Истории промышленных магнатов в XIX веке – это совсем не про стартовые капиталы, значительные инвестиции и бизнес-планы. Это практически всегда – прыжок в пропасть, абсолютную самоотверженность и понимание того, что от успеха начатого дела зависит не только собственный успех, но и процветание Родины. Продолжая рассказы о Богородицке, я хочу познакомить вас с предпринимательским подвигом Алексея Алексеевича Бобринского.
Почему ему установили памятник в Киеве? Как представители рода Бобринских опередили своё время? Кого можно считать основателем отечественной сахарной промышленности? Какое отношение сахарный завод имеет к железным дорогам? Что предшествовало появлению завода в Богородицком? На эти вопросы можно ответить, зная историю Алексея Алексеевича Бобринского и его племянника Алексея Павловича.
Мы уже писали про уникальный усадебный комплекс в Богородицке. Он славится не только архитектурным ансамблем, но и прекрасным пейзажным парком. Огромная роль в развитии сада и сельскохозяйственных угодий принадлежит Алексею Алексеевичу Бобринскому – владельцу имения, сыну основателя рода. Познания Алексея Алексеевича в естественных науках были велики. Химик, агроном, селекционер, механик... Он всегда был в курсе последних научных достижений. Кроме того, граф Бобринский был прекрасным экономистом: с 1840 года он состоял в совете министра финансов. Но его личное предприятие повлияло на экономику страны намного сильнее.
Соколов Петр Федорович. Портрет А.А. Бобринского. 1830-е гг.
Сахар в Российской Империи долгое время относился к числу дорогих товаров. Его импортировали из Кубы, для транспортировки использовали парусники. Сперва ценный груз поступал в Петербург, уже оттуда его везли в другие города. Сложности транспортировки превращали сахар в еду, доступную простым гражданам лишь по праздникам.
Считалось, что российский климат не предназначен к выращиванию сахаросодержащих культур в количестве, необходимым для промышленного производства сахара. Существовало лишь несколько мелких заводов по переработке сахарной свёклы, почти не приносивших дохода владельцам.
Граф Алексей Бобринский ознакомился с особенностями производства сахара из корнеплодов в Германии и Франции. Он видел, что дело стоит усилий, и в 1828 году построил сахарный завод в селе Михайловском. Сахарную свёклу стал разводить там же, в имении. Склонял к этому и своих крестьян, выкупая урожай свёклы по выгодной для них цене, в счёт оброка. Оборудование для завода Алексей Алексеевич приобрёл за рубежом, выбирая самое современное.
В первые годы Бобринский столкнулся с некоторыми сложностями. Выяснилось, что выросшие в Тульской губернии плоды не всегда успевают набрать нужную сахаристость. Однако результат всё равно оправдывал затраты.
К концу 30-х годов Алексей Бобринский перенёс оборудование в свои южные имения, находившиеся в Киевской губернии. Их он получил в качестве приданого, когда взял в жёны графиню Софью Самойлову. Вскоре Алексей Алексеевич основал ещё четыре завода. Стало ясно, что производить сахар на территории Российской Империи вполне возможно. Цена продукта снизилась почти в сто раз.
Балаклейский свеклосахарный завод.
Помимо обслуживания производства граф занимался селекцией. Он организовал станцию для выведения новых сортов свёклы, пригодных для выращивания в центральных губерниях. Также Алексей Алексеевич уделял большое внимание образованию рабочих. В скором времени вместо приглашённых иностранных специалистов на сахарных заводах Бобринского трудились отечественные технологи. Причём Алексей Бобринский не удерживал тех, кто через некоторое время желал открыть своё дело. Из 40 технологов, прошедших обучение на его заводе, 24 смогли сами основать производство. Основанные Бобринским классы вскоре переросли в училище. Затем на этой базе был создан Институт сахарной промышленности: меняя названия, он сохранился до наших дней.
Задолго до отмены крепостного права Бобринские стали использовать на своих заводах только наёмный труд. Поэт П.А. Вяземский так говорил о графе Бобринском: «Он был либералом в лучшем и возвышеннейшем значении этого слова». Несмотря на то, что большую часть дел граф вёл в южных губерниях, он много сделал для облегчения участи крестьян в Тульской губернии. В неурожайные годы (1839 – 1840) он за свой счёт накормил голодных.
Сахарный завод в Смеле.
Также следует отметить, что к сохранению промышленной тайны Алексей Алексеевич не стремился. Напротив, он был рад развитию отрасли. Все свои выводы он задокументировал и опубликовал. Заметки графа касались как производства и сельского хозяйства, так и развития экономики в целом. Наиболее значительные его труды – «Статистические материалы для истории свеклосахарной промышленности» и «О применении системы охранительной и свободной торговли в России».
Объёмы производства нарастали, поэтому транспортировка гужевым транспортом становилась невыгодна. Бобринский понимал, что будущее за железными дорогами. Развивать целую сеть по всей стране один помещик не мог, но обратить внимание на проблему решился. В рекламных целях он построил небольшую железную дорогу в саду, примыкавшем к его петербургскому дому. Это позволило продемонстрировать эффективность железнодорожного транспорта: небольшая платформа, курсировавшая по рельсам, выдерживала груз в 500 пудов.
Смела. Заводская территория свеклосахарного завода Бобринских.
Алексей Бобринский убедил в преимуществах железнодорожных путей императора Николая I, основал акционерную компанию по строительству железных дорог и сам внёс в качестве начального капитала 250 000 рублей. В честь этого события учредили специальную медаль: на её лицевой стороне был отчеканен профиль графа Бобринского.
Производство стремительно развивалось. Но 7 октября 1868 года Алексей Алексеевич внезапно умер. Смерть наступила во сне, предположительно её причиной стало кровоизлияние в мозг. А 6 февраля 1872 года в Киеве установили памятник Бобринскому – пионеру сахарной промышленности. Проект самой статуи создал И.Н. Шредер, а бронзовые барельефы на пьедестале Н.А. Лаверецкий. Впоследствии монумент был демонтирован по приказу советских чиновников. Также память графа увековечило Вольное экономическое общество, учредив в его честь медаль.
Памятник А. Бобринскому в Киеве на Бибиковском бульваре (ныне бульвар Тараса Шевченко). Открытка нач. XX в.
Дело продолжили дети и племянник Алексея Алексеевича – граф Алексей Павлович Бобринский. Сыновья также предпочитали вести дела на юге, а Алексей Павлович занимался развитием имений в Тульской губернии. Ещё до смерти дяди, в 1848 году, он построил сахарный завод в Богородицке. Для обеспечения сахарной свёклой там создали 5 хуторских хозяйств. Алексей Павлович занимал пост министра путей сообщения, но, выйдя в отставку в 1874 году, окончательно поселился в имении. При Алексее Павловиче сахарный завод в Богородицке производил около 70 000 пудов сахарного песка в год. Доход позволял вносить вклад в обустройство не только имения Богородицк, но и города Богородицка. За заслуги перед Богородицком дума присвоила графу звание почётного гражданина.
Завод графов Бобринских в Богородицке.
Баня сахарозавода Бобринских. 1930 год.
Сахарный завод в Богородицке активно работал до 1922 года. Затем производство сахара прекратили, а промышленные здания использовали для хозяйственных нужд. В 90-е годы ХХ века в административном здании ещё действовал сельский Дом культуры.
Развалины сахарного завода А.П. Бобринского в г. Богородицке, фото сер. XX в.
Сейчас здания завода остались без должной заботы. Они медленно разрушаются. Их ещё можно спасти. Важно приложить усилия, чтобы ещё один памятник истории не ушёл в небытие.
Административное здание сахарозавода. XIXв. Фото с сайта https://www.bogoroditsk.ru
Баня сахарного завода. Отдельный пост про баню здесь.
Цех сахарозавода. XIX век. Фото с сайта https://www.bogoroditsk.ru
Journal information