С балкона дома открывался прекрасный вид на Яузу. В 1750-е годы участок принадлежал статскому советнику, полковнику Василию Борисовичу Толстому (1706-1790). В. Б. Толстой происходил от старшей не графской линии - он внук Ивана Андреевича Толстого, а графское достоинство от Петра I получил его младший брат Петр Андреевич от которого произошли его правнуки, в т.ч. Лев Николаевич Толстой. В этом доме, в саду росла мама знаменитого поэта Федора Ивановича Тютчева. Дом хранит столетнюю историю известных сахарозаводчиков Борисовских, которые приобрели усадьбу в 1808 году. Один из потомков Борисовских - Вадим Васильевич Борисовский, в советское время стал основположником советской школы исполнительства на альте. В 1970-х годах особняк отреставрировали, а несколько лет назад его отдали Дому Культуры "Гайдаровец", они наполнили его деталями, которые придали ему опять купеческий вид...
Дата фотографий: 2014 год, 17 мая.
Подробную историю особняка вы можете почитать у Ирины il_ducess здесь, а мы ограничимся главными фактами... Планировка усадьбы была характерна для эпохи раннего московского классицизма. В центре двора стоял главный жилой дом - небольшой деревянный особняк, а по бокам его находились два деревянных хозяйственных строения. Перед домом был большой двор, а позади его разбит сад большой с кузницей, оранжереей летней и зимней отапливаемой. В августе 1773 г. в усадьбе В.Б. Толстого произошел крупный пожар, который уничтожил не только постройки двора, но также задел соседние владения. 4 сентября 1773 г. В.Б. Толстой подает прошение в Московскую Полицмейстерскую канцелярию о новом строительстве. На территории предполагается построить: жилые каменные палаты в два этажа, жилые деревянные покои для прислуги, кухню с приспешною избой и сенями, баню с предбанником, погреб с напогребницею и амбар. |
2. В 1871 году Мария Ивановна Борисовская с супругом Никанором Ивановичем капитально перестроили особняк. Заново в модном стиле переделали парадную лестницу. Есть мнение, что дом венчал купол-бельведер, который освещал лестницу. |
3. Стены отделали под мрамор итальянской штукатуркой. |
4. Лестница в середине здания не имеет окон для освещения. |
5. Над лестницей был сделан световой фонарь в виде шатра под четырехскатною кровлею, который освещал помещение лестницы через стеклянный потолок и чердак и в то же время являлся своеобразным завершением дома. |
6. |
7. Все комнаты анфилады второго этажа были заново отделаны. Сделана потрясающей красоты лепка на потолках. |
8. В 1906 году Борисовским пришлось расстаться с особняком. Они продали дом Московско-Курской железной дороге. |
9. |
10. Одним из потомков Борисовских был Вади́м Васи́льевич Бори́совский (1900—1972) — русский советский исполнитель на альте и виоле д'амур, педагог. Народный артист РСФСР (1965). Лауреат Сталинской премии первой степени (1946). |
11. Вадим Васильевич Борисовский считается одним из основоположников (наряду с ленинградцем Юрием Крамаровым) советской школы исполнительства на альте. Музыкант играл на альте Гаспаро да Сало, отличавшемся бо́льшими размерами, чем стандартные инструменты того времени, и достиг в исполнении на нём большого мастерства. |
12. После революции дом разделили на квартиры и отдали служащим железной дороги. |
13. В одной из комнат раскрыли роспись XVIII века. |
14. Центральная комната на втором этаже с выходом на балкон. |
15. Центр дома был отмечен полукруглыми окнами и ажурным балконом на мощных белокаменных кронштейнах. Он сохранился до сих пор и считается уникальным. |
16. С балкона открывался ("раньше открывался") потрясающий вид на Лефортово, Разгуляй и дальше на Сокольники. |
17. Этот прекрасный вид дал повод придумать легенду, что Наполеон стоял и на этом балконе, смотря на горящую Москву. Надо бы составить карту тех мест, где есть упоминания про Наполеона в горящей Москве) |
18. А совсем недавно, года 4 назад, особняк отдали Дому Культуры "Гайдаровец" и они наполнили его деталями, которые придали ему опять купеческий вид. |
Каменный двухэтажный особняк в плане имел прямоугольную форму и был ориентирован главным фасадом на проезд возле Земляного города. По красной линии улицы симметрично друг относительно друга были построены жилая изба для прислуги и погреб. Позади дома также симметрично стояли кухня и баня, далее до Сусального переулка простирался большой сад с построенными ранее и несгоревшими в пожаре деревянными садовыми постройками. |
19. 1970 году всех жителей переселили в соседние дома и провели реставрацию. |
20. |
Спасибо, есть что добавить?
Journal information