Главными героями этого рассказа станут Екатерина Романовна Дашкова и её калужская усадьба Троицкое. Объект уникальный, обширный, примечательный во всех отношениях, но, увы, стремительно погибающий.
Чем уникален архитектурный ансамбль Троицкого? Принимал ли участие в его создании архитектор Баженов? Какую роль в истории усадебного комплекса, по мнению Бориса Бочарникова, мог сыграть Болотов? Что роднит Троицкое с Липецкой усадьбой Баловнево? Был ли в усадьбе подземный ход? Что из старинных построек дошло до наших дней и как обстоят дела в усадьбе сейчас? Об этом и многом другом - в нашем новом материале. Отмечу также, что особым украшением этого поста стали изящный и профессиональный архитектурный анализ Бориса Бочарникова, а также - редкие архивные фотографии, подготовленные искусствоведом специально для читателей блога "Летопись русской усадьбы"
Друзья, вы слышали об усадьбе Троицкое? Бывали ли там лично?
![](https://ic.pics.livejournal.com/vadimrazumov.ru/20997595/1785473/1785473_original.jpg)
Дата фотографий: 12 марта 2016 года.
2. Усадьба Троицкое расположена на крутом берегу реки Протвы в Жуковском районе Калужской области, с которого простилается бесконечная перспектива прилегающих к ней окрестностей. Село Троицкое, в котором расположена усадьба, упоминается ещё с середины XVII столетия, а с XVIII века как владение князей Дашковых, но никаких значительных сведений о каких-либо строениях этого времени неизвестно. Ансамбль усадьбы начал формироваться, видимо, при Михаиле Ивановиче Дашкове (1736-1764), но в значительной мере она была отстроена и пережила в пору управления им его вдовы - Екатерины Романовны Дашковой – дочери камергера, генерала-аншефа, сенатора и будущего владимирского генерал-губернатора Романа Илларионовича Воронцова.
![](https://ic.pics.livejournal.com/vadimrazumov.ru/20997595/1785733/1785733_original.jpg)
3. Портрет княгини Е.Р. Дашковой, 1770-е годы.
![](https://ic.pics.livejournal.com/vadimrazumov.ru/20997595/1785880/1785880_original.jpg)
4. В первый раз Екатерина Романовна Дашкова посетила Троицкое в 1760 году, когда вместе со свекровью и дочерью Анастасией она провела всё лето во владении своего мужа, с которым обвенчалась 14 февраля 1759 года. Во второй раз – после похорон супруга в 1765 году, безвременно скончавшегося 15 августа 1764 года. По-видимому, именно тогда началось строительство церкви в 1764-1767-х гг.
![](https://ic.pics.livejournal.com/vadimrazumov.ru/20997595/1786247/1786247_original.jpg)
1990 год.
Храм Живоначальной Троицы.
5. Храм Живоначальной Троицы, построенный взамен деревянной церкви 1654 года, по-видимому, мог перекликаться со старым первоначальным усадебным домом елизаветинского времени, что пока недоказуемо.
![](https://ic.pics.livejournal.com/vadimrazumov.ru/20997595/1786378/1786378_original.jpg)
6. Храм, решённый в строгой барочной стилистике, в пропорциях барабана и купола, как и в выступающих ризалитах рукавов креста главного объёма во многом отличает приземистость, восходящая к формам начала XVIII века, что может указывать на руку безымянного мастера или артели.
![](https://ic.pics.livejournal.com/vadimrazumov.ru/20997595/1786642/1786642_original.jpg)
1954-1957 гг.
7. Несмотря на существенную простоту его архитектуры, мы не можем в полной мере судить, насколько нынешний облик храма соответствует первоначальному. Наличники, пилястры-лопатки с едва намеченными местами под капители, венчающие карнизы - все скрыты грубым слоем поздней штукатурки. Упрощённо выглядящий скупо решённый купол с главкой, увенчанной ныне обелиском, по-видимому, первоначально завершался фигурной луковичной главой, более соответствующей своей эпохе.
![](https://ic.pics.livejournal.com/vadimrazumov.ru/20997595/1786945/1786945_original.jpg)
1990 г.
8. Вероятно, что в архитектурном решении барабана могли иметь место и декоративные фронтоны по каждой стороне его восьмигранной формы, взаимодействовавшие с фигурной кровлей купола.
![](https://ic.pics.livejournal.com/vadimrazumov.ru/20997595/1787291/1787291_original.jpg)
9. Примыкающая со стороны трапезной Колокольня, с непропорционально соотнесёнными ярусами звона складывается с более пропорционально решёнными объёмами храма и трапезной в единую живописную композицию.
![](https://ic.pics.livejournal.com/vadimrazumov.ru/20997595/1787420/1787420_original.jpg)
10. Е. Р. Дашкова, 1777.
![](https://ic.pics.livejournal.com/vadimrazumov.ru/20997595/1802156/1802156_1000.jpg)
Существующий ансамбль усадьбы – яркий пример архитектуры 1770-1790-х гг., сочетающий в своём плане регулярный (парадный) и пейзажный (парковый) планировочные принципы. Любопытно отметить, что в тоже время, когда Екатерина Романовна начала работы по обустройству усадьбы, её брат Андрей Романович Воронцов, управлявший строительством в имении их отца «Андреевское» Владимирской губернии, создавал один из последних частновладельческих позднебарочных ансамблей. Екатерина Романовна же избрала для своей усадьбы стилистику классицизма, что, впрочем, не отменяет предположения о присутствии в архитектуре главного дома позднебарочных черт. К сожалению, изображений господского практически не осталось кроме вида усадьбы на период действовавшей в ней фабрики Воронцовых-Дашковых, по которому вполне угадывается первоначальный трёхчастный объём дома с выделяющимися наличниками обрамлений окон, в том числе и мезонинного этажа. По своему объёму и композиции типологически он напоминал подобный ему Фонтанный дом Шереметевых в Петербурге. Впрочем, каких-либо иных достоверных изображений пока не имеется. Существует также и «классицизирующая» реконструкция облика дворца, разработанная архитектором-реставратором А.С.Днепровским, обладающая не меньшей обоснованностью. По ней создан и макет для мемориального музея Е.Р. Дашковой в соседнем городе (бывшем селе) Кремёнки, в облике которого скорее узнаются черты господского дома усадьбы Дубровицы.
Судить об облике усадьбы на момент её расцвета в 1790-е гг. и проследить этапы её формирования довольно трудно, так как опубликовано мало документов и недостаточно известны все особенности архитектурной программы ансамбля. Анализируя план, можно определённо сказать, что усадьба выстроена по центральной оси с северо-запада на юго-восток и по перпендикулярной оси с юго-запада на северо-восток соответственно. Центральную её часть составляет компактно организованный двор с местом главного дома и двумя симметрично расположенными флигелями, фланкирующими триумфальную въездную арку, от которой очевидно расходится трёхлучие – центральной подъездной оси, дороги к селу и аллеи ведущей храму. Возле церкви располагались постройки скотного, конного и каретного дворов.
Въездная арка.
11. Особый интерес заслуживает въездная арка – редкий пример классицизма 1770-х, по своему несколько дробному характеру сохраняющий свойственные этому времени черты его связи барокко. Впечатление от них ныне нарушаемо только остатками лесов в центральной арке, оставшийся со времён неоконченной реставрации памятника архитектуры конца 1980-х.
![](https://ic.pics.livejournal.com/vadimrazumov.ru/20997595/1787946/1787946_original.jpg)
12. Её трёхчастная композиция с повышенной центральной частью и пониженными боковыми пилонами знакома по знаменитой въездной арке дворца М.М.Голицына на Волхонке (Пречистенского дворца Екатерины II), созданной архитекторами С.И.Чевакинским и И.П.Жеребцовым (или М.Ф.Казаковым).
![](https://ic.pics.livejournal.com/vadimrazumov.ru/20997595/1802273/1802273_1000.jpg)
1980-1990? Фото отсюда https://www.drive2.ru/c/472915070465081627/
13. Однако, по своей архитектуре они несколько отличаются, находя близость в арке созданного позднее Пашкова дома (1784-1788 гг.), приписываемого В.И.Баженову. Другой и наиболее близкой аналогией являются ворота в усадьбе Муромцевых в Баловнево Липецкой области, имеющие немало общего с воротами в усадьбе Голицыных и в Троицком, что заметно по композиции, в трактовке и пропорциональном соотношении главной и пониженной частей и в общей конфигурации венчающего антаблемента.
![](https://ic.pics.livejournal.com/vadimrazumov.ru/20997595/1802611/1802611_1000.jpg)
1982 год.
14. Дорический ордер в трактовке фриза, задающий монументальный характер арки в Баловнево, явно отвечает сходному решению арки в Троицком, что может указывать на отсылку к некоему общему архитектурному прототипу.
![](https://ic.pics.livejournal.com/vadimrazumov.ru/20997595/1803251/1803251_original.jpg)
Арка в усадьбе Баловнево, 2015 год.
15. Но не исключено, что изначально проект ворот был несколько иным, поскольку на самой пилонной «раме» ворот заметны линии мутул и горизонтального руста, обозначенных посредством выпуклых филёнок, которым вполне могли отвечать не белокаменные, а муфтированные колонны, на что указывает наличие зубчатых линий карнизов, перерезающих пилоны по линии боковых симметричных проходов. Правки эти я решил сделать, поскольку перечитал комментарии про Троицкое со стороны других реставраторов, так и внимательно пересмотрев аргументирующие материалы.
![](https://ic.pics.livejournal.com/vadimrazumov.ru/20997595/1802753/1802753_1000.jpg)
1990 год.
16. Это логично объясняет определённую странность в одновременно и несвойственных правилам взаимодействия черт классицизма и барокко в этом памятнике.
![](https://ic.pics.livejournal.com/vadimrazumov.ru/20997595/1789090/1789090_original.jpg)
17. Тем не менее, гладкие и лёгкие парные колонны, вольно трактованного дорического ордера, поддерживающие раскрепованный антаблемент , при неизменной возможной изначальной композиции, зрительно менял их работу в пространстве.
![](https://ic.pics.livejournal.com/vadimrazumov.ru/20997595/1789270/1789270_original.jpg)
18. Несомненно, в архитектуре ворот важную роль должна была играть декоративная скульптура, по всей видимости, венчавшей центральную часть. Логично предположить, что это была композиция из герба и аллегорических фигур или ваз. Тем не менее, если считать предположение о предполагаемой атрибуции ворот Баженову, то такое сочетание декора и особенность композиции вполне могли быть в его творчестве.
![](https://ic.pics.livejournal.com/vadimrazumov.ru/20997595/1789454/1789454_original.jpg)
Флигели.
19. Два больших флигеля, фланкирующих ворота, отличает строгий и лаконичный характер классицистической, достаточно типичный для времени 1780-х гг.
![](https://ic.pics.livejournal.com/vadimrazumov.ru/20997595/1789736/1789736_original.jpg)
20. Плоскости их фасадов в едином ритме расчленены вертикальными филёнками с расположенными в них окнами в обоих этажах, часть которых заложено ещё при Дашковой, а часть – при противоаварийных работах.
![](https://ic.pics.livejournal.com/vadimrazumov.ru/20997595/1789997/1789997_original.jpg)
21. Макет усадьбы в мемориальном музее, посвящённый памяти Е.Р.Дашковой и её имению Троицкое в Кременках.
![](https://ic.pics.livejournal.com/vadimrazumov.ru/20997595/1790240/1790240_original.jpg)
22. План усадьбы из книги: Днепровский А.С. Мои пенаты / Обн.: «Принтер, 1998.
![](https://ic.pics.livejournal.com/vadimrazumov.ru/20997595/1790567/1790567_original.jpg)
23. Венчающие оба флигеля зубчатые карнизы, присутствующие и в воротах, лишь усиливают впечатление об их монументальном характере.
![](https://ic.pics.livejournal.com/vadimrazumov.ru/20997595/1790974/1790974_original.jpg)
24.
![](https://ic.pics.livejournal.com/vadimrazumov.ru/20997595/1791188/1791188_original.jpg)
25. Существовал также и второй северный флигель, но он не сохранился.
![](https://ic.pics.livejournal.com/vadimrazumov.ru/20997595/1791248/1791248_original.jpg)
26. Несомненно, что по характеру разрушений южного флигеля (в отличии от целого 1-го северного), можно с полной умеренностью полагать, что изначально флигели задумывались более короткими, но из-за изменений в процессе строительства южный флигель был расширен, а северный следом возведён абсолютно симметрично первому. К сожалению, не сохранилось ограды со звеньями кованных решёток и разделяющими их столбами, от которых не осталось и следа. Также сохранился в перестроенном виде и один из флигелей, расположенный к северу от места главного дома - там был крепостной театр. Позднейшая переделка флигеля "Крепостного театра" из здания эпохи классицизма обрела черты фабричной постройки XIX века. Скорее всего, в фабричный период усадьбы в нём был устроены или котельная фабрики, или или мыльня со служебными помещениями.
![](https://ic.pics.livejournal.com/vadimrazumov.ru/20997595/1795957/1795957_original.jpg)
Главный дом.
27. Главной доминантой усадебного двора был сам дом, от которого сохранились только подземные структуры цокольного полуподвального этажа, которые были непосредственно связаны со сложной и инженерно продуманной системой гротов и спусков, расположенных по склону со стороны реки. Усадебный дом, разобранный в 1950-е гг., о котором шла речь выше, по масштабу был сопоставим с флигелями, соответствуя им своим превосходящим размером и расположение в глубине двора.
![](https://ic.pics.livejournal.com/vadimrazumov.ru/20997595/1791596/1791596_original.jpg)
28. Судя по тому же единственному изображению вида усадьбы в 1870-е гг.(?), можно отметить разнородных характер частей дома, часть которых могла относиться ко времени самой Е.Р.Дашковой, а частично к более позднему времени.
![](https://ic.pics.livejournal.com/vadimrazumov.ru/20997595/1791893/1791893_original.jpg)
29. Исходя из реконструкции, предложенной учеником П.А.Барановского калужским архитектором-реставратором и исследователем усадьбы А.С.Днепровским, главный дом был выдержан в том же ритме, что и флигеля. Его главной особенностью было то, что представлял он собой главный большой корпус с двумя симметричными меньшими по высоте г-образными флигелями, соединённым с центральным корпусом посредством арок. Плоскости части его стен были расчленены вертикальными филёнками, как и флигели, а мезонинный этаж, поднимающийся посредине, был увенчан бельведером, согласно Врангелю бывшим башней, служившей библиотекой.
![](https://ic.pics.livejournal.com/vadimrazumov.ru/20997595/1792075/1792075_original.jpg)
30. Посреди двора перед главным домом Дашковой был устроен обширный газон, уложенным на английский манер травянистым дёрном, который был не единственной затеей в усадьбе. О парке, который считается одним из первых пейзажных парков той поры, устроенный княгиней по образцу виденных ею в своей поездке 1775-1782 гг., к сожалению, сведения скудны. Сама Екатерина Дашкова в своих записках писала о нём: «…каждое дерево и каждый куст были посажены по моему выбору на моих глазах».
![](https://ic.pics.livejournal.com/vadimrazumov.ru/20997595/1792257/1792257_original.jpg)
31. Особенностью всего устроенного парка была разбивка аллей не только по пейзажному принципу, но и в качестве надёжной защиты обширному плодовому саду, который вымерз только зимой 1939 года. Парк состоял из лип, дубов, клёнов, берёз и елей, до наших дней сохранившись частично в юго-западной части в качестве одной единственной аллеи, вторящей излому реки. Значительный урон парку пришёлся на 1940-е и во время разрушительного урагана 1965 года, обратя его простилающийся пустырь с отдельными уцелевшими и случайными насаждениями.
![](https://ic.pics.livejournal.com/vadimrazumov.ru/20997595/1792583/1792583_original.jpg)
32. Из парковых затей тоже ничего не осталось, за исключением кургана, с находившейся прежде на вершине беседкой. Имелись также чайный домик (в парке) и башня на въезде в усадьбу недалеко от церкви, с которой, по преданию, княгиня любила осматривать окрестности с далёким видом на Серпухов. Обширный оранжерейный павильон располагался против церкви со стороны Западного флигеля,
![](https://ic.pics.livejournal.com/vadimrazumov.ru/20997595/1792978/1792978_original.jpg)
33. Екатерина Дашкова. Дмитрий Григорьевич Левицкий. 1784 год.
![](https://ic.pics.livejournal.com/vadimrazumov.ru/20997595/1793254/1793254_original.jpg)
Обелиск.
34. В некотором отдалении от основного ядра усадьбы, на самом конце перпендикулярной центральной оси дороге находится последняя значимая, но вызывающая споры о посвящении достопримечательность – обелиск, вознесённый на высоком насыпном кургане.
![](https://ic.pics.livejournal.com/vadimrazumov.ru/20997595/1793510/1793510_original.jpg)
35. Время его установки доподлинно не известно за утратой давным-давно медных досок с посвятительными надписями. Обычно считается, что возведён он был в память о Екатерине II, на манер аналогичных обелисков в Яропольце Чернышёвых и несохранившегося в подмосковном Быково, но в отличии от этих имений, Екатерина в Троицкое не приезжала.
![](https://ic.pics.livejournal.com/vadimrazumov.ru/20997595/1793751/1793751_original.jpg)
36. Вполне возможно, если рассматривать эту версию, обелиск был установлен в воспоминание об императрице, либо в честь восшествия её на престол в 1762 году, в котором Екатерина Романовна (уже будучи Дашковой) приняла непосредственное участие. Другие версии касаются больше личной жизни самой Екатерины Романовны, по одной из них обелиск был установлен в честь приезда выше упомянутой леди Гамильтон, что выглядит, несомненно, несколько сомнительным при известной скупости княгини. По второй версии обелиск мог быть посвящён либо почившему супругу – Михаилу Ивановичу Дашкову (ум. в 1765 г.), или сыну – Павлу Михайловичу (ум. в. 1807 г.).
![](https://ic.pics.livejournal.com/vadimrazumov.ru/20997595/1793963/1793963_original.jpg)
37. По характеру архитектуры обелиска, несомненно, что он относится к четверти XVIII столетия, т.е. – к 1780-м, о чём свидетельствуют его массивные пропорции приземистого постамента и монументальный характер самого обелиска, посаженного на четыре шара с мраморной крестовиной.
![](https://ic.pics.livejournal.com/vadimrazumov.ru/20997595/1794088/1794088_original.jpg)
38. Такой тип обелиска стилистически близок аналогичным декоративным обелискам в Кусково (из них сохранился лишь один у канала), но отличается и от большого обелиска в честь Екатерины там же, так и от спроектированных Ринальди для Царского села (Кагульского), Гатчины (Чесменского) и Бренной для Петербурга (Румянцевского) обелисков.
![](https://ic.pics.livejournal.com/vadimrazumov.ru/20997595/1794446/1794446_original.jpg)
39. Портрет Е.Р. Дашковой, 1786 год. Гравюра М.К. Майра по портрету работы Д.Г. Левицкого.
![](https://ic.pics.livejournal.com/vadimrazumov.ru/20997595/1803836/1803836_1000.jpg)
40. Но кто же был автором усадебного ансамбля? Многочисленные свидетельства современников указывают на то, что сама княгиня активно занималась строительством, так и занималась собственноручно разбивкой парка, возможно, консультируясь с Болотовым.
![](https://ic.pics.livejournal.com/vadimrazumov.ru/20997595/1795071/1795071_original.jpg)
41. Про подземные ходы в рамках этого поста уже не укладывается материал. Поэтому советую вам посмотреть исследования здесь http://www.horisonts.narod.ru/troickoe.html
![](https://ic.pics.livejournal.com/vadimrazumov.ru/20997595/1804520/1804520_1000.jpg)
42.
![](https://ic.pics.livejournal.com/vadimrazumov.ru/20997595/1804777/1804777_1000.jpg)
43. Известно, что на момент окончания строительства дома в Троицком велось сооружение московского дома на Большой Никитской 13, ныне включённого в основу нынешнего здания консерватории. Оно, согласно документальным свидетельствам сооружалось по проекту В.И.Баженова в 1792-1795 гг., но с учётом предпочтений самой княгини.
![](https://ic.pics.livejournal.com/vadimrazumov.ru/20997595/1795621/1795621_original.jpg)
44. Возможно, в тоже время Баженов мог для Е.Р.Дашковой разработать проекты строений, которые по вкусу самой княгини могли быть изменены при воплощении замысла. Но, определённо ясно, что главный дом, как и флигеля, относятся к одному строительному периоду и потому датируются рубежом 1780-1790-х гг.
![](https://ic.pics.livejournal.com/vadimrazumov.ru/20997595/1796255/1796255_original.jpg)
45. В тоже время, Дашкова владела своим домом на Галерной улице (дом 15), дачей Кирьяново на Петергофской дороге под Петербургом, усадьбой на Большой Никитской в Москве (дом 13) и селом Круглое в Могилёвской губернии, отчего нетрудно предположить, что не только Баженов, но и другие архитекторы могли работать с ней.
![](https://ic.pics.livejournal.com/vadimrazumov.ru/20997595/1796394/1796394_original.jpg)
Троицкое было большой заботой Екатерины Романовны, и в годы её зарубежных странствий, и по возвращении в Россию в 1782 году. Несмотря на директорство в Российской академии наук и председательство в учреждённой в 1783 году Императорской российской академии, она любила здесь проводить время и принимать гостей. Так в 1784 году она здесь принимала леди Эмму Гамильтон (1765-1815), с которой была дружна, о чём впоследствии оставила упоминание в своих записках.
Также в усадьбе гостила родственница леди Гамильтон – Мария Вильмонт, отмечавшая, говоря о Троицком, что крестьяне княгини, о которых заботилась Дашкова, по её словам «отличались зажиточностью и не знали нужды». Время порой неумолимо сменяет благоденствие на нищету, расположение на неприязнь, а память на забвение. Как ни парадоксально, но неудачные для Е.Р. Дашковой годы связанные с охлаждением отношений с Екатериной II и последующей краткой опалой со стороны Павла, безвременная кончина сына и невестки, как и подступившая старость стали благоприятным временем для Троицкого и других её владений.
Забота об образовании крестьян, вдумчивая организация хозяйства, отсутствие бессмысленных трат на предметы роскоши и прочие затеи принесли благо как самой княгине, так и её слугам. Крестьяне Дашковой пользовались экономическими льготами от владелицы, а хозяйства их содержались в образцовом состоянии. Экономически продуманное отношение Дашковой к Троицкому, как и к другим своим многочисленным сёлам и владениям, перешедшим к ней по наследству от мужа, действительно процветали, ярким примером чему служит увеличение крестьянских душ в самом Троицком с 840 до 1500-та мужского пола. По переписи 1785 году, учинённой Екатериной Романовной, то в совокупности количества крестьян обоего пола составляли 2152 души.
Современники, знавшие, или заставшие великолепие Троицкого в этот период оставили восторженные отзывы в своих записках и воспоминаниях - М.Д. Бутурлин, П. Бартенев, К. Уильмот. Выдающийся русский селекционер, учёный и архитектор Андрей Тимофеевич Болотов говорил о Троицком как о воздвигнутом княгиней «великолепном замке».
46. Неизвестный русский художник. Парадный портрет Воронцовой-Дашковой изображает её рядом с книгами, намекая на учёность. 1790-ые гг.
![](https://ic.pics.livejournal.com/vadimrazumov.ru/20997595/1796652/1796652_original.jpg)
47. 16 января 1810 году на 67 году жизни в своём доме на Большой Никитской Екатерина Романовна Дашкова скончалась. Согласно её воле погребена она была не возле мужа и сына в соборе Новоспасского монастыря, а в церкви Святой Троицы в Троицком, в котором ей так хотелось жить и умереть.
![](https://ic.pics.livejournal.com/vadimrazumov.ru/20997595/1796908/1796908_original.jpg)
Само Троицкое после смерти Е.К.Дашковой перешло по наследству её крестнику внучатому племяннику Ивану Илларионовичу Воронцову (1790-1854) – владельцу и инициатору перестройки своего имения в Быково, который по указу Александра I, по завещанию самой Екатерины-Романовны в 1807 года именовался графом Воронцовым-Дашковым.
Новый владелец, увы, ведя активную дипломатическую и светскую жизнь, чей петербургский дом считался одним из самых именитых в своём время, мало интересовался судьбой Троицкого, бросив его на произвол судьбы. В 1825 году М.Д.Бутурлину – родственнику и владельцу ныне разрушенной усадьбы Белкино предстала картина разорения главного дома, разграбленного и растаскиваемого крестьянами. После смерти Ивана Илларионовича, его сын - Илларион Иванович Воронцов-Дашков решил привести в порядок свои владения, распорядившись перестроить разорённый дом вначале в суконную фабрику, которую затем переоборудовали в бумажную. Потом, после продажи Ильиным подмосковного Быково, граф продаёт и приносящую одни убытки фабрику в Троицком Дворянскому банку. Картину смерти Троицкого запечатлел на странице своей книги «Помещичья Россия» барон Н.Н.Врангель :
«…стоит мертвый и унылый дом, полный глухого проклятия. Церковь неуклюжая, старая, Аннинская: снаружи нетронутая, внутри вся поновлена. Только цела одна риза, шитая жемчугом. В саду, что в 1873 году восхищал П. Бартенева, еще страшнее развал.
Здесь, недалеко от церкви, высится простая высокая башня. По преданию, княгиня любила входить на нее смотреть дивные окрестности с далеким видом на Серпухов. На «Бестолковом месте» еще сохранился обветшалый памятник в виде пирамиды. Он весь зарос бурьяном и кустарником, и коровы и лошади пасутся тут же. У дома направо – какая-то покосившаяся башенка; это бывшая библиотека, которая некогда находилась на крыше старого дома. Нечего говорить, что от книг не осталось и следа. Я был в Троицком, когда три дня подряд горели окрестные села. Бил глухой набат, бил днем и ночью, сзывая народ. Красный язык пламени спокойно и настойчиво лизал свежую зелень ближнего парка и леса. Так умирало все, не только в усадьбе, но и кругом, повсюду. И думалось, что только случайно еще не съел огонь и не постигла разруха все родовые гнезда…»
Архивные фотографии из книги Днепровского "Мои пенаты".
Троицкая церковь.
Восточный фасад парадных ворот. Снято в 1987 году (реставрация).
Западный фасад ворот.
Троицкое. Панорама.
Фрагмент Троицкой церкви. Апсида придела, где погребена Е.Р. Воронцова-Дашкова.
Троицкая церковь. Реставрация калужскими художниками.
Часть сохранившейся аллеи парка.
Фрагмент некрополя у Троицкой церкви, 1997 год.
Обелиск. Поставлен Е.Р. Воронцовой-Дашковой в честь леди Гамильтон.
Сохранившаяся часть парка.
Южный флигель.
Фрагмент флигеля, вид до реставрации в 1985 году.
В книге здание подписано, как "крепостной театр".
В 20 веке использовалось, как служебное помещение.
Карты.
1874 год.
1941 год.
1987 год.
2020 год.
Могила Екатерины Романовны была устроена в трапезной части церкви «в левой стороне трапезной, против столба», в её северо-восточном углу в склепе, расположенном под полом. На стене трапезной между вторым и третьим окнами была помещена медная доска, на которой был текст эпитафии, составленный племянницей Дашковой Анной Исленьевой: «Здесь покоятся тленные останки княгини Екатерины Романовны Дашковой, урожденной графини Воронцовой, штатс-дамы, ордена св. Екатерины кавалера, императорской Академии наук директора, Российской Академии президента, разных иностранных Академий и всех российских ученых обществ члена. Родилась 1743 года марта 17, скончалась 1810 января 4. Сие надгробие поставлено в вечную ей память от приверженной к ней сердечной и благодарной племянницы Анны Малиновской, урожденной Исленьевой». Позднее место захоронения было потеряно, но в 1993 году в память о ней был отслужен молебен в годовщину её смерти, а спустя 6 лет 22 октября 1999 года инициативе МГИ им. Е. Р. Дашковой было вновь была воссоздана чугунная плита над её могилой. Годом ранее в соседнем городе Кремёнки открылся мемориальный музей, посвящённый памяти Е.Р.Дашковой и её имению Троицкое.
Революция 1917 года не принесла Троицкому ни возрождения, ни быстрой гибели. Брошенная фабрика так и осталась некому не нужной, вместе с выстроенным для неё дополнительным корпусом. Дом, преданный забвению исчез в 1950-е, а разбросанные камни, выходящие из-под земли своды подвалов покрылись саваном тлеющей травы. Само Троицкое, несмотря на утрату самой усадьбы как село оставалась одним из наиболее благополучным. Организованный на территории колхоз-миллионер им. В.И.Ленина до конца советской власти оставался одним из крупнейших агрокомплексов, в чём, возможно, сказалась и предыстория этого места
Список литературы.
https://russos.livejournal.com/627486.html
https://sobory.ru/article/?object=04780
Journal information