Усадьба Ивановское находится на высоком берегу Пахры в городе Подольске, рядом с усадьбами Дубровицы и Поливаново. На рубеже XVIII – XIX вв. усадьбой владел двоюродный дед Льва Николаевича Толстого. Ивановское славилось своими балами и театральными представлениями. Как пишет писатель того времени Болеслав Маркевич: «Вся Москва съезжалась сюда». В романе «Евгений Онегин», А.С.Пушкин называет владелицу усадьбы А.Ф.Закревскую «Клеопатрой Невы», блестящей, мраморной, ослепительной красавицей. Гостями в Ивановском у Закревских бывали поэт-партизан Д.В.Давыдов, генерал А.П.Ермолов, поэтесса графиня Е.Растопчина, Ф.И.Толстой («Американец») и многие другие. В 1870-е гг. имение перешло богатым московским купцам Бахрушиным. С 1987 г. здесь действует Музей профтехобразования, а в западном флигеле краеведческий музей. Летом 2010г. парадный фасад дворца был обновлён…
Этот волнительный, но очень важный для меня момент настал! В конце каждого года блог "Летопись русской усадьбы" презентует календарь с моими работами. И если в прошлом году мы вдохновлялись Пушкиным и старыми парками с "Приютом задумчивых дриад", то в этом году нас ждут "Акценты". Какие они? Яркие…
В феврале 1977 года по сказам П. Бажова "Хозяйка Медной горы" и "Малахитовая шкатулка" на экраны Советского союза вышел фильм режисера Константина Ершова "Степанова памятка". Работа над фильмом ведется в 1976 году. В качестве малахитовой комнаты, которую мы можем наблюдать в самом конце фильма, съемочной группой выбираются интерьеры и экстерьеры Большого Екатерининского дворца.
Огромная работа по созданию серии аудиогидов по усадьбе "Мелихово" завершается аудиогидом по мемориальным интерьерам главного дома.
Когда Чехов впервые увидел дом, то описал его в письме к Алексею Сергеевичу Киселеву: «Дом и хорош, и плох. Он просторнее московской квартиры, светел, тепел, крыт железом, стоит на хорошем месте, имеет террасу в сад, итальянские окна и прочее, но плох он тем, что недостаточно высок, недостаточно молод, имеет снаружи весьма глупый и наивный вид, а внутри преизбыточествует клопами и тараканами, которых можно вывести только одним способом – пожаром; все же остальное не берет их».
Тогда Чеховы тут же взялись за работу: чистили, красили, убирали, за три недели привели дом в порядок. Антон Павлович тут же сообщил своим корреспондентам: «Станция Лопасня Московско-Курской дороги. Это мой новый адрес… Намотайте его себе на ус». Тут же понеслось огромное количество писем с приглашениями в Мелихово. Сегодня и вы будете гостями главного усадебного дома.
Аудиогид по главному дому в Мелихове подготовлен с помощью приложения izi.TRAVEL, он расскажет вам про семью Чеховых, про их комнаты и личные вещи. Я благодарен за сотрудничество и помощь в работе над гидом Чайковской Ксении Абрамовне - главному хранителю музея и Алаторцевой Елене Вячеславовне - ведущему методисту и главному голосу аудиогида. Отдельное спасибо за помощь в обработке звука Александру Телицыну aglomerat.
В тульской галерее «Ясная Поляна» открылась выставка известного художника-иллюстратора Александра Алексеева. На ней представлены необычные черно-белые иллюстрации к роману Льва Толстого «Анна Каренина». Русский художник Александр Алексеев (1901-1982 гг.) большую часть своей жизни провел в Париже. Он стал всемирно известным художником, графиком и основоположником анимации. Алексеев изобрел особный анимационный прием под названием «игольчатый экран». Александр Алексеев прославился и благодаря своим оригинальным иллюстрациям к произведениям русских классиков.
Прозрачные движущиеся тени, мерцающие свечи в хрустальной люстре, кресла-призраки и безлюдный накрытый стол – все это поможет посетителям еще больше проникнуться атмосферой самого драматичного романа Толстого. Эта выставка была организована коллекционером из Германии Ириной Стежкой, благодаря которой графический цикл Алексеева впервые был показан в России в 2017 году. Всего на выставке в галерее «Ясная Поляна» представлено более 120 иллюстраций Александра Алексеева. Выставка будет работать со вторника по воскресенье с 11:00 до 19:00.
Ниже несколько иллюстраций из «каренинской» серии Александра Алексеева.
Как вы оцениваете иллюстрации к «Анне Карениной»? Кажутся ли они вам жутковатыми? Или вы считаете, что именно этими образами можно было лучше всего передать атмосферу романа? Нравится ли вам сам роман «Анна Каренина»? И какую его экранизацию вы считаете самой удачной?
Помните, чуть менее года назад я выкладывал отчет о нашем путешествии по заповедным железным дорогам Тверской области с «Промпоездом» и «Школой Наследия»? Вдохновившись увиденным, я назвал этот материал «Почему Тверская область интереснее любого «железнодорожного» музея?». И эти впечатления разделили со мной все, кто присутствовал в поездке. Все, кто в эпоху роботизации своими глазами увидели, как настоящие специалисты вручную переводят стрелки и поднимают шлагбаумы. Все, кто общался с милейшим станционным смотрителем станции «Ранцево» Сергеем Васильевичем. Все, кто, затаив дыхание, пробирался сквозь густые сосновые леса по одноколейке на массивном тепловозе.
Друзья и коллеги, увы, у меня ужасные новости! Станции «Ранцево» и «Скакулино» планируют закрыть. На станциях сократят всех сотрудников. Все то, чем восхищаются туристы и ценители истории железных дорог, рискует не просто уйти в историю, а глупо исчезнуть. Причина закрытия станции проста и обидна – «экономическая неэффективность». Конечно же, в эпоху массового «перевода на цифру» нет никакой серьезной необходимости в «ручной» настройке того, что вполне может делать машина. Но понимаем ли мы, что отдавая все и вся на растерзание прогрессу, мы убиваем собственную историю? Очевидно, что в случае закрытия станции в запустение придет и само историческое станционное здание. Кроме того, не стоит недооценивать упорство вандалов, которые вряд ли оставят этот «лакомый кусочек» без внимания и растащат пути на металлолом.
- «Станции «Ранцево» и «Скакулино» обладают исключительной ценностью с точки зрения истории техники. Это - одни из тех уникальных мест в России, где все еще можно увидеть действующие семафоры, действующую жезловую систему, действующий переезд с ручными шлагбаумами (в Ранцево). Это ценят многие туристы, которые приезжают в Тверскую область из других городов, чтобы своими глазами увидеть, как работали станции раньше. С точки зрения затрат для РЖД - на каждой станции работает один человек и даже не на полную ставку - в Ранцево на полставки, в Скакулино - на четверть ставки. Содержать пути им всё равно придётся независимо от того, будет ли работать станция. Нам бы хотелось объединить усилия краеведов и общественников, чтобы спасти исторические станции от уничтожения» - отмечает историк железнодорожного транспорта, градозащитник Юрий Егоров.
Друзья, надо действовать! В наших силах – донести до руководства станций их огромную историческую ценность и попытаться найти решение всех возникших вопросов. Расскажите об этой новости своим друзьям! Возможно, в ближайшее время нам нужно будет составить письма от градозащитных организаций и исторических сообществ в поддержку станций. Жду писем от всех, кто готов поддержать эти достопримечательности, на почту deadok@mail.ru Может быть, кто-то из представителей музейного сообщества сможет начать переговоры о музеефикации станций?
Давайте объединяться! История железнодорожного транспорта в нашей стране должна жить – и не только в музеях! Согласны?
В январе этого года пензенские усадьбы находятся в центре информационной повестки страны. Ранее мы с вами уже радовались новости о том, что усадьба в Зубриловке, возможно, вскоре обретет новую жизнь. А на днях стало известно о том, что музейный комплекс В.Г. Белинского в этом году будет ждать, без преувеличения –выстраданная реставрация.
Еще в феврале прошлого года пензенские активисты писали мне о том, что старинные музеефицированные памятники в г. Белинский находятся в печальном состоянии и ветшают буквально на глазах. Речь шла и о мемориальном музее-усадьбе литературного клирика, и о бывшем доме купца Ф.И. Антюшкина, и об уникальном памятнике деревянного классицизма – здании Уездного училища, в котором останавливался император Николай I. Я уже давно мечтаю съездить в Пензенскую область, поснимать состояние памятников, лично пообщаться с активистами. Но, увы, пандемия спутала все планы…
И вот, сейчас в прессе появляется радостная новость…Благодаря неравнодушию местных краеведов проблемы Белинского, которые откладывались «на потом» годами, все же были услышаны. На волнах широкого общественного резонанса усадьбу посетил губернатор Пензенской области. Иван Белозерцев ознакомился с экспозицией в мемориальном доме семьи Белынских и осмотрел объекты музейного комплекса - дом купца Ф.И. Антюшина и здание бывшего Чембарского уездного училища, в 1836 году ставшего на две недели резиденцией императора Николая I. Глава региона поручил начать капитальный ремонт этих строений. Деньги на их восстановление в бюджете уже заложены, подтверждают представители музея. «Начать работы нужно в этом году. Надо реконструировать объект, и тогда он станет вызывать повышенный интерес, люди сюда поедут», - распорядился Иван Белозерцев.
Давайте порадуемся за коллег из Пензенской области и за чудесный музейный комплекс. От своего имени я хочу еще раз извиниться перед всеми, кто приглашал меня в регион. Друзья, я очень надеюсь, что этот год даст нам всем больше возможностей для поездок и общения! Тем более, что в Пензенской области находится столько удивительных усадеб и памятников культуры! Очень хочется о них рассказать!
Друзья, а вы были в Белинском? Посещали музеи? Какое впечатление произвели на вас эти места?
Недавно на одном киносервисе я увидел новость о выходе нового российского исторического фильма - "Плевако". Он будет посвящен гениальному русскому юристу, адвокату и непревзойденному оратору. Роль Федора Никифоровича сыграет Сергей Безруков.
Федора Плевако называли "русским златоустом". Его речи в суде были отдельными произведениями искусства - их печатали в газетах! В числе клиентов Плевако был сам Савва Мамонтов - адвокат представлял его интересы в грустном и запутанном деле о неуплате кредитов на строительство железной дороги.
Сериал "Плевако" выйдет на свет в этом году. Но я уже заранее радуюсь тому, что наш кинематограф наконец-то обратил внимание на личность Федора Никифоровича. Как было бы хорошо, если бы героями сериалов все чаще становились не бандиты и представители гламура, а реальные исторические личности! Надеюсь, что готовящаяся к выходу картина поднимет народный интерес к личности Плевако.
Но я хотел бы немного "прокатиться" на пиар-волне фильма, чтобы рассказать вам об одном удивительном месте, которое остро нуждается в спасении. Речь идёт об усадьбе Плевако в Тамбовской области - увы, разрушающейся и малоизвестной среди широкого круга туристов. В небольшом селе Вишневое сохранились некоторые фрагменты его классической усадьбы – небольшой, но добротный дом, а также – заросший парк с прудами и богатой растительностью. Краеведы и местные власти неоднократно поднимали вопрос о скорейшем восстановлении усадьбы. Однако, на это пока не нашлось средств. В идеале, тамбовчане хотели бы видеть в усадьбе учебный центр или музей, посвященный гению Федора Плевако, о котором в своих произведениях писал сам Достоевский. Однако, усадьбу можно приспособить под иные цели - лишь бы спасти разрушающееся сокровище. Объект вошел в наш проект "Усадебное достояние РФ". Его можно приобрети в собственность.
Друзья, распространите эту новость! Возможно, выходящий на экраны фильм подогреет интерес публики к личности Федора Никифоровича, а стало быть - и к его усадьбе!
А вы знали, что в Тамбовской области находятся усадьба Плевако? Может быть, бывали там лично?