Эту усадьбу проектировал гениальный архитектор И.Е. Старов для Екатерины Великой и ее внебрачного сына Алексея Бобринского. Здесь создал уникальный рукотворный ландшафтный парк знаменитый общественный деятель и агроном Андрей Болотов. А Лев Толстой «поселил» Вронского из знаменитого романа «Анна Каренина» именно в этой усадьбе. Богородицк во время своего знаменитого путешествия по России посетили цесаревич Александр Николаевич и его наставник Василий Андреевич Жуковский.
Усадьба Богородицк. Часть 1. Архитектура.
Усадьба Богородицк. Часть 2. На другой стороне пруда.
Усадьба Богородицк. Часть 3. Интерьеры главного дома.
Усадьба Богородицк. Часть 4. Парк.
Дата фотографий: 2015 год, 29 октября.
2. Проект паркового фасада дворца. 1771 г. Архитектор И. Е. Старов. |
Дворец, построенный в конце XVIII века по проекту архитектора Старова в качестве усадьбы Алексея Бобринского, является жемчужиной раннего русского классицизма. Усадебный комплекс в Богородицке стал первой серьезной работой начинающего архитектора, который впоследствии возвел Таврический дворец и Троицкий собор Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге. |
3. В наши дни. |
После смерти императрицы усадьба перешла к ее внебрачному сыну, Алексею Григорьевичу Бобринскому. Роскошный богородицкий парк был создан ценой колоссальных усилий знаменитым русским мыслителем и агрономом, Андреем Тимофеевичем Болотовым. Уникальный образец садово-паркового дизайна был создан здесь в максимально сложных условиях и является полностью рукотворным. Это и роднит Богородицк со знаменитым дворцово-парковым ансамблем в Петергофе. В Богородицке бывали многие известные люди того времени, а Лев Толстой, неоднократно посещавший усадьбу, описал ее как дом Вронского в своем романе «Анна Каренина». |
4. Главная аллея парка, заложенного А.Т. Болотовым, который был управляющим усадьбы в 1776-1796 гг. |
Сейчас усадьба Бобринских является визитной карточкой города. В главном усадебном доме расположен музей, а в парке могут прогуляться все желающие. |
5. В парке сейчас ведутся работы по благоустройству. |
Пройдя по главной аллее и свернув налево, мы видим дорожку, ведущую к усадебному храму Богородицка – Казанской церкви. Она была также спроектирована архитектором Старовым в стиле раннего классицизма. Казанская церковь стала одним из первых крупных проектов юного выпускника Российской академии художеств, которому было суждено обрести всероссийскую славу. Росписью церкви занимался московский художник И. Т. Некрасов, пользовавшийся доверием самого Баженова. |
6. Свято-Казанский храм, арх. И.Е. Старов. Строительство было начато в 1774 году и закончено в 1778 году. |
Долгое время Казанская церковь была единственным храмом в Богородице, поэтому она выполняла функцию и домовой церкви Бобринских и соборного храма, куда приходили молиться прихожане не только из Богородицка, но и из близлежащих населенных пунктов: Болотовки, Вязовки, Юлинки. |
7. Храм является образцом раннего классицизма. |
В праздничные дни Казанский храм посещали около двух тысяч прихожан одновременно. Хозяева усадьбы и их бессменный управляющий Андрей Болотов, всегда следили за порядком в храме и поддерживали его в надлежащем состоянии. После того, как в 1821 году в Богородицке была возведена Троицкая церковь, Казанская церковь стала приходской и поток верующих, посещавших эту церковь, значительно уменьшился. После революции храм постигла та же участь, что и многие центры духовной жизни нашей страны. Всю дорогостоящую церковную утварь погрузили на повозку и отправили в неизвестном направлении. Из старинных икон, расписанных на досках, сделали мостик через пруд, а колокола, звон которых был слышен за десять верст, захоронили в Богородицком парке. |
8. В 1995 году храм был восстановлен и открыт для всех верующих |
Рядом с церковью хозяева усадьбы распорядились построить богадельню для мальчиков из бедных семей. На средства храма также содержался богородицкий приют для детей-сирот. |
9. Здание волостного училища 1783 года, выстроенное тульским губернским архитектором К.С. Сокольниковым. |
10. Фото начала XX века. Казанская церковь. |
11. Вид на храм и усыпальницу-грот |
Мы возвращаемся на главную аллею и направляемся в сторону надвратной башни. Она была возведена здесь в 60-70-е гг. ХVIII в. Сведений от том, кто был архитектором башни не осталось. Башня выполняла функцию звонницы усадебной Казанской церкви и являлась парадными воротами во двор. Кроме того, в башне над воротами размещалась волостная канцелярия. |
12. |
13. Надвратная башня и два флигеля. Фото 1929 года. Башня была разрушена и восстановлена в 70-е годы прошлого века. |
14. Эффектный вид на главный дом, открывающийся через арку башни. |
Башня очень сильно пострадала во время Великой Отечественной войны и была практически полностью восстановлена в 1971-1976 гг. |
15. Сейчас пять разногласных колоколов, как и раньше радуют жителей и гостей Богородицка своим перезвоном. |
Пройдя через ворота башни, мы попадаем в парадный двор усадьбы и нам открывается вид на жемчужину усадебного комплекса – главный усадебный дом, именуемый не иначе, как дворцом. |
16. |
17. Дом-дворец 1773-1784 гг. Восточный фасад украшен портиком из четырех тосканских колонн, которые поддерживают балкон второго этажа. |
Здание, возведенное на холме над запруженной рекой Упертой, является редчайшим образцом раннего классицизма, разбавленного нотками барокко. Оно лишено пышного декора, но имеет легкий и торжественный вид. Двухэтажный дом украшен бельведером. |
18. Фасад, обращенный к пруду. |
Западный фасад дворца в центре выделен полукруглым выступом, определившим находящиеся внутри овальные залы. |
19. Самый известный вид на дворец. |
Дворец очень сильно пострадал в годы войны. От него остались только стены. Однако, он был восстановлен в 60-70-е годы прошлого века и сейчас здесь располагается музей. |
20. Так особняк Бобринских выглядел после Великой Отечественной войны. |
Во время моей поездки в Богородицк музей был санитарный день, поэтому попасть внутрь не удалось. Но я с радостью вернусь сюда и расскажу вам о интерьерах главного дома и музейной экспозиции. А также более детально изучу сам город. |
21. |
22. Вид на пруд и его другой берег. Дух А.Т. Болотова все еще живет здесь. |
От фасада, обращенного в сторону запруженной реки Уперты, мы спускаемся по лестничному маршу. Сейчас по нему мы можем спуститься в парк и прогуляться около берега пруда. |
23. Сейчас от былого рукотворного рельефа практически ничего не осталось. В 1960 г. в результате поднятия уровня воды на 1,5 метра была затоплена созданная А.Т. Болотовым прогулочная дорожка у подножия холма. |
Однако, во времена Болотова Богородицкий парк представлял собой настоящее чудо. Он являлся одним из первых причудливых пейзажных парков в нашей страны. |
24. Все деревья в Богородицке были привезены сюда и посажены не саженцами, а взрослыми. |
Глядя на современный парк, трудно представить, что когда-то эта территория была пустырем, на котором не было ни единого источника воды. Под руководством Болотова, деревья вокруг дворца привозились не саженцами, а уже взрослыми. Они высаживались здесь и подвергались особенно тщательному уходу, чтобы способствовать их скорейшему приживанию. Всего за два года парк зазеленел, в нем появились ручьи и фантастические парковые затеи. |
25. Все , что осталось от знаменитых "Мраморных песков", созданных Болотовым. |
В процессе обустройства парка Болотов обнаружил, что дворец стоит на песчаной горе. Песок в этих местах имел разные оттенки и прессованую структуру. Андрей Тимофеевич решил не только придать этому месту интересный песчаный рельеф, но и сделать комфортный пешеходов спуск. |
26. Вид на Богородицк. |
Данные рельефы придавали Богородицку сходство с южной приморской территорией. Естественно, это поражало всех гостей усадьбы. Сейчас уникальные «белые пески» не сохранились. Например, около подножия холма, на котором был расположен дворец, находилась «романтическая сценка». Романтическая сцена создавала свойственное ей настроение благодаря найденному здесь старинному подземному ходу (на рисунке не виден), который остался от бывшей крепости на месте дворца. Здесь же располагался небольшой причал для лодки, что также соответствовало романтическому настроению. |
27. Памятник Андрею Тимофеевичу Болотову - общественному деятелю, агроному и бессменному управляющему усадьбы был установлен в 1989 году (скульптор А. И. Чернопятов). |
Болотов проявил креативный подход и при организации спуска с дворцовой горы к воде. Из твердых песчаных пород он вырубил романтическую лестницу, которая казалось старинной и придавала территории дворца еще более романтический вид. |
28. До наших дней дошли картины, нарисованные Болотовым. Здесь мы наглядно можем видеть, какой была здешняя местность до высадки деревьев. |
29. Песчаный спуск к пруду был очень удобен для всех посетителей усадьбы и располагал к романтическим прогулкам. |
30. Лестницы, вырубленные из твердых песчаных пород. |
31. Генеральный план реставрации центральной части парка. |
32. Сам дворец был выстроен на месте старого деревянного острога (крепости-городка) 1663 года. |
В настоящее время основные рельефы ландшафтного убранства, созданного Болотовым около главного дома, не сохранились. Однако, если присмотреться к ландшафту внимательнее, то можно увидеть некие специфические особенности рельефа и заметить, что многие современные асфальтные дорожки повторяют форму и направление дорожек, обозначенных на карте. |
33. Символическое напоминание о месте, где стоял деревянный дом Болотова. |
Список литературы:
1. Болотов А.Т. Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные самим им для своих потомков. В 4-х т. Спб, 1870. |
Journal information