Пришли не очень хорошие новости про домодедовскую усадьбу Дугино. Про Дугино я писал три года назад. По словам Грабаря, в Дугино "перебывали все московские художники".
Из усадьбы можно было бы сделать второе Абрамцево. По свидетельству В.В. Переплетчикова, в Дугине подолгу жили и работали художники И.И. Левитан, А.С. Степанов, М.Х. Аладжалов, И. Э. Грабарь, С.В. Малютин, А.М. Корин, В.М. Эберман. "В Дугине привлекали художников красота местности, радушие и гостеприимство его владельцев и в особенности симпатичная личность Николая Васильевича, его благожелательное отношение к художникам, его мягкость, доброта, ум, чуткость в оценке чужих картин, его любовь к искусству." Здесь бывали В.А. Серов, И.С. Остроухов, С.П. Дягилев, известные коллекционеры В.О. Гиршман, И.И. Трояновский и другие. В марте 1900 г. гостил И.И. Левитан, написавший в Дугине один из своих последних этюдов.
Дугино возродилось в начале 1870-х гг. благодаря московскому купцу 1-й гильдии Василию Ефремовичу Мещерину, владельцу Даниловской мануфактуры, комиссару городской казны. Достроить дом В.Е. Мещерину не удалось - в 1880 г. он скоропостижно скончался в возрасте 47 лет. Усадьба в дальнейшем благоустраивалась под руководством его вдовы Марии Яковлевны Мещериной и из старшего сына Николая, которому в то время было 16 лет. Усадьба представляла собой двухэтажный дом, окруженный парком, который по пологому берегу спускался к реке. В состав имения входили разного рода хозяйственные постройки: конюшня, рига, амбар, сараи, теплица и прочее. Дугино служило своим хозяевам не столько доходным имением, сколько удобным и приятным загородным домом для отдыха и приема гостей... |
2. Гости усадьбы Дугино. 1910-е. |
В советское время гостеприимный дом в Дугине с годами подвергся перестройке. Примыкавшие к нему конюшни и мастерская художника переделаны под жилье, и появился третий этаж. Сохранилась большая столовая, где в урочное время собирались все обитатели дома. Сохранились недостроенная кирпичная ограда и так называемый "кружок" обсаженная деревьями полукруглая площадка за пределами сада, на краю которой прежде стояли деревянный скамьи и откуда открывался чудесный вид на простиравшиеся кругом поля и заречные дали. |
3. Аллея в парке усадьбы Дугино. Справа за Пахрой усадьба Котляково, которую так любил рисовать Грабарь. 1900-е. |
4. Гости усадьбы Дугино. 1910-е. |
5. И.Э. Грабарь, М.В. и Н.В. Мещерины. Дугино. 1900-е. |
6. Усадьба Дугино. В мастерской художника Н.В. Мещерина. |
7. И.Э. Грабарь и В.М. Мещерина. Дугино. 13 апреля 1913 г. И́горь Эммануи́лович Граба́рь (25 марта 1871, Будапешт, Австро-Венгрия — 16 мая 1960, Москва, СССР) — русский советский художник-живописец, реставратор, искусствовед, просветитель, музейный деятель, педагог. Народный художник СССР (1956). Лауреат Сталинской премии первой степени (1941). Жена: Валентина Михайловна Мещерина (1892—1959) |
8. Мастерская в имении Дугино, где работали известные художники. 1900-е. |
9. Н.В. Мещерин (слева) на крыльце дома. Усадьба Дугино. 1900-е. |
10. А.М. Корин. Диван в имении художника Н.В. Мещерина. 1890-е. Бумага, масло. Частное собрание. Москва. |
11. Дугино. Игра в крокет. 1910-е. |
12. Дугино. Березовый парк. Фото Н.В. Мещерина. 15 сентября 1886г. |
Ссылки
"Прогулки в окрестностях Горок". Москва. 2006 |
http://deadokey.livejournal.com/9872.html |
Спасибо, есть что добавить?
Journal information