Первые упоминания о «Романовской игрушке» датированы еще XVII веком. Этот народный промысел родился в окрестностях села Романово, что недалеко от Липецка. Талантливые местные жители производили здесь глиняные фигурки-свистульки в виде животных и людей в народных костюмах. К сожалению, многие народные производства не дошли до наших дней. Но «Романовская игрушка» может похвастаться исключительно счастливой историей!
Удивительно, но вторую волну своего расцвета промысел обрел благодаря развитию курорта минеральных вод в Липецке. В XIX веке на территории современного Нижнего парка раскинулась всероссийская здравница для представителей высшей знати. После войны с Наполеоном отдых на зарубежных курортах многие дворяне стали считать непатриотичным. Поэтому внушительный поток именитых людей хлынул на лечение в Липецк. Предприимчивые местные жители, пользуясь случаем, стали создавать для состоятельных гостей полноценную туристическую инфраструктуру. Не растерялись и хранители традиций «Романовской игрушки» - семья Митиных из Романово. Выражаясь современным языком, они провели ребрендинг традиционной глиняной игрушки, дополнив ее ассортимент фигурками барышень, военных и других посетителей Липецкого курорта. И это было стопроцентным попаданием в целевую аудиторию.
Представители российского дворянства обратили внимание на милые игрушки, и, более того – стали привозить их в качестве сувенира родственникам и друзьям. Так, появились новые поколения мастеров, которые привнесли в промысел совершенно новые веяния, при этом – сохраняя основные традиции. Изделия романовских мастеров стали появляться на многочисленных ярмарках. Ассортимент фигурок по-настоящему впечатлял! Среди них можно было встретить даже изделия с изображением российских императоров.
После революции дальнейшее существование «Романовской игрушки» ввиду ее прошлой направленности было под вопросом. Мастера предпринимали попытки вновь вернуться к созданию идеологически-нейтральных работ. И вскоре у «Романовской игрушки» появился благородный защитник. За народный промысел вступился выдающийся краевед, основатель «Липецкого областного краеведческого общества» Михаил Павлович Трунов. Он всерьёз занялся популяризацией Романовского промысла, подчеркивая важность сохранения традиций современного производства в наши дни. И вот, «Романовская игрушка» перешла на новую ступень своей истории.
Сейчас «Романовская игрушка» - это несколько ипостасей. В первую очередь, конечно же – искусство. Созданием игрушек и сохранением занимаются именитые и талантливые художники. У «Романовской игрушки» появился свой выставочный центр в селе Троицкое. Это место пользуется большим вниманием среди туристов. Здесь проводят интересные мероприятия, лекции, а также – мастер-классы для детей и взрослых. Давайте же совершим фотоэкскурсию в это примечательное место!
Кроме того, я хочу напомнить друзьям и коллегам по туриндустрии о том, что заказать экскурсию в выставочный центр «Романовская игрушка» и другие интересные объекты региона можно, обратившись в «Центр развития культуры и туризма» Липецкой области https://liptur.ru/ru/contacts/.
А вы когда-нибудь бывали в Троицком? Знакомы с «Романовской игрушкой»?
2.
3. Город-крепость Романов-в-Степи был основан великим боярином Иваном Никитичем Романовым в 1614 году на высоких живописных холмах по правому берегу реки Воронеж.
4. История Романова неразрывно связана с боярским родом Романовых. В 1613 году на Земском соборе на царство был посажен племянник Ивана Никитича. Обретя надлежащую уверенность, он не замедлил основать укрепления на древнем городище. В городище было две крепости. На северном холме был возведен острог, где жили приказчики великого боярина, а также располагался Красногорский мужской монастырь. На южном холме построили крепость с тремя проездными башнями (Архангельской, Никольской и Спасской) и семью оборонительными башнями.
5. Сейчас на месте двух городищ - кладбище.
6. В писцовой книге, хранящейся в Российском государственном архиве древних актов (далее РГАДА), отмечено: дворов служилых людей в Романове – 93, стрелецких – 44, казачьих – 49. Крепость служила прибежищем для простого люда, проживавшего в слободах, при угрозе нападения степняков. Бояре Романовы стояли у истоков местной черной металлургии. Местное железо поступало на рынки Тулы, Воронежа, Ефремова, Курска, Белгорода, Орла. Так, в 1657 году по просьбе жителей г. Змиева, что на Харьковщине, елецкий воевода закупил партию железа в Романове.
7. В слободах проживали искусные гончары и мастера глиняной игрушки. Гончары изготавливали до семидесяти видов посуды. В музее представлены археологические находки.
8. Осколки игрушек найденных на территории бывшего города Романова,
9. Иван Гункин (1928-1998гг.) - потомственный мастер романовской игрушки.Иван Федорович - последний представитель романовской школы. Сумел сохранить и передать традиции глиняной романовской игрушки современным мастерам.
10. Романовская игрушка прекрасна в своей простоте и лаконичности. Игрушка цвета солнца, просвечивающего сквозь осенние листья, создающее впечатление лёгкости.
11. Мастера романовской игрушки.
12. Волокитина Ольга Леонидовна, народный мастер РФ. Занимается традиционной романовской игрушкой более 15 лет.
13. В романовской игрушке сегодня насчитывается более ста сюжетов: от самого простого свисточка – летящего жаворонка – до представительной композиции-тройки. А вот такой паровоз можно сделать и длинее, главное, чтобы он в печь поместился.
14. "Тройка". Один из классических сюжетов романовской игрушки. У мастера большая свобода в выборе композиции: он может выполнить «Тройку», «Выезд в два коня», «Упряжку в одного коня» (сюжет представлен только в романовской игрушке), «Парадный выезд» или «Военную композицию». Для молодой супружеской пары изготавливали «Свадебную упряжку». В этом сюжете рядом с ней бежит глиняная собачка, она охраняет новобрачных и правит лошадьми «дружка». Символы промысла – Романушка и Романец – тоже любят выезжать на праздники и участвовать в народных гуляниях.
15. Липецкая земля богата гончарной глиной разных сортов и видов – черной, красной, желтой, белой, что позволяло гончарам широко разворачивать свое ремесло.
16.
17.
18. Дети за 4 часа могу слепить до 20 игрушек "Оленей".
19. Яна Харина, народный мастер России, мастер романовской игрушки. Почему игрушку всегда делали свистулькой? В старину верили, что свист отпугивает злых духов. Но есть и другая причина: ребёнок развивает свои легкие, играя на свистульке.
20.
21. Затем игрушки обжигают.
22.
23.
24. И красят.
25. Получаются вот такие "Генеральши".
26. "Парочка". Подобных композиций в романовской игрушке очень много, каждый зритель или коллекционер найдет «свой» образ. Яркий наряд барышни украшен поясом, подвеской, шляпкой или брошью; рядом с дамой красуется офицер, дворянин или романец с гармонью. Эти игрушки одни из самых молодых в промысле, их стали лепить после открытия курорта «Липецкие минеральные воды» в начале XIX века.
27.
28.
29. "Птица Сирин". Этот образ подарил романовской игрушке В.В. Маркин. Его Сирин соединил в себе черты птицы и Романушки. Теперь другие мастера ориентируются на работы Виктора Васильевича, интерпретируя образ в традициях своих промыслов. В росписи используются яркие краски (закрепляются яичным желтком или клеем) и «серебряные оживки».
30.
31.
32.
33. Карта археологических находок Романовского гончарного промысла.
34. Место города Романова, на заднем плане - река Воронеж.
35. Здесь находился терем воеводы.
36. Фото с места Николаевской башни Красногорского мужского монастыря.
37. В романовской игрушке значимое место занимает образ женщины – матери, продолжательницы рода, прообраз богини Макошь. Архаичные женские образы лаконичны в формах, декорируются минимально, лица – условной лепки. Ребеночек, словно червячок, глаза, сделанные проколом стека – эти женщины несут свою особенную красоту из глубины веков. Образ «Романушки», женщины в свадебном костюме города Романова – это образ берегини дома, хозяюшки, в руках которой лежит ребеночек и домашняя птица.
Journal information