Вышел 10ый номер журнала «Мир искусств: Вестник Международного института антиквариата».
В номере:
- рассказ про реализацию губернаторской программы "Усадьбы Подмосковья" и сдачу первого объекта, восстановленного в рамках этой программы, "Усадьбы Аигиных в Талицах";
- предпроектный этап исследования усадьбы "Болдино" историка Василия Татищева, акварель С. Новикова на заглавной фотографии к посту;
- статья Дмитрия Ойнаса про смоленские усадьбы "Васильевское" Повалишиных, Высокое Шереметевых, Самуйлово Голицыных,
- статья Светланы Бородиной об истории гастрономической культуры русской усадьбы.
Этот волнительный, но очень важный для меня момент настал! В конце каждого года блог "Летопись русской усадьбы" презентует календарь с моими работами. И если в прошлом году мы вдохновлялись Пушкиным и старыми парками с "Приютом задумчивых дриад", то в этом году нас ждут "Акценты". Какие они? Яркие…
Сегодня вместе с Первым каналом мы снимали ролик для программы "Доброе утро" в усадьбе Быково. Программу покажут в эфире 22 июля, в трехминутном ролике про усадьбы будет еще репортаж из усадьбы Остафьево.
Что объединяет Ялту и Сахалин? Оба города стали важными вехами в судьбе Антона Павловича Чехова. Поездка на Сахалин в 1890 году позволила ему обратить внимание общества на отношение к ссыльным и каторжанам. А в Ялте писатель провёл последние годы жизни.
Теперь в доме-музее Чехова в Ялте откроется выставка «Остров Сахалин: сквозь время». Она организована совместными усилиями девяти сахалинских музеев, крымского музея, музея-усадьбы Л.Н. Толстого в Ясной Поляне (для тематического блока «Чехов и Толстой»). Среди экспонатов представлены фотографии, предметы быта, официальные документы. Открытие состоится 12 июля. Выставка продлится в Ялте до осени, затем её перенесут на Сахалин.
Как вы считаете, есть ли перспективы у столь крупных межрегиональных проектов? И были ли вы в чеховском доме в ялте?
Центр Москвы лишился еще одного деревянного здания. Вечером 9 июля в центре Москвы, на Новой Басманной, 23А, был полностью снесен одноэтажный деревянный дом начала XX века (строение 7). Дом находился в городской собственности. Уничтоженный дом находился на территории объекта культурного наследия регионального значения «Городская усадьба С.М. Шибаева, XIX в.». Федеральный закон №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия» запрещает на территории памятника любые работы, кроме работ по сохранению объекта культурного наследия и его историко-градостроительной среды. Не входя в состав памятника, снесенный дом безусловно составлял историческую часть его среды, заявляют активисты «Архнадзора». Однако, снос оправдывают тем, что он был необходим для дальнейшего благоустройства территории усадьбы Шибаева. Активисты заявляют, что на стройплощадке отсутствовали какие-либо разрешения от Департамента культурного наследия Москвы и Объединения административно-технических инспекций.
После переговоров с градозащитниками Мосгорнаследие приостановило работы до утра 10 июля; техника выехала со стройплощадки. Общественное движение «Архнадзор» готовит обращение в правоохранительные органы.
А как вы считаете, деревянный дом начала XX века стоило сохранить? Ведь многие называют такую архитектуру архаичной и говорят, что ей не место в центре столицы…
А у нас готово новое расписание наших ближайших поездок! Приглашаю вас выбрать путешествия по вкусу! Усадьбы и красивая архитектура, самые волнующие природные пейзажи России и очарование промышленной мощи - всем этим мы хотим поделиться с вами!
Сохраняйте нашу новую удобную афишу себе на гаджеты, и, конечно же - бронируйте билеты в путешествия на нашем официальном сайте! До встречи в отдельном вагоне!
Нет ничего более красивого, умиротворяющего и вдохновляющего, чем сады. Особенно, если эти сады – старинные. Полагаю, что все мои читатели, интересующиеся усадьбами, знакомы с уникальным проектом историка искусств, профессора РГГУ Бориса Соколова«Сады и Время». Более 20 лет своей жизни и профессиональной деятельности Борис Михайлович посвятил всестороннему исследованию садово-паркового наследия России и зарубежных странах.
Кстати: недавно Борис Соколов объявил о поиске единомышленников для дальнейшего развития своего детища. Все подробности – здесь http://www.gardenhistory.ru/page.php?pageid=432. Присоединяйтесь!
Также хотелось бы сообщить вам о том, что уже 14 июля в 14:00 пройдет кураторская экскурсия Бориса Соколова по выставке «Сады Серебряного века», которая открылась на территории ГМЗ «Царицыно».
Сад в искусстве символизма — мечта и идеал, недостижимый рай за запертой дверью. Таким его описал Блок в «Соловьином саде», таким его изображали Бенуа и Сапунов, таким сад предстает в архитектурном декоре. Выставка «Сады Серебряного века» — это 400 экспонатов из 15 музеев и личных коллекций. Среди шедевров — графика Врубеля и Бенуа, усадебные пейзажи Жуковского и Грабаря, натюрморты Головина и Петрова-Водкина, проекты Фомина и Весниных. «Соловьиный сад» — это и прекрасный усадебный пейзаж, и загадочные натюрморты Сапунова, и балетные сады Армиды, и несбывшиеся города-сады. Участники экскурсии посмотрят слайд-фильм о приключениях каменных и стальных растений на фасадах русского модерна, проследим путь Борисова-Мусатова от фотографии к картине, побываем в воссозданном Теремке Александра Головина.
Есть проекты, реализация которых является некой "приметой времени" и беспроигрышной темой для любой светской беседы. Москва видела много архитектурных сенсаций. И, пожалуй, в этом сезоне, чаще всего обсуждались два громких проекта: реставрация здания Речного Вокзала и Дома Наркомфина. Последний, к слову, вызывает особый интерес креативного класса, "распробовавшего" архитектуру конструктивизма.
И даже несмотря на то, что мои архитектурные предпочтения живут в дореволюционном мире, я вынужден признать: Дом Наркомфина - это, безусловно, величина! Узнаваемый стиль, чистота линий и отрада для любителей архитектурной фотографии.
Гинзбургу, Милинису и Прохорову удалось не только создать шедевр, но задавать тренды спустя почти сто лет после появления их детища. Как же это сильно! Гениальность вне времени! Посмотрите мою сравнительную съемку 2017 и 2020 года.
Мы с партнером блога, строительной компанией "Starkwood" продолжаем рубрику - "Ода усадьбе". Ее цель - проанализировать воспоминания известных людей о своих родовых гнездах, чтобы понять, в чем состоит особый уют и очарование усадебной архитектуры. Мы надеемся также привлечь внимание читателей к проблемам сохранения усадебного наследия, спасению старых парков и формированию правильного взгляда на современные интерпретации усадебной архитектуры. Так, если вы хотите построить современную усадьбу в старинном парке - смело обращайтесь к архитекторам "Starkwood" - безупречное прочтение стиля и современный комфорт гарантируют вам специалисты компании!
В прошлый раз мы анализировали трепетные воспоминания Владимира Набокова об усадьбе Рождествено, которая находится в Ленинградской области. Сегодня мы предлагаем продолжить путешествие по воспоминаниям, но отправиться в другое Рождествено- подмосковное. Эта усадьба находится в Истринском районе. Сейчас ее территорию занимает санаторий "Снегири". К сожалению, деревянный главный дом Кутайсовых не сохранился до наших дней, вместо него был возведён корпус санатория в неоклассическом стиле. Однако, уцелевшие свидетели истории позапрошлого века по сей день напоминают о тех, кто здесь жил и гостил.
Мы погрузимся в воспоминания Анны Танеевой-Вырубовой, верной фрейлины императрицы Александры Федоровны. Она провела в Рождествено счастливые годы детства. И, конечно, воспоминания о былом были бы неполными без вдохновляющих очерков настоящих ценителей усадебной архитектуры - москвоведа А. Н. Греча и искусствоведа В. В. Згуры.
А вам довелось гулять по территории подмосковного Рождествено? Знали ли вы, что в позапрошлом веке главный дом усадьбы был деревянным?
Из воспоминаний Анны Танеевой-Вырубовой: "... Шесть месяцев в году мы проводили в родовом имении «Рождествено» под Москвой. Это имение принадлежало нашему роду 200 лет. Соседями были родственники, князья Голицыны, и Великий Князь Сергей Александрович. С раннего детства мы, дети, обожали Великую Княгиню Елизавету Феодоровну (старшую сестру Государыни Императрицы Александры Феодоровны), которая нас баловала и ласкала, даря платья и игрушки. Часто мы ездили в Ильинское, и они приезжали к нам — на длинных линейках — со свитой пить чай на балконе и гулять в старинном парке. Однажды, приехав из Москвы, Великая Княгиня пригласила нас к чаю, после которого мы, дети, искали игрушки, спрятанные ею в большой угловой гостиной, как вдруг доложили, что приехала Императрица Александра Феодоровна! Великая Княгиня, оставив своих маленьких гостей, побежала навстречу сестре".
Вспоминая об усадебном парке и расположении усадьбы, А.Н. Греч писал: "... Место для усадьбы было выбрано с большим вкусом — на высоком берегу Истры, с прекрасным видом вдаль на Аносину пустынь, поверх деревьев разросшегося дико и привольно английского парка. В трёхчастное окно-дверь садового фасада, за решёткой перерезающего колонны балкона, открывается в обрамлении колонных капителей несравненный вид, особенно осенью, в солнечный день, когда багряными и золотыми оттенками загораются верхушки лип, клёнов, берёз и осин, оттенённых тёмной хвоей ёлок".
Самой выдающейся сохранившейся постройкой является грот - он помнит многих владельцев усадьбы Рождествено, включая Анну Танееву-Вырубову. Вот как описывал его В.В. Згура: "... грот исключительно интересен. Он устроен в высоком обрыве и занимает сравнительно большую площадь. Средняя часть его выступает параллелепипедом с массивными колоннами на уклонах. Эти колонны, как и вся площадь стены, переложены прослойками из неправильной формы булыжника. На каждой стороне находится дверь во внутренние помещения со сводами, близкими к стрельчатому; сверху же стена оканчивается двумя полуциркульными арками, над которыми живописно раскинулась гуща кустарников. Спадающий обрыв под боком гротового выступа отделен нисходящей вогнутой стеной с углубленными, постепенно уменьшающимися арками. Рождественский грот, кажется, единственный сохранившийся пример такого типа в московской губернии».
Сейчас в усадьбе Рождествено тесно переплелись архитектурные мотивы прошлого и штрихи настоящего. Но тем не менее, она жива и живет своей особой жизнью. Деревянный дом, построенный в первой четверти XIX века, успешно простоял более века и исчез лишь потому, что в 1936 году его решили разобрать. Что еще раз доказывает то, что деревянная архитектура не только красива, но и может служить нескольким поколениям владельцев.