deadOKey (vadimrazumov.ru) wrote,
deadOKey
vadimrazumov.ru

Categories:

Усадьба ТРОИЦКОЕ на Протве Е.Р. Дашковой, Калужская область, Жуковский район

Этот пост мы совместно с искусствоведом Борисом Бочарниковым bbocharnikov хотели презентовать 2 мая, в День Рождения одной из самых известных женщин в российской истории - государыни Екатерины Второй. Почему? Дело в том, что речь пойдёт об усадьбе, принадлежавшей другой уникальной женщине, ближайшей подруге и сподвижницы Императрицы. В 2020 году исполняется ровно 210 лет со дня её кончины. Однако, буквально вчера Борис нашёл новые интересные факты об усадьбе, о которой пойдёт речь.

Главными героями этого рассказа станут Екатерина Романовна Дашкова и её калужская усадьба Троицкое. Объект уникальный, обширный, примечательный во всех отношениях, но, увы, стремительно погибающий.

Чем уникален архитектурный ансамбль Троицкого? Принимал ли участие в его создании архитектор Баженов? Какую роль в истории усадебного комплекса, по мнению Бориса Бочарникова, мог сыграть Болотов? Что роднит Троицкое с Липецкой усадьбой Баловнево? Был ли в усадьбе подземный ход? Что из старинных построек дошло до наших дней и как обстоят дела в усадьбе сейчас? Об этом и многом другом - в нашем новом материале. Отмечу также, что особым украшением этого поста стали изящный и профессиональный архитектурный анализ Бориса Бочарникова, а также - редкие архивные фотографии, подготовленные искусствоведом специально для читателей блога "Летопись русской усадьбы"

Друзья, вы слышали об усадьбе Троицкое? Бывали ли там лично?




Дата фотографий: 12 марта 2016 года.

2. Усадьба Троицкое расположена на крутом берегу реки Протвы в Жуковском районе Калужской области, с которого простилается бесконечная перспектива прилегающих к ней окрестностей. Село Троицкое, в котором расположена усадьба, упоминается ещё с середины XVII столетия, а с XVIII века как владение князей Дашковых, но никаких значительных сведений о каких-либо строениях этого времени неизвестно. Ансамбль усадьбы начал формироваться, видимо, при Михаиле Ивановиче Дашкове (1736-1764), но в значительной мере она была отстроена и пережила в пору управления им его вдовы - Екатерины Романовны Дашковой – дочери камергера, генерала-аншефа, сенатора и будущего владимирского генерал-губернатора Романа Илларионовича Воронцова.

3. Портрет княгини Е.Р. Дашковой, 1770-е годы.


4. В первый раз Екатерина Романовна Дашкова посетила Троицкое в 1760 году, когда вместе со свекровью и дочерью Анастасией она провела всё лето во владении своего мужа, с которым обвенчалась 14 февраля 1759 года. Во второй раз – после похорон супруга в 1765 году, безвременно скончавшегося 15 августа 1764 года. По-видимому, именно тогда началось строительство церкви в 1764-1767-х гг.

1990 год.

Храм Живоначальной Троицы.

5. Храм Живоначальной Троицы, построенный взамен деревянной церкви 1654 года, по-видимому, мог перекликаться со старым первоначальным усадебным домом елизаветинского времени, что пока недоказуемо.


6. Храм, решённый в строгой барочной стилистике, в пропорциях барабана и купола, как и в выступающих ризалитах рукавов креста главного объёма во многом отличает приземистость, восходящая к формам начала XVIII века, что может указывать на руку безымянного мастера или артели.

1954-1957 гг.

7. Несмотря на существенную простоту его архитектуры, мы не можем в полной мере судить, насколько нынешний облик храма соответствует первоначальному. Наличники, пилястры-лопатки с едва намеченными местами под капители, венчающие карнизы - все скрыты грубым слоем поздней штукатурки. Упрощённо выглядящий скупо решённый купол с главкой, увенчанной ныне обелиском, по-видимому, первоначально завершался фигурной луковичной главой, более соответствующей своей эпохе.

1990 г.

8. Вероятно, что в архитектурном решении барабана могли иметь место и декоративные фронтоны по каждой стороне его восьмигранной формы, взаимодействовавшие с фигурной кровлей купола.


9. Примыкающая со стороны трапезной Колокольня, с непропорционально соотнесёнными ярусами звона складывается с более пропорционально решёнными объёмами храма и трапезной в единую живописную композицию.


10. Е. Р. Дашкова, 1777.


Существующий ансамбль усадьбы – яркий пример архитектуры 1770-1790-х гг., сочетающий в своём плане регулярный (парадный) и пейзажный (парковый) планировочные принципы. Любопытно отметить, что в тоже время, когда Екатерина Романовна начала работы по обустройству усадьбы, её брат Андрей Романович Воронцов, управлявший строительством в имении их отца «Андреевское» Владимирской губернии, создавал один из последних частновладельческих позднебарочных ансамблей. Екатерина Романовна же избрала для своей усадьбы стилистику классицизма, что, впрочем, не отменяет предположения о присутствии в архитектуре главного дома позднебарочных черт.  К сожалению, изображений господского практически не осталось кроме вида усадьбы на период действовавшей в ней фабрики Воронцовых-Дашковых, по которому вполне угадывается первоначальный трёхчастный объём дома с выделяющимися наличниками обрамлений окон, в том числе и мезонинного этажа. По своему объёму и композиции типологически он напоминал подобный ему Фонтанный дом Шереметевых в Петербурге. Впрочем, каких-либо иных достоверных изображений пока не имеется. Существует также и «классицизирующая» реконструкция облика дворца, разработанная архитектором-реставратором А.С.Днепровским, обладающая не меньшей обоснованностью. По ней создан и макет для мемориального музея Е.Р. Дашковой в соседнем городе (бывшем селе) Кремёнки, в облике которого скорее узнаются черты господского дома усадьбы Дубровицы.

Судить об облике усадьбы на момент её расцвета в 1790-е гг. и проследить этапы её формирования довольно трудно, так как опубликовано мало документов и недостаточно известны все особенности архитектурной программы ансамбля. Анализируя план, можно определённо сказать, что усадьба выстроена по центральной оси с северо-запада на юго-восток  и по перпендикулярной оси с юго-запада на северо-восток соответственно. Центральную её часть составляет компактно организованный двор с местом главного дома и двумя симметрично расположенными флигелями, фланкирующими триумфальную въездную арку, от которой очевидно расходится трёхлучие – центральной подъездной оси, дороги к селу и аллеи ведущей храму.  Возле церкви располагались постройки скотного, конного и каретного дворов.

Въездная арка.

11. Особый интерес заслуживает въездная арка – редкий пример классицизма 1770-х, по своему несколько дробному характеру сохраняющий свойственные этому времени черты его связи барокко. Впечатление от них ныне нарушаемо только остатками лесов в центральной арке, оставшийся со времён неоконченной реставрации памятника архитектуры конца 1980-х.


12. Её трёхчастная композиция с повышенной центральной частью и пониженными боковыми пилонами знакома по знаменитой въездной арке дворца М.М.Голицына на Волхонке (Пречистенского дворца Екатерины II), созданной архитекторами С.И.Чевакинским и И.П.Жеребцовым (или М.Ф.Казаковым).

1980-1990? Фото отсюда https://www.drive2.ru/c/472915070465081627/

13. Однако, по своей архитектуре они несколько отличаются, находя  близость в арке созданного позднее Пашкова дома (1784-1788 гг.), приписываемого В.И.Баженову. Другой и наиболее близкой аналогией являются ворота в усадьбе Муромцевых в Баловнево Липецкой области, имеющие немало общего с воротами в усадьбе Голицыных и в Троицком, что заметно по композиции, в трактовке и пропорциональном соотношении главной и пониженной частей и в общей конфигурации венчающего антаблемента.

1982 год.

14. Дорический ордер в трактовке фриза, задающий монументальный характер арки в Баловнево, явно отвечает сходному решению арки в Троицком, что может указывать на отсылку к некоему общему архитектурному прототипу.

Арка в усадьбе Баловнево, 2015 год.

15. Но не исключено, что изначально проект ворот был несколько иным, поскольку на самой пилонной «раме» ворот заметны линии мутул и горизонтального руста, обозначенных посредством выпуклых филёнок, которым вполне могли отвечать не белокаменные, а муфтированные колонны, на что указывает наличие зубчатых линий карнизов, перерезающих пилоны по линии боковых симметричных проходов. Правки эти я решил сделать, поскольку перечитал комментарии про Троицкое со стороны других реставраторов, так и внимательно пересмотрев аргументирующие материалы.

1990 год.

16. Это логично объясняет определённую странность в одновременно и несвойственных правилам взаимодействия черт классицизма и барокко в этом памятнике.


17. Тем не менее, гладкие и лёгкие парные колонны, вольно трактованного дорического ордера, поддерживающие раскрепованный антаблемент , при неизменной возможной изначальной композиции, зрительно менял их работу в пространстве.


18. Несомненно, в архитектуре ворот важную роль должна была играть декоративная скульптура, по всей видимости, венчавшей центральную часть. Логично предположить, что это была композиция из герба и аллегорических фигур или ваз. Тем не менее, если считать предположение о предполагаемой атрибуции ворот Баженову, то такое сочетание декора и особенность композиции вполне могли быть в его творчестве.


Флигели.

19. Два больших флигеля, фланкирующих ворота,  отличает строгий и лаконичный характер классицистической, достаточно типичный для времени 1780-х гг.


20. Плоскости их фасадов в едином ритме расчленены вертикальными филёнками с расположенными в них окнами в обоих этажах, часть которых заложено ещё при Дашковой, а часть – при противоаварийных работах.


21. Макет усадьбы в мемориальном музее, посвящённый памяти Е.Р.Дашковой и её имению Троицкое в Кременках.


22. План усадьбы из книги: Днепровский А.С. Мои пенаты / Обн.: «Принтер, 1998.


23. Венчающие оба флигеля зубчатые карнизы, присутствующие и в воротах, лишь усиливают впечатление об их монументальном характере.


24.


25. Существовал также и второй северный флигель, но он не сохранился.


26. Несомненно, что по характеру разрушений южного флигеля (в отличии от целого 1-го северного), можно с полной умеренностью полагать, что изначально флигели задумывались более короткими, но из-за изменений в процессе строительства южный флигель был расширен, а северный следом возведён абсолютно симметрично первому. К сожалению, не сохранилось ограды со звеньями кованных решёток и разделяющими их столбами, от которых не осталось и следа. Также сохранился в перестроенном виде и один из флигелей, расположенный к северу от места главного дома - там был крепостной театр. Позднейшая переделка флигеля "Крепостного театра" из здания эпохи классицизма обрела черты фабричной постройки XIX века. Скорее всего, в фабричный период усадьбы в нём был устроены или котельная фабрики, или или мыльня со служебными помещениями.


Главный дом.

27. Главной доминантой усадебного двора был сам дом, от которого сохранились только подземные структуры цокольного полуподвального этажа, которые были непосредственно связаны со сложной и инженерно продуманной системой гротов и спусков, расположенных по склону со стороны реки. Усадебный дом, разобранный в 1950-е гг., о котором шла речь выше, по масштабу был сопоставим с флигелями, соответствуя им своим превосходящим размером и расположение в глубине двора.


28. Судя по тому же единственному изображению вида усадьбы в 1870-е гг.(?), можно отметить разнородных характер частей дома, часть которых могла относиться ко времени самой Е.Р.Дашковой, а частично к более позднему времени.


29. Исходя из реконструкции, предложенной учеником П.А.Барановского калужским архитектором-реставратором и исследователем усадьбы А.С.Днепровским, главный дом был выдержан в том же ритме, что и флигеля. Его главной особенностью было то, что представлял он собой главный большой корпус с двумя симметричными меньшими по высоте г-образными флигелями, соединённым с центральным корпусом посредством арок. Плоскости части его стен были расчленены вертикальными филёнками, как и флигели, а мезонинный этаж, поднимающийся посредине, был увенчан бельведером, согласно Врангелю бывшим башней, служившей библиотекой.


30. Посреди двора перед главным домом Дашковой был устроен  обширный газон, уложенным на английский манер травянистым дёрном, который был не единственной затеей в усадьбе. О парке, который считается одним из первых пейзажных парков той поры, устроенный княгиней по образцу виденных ею в своей поездке 1775-1782 гг., к сожалению, сведения скудны. Сама Екатерина  Дашкова в своих записках писала о нём: «…каждое дерево и каждый куст были посажены по моему выбору на моих глазах».


31. Особенностью всего устроенного парка была разбивка аллей не только по пейзажному принципу, но и в качестве надёжной защиты обширному плодовому саду, который вымерз только зимой 1939 года. Парк состоял из лип, дубов, клёнов, берёз и елей, до наших дней сохранившись частично в юго-западной части в качестве одной единственной аллеи, вторящей излому реки. Значительный урон парку пришёлся на 1940-е и во время разрушительного урагана 1965 года, обратя его простилающийся пустырь с отдельными уцелевшими и случайными насаждениями.


32. Из парковых затей тоже ничего не осталось, за исключением кургана, с находившейся прежде на вершине беседкой. Имелись также чайный домик (в парке) и башня на въезде в усадьбу недалеко от церкви, с которой, по преданию, княгиня любила осматривать окрестности с далёким видом на Серпухов. Обширный оранжерейный павильон располагался против церкви со стороны Западного флигеля,


33. Екатерина Дашкова. Дмитрий Григорьевич Левицкий. 1784 год.


Обелиск.

34. В некотором отдалении от основного ядра усадьбы, на самом конце перпендикулярной центральной оси дороге находится последняя значимая, но вызывающая споры о посвящении достопримечательность – обелиск, вознесённый на высоком насыпном кургане.


35. Время его установки доподлинно не известно за утратой давным-давно медных досок с посвятительными надписями. Обычно считается, что возведён он был в память о Екатерине II, на манер аналогичных обелисков в Яропольце Чернышёвых и несохранившегося в подмосковном Быково, но в отличии от этих имений, Екатерина в Троицкое не приезжала.


36. Вполне возможно, если рассматривать эту версию, обелиск был установлен в воспоминание об императрице, либо в честь восшествия её на престол в 1762 году, в котором Екатерина Романовна (уже будучи Дашковой) приняла непосредственное участие. Другие версии касаются больше личной жизни самой Екатерины Романовны, по одной из них обелиск был установлен в честь приезда выше упомянутой леди Гамильтон, что выглядит, несомненно, несколько сомнительным при известной скупости княгини. По второй версии обелиск мог быть посвящён либо почившему супругу – Михаилу Ивановичу Дашкову (ум. в 1765 г.), или сыну – Павлу Михайловичу (ум. в. 1807 г.).


37. По характеру архитектуры обелиска, несомненно, что он относится к четверти XVIII столетия, т.е. – к 1780-м, о чём свидетельствуют его массивные пропорции приземистого постамента и монументальный характер самого обелиска,  посаженного на  четыре шара с мраморной крестовиной.


38. Такой тип обелиска стилистически близок аналогичным декоративным обелискам в Кусково (из них сохранился лишь один у канала), но отличается и от большого обелиска в честь Екатерины там же, так и от спроектированных Ринальди для Царского села (Кагульского), Гатчины (Чесменского) и Бренной для Петербурга (Румянцевского) обелисков.


39. Портрет Е.Р. Дашковой, 1786 год. Гравюра М.К. Майра по портрету работы Д.Г. Левицкого.


40. Но кто же был автором усадебного ансамбля? Многочисленные свидетельства современников указывают на то, что сама княгиня активно занималась строительством, так и занималась собственноручно разбивкой парка, возможно, консультируясь с Болотовым.


41. Про подземные ходы в рамках этого поста уже не укладывается материал. Поэтому советую вам посмотреть исследования здесь http://www.horisonts.narod.ru/troickoe.html


42.


43. Известно, что на момент окончания строительства дома в Троицком велось сооружение московского дома на Большой Никитской 13, ныне включённого в основу нынешнего здания консерватории. Оно, согласно документальным свидетельствам сооружалось по проекту В.И.Баженова в 1792-1795 гг., но с учётом предпочтений самой княгини.


44. Возможно, в тоже время Баженов мог для Е.Р.Дашковой разработать проекты строений, которые по вкусу самой княгини могли быть изменены при воплощении замысла. Но, определённо ясно, что главный дом, как и флигеля, относятся к одному строительному периоду и потому датируются рубежом 1780-1790-х гг.


45. В тоже время, Дашкова владела своим домом на Галерной улице (дом 15), дачей Кирьяново на Петергофской дороге под Петербургом, усадьбой на Большой Никитской в Москве (дом 13) и селом Круглое в Могилёвской губернии, отчего нетрудно предположить, что не только Баженов, но и другие архитекторы могли работать с ней.


Троицкое было большой заботой Екатерины Романовны, и в годы её зарубежных странствий, и по возвращении в Россию в 1782 году. Несмотря на директорство в Российской академии наук  и председательство в учреждённой в 1783 году Императорской российской академии, она любила здесь проводить время и принимать гостей. Так в 1784 году она здесь принимала леди Эмму Гамильтон (1765-1815), с которой была дружна, о чём впоследствии оставила упоминание в своих записках.

Также в усадьбе гостила родственница леди Гамильтон – Мария Вильмонт, отмечавшая, говоря о Троицком, что крестьяне княгини, о которых заботилась Дашкова, по её словам «отличались зажиточностью и не знали нужды». Время порой неумолимо сменяет благоденствие на нищету, расположение на неприязнь, а память на забвение. Как ни парадоксально, но неудачные для Е.Р. Дашковой годы связанные с охлаждением отношений с Екатериной II и последующей краткой опалой со стороны Павла, безвременная кончина сына и невестки, как  и подступившая старость стали благоприятным временем для Троицкого и других её владений.

Забота об образовании крестьян, вдумчивая организация хозяйства, отсутствие бессмысленных трат на предметы роскоши и прочие затеи принесли благо как самой княгине, так и её слугам. Крестьяне Дашковой пользовались экономическими льготами от владелицы, а хозяйства их содержались в образцовом состоянии. Экономически продуманное отношение Дашковой к Троицкому, как и к другим своим многочисленным сёлам и владениям, перешедшим к ней по наследству от мужа, действительно процветали, ярким примером чему служит увеличение крестьянских душ в самом Троицком с 840 до 1500-та мужского пола. По переписи 1785 году, учинённой Екатериной Романовной, то в совокупности количества крестьян обоего пола составляли 2152 души.

Современники, знавшие, или заставшие великолепие Троицкого в этот период оставили восторженные отзывы в своих записках и воспоминаниях - М.Д. Бутурлин, П. Бартенев, К. Уильмот.  Выдающийся русский селекционер, учёный и архитектор Андрей Тимофеевич Болотов говорил о Троицком как о воздвигнутом княгиней «великолепном замке».

46. Неизвестный русский художник. Парадный портрет Воронцовой-Дашковой изображает её рядом с книгами, намекая на учёность. 1790-ые гг.


47. 16 января 1810 году на 67 году жизни в своём доме на Большой Никитской Екатерина Романовна Дашкова скончалась. Согласно её воле погребена она была не возле мужа и сына в соборе Новоспасского монастыря, а в церкви Святой Троицы в Троицком, в котором ей так хотелось жить и умереть.


Само Троицкое после смерти Е.К.Дашковой перешло по наследству её крестнику внучатому племяннику Ивану Илларионовичу Воронцову (1790-1854) – владельцу и инициатору перестройки своего имения в Быково, который по указу Александра I, по завещанию самой Екатерины-Романовны в 1807 года именовался графом Воронцовым-Дашковым.

Новый владелец, увы, ведя активную дипломатическую и светскую жизнь, чей петербургский дом считался одним из самых именитых в своём время, мало интересовался судьбой Троицкого, бросив его на произвол судьбы. В 1825 году М.Д.Бутурлину – родственнику и владельцу ныне разрушенной усадьбы Белкино предстала картина разорения главного дома, разграбленного и растаскиваемого крестьянами. После смерти Ивана Илларионовича, его сын -  Илларион Иванович Воронцов-Дашков решил привести в порядок свои владения, распорядившись перестроить разорённый дом вначале в суконную фабрику, которую затем переоборудовали в бумажную. Потом, после продажи Ильиным подмосковного Быково, граф продаёт и приносящую одни убытки фабрику в Троицком Дворянскому банку. Картину смерти Троицкого запечатлел на странице своей книги «Помещичья Россия» барон Н.Н.Врангель :

«…стоит мертвый и унылый дом, полный глухого проклятия. Церковь неуклюжая, старая, Аннинская: снаружи нетронутая, внутри вся поновлена. Только цела одна риза, шитая жемчугом. В саду, что в 1873 году восхищал П. Бартенева, еще страшнее развал.

Здесь, недалеко от церкви, высится простая высокая башня. По преданию, княгиня любила входить на нее смотреть дивные окрестности с далеким видом на Серпухов. На «Бестолковом месте» еще сохранился обветшалый памятник в виде пирамиды. Он весь зарос бурьяном и кустарником, и коровы и лошади пасутся тут же. У дома направо – какая-то покосившаяся башенка; это бывшая библиотека, которая некогда находилась на крыше старого дома. Нечего говорить, что от книг не осталось и следа. Я был в Троицком, когда три дня подряд горели окрестные села. Бил глухой набат, бил днем и ночью, сзывая народ. Красный язык пламени спокойно и настойчиво лизал свежую зелень ближнего парка и леса. Так умирало все, не только в усадьбе, но и кругом, повсюду. И думалось, что только случайно еще не съел огонь и не постигла разруха все родовые гнезда…»


Архивные фотографии из книги Днепровского "Мои пенаты".

Троицкая церковь.


Восточный фасад парадных ворот. Снято в 1987 году (реставрация).


Западный фасад ворот.


Троицкое. Панорама.


Фрагмент Троицкой церкви. Апсида придела, где погребена Е.Р. Воронцова-Дашкова.


Троицкая церковь. Реставрация калужскими художниками.


Часть сохранившейся аллеи парка.


Фрагмент некрополя у Троицкой церкви, 1997 год.


Обелиск. Поставлен Е.Р. Воронцовой-Дашковой в честь леди Гамильтон.


Сохранившаяся часть парка.


Южный флигель.


Фрагмент флигеля, вид до реставрации в 1985 году.


В книге здание подписано, как "крепостной театр".


В 20 веке использовалось, как служебное помещение.




Карты.

1874 год.


1941 год.


1987 год.


2020 год.


Могила Екатерины Романовны была устроена в трапезной части церкви «в левой стороне трапезной, против столба», в её северо-восточном углу в склепе, расположенном под полом. На стене трапезной между вторым и третьим окнами была помещена медная доска, на которой был текст эпитафии, составленный племянницей Дашковой Анной Исленьевой: «Здесь покоятся тленные останки княгини Екатерины Романовны Дашковой, урожденной графини Воронцовой, штатс-дамы, ордена св. Екатерины кавалера, императорской Академии наук директора, Российской Академии президента, разных иностранных Академий и всех российских ученых обществ члена. Родилась 1743 года марта 17, скончалась 1810 января 4. Сие надгробие поставлено в вечную ей память от приверженной к ней сердечной и благодарной племянницы Анны Малиновской, урожденной Исленьевой».  Позднее место захоронения было потеряно, но в 1993 году в память о ней был отслужен молебен в годовщину её смерти, а спустя 6 лет 22 октября 1999 года инициативе МГИ им. Е. Р. Дашковой было вновь была воссоздана чугунная плита над её могилой. Годом ранее в соседнем городе Кремёнки открылся мемориальный музей, посвящённый памяти Е.Р.Дашковой и её имению Троицкое.

Революция 1917 года не принесла Троицкому ни возрождения, ни быстрой гибели. Брошенная фабрика так и осталась некому не нужной, вместе с выстроенным для неё дополнительным корпусом. Дом, преданный забвению исчез в 1950-е, а разбросанные камни, выходящие из-под земли своды подвалов покрылись саваном тлеющей травы. Само Троицкое, несмотря на утрату самой усадьбы как село оставалась одним из наиболее благополучным. Организованный на территории колхоз-миллионер им. В.И.Ленина до конца советской власти оставался одним из крупнейших агрокомплексов, в чём, возможно, сказалась и предыстория этого места


Список литературы.

1. Алексеев В.Н. Владения княгини Е.Р.Дашковой // Е.Р.Дашкова и её время. Исследования и материалы. Ред. Тычинина, Лариса Викторовна. М. 1999. Московский гуманитарный институт им. Е.Р. Дашковой, С. 86-94
2. Врангель Н.Н. Помещичья Россия: (очерки истории русской дворянской культуры)/ СПб.: «Коло», 2007
3. Днепровский А.С. Мои пенаты / Обн.: «Принтер, 1998
4. Федосюк Ф.Ю. «Улица Герцена,13»/ серия «Биография Московского дома», изд. «Московский рабочий», М., 1988 г., стр. 10
Tags: А.Т. Болотов, Воронцовы, Дашковы, Е.Р. Воронцова-Дашкова, Жуковский район, К. Уильмот, Калужская область, Кременки, М.Д. Бутурлин, Н.Н. Врангель, ООО Серебряное кольцо, П.И. Бартенев, Протва, Троицкое, абандон, барокко, весна, классицизм, крепостной театр, обелиски, парки, подземные ходы, реки, руины, суконная фабрика, театры, усадьба, фабрики, фото 2016, церковь
Subscribe

Featured Posts from This Journal

promo vadimrazumov.ru september 23, 11:15 3
Buy for 100 tokens
Друзья, как вы знаете, с недавних пор в нашей стране действует закон, согласно которому волонтеры могут принимать участие в реставрационных работах под руководством профессионалов. Меня неоднократно спрашивали, будут ли у «Усадебных волонтеров» субботники, в программе которых будет…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments