Сегодня хочу рассказать вам об усадьбе, которую незаслуженно обделяют вниманием туристы, путешествующие по известным достопримечательностям Петергофском дороге. Это пышное по своей архитектуре и примечательное в историческом контексте имение находится между петергофским парком "Александрия" и Михайловской Дачей. Речь, разумеется пойдет об имении Знаменка!
Этот текст мы подготовили с моим другом, талантливым искусствоведом Борисом Бочарниковым, который 19 ноября отметил свой День Рождения. Знаменка - одна из любимых петербургских усадеб Бориса. Поэтому я дополню его рассказ своими фотографиями и с огромным удовольствием представлю вам нашу совместную работу!
Итак, Знаменка...Это одна из крупнейших великокняжеских резиденций пригородов Санкт-Петербурга, облик которой сложился при сыне императора Николая Первого – Николае Николаевиче. Её великолепный дворец, облик которого принадлежит к числу лучших работ Гаральда Боссе, является едва ли не самым запоминающимся дворцом на Петергофской дороге, уступая по своему значению только самому Петергофу. Конечно, история этого места связана не только с императорской семьёй, но и представителями аристократических родов и важнейшими деятелями русской культуры – братьями Разумовскими, И.И. Шуваловым и М.В. Ломоносовым, годовщину со дня рождения которого мы также отметили на днях.
Давайте вместе пройдемся по основным страницам истории Знаменки, рассмотрим интересные архитектурные детали комплекса и полюбуемся старыми фотографиями имения. Друзья, а вам доводилось посещать Знаменку? Какое имение в плеяде усадеб и дворцов Петергофской Дороги вам приходится по душе?
Дата фотографий: 1 июня 2016 года, 7 августа 2019 года.
2. Усадьба Знаменка (или «Мыза Знаменская») берёт своё начало в начале XVIII века, когда на её территории располагалось десять «дач» - участков-владений. Исторически складывалась этот обширный дворцово-парковый комплекс отнюдь не единовременно, отчего можно разделить всю его территорию на «Западную» и «Восточную».
3. Восточная часть (ближняя к Санкт-Петербургу) начало формироваться к 1714 году на основе дачи, принадлежавшей обер-гофмейстеру двора М.Д. Олсуфьеву. Он здесь построил свой первый господский дом, а в 1719-м году выкупил соседнюю дачу Юрия Андреева - служителю императрицы Екатерины Алексеевны.
4. В 1727 году его владение перейдёт по наследству его сыновьям Якову и Ивану Олсуфьевым, несмотря на попытки отторгнуть владение всесильным А.Д. Меньшиковым. В том же году сменится владелец и соседней дачи, конфискованной у премьер-майора Преображенского полка И.И. Бутурлина в пользу доктора И.Л. Блюментроста. Западнее него (между нынешним дворцом и нынешней Шуваловкой) располагалась двойная дача (из двух «мест») стольника И.Р.Стрешнева, в 1745-1747-х гг. бывшее во владении легендарного графа Алексея Петровича Бестужева-Рюмина.
5. Западная часть нынешней Знаменки в большей мере обозначена существующим дворцовым ядром и прилегающими к нему территориями. Изначально на их месте располагалась усадьба главы Канцелярии от строений У.С. Синявина, а западнее (в районе нынешней церкви) простирались обширные владения «тройной» дачи Ржевских, именуемой «Васильевским». Самое западное из владений, наиболее ближнее к петергофской Александрии, принадлежало князю Г.И. Волконскому, при котором здесь были основаны кирпичные заводы с деревней «Знаменка». Это название закрепилось и за усадьбой, построенной на этом месте Григорием Петровичем Чернышовым, которому принадлежал подмосковный Ярополец.
6. В правление Анны Иоанновны вся западная часть усадьбы была объединена Н.Ф. Головиным – президентом Адмиралтейств-коллегии, при котором был возведён протяжённый деревянный дом. Его архитектура скорее была классицистической, чем барочной. Ритм арок, заключённых между пилястрами и увенчанный фронтоном центральный ризалит с обоих сторон, скорее выдающий руку одного из архитекторов круга М.Г. Земцова и И.К. Коробова. Впоследствии усадьба была продана Головиным младшему брату Э.И. Бирона – Густаву Бирону, но при Анне Леопольдовне было отторгнуто в 1740 году и «возвращено» наследникам Головина.
7.
8.
9. Елизаветинская эпоха была ознаменована формированием двух больших усадебных ансамблей значительных фигур этого времени – И.И. Шувалова(восточная) и А.Г. Разумовского(западная). Обер-камергер Алексей Григорьевич Разумовский (брат своего брата и фаворита-мужа императрицы) начал обустраивать Знаменку сразу по её приобретении в 1747 году, спустя чем через 10 лет, присоединив бывшую усадьбу Бестужева-Рюмина. Вслед за А.Г.Разумовским с начала 1750-х гг., по мнению историка С.Б. Горбатенко, восточные части Знаменки становятся единым большим усадебным владением камер-юнкера Ивана Ивановича Шувалова – фаворита императрицы и одной из наиболее выдающихся фигур её времени. Часто в этом владении Шувалова как и в его Петербургском доме на Итальянской улице бывал М.В. Ломоносов, сочинивший в 1761 году по дороге сюда стихотворение «Кузнечик, дорогой». Возможно, что саму усадьбу графу обустраивал С.И. Чевакинский, но сведений об этом не сохранилось.
10. Основное ядро архитектурного ансамбля Знаменки составил центральный дом усадьбы Разумовских с двумя симметричными большими флигелями и промежуточными павильонами, сохранившимися поныне в теле нынешнего дворца. Об их архитектуре мы ничего не знаем кроме плана, который во многом не претерпел значительных изменений. Облик дворца возможно решался в духе, близкому к Аничкову и Царскосельским дворцам, тяготеющим к принципам классицизма. Это было подчёркнуто и в регулярном характере парка. Однако, при этом были сохранены террасы нижнего парка, обращённого в сторону Финского залива, сохранившиеся и поныне.
1777 , РГИА.
11. От времени Разумовских наиболее лучшим образом, несмотря на перестройки, сохранилась странным образом, приписываемая Ф. Растрелли, Петропавловская церковь 1766-1767-х гг. или 1771 года, относящаяся ко времени перехода усадьбы (вместе с соседней Михайловкой) от почившего А.Г. Разумовского к его брату – Кириллу Григорьевичу, владельцу московской усадьбы Петровское-Разумовское и ряда других.
12. С 1790 и по 1835 гг. усадьба принадлежала сенатору Петру Васильевичу Мятлеву и затем его вдове Прасковье Ивановне Салтыковой (ур.Салтыковой). Видимо, по проекту Луиджи Руска в усадьбе производились преобразования, в особенности в Шуваловской части, возведя заново «шуваловский» дом. Также велись и работы по переустройству парка. Вдовой Мятлева усадьба была продана императору Николаю Первому для императрицы Александры Фёдоровны, став тем самым продолжением парка Александрия.
13. На известных изображениях усадьбы до перестройки 1860-х гг. Знаменка запечатлена такой, какой она стала со второй половине 1830-х. Главный дом по фасадам перестраивался в духе неоренессанса по проекту А.И. Штакеншнейдера. По его проекту были отделаны и многие его помещения, в том числе рафаэлева галерея и греческий зал. Одновременно приводились в порядок не только парк, в значительной степени преобразованный и сформированный садоводом Джозефа Бушем при участии П. И. Эрлера и Г. Бетциха, но и относящиеся к усадьбе деревни учеником К. Росси архитектором З.Ф. Дыльдиным – Знаменка и Шуваловка(Поэзи).
14. Однако, проект перестройки Знаменки предполагался более масштабным, нежели было осуществлено. А.И. Штакеншнейдер как выдающийся мастер историзма в архитектуре, задумывал перестройку дворца в духе неоготики, чтобы его облик логически сочетался с постройками Александрии – Капеллой Шинкеля и Котеджом Менеласа. Проект 1836 года из собрания музея Академии Художеств, по мнению Т.А. Петровой, опирался на существующую классицистическую основу дворца, в которой, несмотря на декор, преволирующая роль оставалась за плоскостью фасадных стен, трансформирующихся зрительно в крепостные укрепления. Зодчий предполагал создание вертикальных акцентов в виде башен, эркеров на флигелях и несением других готизирующих элементов фасадного декора в духе Тюдоров, что впоследствии подхватит Николай Бенуа в проектах Петергофских конюшен 1847 г. и Петергофского вокзала 1855-1857 гг.
15. Но замысел Штакеншнейдера всё же был частично осуществлён, но в отношении других строений. Одним из них стал построенный берегу Финского залива в 1840-х гг. недошедший до наших дней чайный павильон «Рапелла», напоминающий в своём облике небольшой готический замок-дворец. Штакеншнейдер также задумал преобразовать новый «шуваловский» дом в ферму Крейт в так называемом «швейцарском вкусе». Главное её здание выполняло роль гостевого дома. Видимо, подобным образом его швейцарский коллега Б. Симон и задумывал свою Швейцарскую ферму в известной нам усадьбе Быково (смотрите альбом Симона), что является отражением этой усадебной моды.
Павильон Рапелла.
16. С 1856 года хозяином Знаменки станет сын императора Николая Первого Николай Николаевич Старший, при котором до 1860 года по проекту Гаральда Боссе была осуществлена полная перестройка дворцового комплекса. Параллельно зодчий завершал строительство дворца в Михайловке, принадлежавшей его брату Михаилу Николаевичу.
17. Сам же Николай Николаевич, которого в семье называли «дядя Низя», стал видным военным деятелем, участвовал в Крымской войне. А в русско-турецкой войне 1877-78-х годов был главнокомандующим армией. Под его началом русские войска, разгромив турков, почти подошли к вратам Царьграда, то есть Константинополя. Однако, связанный указанием Александра II «дядя Низя» ни щит к вратам ни прибил, ни ворота не открыл.
18. К сожалению, к старости у великого князя стало развиваться психическое расстройство. Свою супругу Александру Петровну (ур.Ольденбургскую) он обвинил в измене. Она впоследствии после его смерти приняла тайно монашеский постриг и основала Покровский монастырь в Киеве. Позже она была прославлена в лике святых как инокиня Анастасия.
19. В творческой биографии Г.Э. Боссе дворцовый ансамбль в Знаменке стал одной из лучших и наиболее значимых работ. Используя стилистические принципы барокко, отсылающие к манере Растрелли в Петергофе. Фасады и ряд интерьеров получили новое решение, в котором были использованы сближенные колонны, пилястры и кариатиды, рокайли и маскароны. Это было особенно выражено в облике Большого танцевального зала и парадной лестницы. При этом характер первоначальной планировки и сводчатые перекрытия первого этажа времени Разумовских были сохранены.
1865, РГИА.
20. Изгибающиеся валютообразные наличники, сандрики и разнообразные лепные детали – не единственное, что внёс архитектор в облик дворца, который был полностью надстроен, в том числе и по практически заново возводимым галереям. Увенчал дворец бельведер, который эффектно подчеркнул главную ось усадьбы – север-юг, что особенно красиво смотрится со стороны Петергофской дороги.
21.
22. Великолепен не только Южный, но и Северный фасад, на котором был помещён Государственный Герб Российской империи. Не менее масштабен и ансамбль дворцовых конюшен со службами, который был частично руинирован во время Второй Мировой войны. Его градостроительная роль усилена его месторасположением на берегу пруда, устроенного западнее одной из подъездной аллей, ориентированных на здание церкви.
23. К числу других построек, которые были построены по проекту Г.Э.Боссе, относятся кухонный двухэтажный корпус и дом садовых подмастерьев.
24.
25. По окончании работ в усадьбе И.И. Шарлемань сделал серию акварелей (смотрите в конце поста) с видами усадьбы, по которым мы можем представить её облик, созданный Гаральдом Боссе для великоняжеской семьи.
26. Судьба дворца в период после 1917 года оказалась сходной многим великокняжеским резиденциям в пригородах Санкт-Петербурга. С 1919 года во дворце разместилась детская трудовая коммуна, находившаяся в ведении Союза телеграфных служащих Петрограда.
27. С 1924 году и до войны дворец стал детской колонией, которая просуществовала здесь до самой войны наряду с образованным в 1932 году Ленинградскому сельскохозяйственному институтом. В этот период стали исчезать малые павильоны и другие постройки, а также деградировал парк, частично приспособленный под опытные площадки.
28.
29. Понеся значительные разрушения усадьба была приспособлена временно под птицефабрику. Затем к концу 1960-х в ней основали пансионат, под который в 1969-1972-х гг. восстановили дворец по проекту архитектора-реставратора М.М.Плотникова с сохранением всех сохранившихся и поддающихся реставрации элементов, внешнего и внутреннего убранства. Однако, остались не воссозданными интерьеры А.И. Штакеншнейдера, без которых облик дворца остаётся существенно неполным.
30.
31. Мы надеемся, что это одна из жемчужин пригородов Петербурга обязательно возродится, став доступной и безусловно достойной всеобщего посещения достопримечательностью!
32.
Шарлемань. Виды Знаменки.
Литература:
Добавляйте меня в друзья:
Livejournal vadimrazumov.ru
Facebook http://www.facebook.com/profile.php?id=1351473601
Вконтакте http://vk.com/deadokey
Instagram http://instagram.com/deadokey/
Youtube https://www.youtube.com/channel/UCVo1kdIuCeHobKDDM1cvJWA
Twitter https://twitter.com/deadOKey
Flickr https://flickr.com/photos/deadokey/albums
Мой туристический проект с экскурсиями по усадьбам "Усадебный экспресс" http://usadboved.ru
Телеграм https://t.me/usadboved
Яндекс.Дзен https://zen.yandex.ru/profile/editor/vadimrazumov
Сообщество в ЖЖ по усадьбам https://russkaya-usadba.livejournal.com
Социальные сети моих проектов:
Усадебный экспресс - путешествия по всем усадьбам, которые описаны в блоге.
https://www.facebook.com/usadboved/
https://vk.com/usexspress
https://www.instagram.com/usadboved/
Экоэлектричка - путешествия по паркам и заповедникам.
https://www.facebook.com/ecoelectrictrain/
https://vk.com/ecoelektrichka
https://www.instagram.com/ecoelectrictrain/
Промпоезд - путешествия по промышленным объектам.
https://www.facebook.com/prompoezd/
https://vk.com/prompoezd
https://www.instagram.com/prompoezd/
Усадебные волонтеры - субботники в усадьбах.
https://www.facebook.com/groups/savingmanors/
https://vk.com/savingmanors
https://www.instagram.com/saving_manors/
Общество изучения русской усадьбы
https://www.facebook.com/groups/oiru1/
Journal information