Если спуститься в метро Перово, то на стенах можно найти восемь парных барельефов с изображением апокалиптических животных. И, хотя противники этой версии утверждают, что на самом деле эти изображения связаны с древнеславянскими богами, жители прилегающей к станции местности считают один из барельефов в Перове зловещим. Подмосковная деревня Перово известна с XIV века как родина, родовое гнездо леших. Свидетельством этого может быть пословица в книге «Пословицы и поговорки» создателя толкового словаря русского языка В. И. Даля: «Как леший перовский зовет куликовского в гости к родительской (...кости)».
Другим недоказанным мистическим фактом является венчание Елизаветы Петровны с Алексеем Григорьевичем Разумовским в 1742 г. в Знаменской церкви усадьбы Перово.
Давайте вместе разберемся, что изображено на барельефах станции, и попробуем разгадать их тайный смысл...
Этот волнительный, но очень важный для меня момент настал! В конце каждого года блог "Летопись русской усадьбы" презентует календарь с моими работами. И если в прошлом году мы вдохновлялись Пушкиным и старыми парками с "Приютом задумчивых дриад", то в этом году нас ждут "Акценты". Какие они? Яркие…
В бывшем имении стольника Н.И. Акинфова, сподвижника Петра I, сохранилась Сергиевская церковь 1678 года постройки. Этот храм относится к лучшим образцам древнерусской архитектуры Подмосковья. Здесь проявилось характерное для русского зодчества XVII века стремление к пластичной ассиметричной объемной композиции и живописности фасадного “узорочья”.
Имение принадлежало представителям многих известных фамилий. После того, как в 1721 году Н.И. Акинфов был осужден и сослан в Кирилло-Белозерский монастырь, этими землями владели В.А. Лопухин, Волконские, и другие известные деятели.
Церковь славилась достопримечательностями и религиозными святынями. Согласно описи 1924 года, в храме находилось множество старинных икон, мощевиков и хоругвий. В 1929 году Сергиевская церковь подверглась разграблению и вандализму - иконы XVII века были варварски перенесены в соседний овраг. Спасла храм от полного разрушения реставрация, проведенная в 1950 году под руководством архитектора В.Д. Давида и в 1980-х годах Б.Л. Альтшуллер. Долгожданное возвращение Сергиевской церкви верующим состоялось лишь в 1991 году. На сегодняшний день храм является действующим и ежедневно привлекает множество православных христиан и туристов.
1) Возрождение Ропшинского дворца может стать реальностью.
2) Возрожденная липецкая усадьба Скорняково-Архангельское стала центром свадебного паломничества.
3) В Москве пройдет кинофестиваль, посвященный памяти Саввы Морозова.
4) Экспозиция усадьбы Мураново пополнилась ценными реликвиями.
В прошлом году я рассказывал вам про фабричный комплекс Шорыгиных в поселке Октябрьский, который находится рядом с Люберцами. Тогда был не очень хороший повод - сносили одно из жилых зданий фабрики и был под вопросом снос второго здания. В сентябре этого года по просьбе Администрации пос. Октябрьский я снял полностью весь фабричный комплекс, а также основные виды на поселок, включая: больничный комплекс 1900-1910 годов, здание фабрики, жилые дома управляющего и административного персонала, общежития, бани, котельную. Смотрите видео и снимки поселка с квадрокоптера, который мы проезжаем по дороге в Коломну и Рязань, не замечая красоту фабричной архитектуры.
После Эрзи в первый день пребывания в Ингушетии я посетил башенный комплекс Фалхан, который также расположен в Джейрахском ущелье на горе Мат-Лам, в 1,2 км севернее Лежги. Здесь моему взору открылись оборонительные сооружения, жилые строения и склепы, которые помогли мне в полной мере окунуться в многовековую историю ингушского народа. Несмотря на то, что многие из построек полуразрушенны, они поражают своим величием. Перед поездкой я задался вопросом, что послужило поводом для строительства башен? В горах, где основным строительным материалом является камень, сама природа определяет строительство каменных сооружений. Башенные постройки возвышаются на длинном узком мысе. Возле каждой жилой "гала" располагается боевая "воу". Почти вплотную к ним примыкает кладбище, состоящее из девяти склепов. В них до сих пор можно увидеть хорошо сохранившиеся кости умерших...
В эти выходные на Остоженке все прохожие останавливались у одного известного каждому жителю Москвы дома: обсуждали, фотографировали, восхищались. А все дело в том, что в столице завершилась масштабная реставрация дома Кекушевой – того самого, который знаменитый зодчий построил для своей семьи и который называют одним из прототипов «дома Маргариты» из легендарного романа Булгакова.
Восстановление дома осуществлялось впервые за его вековую историю силами ГлавУпДК при МИД России. Специалистами было возвращено историческое покрытие кровли, повторяющее по рисунку черепицу, которое было утрачено в советское время. Покрытие выполнено по архивным чертежам и фотографиям, но с применением передового материала — титан-цинка. Произведена реставрация металлических декоративных элементов на фасадах, воссозданы утраченные металлические дымники над печными трубами по аналогам на других постройках архитектора Кекушева. Восстановлен исторический цвет фасадов, сочетающий пять различных оттенков кирпича, расчищены от загрязнений лепные детали: листья и плоды каштана, цветочные орнаменты, фигуры орлов и многочисленные витиеватые формы.
Но, пожалуй, самым ярким реставрационным фактом стало то, что теперь дом Кекушевой на Остоженке вновь венчает лев – символ Льва Кекушева. Оригинальная скульптура льва исчезла с дома на Остоженке после революции при неясных обстоятельствах. Во время реставрации дома Кекушевых специалисты тщательно воссоздавали облик льва по сохранившимся архивным материалам. До реставрации в особняк было практически невозможно попасть в связи с тем, что в нем находилось посольство. Вероятнее всего, «дипломатическая карьера» знаменитого дома на Остоженке будет продолжена и после реставрации.
А вы уже видели дом Кекушевой после реставрации? Как вам лев? И удавалось ли вам когда-нибудь побывать внутри этого здания? Кстати: если вы еще не видели дом после реставрации и планируете заглянуть на Остоженку, рекомендую вам после осмотра дома Кекушевой прогуляться до восстановленного дома-музея Тургенева, во дворе которого в скором времени будет открыт целый «тургеневский квартал». Ниже предлагаю вам ознакомиться со свежими фотографиями дома после реставрациями, кадрами, на которых дом Кекушевой запечатлен несколько лет назад «без льва» и архивными фото этой достопримечательности.
Очень необычный источник финансирования крупных восстановительных работ был обнаружен мной во время мониторинга СМИ. В Великобритании на реставрационные работы в загородном доме Уильяма Морриса выделен грант в размере 4,3 миллиона фунтов стерлингов. Средства были предоставлены Фондом лотереи «Культурное наследие». Уильям Моррис — знаменитый английский писатель, художник, дизайнер, участник и один из основателей движения «Искусства и ремесла». Здание усадьбы было построено в XVI веке и входит в список объектов культурно-исторического наследия Великобритании.
В 1871 году Уильям Моррис совместно с художником Данте Габриэлем Россетти взяли в аренду усадьбу Келмскотт, расположенную на берегу Темзы. Писателя очень вдохновляли пейзажи и архитектурные решения. Представители Королевского общества древностей утверждают, что Моррис считал местные постройки крайне органично вписывающимися в окружающий ландшафт. Он даже писал, что дома с их «затейливыми мансардами под большими стропилами, где в прежние времена спали батраки и пастухи», как будто «растут из земли». Моррис прожил в усадьбе вплоть до самой своей смерти в 1896 году.
Реставрационные работы по восстановлению усадьбы Келмскотт планируется проводить в несколько этапов. Деньги, выделенные Фондом лотереи «Культурное наследие», будут потрачены в первую очередь на срочный ремонт и обустройство прилегающих территорий. Также при содействии британской национальной лотереи в поместье будет организован образовательный центр
Как вам идея с лотерейным фондом? И как вы считаете: реально ли перенять этот опыт нам в России?
Казалось бы, за прошедшие несколько лет в Твери было сделано много важнейших шагов по восстановлению исторического центра города. Сперва был восстановлен и открыт для туристов величественный Императорский дворец. Затем масштабными темпами началось воссоздание на исторической площади перед дворцом Спасо-Преображенского собора с колокольней. Очевидно, что все эти правильные и позитивные шаги были сделаны для того, чтобы наконец-то вернуть жителям города и его гостям разрушенные и утраченные ранее старинные достопримечательности, подарить этому историческому месту его первозданный вид.
Но, увы, нет…это не так. Несколько дней назад в Твери на заседании Градостроительного совета состоялось горячее обсуждение «реновации» центра города, или – «преобразовании ряда исторических объектов, находящихся в самом центре города, в единое культурно-туристическое пространство». Лучше всех планы по «преобразованию» города, оценили краеведы в местной группе "Тверские своды": «Если в двух словах, то в будущем в Твери может появиться площадь Екатерины Великой, а вместо стадиона Химик откроют какой-то космодром».
Напомню, что на сегодняшний день на месте предполагаемого «космодрома» находится стадион «Химик». Конечно же, соседство последнего со старинным Императорским дворцом тоже не является правильным с исторической точки зрения. Но, все же, стадион более «мягко» гармонировал с дворцом, чем предлагаемые проектом исполины из стекла и бетона.
С большим сожалением я в очередной раз делаю вывод, что «младшие братья» Зарядья захватывают российские исторические города. Большинство проектов – как под копирку, и обязательно: включение футуристических конструкций в центр города. Но зачем? Одно дело, когда мы вкладываем огромные средства в действительно «убитые» города. Но какова необходимость в относительно благополучной Твери возводить вот такой «космодром» рядом со старинным памятником архитектуры? Примечательно, что с критикой проекта «реновации» выступили многие краеведы, а также – общественные и политические деятели.
Друзья, а как вам проект? Согласны ли вы с тем, что «стекляшки» по соседству с историческими памятниками уже невероятно надоели?
Этот волнительный, но очень важный для меня момент настал! В конце каждого года блог "Летопись русской усадьбы" презентует календарь с моими работами. И если в прошлом году мы вдохновлялись Пушкиным и старыми парками с "Приютом задумчивых дриад", то в этом году нас ждут "Акценты". Какие они? Яркие и нежные, резкие и мягкие, романтичные и графичные.
Миссия "Акцентов" - дарить вам двойное ощущение красоты. Вашим вниманием будут овладевать и "усадебный" фон, и природный акцент, который расположен на переднем плане. Убежден, что усиленная формула красоты будет транслировать вам вдохновение в следующем году!
Фоном для наших "Акцентов" выступили, конечно же, русские усадьбы - различные по стилю, истории, настроению и сохранности. А в роли самих "Акцентов" предстают ветви деревьев, цветы, травы и даже - ягоды. На страницах календаря они вместе разыгрывают сценки, олицетворяющие настроение каждого месяца.
Моё главное послание вам в 2025 году - замечайте красоту, ищите её, созидайте её и смещайте свои личные акценты туда, где вам хорошо и спокойно!
Надеюсь, вам понравился календарь на 2025 год и мы вместе с "Акцентами" в единой визуальной тональности поживём счастливые 12 месяцев будущего года!
Учитывая возрастающую в геометрической прогрессии стоимость на печать, мы с Издательским бюро Юлии Бурцевой, которое помогает создавать все мои календари, решили оставить стоимость одного экземпляра, как в прошлом году.
Купить один календарь по-прежнему можно будет за 1000 рублей. Для тех, кто решит приобрести несколько календарей, действуют специальные условия: при заказе 5 календарей стоимость единицы составит 950 рублей, от 10 - 900 рублей, от 20 - 850 рублей. Размер календаря - А3. Дополнительно оплачивается доставка: "СДЕК", "Почта России". Доставка планируется в 10-х и 20-х числах декабря. Календарь станет хорошим подарком к Новому Году для всех любителей путешествий и старинной архитектуры!
Для заказа календаря нужно отправить заявку на мою почту deadok@mail.ru, указав ваши инициалы, необходимое количество экземпляров, адрес и предпочтительный способ доставки, а также - ваш контактный телефон для оперативной связи.
Вырученные средства, традиционно, станут небольшим подспорьем для развития блога "Летопись русской усадьбы".
Буду очень признателен всем, кто поможет продвижению календаря, сделав репост этой записи!