Всего несколько дней осталось до незабываемой поездки «Усадебного экспресса» в усадьбу Мелихово. До 21 января у вас еще есть возможность забронировать билет на наш экспресс, который перенесет всех пассажиров в увлекательный мир истории, театра и литературы. А пока я хотел бы рассказать вам о других местах Московской области, связанных с именем выдающегося русского писателя Антона Чехова и его ближайшего окружения.
В главном доме Мелихово есть этюд "Усадьба Бабкино" кисти Левитана. Считается, что именно это имение, в котором Антон Павлович Чехов с семьей гостили в 1885-1887 годах, послужило главным источником вдохновения к созданию великим писателем произведения «Вишневый сад». Кроме того, живописные виды Бабкина способствовали развитию и болезненному угасанию еще одного романа – на этот раз вовсе не литературного. Здесь, в тени парков и лесов, сестра Антона Павловича – Мария чуть было не стала невестой Исаака Левитана. После сердечного потрясения, пережитого в Бабкино, великий художник так и не связал себя узами брака, впрочем, как и сестра Чехова, Мария. Почему же так произошло и каковой была история этого «усадебного» романа?
Комментарии к посту сделаны культурологом и общественным деятелем Константином Косенковым, с которым мы ведем популяризацию усадеб Истринского района. Итак, Бабкино, история Исаака и Мафы…
Дата фотографий: 2015 год, 12 апреля и 2014 год, 21 сентября.
Михаил Павлович Чехов в своих воспоминаниях так описывает знакомство с Киселевыми: «Верстах в двадцати от Воскресенска, в котором учительствовал мой брат Иван Павлович, находилась Павловская слобода, в которой стояла артиллерийская бригада. К этой бригаде принадлежала и та батарея с полковником Маевским во главе, которая квартировала в Воскресенске. По какому-то случаю в Павловской слободе был бригадный бал, на котором, конечно, должны были присутствовать и офицеры из Воскресенской батареи. Поехал туда с ними и мой брат Иван Павлович. Каково же было его удивление, когда по окончании бала привезшие его туда воскресенские офицеры решили заночевать в Павловской слободе, а ему с утра уже нужно было открывать свое училище в Воскресенске; к тому же была зима, и отправиться домой пешком было невозможно. На его счастье из офицерского собрания вышел один из приглашенных гостей, который уезжал в Воскресенск и которого тут же дожидалась тройка лошадей. Увидев беспомощного Ивана Павловича, человек этот предложил ему место в своих санях и благополучно доставил его в Воскресенск. Это был А. С. Киселев, живший в Бабкине, в пяти верстах от Воскресенска... Таким образом, познакомившись за дорогу с моим братом Иваном Павловичем, А. С. Киселев пригласил его к себе в репетиторы, – так зародилась связь чеховской семьи с Бабкином и его обитателями». |
2. Чехов и Левитан. Автор: С.С. Боим |
Сейчас о былом величии имения напоминают лишь частично сохранившийся парк и остатки хозяйственных построек. Однако существуют и более тонкие материи и сокровища российской культуры, позволяющие нам судить о том, как выглядела эта усадьба. Первые упоминания о Бабкино появились в письменных источниках еще в XVI веке. Усадьба прошла длительный период становления, неоднократно меняя своих хозяев. Долгое время имение сложно было назвать полноценным «дворянским гнездом»: до 1815 года усадебный дом и прилегающие к нему постройки были нарочито простыми и находились в полуразрушенном состоянии. Упоминания о большом господском доме содержатся в письменных источниках второй четверти – середины позапрошлого столетия. Существует версия и о том, что усадьба начала строиться в 60-70 годы XIX века. |
3. Памятник в ознаменование того, что в усадьбе Бабкино постоянно жили А. П. Чехов и И. И. Левитан, установлен по предложению жителя Истры академика Владимира Яцука. 15 октября 2008 года в преддверии 150-летия со дня рождения А. П. Чехова памятник, созданный скульптором Сергеем Казанцевым, заменил утраченную много лет назад скульптурную композицию, посвящённую А. П. Чехову. |
Известные страницы жизни усадьбы и ее владельцев начались после того, как Бабкино приобрело семейство Алексея Сергеевича Киселева. При них усадебный комплекс пережил второе рождение: было закончено строительство главного дома, хозяйственных построек, благоустройство парка. Просвещённые и общительные хозяева Бабкино превратили свое имение в центр притяжения творческих и известных людей. Нынешняя известность усадьбы Бабкино во многом обязана людям, гостившим в ней. |
4. "Усадьба Бабкино". Макет, выполненный Михаилом Павловичем Чеховым в 1934 году по памяти. Дом-музей А. П. Чехова в Москве. |
В период с 1885 по 1887 годы в усадьбе жили две выдающиеся личности, внесшие значительный вклад в русскую культуру, – Антон Чехов и Исаак Левитан. Писатель и художник относили свое пребывание в усадьбе Киселевых как значимые моменты в их собственной карьере. Окрестности поместья стали «героями» сюжетом многочисленных пейзажей Левитана, а атмосфера и жители Бабкино способствовали идее создания знаменитого «Вишневого сада» Чехова и других произведений. Благодаря творчеству двух гениев мы без труда можем воссоздать облик усадьбы, даже несмотря на то, что сейчас она практически полностью уничтожена. «Копилку» исторических заметок о Бабкино пополнил и родной брат Антона Чехова, Михаил. |
5. Новый памятник обозначает вход в северную часть изрядно поредевшего парка, тем не менее сохранившего общие черты планировочной структуры. |
Собрав воедино все воспоминания о внешнем виде усадьбы, в первую очередь мы подмечаем, что ее главный дом был «поразительно красив, стоит крепко и следов времени на нем незаметно». Особняк был одноэтажным, он находился на возвышении, что позволяло гостям дома любоваться живописными окрестностями прямо из собственных окон. «Душой» дома были терраса с мезонином, обращенная в сторону Истры. Место, на котором располагался дом, было окружено балюстрадой, откуда спускалась крутая лестница, ведущая к купальне. В Бабкино существовал гостевой флигель, в котором и жили Чеховы. Усадебный комплекс также составляли многочисленные хозяйственные постройки: оранжереи, погреба, родники и т. д. При Киселевых Бабкино не стремились развивать серьёзно как процветающее хозяйство, поэтому его владельцы жили по средствам и часто находились на грани разорения. |
6. Композиция из искусственного белого камня установлена теперь рядом с памятным камнем, на котором можно прочитать: «В 1885–1887 гг. в д. Бабкино жили А. П. Чехов и И. И. Левитан». |
Многочисленные воспоминания о Бабкино разных авторов объединяет одно – подчёркнутый восторг от красот местной природы. Усадьбу украшали прозрачные водные глади, бескрайние леса, рукотворный сад с газонами, цветниками и аллеями. Символично, что именно здесь, в романтической обстановке уединенного поместья состоялась история, о которой не знают даже многие опытные ценители искусства. Антон Павлович Чехов гостил в Бабкино не один – в поездках его часто сопровождали брат Михаил и сестра Мария. Однажды юная Маша Чехова, которую друзья и близкие часто ласково называли Мафой, гостила в Бабкино и встретила там молодого и красивого художника Исаака Левитана. В ту пору Левитан был молод, талантлив и обладал поистине завораживающей красотой – его регулярно осаждали толпы поклонниц «на любой вкус». |
7. |
Однако, в толпе окружавших его женщин, он стал все больше и больше очаровываться прекрасной Марией Чеховой. Они часто проводили вечера за совместным ужином и прогулками, имели возможность регулярно видеть друг друга. И, наконец, Левитан решил признаться Марии в своих чувствах. Но, по воле судьбы, это признание, а затем – и последующее предложение руки и сердца не имело счастливого финала. Мария Чехова так описывала это событие в своих воспоминаниях: «Иду я однажды по дороге из Бабкина к лесу и встречаю Левитана. Мы остановились, начали говорить о том, о сем, как вдруг Левитан бух передо мной на колени и... объяснение в любви. Помню, как я смутилась, мне стало как-то стыдно, я закрыла лицо руками. “Милая Мафа, каждая точка на твоем лице мне дорога...”, – слышу голос Левитана. Я не нашла ничего лучшего, как повернуться и убежать». |
8. Мария Павловна Чехова — сестра А. П. Чехова. |
Оба участника сцены объяснения тяжело переживали неудавшееся признание. Мария винила себя за то, что она будто бы некрасиво повела себя с художником, корила себя за то, что ранила его чувства. В настоящее время достоверных воспоминаний об этом событии, описывающем чувства Левитана, не существует. Однако тот факт, что за многие годы художник так и не женился и не сделал новой попытки создать семью, говорит о многом. В тяжелой жизненной драме Мафу поддерживал самый дорогой и близкий человек – ее брат Антон Павлович. Более того, Чехов деликатно подчёркивал, что молодые люди не пара друг другу. Долгое время Мария хотела объясниться с Левитаном, но так и не нашла в себе силы это сделать. Чуткий художник, в свою очередь, понял ее отказ и не стал настаивать на разговоре. |
9. Северная граница усадьбы, здесь до выявления усадьбы построили коттедж. |
Мария Чехова, как и ее несостоявшийся супруг, так и не создала собственную семью. Биографы Чехова и историки до сих пор задаются вопросом о том, что же помешало счастью этой красивой пары. Есть в этой истории и загадочное обстоятельство. В возрасте 87 лет в Ялте Мария Чехова делилась воспоминаниями о своей юности и обронила такую фразу: «… рассказала, что была влюблена в него, и, рассказывая, покраснела от смущения, как девочка». Таким образом, версия о том, что в молодости Маша просто не смогла принять судьбоносное решение из-за смущения, вмешательства других лиц или иных обстоятельств, имеет право на существование. Дополняют ее и поздние рассуждения Левитана. Несмотря на болезненную ситуацию с признанием, они продолжали быть друзьями и общаться. Она вспоминала: «Всю его жизнь мы продолжали быть с ним лучшими друзьями. Он много помогал мне в занятиях живописью. Правда, он мне не раз говорил потом и повторил незадолго перед своей смертью, когда я навестила его уже тяжело больным: “Если бы я когда-нибудь женился, то только бы на Вас, Мафа...”». |
Мария Чехова, 1940-е годы |
10. На территории усадьбы сохранились старица реки Истры, на самом севере вне её пределов при переходе автомобильного моста реки Истра подле небольшого островка расположено древнее городище. |
Видимо, загадка этой красивой любовной истории не хочет предстать перед потомками ее героев. Но кажется, что амур, поразивший своими стрелами бессменную хранительницу наследия Чехова и великого художника, до сих пор парит над парком в Бабкино. Даже несмотря на то, что сейчас он пуст и нелюдим. |
11. Послевоенная постройка сельскохозяйственного назначения – единственное сооружение, отдаленно напоминающее усадебные хозяйственные постройки, – вот то, что осталось от былого комплекса, частично сохранявшегося и после пожара в главном доме усадьбы 1929 года. В 2000-х годах восстановлением усадьбы и созданием там своего поместья интересовался московский предприниматель, но не нашёл поддержки у местных властей. Новые руководители поселения придают большое значение увековечению памяти писателя и могут оказать содействие восстановлению комплекса при наличии инвестиций. |
12. |
Что же стало с самой усадьбой? После Киселевых она перешла во владение купцов Колесниковых, которые существенно перестроили большую часть ее зданий и «нарастили» хозяйственную мощь усадьбы. В части усадебного дома Колесниковы открыли ремесленную школу для девочек. После революции усадьба со всеми хозяйственными постройками была национализирована. А спустя несколько лет, в 1929 году, бывший главный дом усадьбы Бабкино и некоторые другие постройки, сгорели. Существует версия о том, что пожар на территории памятника истории был совершен преднамеренно. Сегодня в усадьбе царит запустение, а взор туриста без труда сможет увидеть лишь остатки самого парка – того самого, который служил источником вдохновения для Антона Чехова и Исаака Левитана. |
13. Предыдущий памятник. |
В главном доме усадьбы Мелихово в кабинете А.П. Чехова над диваном висит картина. |
14. |
Это река Истра, которую так любил писать Левитан. |
15. И. И. Левитан. Истра. |
А если пройти в гостиную в мелиховском доме из кабинет, то над дверью вы заметите маленький этюд. |
16. |
На котором изображена усадьба Бабкино... |
17. |
18. Картина Левитана с изображением Бабкино из собрания мелиховского музея. |
Известный истринский географ, директор Московской областной общественной экологической организации "Истрица", член Союза журналистов Сергей Голубчиков с середины 1990-х годов по середину 2000-х разрабатывал (совместно с народно-экологическим православным объединением "Вишневый сад") проект регенерации парка, собрал редкие архивные материалы об усадьбы, провёл географическое и геоботаническое описание ландшафтов. |
19. Парк усадьбы Бабкино. |
К сожалению, 19 октября 2015 года Сергей Николаевич Голубчиков скоропостижно скончался от сердечного приступа в селе Кострово Истринского района, однако успел ввести в научный оборот информацию о А. А. Крубере (1878-1940), известном географе, карстоведе, антропогеографе, который родился в Воскресенске и каждое лето в детстве жил в усадьбе Бабкино. Статья С. Н. Голубчикова "Географ из Воскресенска", опубликованная в местной прессе 20 января 1994 года, получила большую известность. |
20. Парк. |
21. |
22. Флигель Чеховых. |
23. |
Рядом с усадьбой находится Бужаровское городище. |
24. |
25. |
26. |
27. Бабкино. 'Вид с висячего балкона'. С рисунка М. Я. Чехова |
28. |
29. |
Старые карты |
1774 год. |
1860 год. |
1925 год. |
1931 год. |
1942 год. |
1957 год. |
1980 |
2014 |
В виду празднования 150-летнего юбилея Чехова и благодаря стараниям Истринского районного краеведческого общества "Наследие" территория усадьбы стала выявленным объектом культурного наследия.
В соответствии с распоряжением Министерства культуры Московской области от 01.07.09 № 249-р «Памятное место, на котором располагалась усадьба "Бабкино", связанная с жизнью и творчеством писателя А.П. Чехова и художника И.И.Левитана , 2-я пол. XIX в.», расположенное по адресу: Истринский муниципальный район, Бужаровское сельское поселение, д. Бабкино, получило свои границы, однако в северной части усадебного парка ещё до выявления объекта культурного наследия был построен коттедж.
Journal information