Самая известная тверская усадьба находится по дороге Москва - Петербург, рядом с Торжком.
Дворцово-парковый ансамбль был создан архитектором Н.А.Львовым в Знаменском-Райке в конце XVIII века, когда усадьба принадлежала видному вельможе екатерининского времени, сенатору, генерал-аншефу Ф.И.Глебову-Стрешневу. По преданию, усадьбу посетила Екатерина II, в столовой имелось почетное место, над которым висел ее портрет. В настоящее время ведется работа над проектом «Усадьба «Знаменское-Раек» с целью превращения этого усадебного комплекса в отель высочайшего класса...
Дата фотографий: 2014 год, 14 июня.
План, опубликованный в книге М . В. Будылиной, О. И. Брайцевой, А. М. Харламовой (Архитектор Н.А. Львов», М, 1961. с- 74) |
2. Когда вы съезжаете с трассы, то при подъезде к Райку усадьба будет находиться по правую сторону, деревня Раек - слева. |
Погост Рай - так именовалось место, где находилась Знаменская церковь. С названием Раёк также связана легенда, о том, что императрица Екатерина II посетила имение Глебовых и, восхитившись, воскликнула: "Вот это рай!". Такой же романтическое название "Райки" с повторяющейся легендой есть у усадьбы Райки. У Даля, рай - это отдаленный гул, раскаты, зык, голк, отгул, отголосок, отдача, раскат звука, отзыв, вторье, эхо; а райское место - это место, где раздается голос и вторит. Таким образом, погост Рай, вероятно, располагался в большом обширном лесу, в "гулком" месте [2]. |
3. Усадьба находилась в двух верстах от государевой дороги, Петровского тракта, подъездная дорога подводила к триумфальной арке. |
СХЕМА УСАДЬБЫ ЗНАМЕНСКОЕ-РАЁК |
4. Знаменская церковь построена в стиле барокко на средства Ивана Федоровича Глебова в 1764-1772 году рядом с деревянным. |
5. В храме находилась главная семейная икона Глебовых - образ Пресвятой Богородицы. |
6. Этот образ Пресвятой Богородицы явился Ивану Никитичу Глебову, когда он был ранен из мушкета навылет в живот и спину в бою 19 ноября 1701 г. в битве русских со шведами. |
7. Погреб (или грот) из валунов. |
8. Обвалившаяся беседка-ротонда с погребом, дом управляющего, парк с прудами являются выявленными памятниками. |
Первые документальные свидетельства об усадьбе «Знаменское-Раек» относятся к 1746 году, когда рядом со старой церковью Знамения в погосте Рай началось строительство каменного храма на средства Ивана Федоровича Глебова. Сам Глебов принадлежал к известному дворянскому роду, предки которого прибыли на службу к князю Дмитрию Донскому (1350-1389гг.) из Швеции. Иван Федорович имел чин генерал-аншефа, был сенатором, кавалером различных орденов, генерал-губернатором Киева. После его смерти полновластным хозяином усадьбы стал один из его четырех сыновей - Федор Иванович Глебов (1734-1799гг.), который также был генерал-аншефом и сенатором. Первым браком Ф.И.Глебов был женат на княжне Александре Ивановне Дашковой. А в 1722 году его второй женой стала Елизавета Петровна Стрешнева (1751-1837гг.), последняя представительница знатного боярского рода, к которому принадлежала великая государыня, благоверная царица Евдокия Лукьяновна, супруга царя Михаила Романова. Подготовка к строительству новой усадьбы началась в 1781 году, а 30 июля 1787 года на высоком холме рядом со Знаменской церковью состоялась закладка новых каменных палат. Строительство завершилось в 1799 году. Размах усадьбы был рассчитан на прием императорских особ, с которыми семья Глебовых была в родстве и близких отношениях. 24 портрета русский царей и цариц в изящных лепных медальонах, украшали парадную столовую и подчеркивали принадлежность хозяев усадьбы «Знаменское-Раек» к царствующей династии. Позднее наследницей усадьбы становится племянница Петра Федоровича Глебова-Стрешнева (1772-1807гг.), старшего сына Федора Ивановича и Елизаветы Петровны, - княгиня Варвара Федоровна Гедройц, в девичестве Бреверн. В 1888 году усадьба была продана Александре Сергеевне Дубасовой, жене известного русского адмирала Федора Васильевича Дубасова, некоторое время бывшего генерал-губернатором Москвы. После Октябрьской революции 1917 года усадьба «Знаменском-Раек» использовалась как дом отдыха трудящихся, а во время второй мировой войны - как военный госпиталь. В 90-е годы прошедшего века на территории комплекса располагался профилакторий одного из Тверских заводов. |
9. Главный дом усадьбы построен в последней четверти XVIII века по проекту архитектора Н.А. Львова. |
До сих пор отсутствуют прямые документальные доказательства на то, что автором усадьбы Раек был архитектор Львов. Доказательство его причастности к строительству усадьбы обосновываются на основе сравнительного анализа построек с постройками в других "львовских" усадьбах, а также рядом косвенных доказательств. На эту тему советую почитать монографию 1961 года "Архитектор Н.А. Львов". |
10. По желанию владельца, Ф.И.Глебова-Стрешнева, дом был выполнен в дворцовом стиле, но без излишнего декора. |
11. Сам Н.А.Львов писал: "Украшение только то у места, которое вид надобности имеет: кружки, крючки и падинки на пропорциональном строении не более оное украшают, как парчовые заплаты на стройном гладком кафтане". |
12. Усадьба была построена на новом месте на высоком холме, на фотографии спуск от главного дома к реке Логовежь. |
13. Выход из дома в парк проходил через террасу с колоннами по широким боковым лестницам. |
14. От ворот до флигелей колонны одинарные, а флигели соединяются с домом двойной колоннадой-галереей с балюстрадой. |
15. Восстановленный флигель, здесь сейчас отель. |
16. Разрушенный флигель. |
17. Из комнат верхнего этажа был выход на галереи. |
18. Триумфальные ворота. |
19. Восстановленный флигель. |
20. Колоннада украшает дом как ожерелье. |
21. Парадная лестница дома поднимала гостей на уровень второго этажа. |
22. За разрушенной оранжереей находился плодовый сад. |
23. В центре парадного двора был установлен фонтан, а по периметру пушки для праздничных салютов. |
24. Колонны портика дома и колоннады двора, имея разную высоту, одинаковы по диаметру, что создает впечатление легкости портика и массивности колоннады. |
25. Вид от главного дома. |
26. Балкон третьего этажа. |
27. |
28. В 1920-е годы в Райке побывал искусствовед А.Н. Греч. |
29. "Белая сказка колонн". |
30. |
31. Павильон-колодец у въездных ворот, похожий на древнерусского воина, со стрельчатыми проемами окон. |
32. Каменные вазы аттика украшают ворота. |
33. Чугунная решетка ворот с орнаментом. |
34. |
35. |
36. Розарий. |
37. Палатный пруд с островом. |
38. Сосна, по преданию, посаженная на острове Ф.И. Глебовым. |
39. Обводной канал. |
40. Остатки моста через пруды. |
41. Между каскадными прудами через безымянный ручей были переброшены каменные мостики. |
42. Логовежь. |
43. Здесь на реке Логовежь был устроен остров, к нему вел мост. |
44. |
45. Лилии в реке Логовежь. |
46. Каменный мост через реку Логовежь (1797 года) не сохранился. |
47. Главная аллея парка. |
48. Парковый фасад. |
49. В парке было много различных павильонов, они не сохранились. |
50. По церковной аллее, перейдя пруды, образованные на реке Десенке, можно прийти к месту старой усадьбы Глебовых. |
51. Здесь находилась старая усадьба Глебовых (деревянный барский дом с флигелем, хозяйственные постройки и конный завод), а за одиноким деревом проходит старая подъездная дорога со стороны Московского шоссе. |
52. Ни один день в Знаменском не обходится без свадьбы... |
Старые фотографии |
Парадный зал дома в Райке. С акварели неизвестного художника |
Надгробный памятник И.Ф. Глебова. Гравюра с рисунка В. Павлова |
Трехчастный (трёхконховый) павильон Н.А. Львова. Был построен в парке Райка. |
Начало XX века. |
1915-1916 г. Развалины каменного моста через Логовежь в Райке. Группа молодёжи из Марьина (учителя, студенты, приехавшие летом на родину). Крайняя справа в белой панаме - Клавдия Арсеньевна Турикова (в замужестве Андреева). |
1920-е годы. Павильон "Полуденный домик". |
1920-е г. Павильон "Троеграновый домик". |
1920-е годы. Беседка-ротонда с погребом. |
1920-1930-е гг. Северный въезд в усадьбу. Парк. Слева видна река Логовежь
и арки разрушенного каменного моста, к нему ведет дорога
по насыпи, которая извилиной уходит вверх, к церкви. Виден также "трехчастный" павильон. |
1920-1930-е гг. Трехчастный павильон в усадьбе Раек. |
1925-1929 годы. Спальня в бывшей парадной столовой главного господского дома. |
1925-1929 годы. Собрание на парадной лестнице господского дома. |
1925-1929 годы. Собрание на парадной лестнице господского дома. |
1925-1929 годы. Собрание на парадной лестнице господского дома. |
1925-1929 годы. Парк. Беседка-ротонда. |
1925-1929 годы. Народное гулянье на территории усадьбы. |
1925-1929 годы. Бывший господский дом. Восточный фасад. |
1925-1929 годы. Парадный двор внутри колоннады перед западным фасадом главного дома.
|
1948 г. Погреб-ротонда в усадьбе Раёк. Фото Л. В. Андреев. |
1948 г. Молодёжь на каменном мостике через ручей в Райке. Справа - Л. В. Андреев. |
до 1980 г. |
до 1980 г. |
Поперечный разрез через главный корпус. 1/50. Выполнен впервые на основе обмеров. Диплом 1981 г. МАРХИ "Реставрация усадьбы Раёк". Студентка Н.Н. Худасова (Гончарова). Руководитель Л.В. Андреев, профессор С.С. Подъяпольский, консультант - кандидат архитектуры А.М. Харламова. |
В лицах |
Портрет Н.А. Львова работы Д. Г. Левицкого,1780-е, холст, масло. |
Старые карты |
1780-1790 год. |
1792 год. |
1821 год. |
1850 год. |
1873 год. |
1890 год. |
Археологическая карта. Красные полукружочки - это курганы. |
Атлас СССР. |
2007 год |
Еще один план с небольшой визуализацией. |
Ссылки
Спасибо, есть что добавить?
Journal information