2.
Согласно народной этимологии, название Ляжги возникло от слова «ляжг» — так называли кожаный мешок, предназначенный для хранения зерна. Такое название поселок получил потому что земля его давала хорошие урожаи — с небольшого клочка земли собирали целый «ляжг» зерна.
3.
4.
Самой высокой и стройной из всех башен в поселении является башня Хутиевых с шиферным ступенчато-пирамидальным покрытием, завершающаяся выступающим белокаменным шпилем. Ее особенностью является наличие четырехстороннего каменного ложного свода не только на 2-м и 6-м этажах, но дополнительно и на 3-м. Это усиливало конструкцию башни и увеличивало ее обороноспособность.
5.
Этот камень (цIогал) мастер устанавливал в самый последний момент. Без установки подобного камня башня считалась недостроенной. Говоря о других башнях, они были 5-этажные, с плоской крышей и парапетом. Сейчас не так уж часто можно видеть башню с уцелевшим шпилем.
6.
7.
По легенде, 30-метровая башня Хутиевых была воздвигнута знаменитым ингушским строителем Хано Хингом. Вот как это было: «Давным-давно жил человек по имени Хано — умелый строитель боевых и жилых башен. У него был сын Хинг, который научился у своего отца мастерству строителя. При возведении очередной башни между ними возник спор: кто из них искуснее.
8.
9.
10.
11.
12.
— Хорошо, — сказал отец. — Хутиевы из аула Ляжги просят воздвигнуть им боевую башню. Все, что нужно для этого, они уже подготовили и дают плату в шестьдесят коров. Иди и строй им башню, а я здесь, в Хяни, возведу еще одну боевую башню, закончим работу и посмотрим, кто из нас искуснее.
Пошел Хинг в аул Ляжги, и решил он построить башню лучше всех, что видел до сих пор. И закипела работа. Хинг занялся приготовлением связующего известкового раствора, у него был свой особый секрет, известный только ему. Помощники тесали камни и подносили их к месту постройки. Построил Хинг боевую башню с двумя каменными сводами. Когда Хинг ставил завершающий замковый камень, его отец Хано, пришел в Ляжги, чтобы посмотреть на работу сына. Он осмотрел башню снаружи и изнутри, проверил раствор и крикнул сыну:
— Ты победил меня и нет мастера лучше тебя!».
13.
14.
15.
16.
Из интервью Алихана Харсиева Е. Петуховой MK.RU:
«Идея появилась в детстве. Я всегда хотел сначала восстановить свою родовую башню, а потом и новую построить. Когда ребенком был, меня привозили старшие в наше село Ляжги в Джейрахском районе Ингушетии на фактически руины нашей башни, от которой оставалось меньше половины. У меня дух захватывало от вайнахской башенной архитектуры, от того что я тоже имею к этому отношение. И вот в жизни появилась возможность осуществить детскую мечту. Сначала мы с братьями создали прецедент, восстановив свою родовую башню».
17.
18.
19.
Из интервью Мадине Кодзоевой, опубликованное в газете - "Сердало"
Тот факт, что прецедент, созданный Алиханом Харсиевым, получил поддержку, причем самую активную со стороны Главы региона Юнус-Бека Евкурова, дал последующему процессу мощный толчок и стимул. Самое трудное в любом деле - это начало. Начало в эпохе восстановления башенной культуры, как отмечалось выше, положено. - Столько памятников архитектуры, сколько в нашей горной части, нет во всех северокавказских республиках, вместе взятых. «Мы обязаны сохранить свое наследие», - говорит директор музея-заповедника Магомед Харсиев.
20.
21.
22.
– Вопрос сохранения башенной культуры находится во внимании руководства республики. Председатель правительства лично курирует восстановительные работы в горной Ингушетии. Более того, Муса Чилиев призвал тейпы, имеющие свои родовые башни, открыть расчетные счета и собрать средства на восстановительные работы и таким образом внести свой вклад в общее дело. - Это строительство и восстановление башен в горах – одно целое, - продолжает Магомед Харсиев.
23.
24.
С южной стороны к поселку прилегала высокая каменная заградительная стена периода позднего средневековья. Она имела широкие запирающиеся ворота. Возле них день и ночь дежурила местная стража, контролирующая отрезок пролегавшей здесь важнейшей торгово-транспортной и военной магистрали. В настоящее время от данной стены сохранились только отдельные части.
25.
26.
В селении Лежг имелось и свое святилище – храм Тушоли (такой же был возле селений Шуан и Кок). Оно было посвящено вайнахской богине Тушоли – богине плодородия и деторождения. Празднество в честь богини совершалось весной, и ко дню моления приходили жители не только ближних, но и дальних ущелий. Обрядами руководил мужчина, последним жрецом был Хазиев из селения Кошк. В святилище Тушоли молились о даровании хорошего урожая, увеличении поголовья скота, общем изобилии; бесплодные женщины выпрашивали детей. Очевидно, с культом богини Тушоли была связана и толстая каменная плита с круглым отверстием, через которое прогоняли овец, чтобы предохранить их от болезней. У вайнахов бытовала поговорка: «Камень с дыркой валяться не будет, его подберут». Таким «камнем с дыркой» являлась и плита, поставленная горцами аула Лежг.
27.
28.
Также по преданиям, в окрестностях поселка, местное население активно добывало медные руды, их которых изготовляли различные изделия. После чего товар шел на продажу даже в горные районы Грузии и Северной Осетии.
29.
30. Башенный комплекс Ляжги. Год неизвестен.
31. Могильник. Год неизвестен.
В черте поселка, на горном склоне, сохранились полуруины двух наземных коллективных склеповых усыпальниц позднего средневековья. Они имели прямоугольное основание, располагали двумя этажами и двускатно-ступенчатой (сланцевой) крышей.
32. Карта Кавказа 1840 года.
33. Военно-топографическая пятиверстная карта Кавказского края 1877 года.
34. Военно-топографическая пятиверстная карта Кавказского края 1926 года.
35. Подробная топографическая карта юга России. 1999 год.
36. Карта Google. 2017 год.
Список использованной литературы:
1. Антология ингушского фольклора. Т.1. Составитель Дахкильгов И.А., -Нальчик, -2003.
2. Волкова Н.Г. Этнонимы и племенные названия Северного Кавказа. -М., -1973.
3. Генко А.Н. Из культурного прошлого ингушей//Ингуши. Сборник статей и очерков по истории и культуре ингушского народа. Составитель А.Х. Танкиев. -Саратов, -1996.
4. Горепекин Ф.И. Краткие сведения о народе «ингуш»//История Ингушетии. Ростов-на-Дону. -2013.
5. Далгат У.Б. Героический эпос чеченцев и ингушей. -М. -1972.
6. Крупнов Е.И. Средневековая Ингушетия. -М.-1971.
7. Кобычев В.П. Поселения и жилища народов Северного Кавказа в X1X-XX вв. -М., -1982.
8. Марковин В.И. В стране вайнахов. -М., -1969.
9. Маргошвили Л.Ю. Культурно-этнические взаимоотношения между Грузией и Чечено-Ингушетией в Х1Х-начале ХХ в. -Тбилиси, -1990.
10. Мровели Леонти. Жизнь картлийских царей. -М., -1979.
11. Мужухоев М.Б. Ингуши. Страницы истории, вопросы материальной и духовной культуры. Саратов, -1995.
12. Ингуши. Отв. ред. М.С.-Г. Албогачиева, А.М. Мартазанов, Л.Т. Соловьева. -М. -2013.
13. История Ингушетии. -Ростов-на-Дону. -2013.
14. Посемейный список с.Фалхан, 1886г//Посемейные списки населённых пунктов Владикавказского округа Терской области 1886 года. Т.IV. -Магас, -2016.
15. Робакидзе А.И. Жилища и поселения горных ингушей//Кавказский этнографический сборник. Ч.II. -Тбилиси, -1968.
16. Семёнов Л.П. Археологические и этнографические разыскания в Ингушетии в 1925-1932 гг. -Грозный, -1963.
17. Сулейманов А.С. Топонимия Чечено-Ингушетии. Ч. II. -Грозный, -1978.
18. Христианович В.П. Горная Ингушия. -Ростов-на-Дону, -1928.
19. Цороева М.Следы древних цивилизаций в языках и культуре ингушей и еченцев. -Москва-Париж, 2014.
20. Цискаров И. Картина Тушетии//Газета «Кавказ». -№ 50. -20 июля 1846 г.
21. Чахкиев Д.Ю. Древности горной Ингушетии. -Назрань, 2003; Чахкиев Д.Ю. Оружие//Ингуши. -М., -2003.
22. Щеблыкин «Искусство ингушей в памятниках материальной культуры»//Известия ИНИИК. -Владикавказ, -1928.
23. Эланидзе В.А. Вопросы истории Тушетии. -Тбилиси, -1988.
24. «ГIалгIай гIарчIож». Альбом. Владикавказ, 1924. Личный архив Г.М. Ахильгова.
Journal information