЯ КНИГИ «Москва, Театральная площадь, 2: история здания и его героев. К 200-летию постройки», 2021, Прогресс-Традиция.
Книга впервые посвящена истории сложения одного из старейших московских домов, расположенного в самом центре города на Театральной площади Москвы. Ему исполняется 200 лет! Он ровесник своим знаменитым соседями - Большому и Малому театрам, и в нем тоже находится театр. В жизни этого здания, как в зеркале, отразилась пестрая и необычайно разнообразная театральная жизнь Москвы XIX-XXI веков. Сегодня в этом старинном доме расположен Российский государственный академический молодежный театр - РАМТ. Книга базируется на документальной и иллюстративной информации, собранной во многих архивах (ГИМ, РГАЛИ, ЦГА Москвы, ЦМАМ, ЦАНТД, ЦГАКФД), в литературе и музеях, на материалах открытых интернет-источников и научно-проектной документации, предоставленной реставраторами. Книгу представляет автор: НАЩОКИНА Мария Владимировна, доктор искусствоведения, НИИТИАГ, член Правления ОИРУ
2. ДОКЛАД «Боровский музей купеческо-промышленного предпринимательства» (г. Боровск, Калужская обл.).
В музее воссоздан старинный интерьер и представлены судьбы людей, прославивших Боровск и сделавших его богатым и процветающим к рубежу XIX – XX вв.: Ждановы, Меренковы, Полежаевы, Капырины, Шутовы и др. В экспозиции музея около 1500 предметов XVIII – начала XX вв. – мебель, предметы домашнего обихода, рукописные воспоминания и т.д. Дом расположен в бывшей усадьбе Полежаевых на ул. Ленина, 18 (прежде – ул. Успенская) и является памятником архитектуры серед., 3-ей четв. XIX в. В 1910-м г. он считался самым благоустроенным в городе. Имеются материалы по назначению и меблировке всех комнат в доме, расположению построек XIX –ХХ вв. и планировке сада во дворе площадью около 14 соток. Сохранились планы и фото двора и дома начала ХХ в. и даже некоторые предметы мебели. Докладчик: ПОЛЕЖАЕВА Евгения Алексеевна, потомок купцов Полежаевых, исследователь рода.
Адрес: Государственный Музей Архитектуры, ул. Воздвиженка, д.5/25. Флигель «Руина», 2 этаж, Лекторий
Ст.м.: “Библиотека им. Ленина”, “Арбатская”, “Александровский сад”, “Боровицкая”
Свершилось! После незначительного перерыва в усадьб Федяшево вновь прошел волонтерский субботник. Мероприятие состоялось 4 сентября и собрало 80 активистов со всей страны. Волонтёры из Москвы, Московской области, д. Федяшево, п. Ревякино, г. Алексина, Калуги. Сотрудники Ассоциации «НП «Русская усадьба», члены движения «Усадебные волонтеры», учащиеся и учителя школы в д.Федяшево и школы в п.Ревякино, местные жители, студенты и преподаватели Алексинского машиностроительного техникума, преподаватели Калужского государственного университета им. К.Э.Циолковского, коллеги из возрождающейся усадьбы Никольское-Обольяниново в Московской области.
Работа проходила по двум фронтам.
1. Помогали готовить землю для формирования клумбы перед главным домом: разравнивали землю, пололи, корчевали, выбирали камни и мусор. До зимы клумба будет засеяна седератом. А уже весной будут посажены культурные растения: кустарники и цветы.
2.Убирали территорию парка от зарослей и сухостоя. После работ всех волонтеров ждали обед: гречневая каша с тушенкой и чай из тульского самовара. После обеда все отправились на экскурсию по усадьбе, на которой узнали об истории усадьбы и о планах на будущее.
Мы продолжим обрезать старые деревья в парке и старом саду, а также займемся посадками и благоустройством аллей в парке. Следите за анонсами! Напомним, что субботники в Федяшево проходят в рамках проекта «Волонтеры в старинных парках Тульской области. Возрождение парков усадьбы Федяшево и усадьбы Колосово», поддержанного Фондом Президентских грантов.
Мне пока еще очень трудно найти подходящие слова в связи с "киношными" скандалами последних недель. Все это очень мерзко, стыдно, глупо.. . Хочется просто взять и "развидеть". Но, увы, не получится. Как и не удастся повернуть время вспять и исправить то, что уже сделано.
Я же хочу обратиться к волонтёрам, краеведам и сотрудникам музеев. Мне, увы, есть, чем поделиться. К сожалению, с каждым годом среди "киношников" и работников телевидения становится все меньше и меньше адекватных людей. Зачастую, их задача предельно проста: получить красивую картинку в исторической локации, не обременяя себя никакими финансовыми, хозяйственными и другими обязательствами. Предположим, с вами связались продюсеры теле- или кинопроекта, запросив разрешение на съемку в исторических интерьерах. Что нужно обязательно сделать в первую очередь?
1) Подробно разузнать, КТО (!!), что и зачем планирует снимать. Мне часто пишут с просьбой "порекомендовать усадьбу" для съемок. Иногда из этого получались действительно хорошие проекты. Но иногда вопрошающие являлись представителями таких профессий, о которых вслух и говорить стыдно: начиная от "экстрасенсов", заканчивая режиссерами фильмов категории "18+". Фильтруйте явный неадекват и действуйте дальше.
2) Требуйте представить подробный сценарий любого материала: даже если это клип, фильм или телепередача. Умоляю, просматривайте сценарий тщательно! Вы даже не представляете, какие фантазии порой хотят реализовать в исторических интерьерах! Мы с коллегами из одного подмосковного усадебного музея до сих пор вспоминаем сценарий про то, как "на фоне старинной лестницы появляются переодетые мужчины в барочных париках и чулках". И, поверьте - бывало и хуже. А один раз в усадьбе хотели снять фильм поборники "альтернативной истории": они мечтали представить зрителю "новый взгляд на жизнь Гитлера". Обязательно прописывайте в договоре пункт о том, что съемочная группа представила вам финальный вариант сценария, а в случае чего - обязана предупредить вас об его изменении.
3) Договор! Обязательно заключайте договор, в котором вам необходимо прописать все интересующие вас пункты. Здесь должно быть и про стоимость аренды помещения, и про коммунальные платежи, про то, что делать можно и нельзя делать на площадке, и про пресловутый сценарий. И, конечно, в договоре должны быть предусмотрены меры ответственности за неисполнение обязательств и порчу имущества. Но в него обязательно следует прописать еще несколько пунктов...
4) Уборка и сотрудник на площадке. Никогда не оставляйте съемочную группу на площадке без присмотра. Пусть в роли наблюдателя будут охранник и сотрудник музея. Этот человек должен следить за тем, чтобы никто не портил интерьеры и не проводил несанкционированные работы. Заложите им дополнительную зарплату в договор. После съемок всегда остается большой фронт работ для основательного клининга. Недопустимо, чтобы все это бесплатно разгребали уборщики, которые также имеют мизерную зарплату.
5) Иногда к съемочному процессу пытаются привлечь экспертов - краеведов, гидов, историков. Часто на них перекладывают большую работу по организации съемок, написанию сценария и даже - поиску уникальных данных в архивах. На первых порах людям обещают небольшой заработок. Но как только сценарий готов, локации подобраны, а архивные материалы найдены, запускается традиционная песня "у нас нет бюджета". В итоге, человек, надеющийся получить деньги за свой труд, оказывается ни с чем. Один раз так "развели" моего знакомого, который понадеялся на порядочность людей и старался заработать деньги на лечение ребенка. Со мной такие ситуации тоже происходили. Один крупный кинохолдинг хотел, чтобы я организовал тур по усадьбам для съемок. Тогда я еще не знал всех подводных камней в работе с "киношниками". Попросил хотя бы компенсировать расходы на гостиницу и бензин. Продюсер обвинил меня в меркантильности и забанил в соцсетях. Выход из этой ситуации один - договор с предоплатой.
6) Вам, конечно же, будут доказывать то, что "у нас нет бюджета". Безусловно, бывают в наши дни и те, кто снимает фильмы для благотворительных проектов, своими силами и тд. Но у большинства съемочных команд деньги на все вышеперечисленное все же есть. Приведу еще один пример из жизни. Как-то раз в одной московской усадьбе снимали клип инстадивы с многомиллионной аудиторией подписчиков. Съемочная группа "выжгла" электроэнергии на 10 тысяч больше, чем было предусмотрено в договоре. Руководство усадьбы просило доплатить деньги. В ответ они получили истерику продюсера и обвинения в попытке "нажиться на звезде". При этом, "звезда" вполне спокойно и официально берет 300 тысяч рублей за одну рекламную интеграцию в сторис.
Все это грустно еще и потому, что данные деятели искусства бросают тень и на честных людей, работающих в театре, кино и на телевидении. Такие, к счастью, тоже бывают. И они тоже страдают от хамства коллег.
Хочу подчеркнуть один важный момент. Я не против того, чтобы усадьбы были задействованы в съемках! Пусть это будут даже клипы представителей эстрады! Но! Не тащите вы туда откровенное дерьмо, трэш, хайп и плебейщину из поворотни! Вы совершаете преступление, уничтожая интерьеры усадеб. Это не картонные декорации, которые можно утилизировать после съемок! Это - наше наследие! Имейте хотя бы малейшее понимание, что и где вы снимаете! Все должно быть достойно, честно и нести пользу усадьбам! Режиссер получает красивую картинку, усадьба зарабатывает дополнительную копеечку на дальнейшее развитие, и все - счастливы! Но вряд ли возможно счастье в том обществе, где одни годами безуспешно пытаются получить разрешение хотя бы одним глазком взглянуть на драгоценные интерьеры, а другие - разбивают их тяжелыми предметами потехи ради...
Среди крымских гор, покрытых зарослями барбариса и испещрённых юркими ручьями, виднеются миниатюрные готические башенки - настоящее украшение долины Салгир. Этот небольшой замок не давит своей величественностью, не отталкивает своим мистическим обликом, а будто бы приглашает подойти ближе и обволакивает, как теплый плед.
Крымская усадьба Кесслеров-Ферсмана – едва ли не единственный готический замок России, возрожденный и любимый своими новыми хозяевами. Для Крыма пример этого имения уникален! Большинство крымских достопримечательностей либо являются музеями, либо используются в рекреационно-оздоровительной сфере, либо, увы, разрушаются.
Замок на Салгире вполне мог бы разделить участь своего «брата» - соседнего замка Монжене Но благодаря огромному труду гражданина России, инженера Ильи и его супруги Елены Голенко сказочный замок возродился и открыл свои двери для нынешнего века. Здесь действительно очень и очень уютно! Настоящие чудеса случаются, когда усадьбы попадают в любящие руки! И вот, готическая форма стрельчатых окон уже смягчается невесомой шторой-вуалью, превращая вчерашнюю руину в ожившую сказку со счастливым концом.
Давайте же перенесемся в усадьбу Кесслеров, погрузимся в ее историю и познакомимся с ее нынешними владельцами!
Между тем, история усадьбы Кесслеров все же получила свою ложку дегтя. Недавно крымские власти решили провести линию ЛЭП практически вплотную к замку. Это не только уничтожило остатки знаменитого «Кесслеровского леса», но и изуродовало панорамный вид на замок. Владельцы усадьбы неоднократно просили представителей местных властей рассмотреть возможность переноса линии ЛЭП. Но пока эти переговоры не принесли никакого эффекта. Владельцы усадьбы надеются на поддержку федеральных властей и сообщества любителей истории.