В 1966 году режиссером Иосифом Хейфицом был снят фильм «В городе С». Художественное произведение стало экранизацией повести Антона Павловича Чехова «Ионыч». Возможно из-за этого, часть сцен режиссер снял в родной подмосковной усадьбе автора произведения - Мелихове. К тому же, в фильме появляется сам Чехов, и хорошо показана атмосфера, окружавшая знаменитую усадьбу во времена писателя.
В фильме можно увидеть главный дом усадьбы Мелихово, флигель «Чайка», и другие достопримечательности чеховского имения. Главный герой даже чем-то напоминает А.П. Чехова, а остальные актеры своей игрой погружают зрителя в атмосферу XIX века.
Режиссер: Иосиф Хейфиц.
Сценарий: Иосиф Хейфиц, Антон Чехов.
Оператор: Генрих Маранджян.
Композитор: Надежда Симонян.
В фильме снимались: Андрей Попов, Анатолий Папанов, Нонна Терентьева, Лидия Штыкан, Игорь Горбачев, Алексей Баталов, Александр Борисов, Григорий Шпигель, Евгений Шутов, Ольга Аросева..
Производство: СССР, 1966 год. Премьера: 1967 год.
2. Постер к фильму.
В фильме показана медленная гибель души молодого врача, который приехал в губернский город С. Город-кладбище является определенным символом. Здесь происходит вечное противопостовление материальных и духовных ценностей.
3. На скамейке возле главного дома.
4. Несколько эпизодов сняты в усадьбе Мелихово. И что удивительно, хозяином усадьбы является сам А.П. Чехов.
5. П.Е. Чехов на ступеньках веранды дома. 1890-е г. Источник: музей-усадьба Мелихово.
6. Главный дом в наше время.
7. Пока хозяин усадьбы идет к своему флигелю, его встречает много гостей и поклонников.
"- Эх! - сказал он со вздохом. - Вы вот спрашиваете, как я поживаю. Как мы поживаем тут? Да никак. Старимся, полнеем, опускаемся. День да ночь - сутки прочь, жизнь проходит тускло, без впечатлений, без мыслей... Днем нажива, а вечером клуб, общество картежников, алкоголиков, хрипунов, которых я терпеть не могу. Что хорошего?". - цитата из повести А.П. Чехова "Ионыч".
8. В этом фильме режиссер смог "оживить" мир Чехова. Возникает ощущение, что это реальная съемка из XIX века.
9. В данной сцене мы видим пруд "Аквариум".
10. Во времена Чехова в жаркое время в пруду купались. Павел Егорович Чехов в своем дневнике 31 июля 1893 года писал: «Сад привели в порядок. Бурьян скосили и дорожки посыпали, лучше этого не может быть. Купаемся в домашнем пруду. Вода чистая и светлая».
11. Павел Егорович Чехов конечно преувеличивал достоинства пруда: вода в этом маленьком непроточном водоеме редко бывает чистой. Антон Павлович дал точную характеристику этого пруда: «Прудом здесь называется маленькая ямка, на дне которой немного воды кофейного цвета…».
12. И конечно в кадры фильма попал флигель, в котором была написана "Чайка".
13. На балконе флигеля был установлен флагшток с красным флажком. О его назначении рассказала художница и приятельница чеховской семьи Александра Александровна Хотяинцева: «Раз я рисовала флигелек Антона Павловича с красным флажком на крыше, означавшим, что хозяин – дома и соседи-крестьяне могут приходить за советом». Вот и в фильме, когда А.П. Чехов шел в свой флигель, стали поднимать флажок.
14. Актриса спустилась по лестнице.
15. А лестница у флигеля "Чайка" необычная.
16. Находясь далеко от дома, Чехов тосковал по Мелихову: «Здесь, под чужим небом, за чужим столом, даже мысли появляются чужие. Скорей бы домой, во флигель».
В начале фильма мы видим милого доктора Дмитрия Старцева. Но прожив в "сером" городе, он превращается в страшного Ионыча, которым даже пугают детей. И как олицетворение выхода из этой ситуации, героя спасает доктор Чехов, который встречается нам в финале.
17. Вначале флигель предназначался для гостей. В нем месяцами жили приезжавшие родные, останавливались друзья и знакомые. Флигель так полюбился Чехову, что он постоянно работал в нем летом, а в 1897 году перебрался туда окончательно.
Фильм был в 1960-е годы представлен на Каннском фестивале, но во внеконкурсной программе.
18. Фото 1895 года. А.П. Чехов и М.П. Чехов на крыльце флигеля.
19. А.П. Чехов в своем кабинете.
20. Этот стол Чеховы увезли из Мелихова в Ялту. Но так получилось, что за ним Чехов не работал, он приобрел для своего ялтинского кабинета новый стол. Мелиховский стол стоял в биографической комнате (литературной экспозиции).
21. Возле главного дома и сейчас стоит столб с колоколом. Но для чего нужен был этот колокол?
22. Двенадцать ударов в колокол означали, что в столовой главного дома все готово к обеду. Гости заполняли уютную столовую с дешевыми обоями «под дуб», с большим резным буфетом, чайным столиком с начищенным самоваром, рассаживались за столом, споря, кто же сядет возле Антона Павловича…
23. А вот и главные герои фильма: Анатолий Папанов и Нонна Терентьева.
Journal information