Недавно мне стало известно о том, что во время нашего знакомства с усадьбами великого русского ученого и путешественника Петра Петровича Семенова-Тян-Шанского – Рязанкой и Гремячкой, мы сможем не только увидеть, как жил гений русской географии, но и лично пообщаться с его прямыми потомками! В этот день в Рязанке все вернется на круги своя. Ведь в усадьбе мы встретим правнука Петра Петровича, главу рода Семеновых-Тян-Шанских, Александра Владимировича Семенова-Тян-Шанского!
Наш замечательный гид, бессменный хранитель Рязанки и историограф рода Семеновых-Тян-Шанских Александр Богданов, помог нам сделать дерзкую мечту - увидеть этого замечательного человека и потомка великого ученого, реальностью! Александр Владимирович Семенов-Тян-Шанский любезно согласился пообщаться с пассажирами «Усадебного экспресса» и поделиться с нами самыми теплыми воспоминаниями о своем великом предке и достопримечательностях, связанных с ним!
Но и это еще не все! Александр Александрович Богданов помог мне связаться с представителями рода Семеновых-Тян-Шанских для того, чтобы подготовить с ними интервью для наших путешественников и читателей! И тут нам тоже улыбнулась удача! Я невероятно рад представить вам интервью с Ольгой Александровной Семеновой-Тян-Шанской, праправнучкой великого ученого, сотрудницей дирекции Эрмитажа, и просто – очаровательной собеседницей!
Какие впечатления на Ольгу Александровну произвел ее первый визит в усадьбы своего великого прадеда? Что бы, наверняка, хотел бы видеть в Рязанке и Гремячке сам Петр Петрович? Почему будущее русских усадеб обречено быть безоблачным? Как Ольга Александровна относится к идее создания на территории усадеб Петра Петровича объединенного музея-заповедника? И с каким напутствием Ольга Александровна обратилась к читателям блога и пассажирам «Усадебного экспресса»?
Обо всем этом, а также – об удивительно интересном маршруте нашего путешествия вы сможете узнать ниже! И если вы еще не забронировали билет в эту, не побоюсь этого слова – эпохальную, поездку, то вы можете успеть сделать это здесь! Но поторопитесь! Осталось всего несколько мест!
А вы когда-нибудь были в Рязанке и Гремячке?
Ольга Александровна Семенова-Тян-Шанская в Гремячке, 2016 год.
- Ольга Александровна, когда вы первый в раз побывали в Рязанке и Гремячке? Какие впечатления произвела на вас каждая из этих усадеб впервые?
- В усадьбах я побывала первый раз ещё ребёнком, помню я мало, но ощущение от деревенской жизни, среднерусского пейзажа и природы, в корне отличных от мест, где я родилась, осталось в памяти.
Усадьбы показались мне в тот момент милыми, но чужими. В детстве для меня больший интерес, чем окрестности, представляли их обитатели, а именно даже не жители, а домашний скот. Более всего меня интересовали лошади, на которых мне удалось насмотреться там вдоволь, и даже, будучи маленькой девочкой (думаю мне было лет 5-6), покататься верхом вместе с пастухом. Он посадил меня впереди себя на седло, которое незабываемо пахло упряжной кожей. Помню как верхом мы пересекли какую-то речку и замочили ноги. Так как любовь к лошадям у меня, видимо, в крови, впоследствии я занималась довольно серьёзно конным спортом и, вообще, всегда моя душа рвётся к лошадям где бы я не находилась – от Тянь-Шаня до Исландии.
Зима в Рязанке.
- Мне кажется, что из всех мест, связанных с Петром Петровичем, что я видела вне Петербурга, в наибольшей степени его характеризует как раз усадебный парк при Рязанке. В Гремячке окружающий усадьбу пейзаж как будто не так харизматичен, как окружение Рязанки, по крайней мере на мой вкус. Он милый, туда вложена душа, он много может рассказать нам о наших современниках, которые без сомнения холили его с любовью и самоотдачей, но «след» Петра Петровича проглядывает там не так отчётливо как в липецкой усадьбе.
Парк вокруг Рязанки изрядно припорошен временем – зарос и обветшал, но он жив и он сохраняет налёт заботы хозяина, автора и его мысли. Мысли о вечном, о том что останется от него. Точно также и я сажаю растения на своём скромном участке в 6 соток, что расположен в окрестностях Санкт-Петербурга, я как бы не предвижу конечность своего бытия – с рвением все мы сажаем свою скромную флору на века и она в веках остается….
Александр Владимирович Семенов-Тян-Шанский в Рязанке, 2009 год.
- Как часто вы и члены вашей семьи бываете в Рязанской и Липецкой области?
- В усадьбах мне доводится бывать раз в год или в два, в зависимости от моих летних маршрутов. Я бываю там обычно с моим отцом и с моей дочерью.
Александр Владимирович Семенов-Тян-Шанский на высадке памятной аллеи в честь 170-летия РГО в Рязанке, 2015 год.
- Какими вы видите Рязанку и Гремячку через 100 лет?
- Через 100 лет я вижу усадьбы в расцвете. Я, как музейный работник, не сомневаюсь в прекрасном будущем таких объектов культуры, как русские усадьбы. Русская усадьба – жемчужина российской провинции, дух и сердце её организма. В русских усадьбах не только память человеческая находит своё утешение, в них воспревает и радуется душа. Они – вдохновение и утешение. И, я уверена, каждый это понимает. Поэтому так или иначе русские провинциальные усадьбы, как культурный феномен, обязательно будут развиваться и возрождаться усилиями наших потомков – ближайших или не очень.
Наталья Владимировна Семенова-Тян-Шанская в Рязанке у родословного древа, 2009 год.
- Расскажите немного о том, как вы относитесь к идее объединить две эти замечательные достопримечательности в рамках одного музея-заповедника?
- К идее объединить две усадьбы и их окрестности в рамках одного музея-заповедника я отношусь с большим энтузиазмом! Считаю это, хоть и сложно выполнимой, но прекрасной идеей. Да и как иначе? Конечно, усадьбы могут существовать и порознь, как это было до сих пор, однако, создание музея-заповедника, без сомнения, является в 100 раз более эффективным подходом к увековечению памяти Петра Петровича, чем отдельно существующие усадебные дома.
Александр Владимирович Семенов-Тян-Шанский в Гремячке, 2015 год.
- Какие виды культурных, интерактивных и научных мероприятий, на ваш взгляд, наиболее «идут» усадьбам вашего прадеда в наши дни?
- Петр Петрович, как мне видится сквозь время, думал бы сейчас и, наверняка, был озадачен этим и в своё время, о просветительской функции, которую могли бы нести его усадьбы (и не только усадьбы). Я лично вижу задачу усадебного хозяйства и музея-заповедника в будущем не только в узком пространстве сохранения памяти Петра Петровича, но и в более широком просветительском диапазоне. Пусть усадебные постройки и пространства служат для просвещения, как площадка для обучения – любого – исторического, научного, мировоззренческого. Пусть послужат местом притяжения для мыслящих и интересующихся людей.
Александр Владимирович Семенов-Тян-Шанский, Мария Александровна Хворова и Надежда Владимировна Королькова в Рязанке. 2007 год.
- Желаю вам, дорогие мои соотечественники, не терять своей памяти, с удовольствием погружаться в русскую и не только историю и извлекать из неё уроки для улучшения нашей с вами действительности.
От всей души я выражаю огромную благодарность Александру Владимировичу и Ольге Александровне Семеновым-Тян-Шанским, а также – всем представителям этого славного рода, за доброту, отзывчивость, помощь и замечательные фотографии из семейного архива! И, конечно же, я хочу поблагодарить Александра Александровича Богданова, с помощью которого наша поездка стала по-настоящему грандиозной!
А теперь, я предлагаю перейти непосредственно к маршруту нашего путешествия. Он тоже был разработан с участием Александра Александровича и является очень необычным!
Мы подробно познакомимся с усадьбой Петра Петровича в Гремячке, после чего нас будет ждать душевный и теплый обед! А далее, мы будем путешествовать тропами самого Петра Петровича Семенова-Тян-Шанского. Мы посетим знаменитый овраг «Зеркалы» и множество других живописнейших мест! Вы будете окружены такой красотой, что и не заметите, как пролетит время и мы окажемся в Рязанке, где, как и более века назад, нас встретит представитель славного рода Семеновых-Тян-Шанских!
Присоединяйтесь к нам!
Во время нашего путешествия, помимо Рязанки, мы увидим усадьбу еще одного выдающегося деятеля российской истории - знаменитое имение Полибино выдающегося мецената Юрия Нечаева-Мальцова. и, конечно же, вы познакомитесь с красивейшей усадьбой Баловнево, уникальной церковью Дмитрия Солунского в Березовке, старинным Данковом, милым Раненбургом и усадьбой Урусово.
Journal information