Усадьба Ярополец (Чернышёвых) – один из интереснейших дворцово-парковых ансамблей северо-запада Подмосковья, который, если бы не трагические страницы 30-40-х гг. а, являлся бы одним из наиболее ярких примеров усадьбы классицизма XVIII столетия эпохи Екатерины II. В своё время Ярополец Чернышёвых сравнивали с легендарной резиденцией короля-солнца – Версалем, но погружённое в руины и запустение, это некогда великолепное гнездо редко становится объектом для посещений, чтобы открыть пред ценителем красоты свою былую красоту.
Само имение, хотя и значительно пострадало, по сей день известно по своей уникальной двухкупольной Казанской церкви – усыпальницы З.Г.Чернышёва, о которой я писал в феврале.
Пожалуй, самым значительным событием в истории усадьбы стал приезд Екатерины II в 1775 году, когда императрица после посещения Нового Иерусалима удостоила честь погостить в имении генерала-губернатора Москвы.
Несмотря на несчастливую судьбу усадьбы в ХХ веке, вниманием не обошёл и вождь мирового пролетариата В.И. Ленин и его верная спутница Н.К. Крупская, посетив первую советскую ГЭС на реке Ламе в 1920 году.
Выдающийся вклад в изучении этой усадьбы сделал наш блестящий искусствовед, старший научный сотрудник НИИТАГ и видный член Общества изучения русской усадьбы (ОИРУ) - Андрей Викторович Чекмарёв av4. Издав в 2007 году свой труд о Яропольце, Чекмарёв внёс большой вклад в историю изучения этого выдающегося памятника, ознакомив читателя с незаслуженно забытым уголком на карте Подмосковья, подняв волну интереса как к самому месту, так и к проблеме изучения усадебного наследия второй половины XVIII столетия.
Хочется надеяться, что второе издание этого замечательного труда А.В. Чекмарёва обязательно будет явлено на свет, чего и хочется пожелать её автору, 17 июля 2015 года отмечающим свой юбилей. Пусть пост с моими фотографиями и текстом, написанным Борисом Бочарниковым bbocharnikov, станет небольшим, но приятным подарком для Андрея )
Дата фотографий: 2015 год, 25 января и 28 марта.
2. Главный дом обнесен забором. |
История усадьбы берёт своё начало в годы присоединения Украины к России в 1650-1670-е гг. XVII в., когда царь Алексей Михайлович пожаловал в 1682 году эти земли сосланному в почётную ссылку гетману П. Д. Дорошенко. Милость, проявленная государем, могла быть объяснена тем, что Дорошенко достаточно хорошо проявил себя в качестве Вятского воеводы (1679-1682 гг.), на место которого был назначен лишь спустя два года, после переезда в Москву, а также в качестве компенсации за потерянные в Украине владения. Умер Дорошенко также в Яропольце и был похоронен вблизи нынешней усадьбы Загряжских. Могила его сохранилась. |
3. Казанская церковь. |
Первая половина XVIII для Яропольца была ознаменована сменой владельцев, и, как следствие – возникновением здесь двух усадебных комплексов, из которых владение Чернышёвых по масштабу превзошло как окрестные имения, но и встало в один ряд с другими выдающимися резиденциями русской аристократии XVIII-XIX вв. |
4. |
Собственно, основателем, или первым владельцем усадьбы, стал сподвижник Петра I – генерал-аншеф Григорий Петрович Чернышёв, в то время – московский генерал-губернатор. Купив в 1717 году часть бывшего имения Дорошенко, он в 1742 году возвел Казанскую церковь, но ничего особо выдающегося и яркого при нём в усадьбе возведено не было. |
5. |
После смерти Г.П. Чернышёва в 1745 году, Ярополец унаследовал его сын – Захар Григорьевич Чернышёв, сделавший не менее головокружительную карьеру. Двигаясь вверх по карьерной лестнице, начав службу в 1735 году, уже в 1744 году З.Г. Чернышёв вместе с братьями служил при дворе наследника престола – Петра Фёдоровича, где был замечен Екатериной Алексеевной. Затем, как самой Елизавете Петровне стало заметно чувство Екатерины к Захару, то последний перешёл в 1749 году в действующую армию. Став участников Семилетней войны Захар Григорьевич запомнился как командир 20-тысячного корпуса, взявшего в 1760 году Берлином. |
6. |
Спустя более чем двадцать лет, Чернышёв в 1782 году стал генерал-гебернатором Москвы, проявив одновременно большую роль в губернской реформе Екатерины. Резиденцией генерал-губернатора стал его собственный дом на Тверской, известный под № 13. |
7. |
В эпоху первой половины царствования Екатерины II, блистательно завершившийся победой в русско-турецких войнах, Захар Григорьевич начал вести масштабные работы по сооружению своего родового гнезда, ставшего одним из первых в России майоратов, т.е. – неделимых владений при разделе имущества. |
8. |
Для разработки парка и дворца был приглашён архитектор Ж.-Б.М. Вален-Деламот (?), по проекту которого была разработан генеральный план, предусматривавший создание парка на манер лучших европейских резиденций. Весь комплекс выстроен по одной оси, пролегающей от села Суворова до несохранившегося турецкого павильона в Чернышёвском парке. Планировка усадьбы представляла собой как пятилучие, что подчёркивало особенно торжественный характер всего замысла. |
9. |
Сам дворец расположен на определённом расстоянии от дороги, плавно включённой в огромную площадь. Несколько позже, в 1780-х гг. с южной стороны, по центральной оси, относительно дома, начала возводится новая Казанская церковь, окончательно сформировавшая архитектурный комплекс усадьбы. |
10. |
11. |
Композиция дворца представляет собой центральный корпус, центр которого отмечен мезонином с овальным окнами. Боковые ризалиты увязаны с главным при помощи галерей, придающих дворцу изысканность и монолитную цельность. Архитектор здесь практически не использует ордер, что было характерно для раннего классицизма. |
12. |
Все плоскости фасада рассечены рядами высоких арочных окон (первого этажа) и почти квадратных окон (второго этажа), несомненно, главным образом подчёркивая желание усилить вертикальные членения и лаконичные формы здания. Единственной горизонталью, связывающей дворец, стал большой карниз, контрастирующий с тонкой моделировкой тактично рассеянного лепного декора - изящными гирляндами, лепными овальными композициями, львиными головами и валютами в обрамлениях окон. |
13. |
14. |
Подобно сооружённому в те же годы дворцу Г.Г. Орлова в Гатчине (арх. А.Ринальди), дворец в Яропольце получил два симметрично расположенных каре, фланкирующих главный корпус. По высоте они равны первому этажу, а соединены они с дворцом при помощи ворот и циркумференциями. Обработка внешних стен этих строений ещё более скупая, в сравнении с дворцом, что лучшим образом сказывается на его восприятии. |
15. |
16. |
Лишь только декоративное решение ворот, включённых в линию служебных корпусов перекликается с фасадной декорацией дворца, в отличии от поздних ворот середины XIX столетия, выдержанных в эклектичной манере, близкой Яропольцу Загряжских. |
17. |
18. Единственная деталь, сохранившаяся внутри главного дома. |
Некогда же, отделка залов дворца представляла собой прекрасный образец стиля екатерининской эпохи, сочетая в себе эстетику рококо и классицистические мотивы, насыщенные аллегориями и декоративными арматурами. В интерьере на стенах главного дома были мраморные медальоны с портретами Чернышёвых скульпторов Ж.Д. Рашетта и Ф.И. Шубина , частично находящиеся в собраниях ГТГ и ГИМ. |
19. В последние годы перед распадом СССР в дом завезли оконные ставни, но они так и остались лежать на входе. |
После октябрьской революции 1917 года усадьба была национализирована, а в 1924 году значительная часть коллекций мебели, фарфора, живописи, графики, скульптуры и пр. произведений искусства была вывезена в областной краеведческий музей, базировавшийся в стенах Нового Иерусалима, где в годы войны были утрачены. |
20. Подвал. |
В самом Главном доме в 1920-х гг., как и в ряде других дворянских гнёзд, был устроен санаторий, а в 1941 году был устроен склад боеприпасов. По роковому стечению обстоятельств в период наступления немецо-фашистских войск прямым попаданием снаряда дворец был разрушен и очень долго горел. |
21. |
22. |
Хотя на стенах бывших парадных залов и покоев после войны ещё сохранялась значительная часть живописного и лепного убранства, но своевременная реставрация так и не наступила. Только на исходе советской власти были проведены меры по восстановлению утраченных стен и крыши, а также были частично восстановлено заполнение окон. Одновременно была восстановлена первая советская ГЭС, которую в 1920 году посетили В.И. Ленин и Н.К. Крупская. |
23. Парковый фасад. |
24. Вид на главный дом от турецкого павильона. |
25. |
26. |
По прямой оси от дворца прошла главная аллея, в перспективе завершавшаяся турецким павильоном (не сохр.), что у современников невольно рождало вполне оправданные параллели с императорской резиденцией в Царском селе. |
27. |
Если спуститься прямо по аллее от дворца, то покажется обелиск Екатерины II – единственное звено ныне утраченного оформления парка, установленный в честь приезда императрицы 15-17 сентября 1775 года. Все остальные парковые затеи были утрачены в 1920-х гг. |
28. |
29. |
Несмотря на утрату отделки дворца, ряда декоративных решений парка, созданных на всём протяжении истории усадьбы, Ярополец Чернышёвых по-прежнему остался интереснейшим архитектурным памятником, требующим не только пристального внимания к своему прошлому, но и к дальнейшему будущему, чтобы восстановить было великолепие одного из лучших садово-парковых ансамблей России. |
30. |
Выдающийся вклад в изучении этой усадьбы сделал наш блестящий искусствовед, старший научный сотрудник НИИТАГ и видный член Общества изучения русской усадьбы (ОИРУ) - Андрей Викторович Чекмарёв av4. Издав в 2007 году свой труд о Яропольце, Чекмарёв внёс большой вклад в историю изучения этого выдающегося памятника, ознакомив читателя с незаслуженно забытым уголком на карте Подмосковья, подняв волну интереса как к самому месту, так и к проблеме изучения усадебного наследия второй половины XVIII столетия. |
31. Лучше Андрея Чекмарева о Яропольце никто не сможет рассказать. |
Хочется надеяться, что второе издание этого замечательного труда А.В. Чекмарёва обязательно будет явлено на свет, чего и хочется пожелать её автору, 17 июля 2015 года отмечающему свой юбилей. |
32. |
33. |
34. |
35. |
36. |
Journal information