В 2015 году была восстановлена архитектурная жемчужина усадьбы – Владимирская церковь. От усадебных построек сохранились два флигеля, подвалы главного дома, фонтанная чаша, въездная арка ворот и парк с прудами. В конце ноября в храме будет установлен иконостас и пройдет служба.
Дата фотографий: 2015 год, 31 октября.
Село Баловнево впервые упоминается в письменных источниках в 1626 году. Оно произошло от имени донского атамана Баловнева, отправленного в здешние места на государеву службу. Существующий ныне усадебный комплекс сложился в первой четверти XVIII – начале XIX века. Строительство роскошной усадьбы было начато Матвеем Васильевичем Муромцевым (1734-1799), генерал-поручиком, первым тульским губернатором. Муромцев захотел создать на своих землях усадьбу, которая по красоте и масштабу не уступала бы царским резиденциям. |
2. |
Во время русско-турецкой войны (1770-1774) Матвей Васильевич Муромцев был генерал-квартирмейстером (начальником штаба) у графа П.А. Румянцева-Задунайского. В усадьбе Троицкое-Кайнарджи Румянцева-Задунайского тоже стоит двухколоколенный храм. |
Владимирский храм. Фото начала XX века. |
Архитектурной доминантой комплекса является Владимирская церковь, построенная в 1797 году. Проект Владимирского храма относят к творчеству В. И. Баженова, хотя эта версия до сих пор не нашла своего подтверждения. В середине XX века И.Э.Грабарь в своих поисках неизвестных и предполагаемых произведений В.И.Баженова обнаружил след великого зодчего в Баловневе и уверенно включил церковь в круг его работ. Затем Вагнер и Чугунов в желтой книжке "Окраинными землями Рязанскими" поддержали эту идею, а с ними и весь интернет. |
3. Над полуротондой западного притвора в арочной нише была ранее расположена фреска "Вход Господень в Иерусалим", а над венчающим фронтоном располагались декоративные резные композиции, симв. Голгофу. |
Владимирская церковь построена в классическом стиле, но имеет необычную объемно-пространственную композицию и некоторые детали декоративного убранства. |
4. Владимирская церковь в теплых красках заката. |
В 1918 году сгорел дворец, а затем его центральный объем до нулевой отметки разобрали на кирпич. В 1920-х годах были разрушены хозяйственные постройки. В 1930-х годах снято железо с кровли Владимирской церкви и поломана церковная ограда. |
5. На восстановительные мероприятия, а они продолжались 2,5 года, была израсходована рекордная для Липецкой области сумма - 321 миллион рублей. Средства выделены Министерством культуры РФ |
После революции храм был разграблен и осквернен. Церковь долгое время использовалась как склад, а в фамильном склепе Муромцевых организовали ледник. |
6. |
Отсутствие аспиды и трапезной, равной по ширине храмовой части, с высокой, до уровня третьего яруса храмовой кровлей, придает церкви сходство с постройками Западной Европы. Данное сходство усиливает наличие двух колоколен. |
7. Вид на полуротонду главного входа в храм. |
Усилиями Г. И. Гунькина Владимирская церковь неоднократно ставилась под охрану как памятник культурного наследия. Восстановление храма началось в 2013 году и продолжалось два с половиной года. Средства на восстановление были выделены Министерством культуры РФ. В ноябре 2015 года храм вновь открыл свои двери для прихожан и туристов. |
Интерьер трапезной. 1952 г. |
В архитектурном облике Владимирской церкви можно увидеть белокаменные колонны, триглифы, большие арочные окна, спаренные угловые пилястры, несколько поясов белокаменного декора в виде горизонтальных полос, составленных из ромбов и кругов. Все эти детали выполнены из белого камня. |
8. |
План Владимирской церкви. Рисунок Г.И. Гунькина, 1980 год. |
До наших дней также уцелела водонапорная башня, построенная в 1880-е годы в стиле английской готики. |
9. Сравните архитектуру водонапорной башни с главным домом усадьбы Кирицы, который проектировал Ф.О. Шехтель в 1880-1890-е годы в той же Рязанской губернии. |
Башня была построена для того, чтобы снабжать водой усадебный дом, фонтаны и грот. Воду в резервуары башни подавали с помощью конного привода. |
10. Первый ярус водонапорной башни был укреплен по углам ступенчатыми контрфорсами. |
11. В верхней части фасадов прорезаны окна — люкарны, декорированные рустом. |
Главный усадебный сгорел в 1918 году. В настоящее время от него сохранился подвал и два флигеля. Оба флигеля были перестроены в 1945 году и сейчас они вовсе перестали напоминать усадебные постройки. |
12. Слева остатки подвалов главного дома. |
До наших дней также сохранилась ниша одного из фонтанов. Он находился во внутреннем дворике усадебного дома и имел сложную овальную форму. |
13. Ниша фонтана. |
14. Восточный флигель в 1945 году был разобран на половину своей длины, сбиты карнизы и капители ионических пилястр. |
Гости, посещавшие усадьбу, восхищались красотой усадебного парка. Его центральная аллея начиналась напротив главного входа у лестницы, пересекала каскад прудов, шла через весь парк и заканчивалась «лужайкой, на которой месяцеобразно были посажены 15 дубов, высота которых была невероятная..» |
15. Вид от западного флигеля на водонапорную башню и восточный флигель. |
Современники Муромцевых вспоминали усадебный парк так: «В начале каждой аллеи были прибиты доски, на которых были написаны их названия: «Главная Николаевская аллея», «Александровская аллея», «Екатерининская аллея». На территории парка были построены: эрмитаж, открытая галерея для музыкантов, театр со сценой и кулисами, многочисленные павильоны и беседки, мостики и причудливые скамьи. Все эти парковые элементы были уничтожены и не дошли до наших дней. |
План усадьбы Муромцевых.
Составлен А.Ю. Клоковым. |
16. Руины главного усадебного дома. |
О богатстве Муромцевых ходили легенды. Многие думали, что в подвалах усадьбы беглые каторжники незаконно чеканили серебряные монеты. Однако, богатство Муромцевых преумножалось за счет доходов от винокуренных заводов и хорошо организованного хозяйства. |
17. Западный флигель. Второй этаж у обоих флигелей был надстроен в 1945 году. |
Арка главных въездных ворот. Построена в стиле классицизма из красного кирпича с элементами белокаменного декора. Сейчас арка сильно повреждена и нуждается в реставрации. |
18. |
Ворота обрамлены спаренными пилястрами. Над проемом ворот красивая полуциркульная арка с замковым камнем, фриз, украшенный метопами и триглифами, фронтон, который венчают три белокаменные вазы, украшенные каннелюрами и гирляндами. Центральная ваза яйцевидной формы имела более крупные размеры. |
19. Сохранилась только одна из трех ваз. |
Усадьбу с трех сторон окружали сады. В настоящее время они частично сохранились. |
20. Фруктовый сад. |
21. Интерьер храма. |
22. Надгробия Муромцевых. |
23. |
Не исключено, что создавать на “неудобьях" - землях, изрезанных оврагами, - редкий по красоте усадебный комплекс с 13 каскадными прудами, пейзажным парком на 96 десятин и садом 29 десятин помогал А.Т. Болотов, близко знакомый с владельцем и бывавший у него в поместье. |
24. Некоторое время в Баловнево жил В.А.Тропинин, писавший портреты Муромцевых. |
Неотъемлемой частью усадебного комплекса были каскады великолепных прудов с водостоками, облицованными белым камнем. В Баловневе было 13 прудов. |
25. |
26. |
27. |
28. |
Старые фотографии |
Усадебный дом, не дошедший до наших времен, представлял собой трехчастную, П-образную композицию. Он состоял из центрального трехэтажного объема и двух боковых одноэтажных флигелей, соединенных с центральным объемом колоннадами. Фасад дворца был настолько красив, что многочисленные гости сравнивали его с лучшими дворцами Петербурга и Москвы. Авторство проекта усадебного дома неоднократно приписывали Растрелли (и слухи быстро распространялись...). |
Главный дом усадьбы Баловнево. Фото начала XX века |
Фасад дворца был богато декорирован ордерными элементами, строгими наличниками, рустом. Над входом красовалась супрапорта с фигуркой путти. В декоре фасада был использован белый камень. Красота плана дворца, сложная графика декоративных деталей, утонченный аристократизм ордерных элементов сближают постройку с лучшими образцами архитектуры. |
1904 г. Список населенных мест Рязанской губернии |
Фото из книги "Земля Липецкая. А.М.Трунов. 2003" |
Фото из книги "Земля Липецкая. А.М.Трунов. 2003" |
1930-е годы. |
г. |
1931 г. |
1940-е годы |
1950-е годы |
1950-е годы |
Восточный фасад. 1962 г. |
2003-2004 год. Фото Андрея Чекмарева, отсюда. |
Интерьеры храма в начале 2000-х. Фото из книги "Земля Липецкая. А.М.Трунов. 2003" |
Арт |
Из Баловнева происходит хранящийся сейчас в Третьяковской галерее знаменитый портрет Екатерины Великой на прогулке с собачкой, написанный в 1794 году В.Л.Боровиковским. В конце 1790-х годов портрет, не понравившийся государыне, приобрел у художника М.В. Муромцев. Картина висела в главном зале усадебного дома, пока в начале XX века потомки Муромцева не продали ее П.И. Харитоненко. Уже от него она попала в Третьяковку.
Считалось также, что М. В. Муромцев был фаворитом Екатерины Второй. Императрица гостила в Баловневе несколько недель, о чем свидетельствуют многочисленные письма, хранившиеся в усадьбе. До 1917 года года в Баловневе находилась картина В. Боровиковского, на которой изображена Екатерина. Легенда также гласит о том, что перчатки и сапоги императрицы хранились в усадьбе под стеклянным колпаком до самой революции. |
Владимир Лукич Боровиковский «Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке» (с Чесменской колонной на фоне). 1794 год, холст (живопись переведена на новый холст), масло. 94,5 × 66 см Государственная Третьяковская Галерея, Москва |
Старые карты |
Данковский уезд входил в состав Рязанской губернии. 31 декабря 1934 года вошёл в состав Воронежской, а 26 сентября 1937 года — во вновь образованную Рязанскую область. После образования 6 января 1954 года Липецкой области включён в её состав. |
1779 год. |
1779 год. |
1812 год. |
1850 год. |
1871 год. |
1941 год. |
1942 год. |
1988 год. |
2003 год. |
2006 год. |
2015 год. |
Ссылки
1. Г.К.Вагнер, С.В.Чугунов. Окраинными землями Рязанскими. М., 1995. С.85-89; Земля Липецкая. Историческое наследие. Культура и искусство. Вып.3. М., 2003. С.293-296; А.Ю.Клоков. Баловнево. Усадьба Муромцевых // Русские провинциальные усадьбы 18 – начала 20 века. Воронеж, 2003. С.324-332. 2. И.Э.Грабарь, Г.Г.Гунькин. В.И.Баженов // История русского искусства. Т.6. М., 1961. С.116-117. 3. Первоначальная высокая крыша, с которой памятник зафиксирован на фотографиях 1950-х гг., была позднее заменена более низкой. 4. Земля Липецкая. А.М.Трунов. 2003 5. Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Данковский район. А. Клоков, А. Найденов. 2011 6. Грачева А.И. "В полях забытые усадьбы...": Баловнёво и его владельцы / И. Грачева // Наука и жизнь. - 2012. - N 4. - С. 31-38 : цв.ил. 7. А.В. Чекмарев. Двухколоколенные храмы в усадьбах графа П.А. Румянцева-Задунайского (Статья опубликована в сборнике «Русская усадьба» № 12. М., 2006. С. 537-563, http://arch-heritage.livejournal.com/1065.html 8. А.В.Чекмарев. О появлении двухколоколенных храмов в русской архитектуре XVIII века. http://arch-heritage.livejournal.com/205227.html 9. А.В.Чекмарев. Романтический классицизм в Баловневе. http://av4.livejournal.com/6896.html 10. А.В.Чекмарев. Баловнево. http://arch-heritage.livejournal.com/7793.html 11. https://ru.wikipedia.org/wiki/Муромцев,_Сергей_Андреевич 12. http://www.lipland.ru/?p=366 13. http://humus.livejournal.com/4639166.html 14. http://loginov-lip.livejournal.com/504117.html 15. http://www.360cities.net/image/russia-balovnevo-church-2-2010#-353.91,-49.10,70.0 |
Большое спасибо липецким краеведам А.Ю. Клокову и Е.А. Гавриловой за полезные источники и проверенную информацию.
Journal information