Подготовил для вас эксклюзивные фотографии интерьеров главного дома, мавзолея и флигелей в усадьбе Суханово. До недавнего времени Суханово переживало период затяжного кризиса: в девяностые годы на части территория поместья были построены современные дома, а в бывшей усыпальнице Волконских работала столовая. Недавно был основан Фонд целевого капитала «Архитектурное наследие – Русская усадьба», главной задачей которого на данный момент является сбор средств на возрождение усадьбы Суханово.
Я искренне надеюсь, что вскоре мы увидим усадьбу благоустроенной и посещаемой. А пока предлагаю Вам узнать об удивительной истории этого имения. Какая русская царевна была одной из владелиц усадьбы? Какая тесная связь существует между усадьбой Суханово и Екатерининским парком в Царском Селе? Почему современные исследователи называют главной достопримечательностью имения не главный усадебный дом, а другое строение? Как помочь восстановлению усадьбы? В моем материале об усадьбе Суханово вы непременно найдете ответы на эти вопросы!
Усадьба Суханово славится своей многовековой историей. Эти земли были известны еще в XVII веке, в особенности, благодаря тому, что в конце этого столетия Петр Великий даровал их своему сподвижнику, первому московскому губернатору Тихону Никитичу Стрешневу. |
План усадьбы. 1 - дом; 2 - жилой флигель; 3 - кухонный флигель; 4 - "старая" конюшня с каретным сараем; 5 - дома для приезжих; 6 - дом церковнослужителей; 7 - дом управляющего; 8 - мавзолей Волконских; 9 - скульптура "Дева с разбитым кувшином"; 10 - мост; 11 - беседка "Храм Венеры". |
2. |
1955-1965 гг. |
Император высоко ценил общественные и государственные заслуги Стрешнева, что даже называл его «святым отцом» и лояльно относился к тому, что привыкший к укладу боярской жизни Стрешнев носил бороду, в то время как другим подданным такой роскоши позволено не было. Примечательно, что в конце XVII века Стрешнев начал осваивать еще одно имение, усадьбу Узкое, в которой до наших дней сохранился прекрасный Казанский храм. В Суханово со времени Тихона Никитича не осталось каких-либо значимых построек. |
3. |
После смерти Стрешнева имение перешло в государственную казну, а немного позже было пожаловано военачальнику Ивану Ильичу Дмитриеву-Мамонову и его супруге, царевне Прасковье Ивановне, приходившейся младшей дочерью российскому царю Ивану V. Супруги не имели собственных детей, в связи с чем после их кончины Суханово унаследовал племянник Ивана Ильича, Федор Иванович Дмитриев-Мамонов. |
4. |
Федор Иванович слыл личностью скандальной – его жестокость к крепостным, вольнодумное литературное творчество и нежелание внимать в дела управление собственными поместьями привели к тому, что Суханово, пришлось продать семье видного государственного деятеля эпохи Екатерины Великой, Алексею Петровичу Мельгунову. Будучи богатым и знатным чиновником, которого императрица назвала «очень и очень полезным государству человеком», он вкладывал много средств в развитие своих владений. |
5. |
6. |
При Мельгуновых в усадьбе началось формирование общей композиции дворцово-паркового комплекса с характерной для классицизма центрально-осевой планировкой передней части. Наиболее значимыми постройками, появившимися в Суханово при Мельгуновых, стали каменный дом с флигелями, хозяйственные службы и домовый храм. После смерти Александра Петровича Мельгунова и его супруги Натальи Ивановны, а также бездетного сына четы, Владимира, Суханово унаследовала младшая дочь Мельгуновых, Екатерина Алексеевна. |
7. |
8. Интерьер полуротонды главного портика дома. |
9. Потолок в балконе полуротонды. |
10. Парковый фасад. |
Любопытен факт: Суханово никогда не имело славы известного культурного центра своего времени. Балы, салоны и торжественные приемы здесь проводились достаточно редко, даже несмотря на то, что интерьеры дома-дворца были созданы и задуманы специально для проведения пышных мероприятий. |
11. Лестница в главном доме. |
Парадные комнаты дома его были украшены роскошными росписями в «турецком», «египетском» «рыцарском» и других стилях. В советские годы интерьеры дворца были утрачены: сперва при пожаре, а затем при перестройке. Адаптируя бывший барский дом под нужды советской власти, архитектор Виктору Дмитриевичу Кокорину удалось лишь частично сохранить классицистическую планировку особняка. |
12. Бильярдная на третьем этаже. |
13. Вид из окна. |
14. |
15. Балкон с видом на пруд. |
Екатерина Алексеевна составила блестящую партию, выйдя замуж за князя Дмитрия Петровича Волконского. Однако семейное счастье супругов оказалось недолгим. В 1812 году глава семьи был смертельно ранен при командовании русскими войсками на войне с Наполеоном. Скончался Дмитрий Петрович в селе Малинки Рязанской губернии, в этом же месте он был погребен. Однако, безутешная вдова пожелала, чтобы прах ее супруга был перезахоронен в Суханово… |
16. Парк. |
Именно эти трагические события способствовали появлению в усадьбе Суханово одного из самых выдающихся архитектурных шедевров – мавзолея Волконских. Для его строительства Екатерина Алексеевна пригласила выдающегося зодчего Доменико Жилярди. |
17. Мавзолей. |
1910-1914 гг. |
План мавзолея. |
В 1813 году монументальное здание в стиле московского ампира, в основе которого находится ротондальный храм-усыпальница во имя святого Дмитрия Ростовского, было полностью построено. Екатерине Волконской удалось осуществить задуманное - перезахоронить своего супруга в их совместном имении. |
18. |
В XX веке усадьба пережила значительные потери, даже несмотря на то, что в 1960 году она была признана памятником истории и передана в ведение Союза архитекторов. Печально, но ряд исследователей считают, что в результате многочисленных перестроек и ремонтных работ, имеющих мало общего с реставрацией, дом практически полностью утратил свою ценность как памятник архитектуры. Однако, большинство специалистов — это мнение оспаривают, подчеркивая, что самым и значимым известным строением Суханово все-таки является храм-мавзолей. |
19. Сейчас в мавзолее церковь. |
1950 г. |
20. |
21. Колоннада, соединяющая один из флигелей с мавзолеем. |
22. |
23. |
24. |
25. |
26. Мавзолей требует реставрации. |
27. |
Несмотря на огромную скорбь по безвременной кончине супруга, Екатерина Алексеевна не оставалась в стороне от хозяйственных дел и вопросов дальнейшего усовершенствования усадьбы. |
28. |
Она принялась за переделку внешнего вида главного дома. Возведенный в стиле раннего классицизма, к середине XIX столетия он приобрел характерные, поздние черты этого стиля. В 1843 году часть усадебного комплекса была перестроена по проекту архитектора Константина Тона: один из его флигелей был соединен с главным домом, а портик со стороны двора был заменен полуротондой с верхним балконом, украшенной изящной колоннадой. |
29. |
30. Место уничтоженного храма в 1930-е годы. |
Церковь в Суханово, уничтоженная в 1930-е годы. |
31. |
При Екатерина Алексеевне в 1810 году был сооружен второй, южный флигель из кирпича с белокаменными деталями. Его внешний облик был простым, что подчеркивало его второстепенное положение. Кухонный флигель, построенный еще в 70-х годах XVIII столетия, в XIX веке примерно в эти же годы был существенно увеличен боковыми пристройками. |
32. Здание кухни. |
33. Жилой флигель рядом с домом. |
34. Флигель управляющего. |
Начало XX века. |
Отдельное внимание всем желающим подробно познакомиться с архитектурой усадьбы Суханово следует обратить на два необычных строения в романтическом стиле псевдоготики. |
35. Комплекс административных зданий усадьбы. |
Существует мнение, что к проектированию комплекса этих строений были причастны сами Волконские, но бытует мнение и о том, что здания были построены талантливым крепостным архитектором в 1810-х годах. |
36. Дом церковнослужителей сейчас занимает администрация дома отдыха. |
Что же размещалось в этих сооружениях? Во времена Волконских готические постройки выполняли роль дома для священнослужителей и их семей, а также дома для управляющего. До революции две этих постройки были соединены друг с другом воротами с замысловатыми башенками, поддерживающими стилистические формы псевдоготики. |
1910-1914 гг. |
37. Сейчас в доме находится администрация. |
На одной линии с готическими строениями находится дом «для приезжих». |
38. Дом для приезжих с более дорогими номерами. |
Сейчас в домах "для приезжих" находится гостиница. |
39. |
Различающиеся по ценовой категории. |
40. Самый большой номер. |
Более дешевые номера во втором доме "для приезжих". |
41. |
42. |
Огромную историческую и эстетическую ценность представляет сухановский парк. Как упоминалось выше, его основная планировка была заложена еще в XVII веке, однако в начале следующего столетия парк существенно видоизменился. |
43. |
В XIX столетии его центрально-осевая композиция была «смягчена» и «размыта». По всей видимости, хозяева имения, руководствовавшись модой на английские сады, решили отойти от принципов регулярной планировки, сделав линии своего парка максимально естественными. |
План усадьбы. |
1910-1914 гг. |
Территория усадьбы была разделена на три зоны. Первая зона расположена в непосредственной близости с главным домом, вторая – вокруг охватывает большую часть парка, переходящего в естественный лес, а третья часть относится к хозяйственной территории усадьбы. |
44. Один из каскадных прудов. |
1910-1914 гг. |
В Суханово существовало множество парковых построек и затей. Усадьба славится своими прудами: тремя каскадными прудами, искусно созданными на небольшом местном ручье ландшафтными архитекторами, и одним большим прудом. |
45. |
Красота естественных и рукотворный пейзажей была дополнена рядом парковых построек. В начале XIX столетия в Суханово был возведен мост, раскинувшийся над оврагом. Он представлял собой однопролетную кирпичную конструкцию с белокаменными деталями. Мост простоял около ста лет, после чего рухнул. Его восстановили сначала в дереве с нарушением исторических пропорций, а затем, в 1951 году, мост переделали в камне с изменением былых художественных форм. |
46. |
В Суханово сохранилась изящная беседка, названная Екатериной Волконской «Храмом Венеры». До революции в восьмиколонной парковой беседке с восьмью колоннами римско-дорического ордера находилась статуя богини красоты и любви, Венеры. |
47. |
Порог XXI века усадьба перешагнула в удручающем состоянии. Формально находясь в ведении Союза архитекторов, она подвергалась многочисленным незаконным нападкам. Активисты Союза оказывали активное сопротивление попыткам в очередной раз нанести ущерб старинной усадьбе. В 2013 году главный усадебный дом был передан в аренду частной школе. Родовой мавзолей Волконских превратился в столовую, часть парка была застроена. Недавно в имении началась активная культурно-волонтерская жизнь, ярко демонстрирующая всем то, что в наши дни усадьба Волконских вызывает огромный интерес среди посетителей всех возрастов и нуждается в срочном восстановлении. |
48. |
Понимая, что имение нужно срочно возрождать, а деньги на его реставрацию из федерального бюджета в ближайшее время получить проблематично, было принято решение о создании Фонда целевого капитала «Архитектурное наследие – Русская усадьба», о деятельности и истории создания которого я подробно рассказал в предыдущем посте. На территории Суханово главной задачей Фонда является сбор целевых средств на восстановление старинной усадьбы. |
49. |
В настоящее время для формирования целевого капитала фонда осталось собрать 3 000 000 рублей. После этого, как заявленная сумма пожертвований на формирование целевого капитала Фонда будет получена и передана Управляющей компании Фонда ЗАО «Газпромбанк — управление активами», Фонд целевого капитала «Архитектурное наследие — Русская усадьба» начинает активно реализовывать свои проекты на территории усадьбы Суханово и других Русских усадеб. |
50. |
Поддержать новый Фонд целевого капитала «Архитектурное наследие - Русская усадьба» можете и вы. Для этого необходимо зайти на сайт Фонда www.archmanor.fund в раздел Пожертвования, выбрать для себя наиболее интересную программу лояльности Фонда и ознакомится с договором пожертвования или перечислить любую сумму с помощью платежной системы расположенной на сайте Фонда , можете так же отправить сообщение по эл.почте : fundraise@archmanor.fund или позвонить по тел: +7 495 922 22 67 для встречи с вами. |
51. |
Cамой известной парковой достопримечательностью Суханово считается статуя «Дева с разбитым кувшином», представляющая собой точную копию аналогичной скульптуры в Царском Селе, которую в своих стихах воспевали Александр Пушкин и Анна Ахматова. С течением времени скульптуре пришлось «переехать» со своего первоначального места: в советские годы она была перенесена от пристани к мавзолею. |
52. |
Старые фотографии |
190-е гг. |
1920-е гг. |
1910-1914 гг. |
1910-1914 гг. |
1914 г. |
1925-1926 г. |
1950 г. |
1950-1952 г. |
1950-1955 гг. |
1950-1955 гг. |
1950-1955 гг. |
1950-1955 гг. |
1955-1965 гг. |
1955-1963 гг. |
1955-1965 гг. |
1956 г. |
1962 г. |
1970-1975 гг. |
В лицах |
Князь Дмитрий Петрович Волконский (1762—1812). Гравюра с портрета работы В.Л. Боровиковского. |
Екатерина Алексеевна Волконская, ур. Мельгунова. Художник: В. Боровиковский. Нач. 1790-х. |
Портрет Петра Михайловича Волконского работы Джорджа Доу. Военная галерея Зимнего Дворца, Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург) |
Старые карты |
1797 год. |
1852 год. |
1878 год. |
1927 год. |
1928 год. |
1929 год. |
1931 год |
1931 год |
1941 год |
1968 год |
1987 год |
2006 год |
2009 год |
2015 год |
Список литературы
http://arch-heritage.livejournal.com/1213139.html http://www.russpro.ru/ |
Journal information