Каждый, кто учился в школе, знаком с произведениями великого русского писателя, лауреата Нобелевской премии по литературе Ивана Бунина. Для многих бунинские мотивы, связанные с описанием старинных дворянских гнезд, стали отправной точкой для начала изучения русских усадеб. Но не все знают, где происходили наиболее значимые события биографии писателя. Огромное количество бунинских достопримечательностей находится в Липецкой области. Это и усадьба в Озерках, и храмы в селах Грунин Воргол и Злобин Воргол, и окрестности этих населенных пунктов.
Давайте перенесемся в Липецкую область и познакомимся с достопримечательностями, нашедшими отражение в самых известных произведениях Бунина.
Как выглядела усадьба в Озерках во времена Ивана Бунина? Какова роль энтузиастов в возрождении имения в наше время? Какое важное событие произошло с родителями писателя в селе Злобин Воргол? Чем был памятен для писателя храм в селе Грунин Воргол?
Этот волнительный, но очень важный для меня момент настал! В конце каждого года блог "Летопись русской усадьбы" презентует календарь с моими работами. И если в прошлом году мы вдохновлялись Пушкиным и старыми парками с "Приютом задумчивых дриад", то в этом году нас ждут "Акценты". Какие они? Яркие…
1. Доклад «Достопримечательные усадьбы на Ивановской земле». Докладчик: Головина Татьяна Николаевна (г. Иваново), кандидат филологических наук.
2. Презентация сборника «Русская усадьба» № 22. Сборник представляет: Нащокина Мария Владимировна, доктор искусствоведения, заместитель Председателя Правления ОИРУ, научный редактор-составитель сборника.
Заседание пройдет в Государственном музее архитектуры, ул. Воздвиженка, 5/25, флигель "Руина", 2 этаж. Начало в 18.15.
Имя Михаила Юрьевича Лермонтова известно каждому. Даже тот, кто не вникал в подробности его биографии, знает, что в России есть несколько «лермонтовских» мест. В первую очередь, это, конечно же – Тарханы. Второе место в рейтинге лермонтовских мест России занимает подмосковная усадьба Середниково, где поэт гостил несколько раз. Но сегодня я хочу рассказать вам об еще одной усадьбе – о том месте, о котором вы наверняка даже ни разу не слышали - Кропотово-Лермонтово.
Небольшая точка на карте Липецкой области, ставшая одной из двух точек начала жизни поэта. Именно здесь жил дед великого поэта и родился его отец – Юрий Петрович Лермонтов. Сам Михаил Юрьевич, несмотря на сложные отношения с отцом, бывал в Кропотово и оставил воспоминания об этой поездке в своих мемуарах. Скорее всего, вы даже не догадывались о том, что Михаил Юрьевич стал законным владельцем половины усадьбы Кропотово после смерти своего отца.
Давайте перенесемся в Липецкую область! Здешние места представляют собой большой интерес для всех лермонтоведов. Сохранилась ли усадьба Лермонтовых в Кропотово? В каком небольшом селе группа школьников и энтузиастов открыли музей, посвященный поэту? И почему отец поэта, похороненный в липецком селе Шипово вновь оказался в Тарханах? Ответы на эти вопросы вы найдете в моем материале по Лермонтовским местам Липецкой области!
Можно ли использовать западный опыт приспособления старинных зданий под современные нужды? Применим ли он к российским памятникам культурного наследия? По этому вопросу неделю назад в моем блоге развернулась жаркая дискуссия. Я привел вам как особо яркий пример один популярный бельгийский ресторан, открывшийся в здании церкви. Продолжим обсуждение – вот еще один пример.
Мы переносимся в один из храмов столицы солнечной Испании. Когда-то в нем открылась первая в Мадриде школа церковно-приходского типа. Фактически, здание, построенное в XVIII веке, использовалось в качестве школы для детей малоимущих жителей города. Во время неспокойного для Испании 1936 года солдаты Национальной конфедерации труда (CNT) подожгли здание храма-школы, чем нанесли ему существенный ущерб.
В таком виде старинная достопримечательность находилась вплоть до 2002 года. Идею по спасения исторического здания предложил Национальный университет заочного обучения. Он провел реставрационные работы в храме, превратив его в общедоступную библиотеку. А в память о событиях гражданской войне в ныне действующей библиотеке осталась нетронутой часть полуразрушенных стен.
Уже совсем скоро состоится поездка "Усадебного экспресса" в Тульскую область на родину Льва Николаевича Толстого в Ясную Поляну. По этому случаю хочу представить вам кадры из фильма "Лев Толстой", снятого в далеком 1984 году режиссером Сергеем Герасимовым, судьба которого в чем-то похожа на судьбу писателя. Большая часть экранного времени была снята в Ясной Поляне как внутри усадьбы, так и на ее территории.
Предлагаю вашему вниманию восьмой выпуск издания "Памятники архитектуры Москвы". Книга вышла в 2007 году и посвящена восточной и южной сторонам окрестностей старой Москвы, где преобладают крупные усадьбы.
«Памятники архитектуры Москвы» (ПАМ) — фундаментальное издание, посвящённое исторической застройке города и его архитектурным памятникам, охраняемым государством. Первые шесть книг изданы издательством «Искусство», последующие четыре — издательством «Искусство — XXI век». Книги, вошедшие в издание и посвященные исторически сложившимся районам Москвы, включают очерк градостроительной истории района, основные этапы формирования его планировки, эволюцию его застройки, особенности сложения и развития городского ландшафта. Все очерки сопровождаются архивными изобразительными материалами: чертежами, рисунками, гравюрами и фотографиями, к которым даётся научный комментарий, а также современными изданию фотографиями наиболее сохранившихся участков исторической застройки города. Издание имеет сквозную нумерацию статей, посвящённых отдельным памятникам архитектуры Москвы, и описывает 673 памятника. У истоков этого издания стоял известный историк русского и византийского искусства, доктор искусствоведения Алексей Ильич Комеч (1936—2007), научный редактор издания. Материал был подготовлен сотрудниками Реставрационной мастерской № 13 управления Моспроект-2. За скан огромное спасибо Дмитрию Вадатурскому.
Выкладываю для ознакомления седьмой выпуск издания "Памятники архитектуры Москвы", увидевший свет в 2004 году. В книге представлен материал, охватывающий территорию современной Москвы за линией Камер-Коллежского вала - границей Москвы XVIII в. Это были ее пригороды, осваивавшиеся городской жизнью постепенно и очень неравномерно. Наиболее значительными памятниками архитектуры здесь являются усадебные ансамбли и сельские церкви. Данная книга включает северо-западный и северные секторы от Камер-Коллежского вала до нынешней границы города.
«Памятники архитектуры Москвы» (ПАМ) — фундаментальное издание, посвящённое исторической застройке города и его архитектурным памятникам, охраняемым государством. Первые шесть книг изданы издательством «Искусство», последующие четыре — издательством «Искусство — XXI век». Книги, вошедшие в издание и посвященные исторически сложившимся районам Москвы, включают очерк градостроительной истории района, основные этапы формирования его планировки, эволюцию его застройки, особенности сложения и развития городского ландшафта. Все очерки сопровождаются архивными изобразительными материалами: чертежами, рисунками, гравюрами и фотографиями, к которым даётся научный комментарий, а также современными изданию фотографиями наиболее сохранившихся участков исторической застройки города. Издание имеет сквозную нумерацию статей, посвящённых отдельным памятникам архитектуры Москвы, и описывает 673 памятника. У истоков этого издания стоял известный историк русского и византийского искусства, доктор искусствоведения Алексей Ильич Комеч (1936—2007), научный редактор издания. Материал был подготовлен сотрудниками Реставрационной мастерской № 13 управления Моспроект-2. За скан огромное спасибо Дмитрию Вадатурскому.
Начало осеннего сезона заседаний ОИРУ начнется с презентации двух книг:
1. Презентация книги "Усадьба Покровское-Стрешнево. Путеводитель". Первое за 90 лет повествование о московской усадьбе. Подробно рассказывается о представителях рода (Стрешневых, потом Глебовых-Стрешневых и Шаховских-Глебовых-Стрешневых), владевших усадьбой с середины XVII века до Октябрьской революции, даются их исторические портреты. Прослеживается изменение архитектурного облика усадьбы на протяжении веков, история усадьбы в послеоктябрьские годы и трудная судьба в конце ХХ-начале XXI веков. В качестве "ноу-хау" представлена виртуальная прогулка по залам усадьбы, с восстановлением описания её обстановки в годы существования в ней музейной экспозиции. Путеводитель богато иллюстрирован.
Представляет книгу автор: ПОТАПЕНКО Андрей Владимирович, историк усадьбы Покровское- Стрешнево 2. Презентация книги «Покровский» из серии «Великие архитекторы». Владимир Александрович Покровский – крупнейший представитель национального направления русской архитектуры эпохи модерна – неорусского стиля. Всего несколькими своими работами 1900- х годов он фактически продемонстрировал весь спектр художественных возможностей этого стиля и определил его «лицо». Произведения Покровского после публикации проектов и строительства сразу становились «библиотекой» форм, приемов, деталей, за некоторыми из них выстраиваются ряды работ его коллег. Церкви в Пархомовке под Киевом и на Шлиссельбургских пороховых заводах под Санкт-Петербургом, Феодоровский собор в Царском Селе, храм-памятник в Лейпциге, здание Государственного банка в Нижнем Новгороде вошли в число самых впечатляющих архитектурных проектов своего времени. Книга богато иллюстрирована.
Представляет книгу автор: СЛЁЗКИН Алексей Валерьевич, искусствовед, историк искусства (НИИТИАГ, ОИРУ)
Предлагаю вашему вниманию шестой выпуск издания "Памятники архитектуры Москвы", вышедший в 2000 году. Эта книга завершает описание архитектуры Москвы посвященной территории, обозначенной в пятом выпуске, и охватывает юго-восточную и южную части этой территории - от Андроникова монастыря до Большой Калужской улицы (Ленинского проспекта).
«Памятники архитектуры Москвы» (ПАМ) — фундаментальное издание, посвящённое исторической застройке города и его архитектурным памятникам, охраняемым государством. Первые шесть книг изданы издательством «Искусство», последующие четыре — издательством «Искусство — XXI век». Книги, вошедшие в издание и посвященные исторически сложившимся районам Москвы, включают очерк градостроительной истории района, основные этапы формирования его планировки, эволюцию его застройки, особенности сложения и развития городского ландшафта. Все очерки сопровождаются архивными изобразительными материалами: чертежами, рисунками, гравюрами и фотографиями, к которым даётся научный комментарий, а также современными изданию фотографиями наиболее сохранившихся участков исторической застройки города. Издание имеет сквозную нумерацию статей, посвящённых отдельным памятникам архитектуры Москвы, и описывает 673 памятника. У истоков этого издания стоял известный историк русского и византийского искусства, доктор искусствоведения Алексей Ильич Комеч (1936—2007), научный редактор издания. Материал был подготовлен сотрудниками Реставрационной мастерской № 13 управления Моспроект-2. За скан огромное спасибо Дмитрию Вадатурскому.
Пятый выпуск издания "Памятники архитектуры Москвы" вышел в 1998 году. В этой книге представлен материал, охватывающий большую часть территории между Земляным валом (Садовым кольцом) и Камер-Коллежским валом - границей Москвы XVIII - XIX вв. Этот кольцевой пояс, окруживший город конца XVI - XVII в., формировался в целом на основе единых закономерностей. Данная книга включает секторы с юго-запада до северо-востока - от Хамовников до Лефортова.
«Памятники архитектуры Москвы» (ПАМ) — фундаментальное издание, посвящённое исторической застройке города и его архитектурным памятникам, охраняемым государством. Первые шесть книг изданы издательством «Искусство», последующие четыре — издательством «Искусство — XXI век». Книги, вошедшие в издание и посвященные исторически сложившимся районам Москвы, включают очерк градостроительной истории района, основные этапы формирования его планировки, эволюцию его застройки, особенности сложения и развития городского ландшафта. Все очерки сопровождаются архивными изобразительными материалами: чертежами, рисунками, гравюрами и фотографиями, к которым даётся научный комментарий, а также современными изданию фотографиями наиболее сохранившихся участков исторической застройки города. Издание имеет сквозную нумерацию статей, посвящённых отдельным памятникам архитектуры Москвы, и описывает 673 памятника. У истоков этого издания стоял известный историк русского и византийского искусства, доктор искусствоведения Алексей Ильич Комеч (1936—2007), научный редактор издания. Материал был подготовлен сотрудниками Реставрационной мастерской № 13 управления Моспроект-2. За скан огромное спасибо Дмитрию Вадатурскому.