Наибольшую популярность Елизаветинской галерее принес Михаил Лермонтов, сделав ее местом действия нескольких важных сцен в своем бессмертном романе «Герой нашего времени». Именно около «Елизаветинского источника» познакомились Грушницкий и Княжна Мери.
«Переменчивость» в названии галереи хорошо отражает ее интересную, стремительно изменяющуюся судьбу. Эта необычайно красивая конструкция, стилизованная под строение эпохи Возрождения, была возведена в середине XIX века по проекту архитектора Самуила Уптона, ранее известного нам как автора Нарзанной галереи в Кисловодске. Построенная на месте самого первого пятигорского целебного источника, сначала она выполняла функцию курортных ванн, потом – лечебницы-приюта под покровительством Ольги Федоровны, супруги сына Николая I, великого князя Михаила Николаевича. В советские годы в здании ванн стали действовать бюветы, а еще совсем недавно в исторической достопримечательности находился Музей насекомых, полюбившийся многим завсегдатаем курортов Кавминвод. Сейчас Елизаветинские ванны пустуют, музей закрыт.
В путешествии по Елизаветинской (Академической) галерее мы узнаем, какую роль в открытии самого знаменитого пятигорского источника сыграли лошади, какие персонажи «Героя нашего времени» регулярно бывали в галерее, и на какие архитектурные сооружения в России похожа Елизаветинская галерея. Присоединяйтесь к экскурсии!
Дата фотографий: 2015 год, 12 ноября.
2. |
Рассказывая об истории Елизаветинских ванн, трудно не углубиться в предысторию появления этого места, как такового. Знаменитое здание появилось в живописной балке, расположенной между гор. Задолго до того, как в Пятигорске начал развиваться курорт минеральных вод, было известно о существовании здесь уникальных источников – Горячих Вод. Сюда приезжали многие путники, желающие поправить свое здоровья. Но мало кто знало, что рядом существует еще один источник – с теплой кисловатой водой. О нем долгое время ходили многочисленные слухи и местные легенды: например, о том, что уставшие после долгой дороги лошади, попив воды из источника, быстро делаются бодрыми и становятся более здоровыми. |
1955 г. Найдите на этой фотографии Елизаветинскую галерею. |
Узнав об этом феномене, знаменитый доктор Федор Петрович Гааз, начал изучать местные воды. Спустя некоторое время он пришел к выводу о том, что у данной воды действительно существуют уникальные целебные свойства, аналоги которых очень сложно где-либо встретить. Доктор обнародовал эти сведения и начал рекомендовать своим знакомым и пациентам пить воду из этого источника. С этого началась небывалая популярность пятигорского источника с кислыми водами. |
3. |
Федор Петрович сам дал имя своему открытию – в 1810 году он назвал его Елизаветинским источником, в честь супруги Александра I Елизаветы Алексеевны, в девичестве – принцессы Баденской. В связи с тем, что поток туристов, желающих ощутить на себе чудодейственные свойства источника увеличивался, его углубили и превратили в незамысловатый колодец. Черпали оттуда воду кружками, никаких удобств для туристов рядом не было. Однако, в 1814 году, на средства мецената Кирилла Федорова из Астрахани, источник был существенно благоустроен. Здесь появился домик с ваннами, помещениями для переодевания и сенями. Мужских и женских раздевалок на источнике первое время не было. Но в городе было заведено так: в первой половине дня там купались мужчины, во второй – женщины. |
1902 год. |
Вторая волна существенных преобразований коснулась источник в 1823 году. Простой колодец был увеличен, рядом с ним появились каменные вазы для недопитой воды. А сама территория около источника начала превращаться в курортное место – здесь появились клумбы, цветники и Еманульевский сад, ставший невероятно популярным среди отдыхающих. Чтобы новое курортное место продолжало развиваться, возникла необходимость оборудовать помещение, где туристы могли бы спрятаться от жары и дождя, отдохнуть и насладиться местными видами. И вот, в Пятигорске одна за другой, появились две небольшие деревянные галереи со скамейками. Но как бы не усовершенствовали эти сооружения, было ясно: для увеличивающегося потока отдыхающих в Пятигорске необходимо возвести более красивое, масштабное и функциональное строение. |
4. |
Это решение начали воплощать в жизнь в 1848-1850 годах. По инициативе Михаила Семеновича Воронцова в Пятигорске начали строить регулярную каменную галерею. Главным архитектором этого проекта стал Самуил Уолтон, который в те времена слыл мастером курортных строений, и, в особенности – галерей. Грандиозное строительство не обошлось без слухов. Говорили, что Воронцов так активно поддерживает инициативу строительства двух новых галерей – Елизаветинской и Михайловской, чтобы увековечить в их названиях свое имя и имя своей супруги Елизаветы. Но эта версия больше похожа на сплетню. Михаил Воронцов за свою жизнь успел совершить много дел, способствующих реальному развитию курортов Кавминвод, и, отдавая распоряжение о строительстве новой галереи, он, в первую очередь, руководствовался соображениями общественной пользы. |
5. |
6. |
7. |
8. |
Уолтону удалось возвести невероятно легкое и изящное произведение архитектуры в стиле классицизма с элементами итальянского ренессанса. Оно представляло собой прогулочную галерею, примыкающую к основному зданию, расположенному над источником. Две эти части соединялись между собой изящной аркадой. Внутренние помещения галереи были строго поделены на функциональные зоны. В правом ее крыле находились ванны, получившие название Товиевские. А в левой ее части находился просторный зал для отдыха туристов и ожидания процедур. |
9. |
10. |
Открытая часть галереи стала центром общественным и культурным центром Пятигорска. Здесь можно было встретить и тех, кто хотел поправить свое здоровье, и тех, кто приходил сюда пообщаться и полюбоваться видами, открывающимися отсюда особенно эффектно. Роль Елизаветинской галереи в жизни курорта хорошо отражена Великим писателем Михаилом Лермонтовом в «Княжне Мери». Именно у здания Елизаветинской галереи, которую Лермонтов в своем произведении называет Елизаветинским источником, и произошли несколько ключевых событий повести. Здесь Печорин впервые встречается с Грушницким в Пятигорске. И здесь же состоялось первое знакомство Грушницкого с княжной Мери, переросшее впоследствии в трагическую любовную историю. |
11. |
12. |
В конце позапрошлого века здание было существенно перестроено и расширено множеством пристроек. Но вскоре галерея стала функционировать не только как место для лечения водами. Вскоре здесь открыли благотворительный лазарет-приют для малоимущих больных. Покровительствовала ему сама великая княгиня Ольга Федоровна, которая являлась кузиной Елизаветы Алексеевны Романовой – той, в честь кого галерея и получила свое название. Приют просуществовал недолго. Через несколько лет в Елизаветинской галерее разместился хирургический корпус больницы, а еще через несколько лет – преуспевающий завод по производству льда, известнейший на Кавминводах. |
13. |
14. |
После революции здание галереи продолжали использовать в разных целях. Но сперва оно было переименовано в Академическую галерею – в честь очередного юбилея Академии Наук, сыгравшей большую роль в изучении свойств вод и развития лечения водами в России. По этому же поводу в здании открылся Курортный музей, экспозиция которого была посвящена развитию курортной жизни в Каминводах. В тридцатые годы прошлого века внешний вид галереи существенно изменился. Здесь по проекту архитектора Павла Павловича Еськова была возведена огромная лестница, примыкающая к зданию галереи. Архитектору удалось грамотно дополнить идею Уолтона и придать ему вид завершенности. Сегодня галерею уже с трудом можно представить без этой лестницы. |
15. |
16. |
17. Вид на беседку "Эолова арфа". |
1900-1910 гг. |
18. |
В 1962 году советскими властями было принято решение об открытии в галерее питьевого бювета. Он просуществовал там продолжительное время. Но после распада СССР Елизаветинскую-Академическую галерею ждала очередная перемена участи. В 1995 году в ее здании разместился музей насекомых. В нем находилась большая коллекция местных и экзотических бабочек, а также живые экспонаты – змеи, совы, хамелеоны. С некоторыми из «обитателей» галереи все желающие могли поиграть и сфотографироваться. Многие туристы с удовольствием посещали музей. |
19. Музей насекомых. |
20. |
Однако, здание галереи ждал очередной виток истории, унесший с собой музей. В настоящее время галерея пустует. К ней еще приходят «по старой памяти» частые гости Пятигорска и любители старины. Но центром курортной жизни, как много лет назад, она, увы, сейчас не является. |
21. |
22. |
23. |
24. Поднимаемся наверх. |
25. На скале, севернее Академической галереи на самом краю обрыва, подобно бельведеру высокой башни-маяка, продуваемой всеми ветрами, одиноко белеет известная всем пятигорчанам беседка Эола. |
26. От беседки открывается отличный вид на галерею. |
1900-1910 гг. |
27. |
28. Беседка построена в 1830-1831 гг. |
1933-1934 гг. |
29. История "Эоловой арфы". |
30. |
31. Вид на Пятигорск. |
32. В следующем "кавказском посте" мы прогуляемся в Пушкинские верхние ванны и обязательно зайдем внутрь. |
1900-1910 гг. Вид от Пушкинских ванн на галерею и беседку. |
Старые фотографии |
Начало XX века. |
1900-1910 гг. |
1900-1910 гг. |
1977 г. |
1998 г. |
Старые карты |
1840 год. |
1858 год. |
1871 год. |
1882 год. |
1903 год. |
1918 год. |
1936 год. |
1943 год. |
1958 год. |
2004 год. |
2005 год. |
2009 год |
2015 год |
Ссылки
1. Путеводитель "Кавказские Минеральные Воды" из серии "Сто путей, сто дорог", 1987 г. |
Journal information