Бывший доходный дом Бахрушиных построен в 1900-1901 гг. в стиле модерн архитектором К. К. Гиппиусом. Нижние этажи были заняты магазином братьев Пате (продажа патефонов, фонографов) и знаменитой фотостудией «Отто Ренар». В первые годы советской власти в здании размещалась Центропечать. В 1921 г. В. И. Ленин произнес здесь для граммофонной записи несколько речей. В 1970-е гг. первый этаж занимал магазин ювелирных изделий «Берёзка». Карл Гиппиус известен как семейный архитектор московских купцов Бахрушиных, строитель чайного магазина Перловых на Мясницкой, а в советское время — главный архитектор Московского зоопарка.
2. Тверска́я у́лица (с 1932 по 1990 — часть улицы Горького) — центральная улица Москвы. |
3. По некоторым сведениям, дорога на Тверь существовала здесь уже в XII веке. С конца XV века эта дорога также связывала Москву и Новгород. В XVIII—XIX веках Тверская улица была главной улицей города. Здесь строились лучшие в Москве дома, гостиницы, магазины. |
4. Фасад здания имеет причудливый декор. Самым запоминающимся его элементом являются балконные металлические ограждения, ажурность которых выполнена в виде тонких стеблей с венчающими их цветками. Два боковых эркера поддерживаются небольшими колоннами с оригинальными капителями, выполненными в виде женских голов с развевающимися, будто от дуновения ветра, волосами (лорелеи). |
5. Фасадную часть на уровне четвертого этажа полностью занимает вытянутый балкон, в кронштейнах которого можно заметить все те же лорелеи. Этот же декоративный элемент поддерживает козырек в центральной части строения. |
6. В 1970-е гг. первый этаж здания занимал магазин ювелирных изделий «Берёзка». Такие магазины появились в СССР в 1962 году, это были первые крупные магазины продовольствия и ширпотреба, где, в буквальном смысле, было все. Но… за специальные чеки, приравненные к доллару США. Это была сеть магазинов «Березка» – вначале в системе Росювелирторга, затем Внешпосылторга СССР. |
7. С самого начала карьеры вошёл в круг подрядчиков московских династий купцов Бахрушиных и Перловых. Первая и наиболее известная работа Гиппиуса — проект «китайских» фасада и отделки чайного магазина В. Н. и С. В. Перловых (Мясницкая улица, 19) выполнена еще под руководством Клейна в 1895—1896. |
8. Гиппиус — мастер традиционных для бельгийского модерна растительных орнаментов; вероятно, в творчестве ему помогал опыт натуралиста-любителя. Он был одним из самых известных аквариумистов-любителей Москвы. |
9. Гиппиус поддерживал Московский зоопарк, а в 1910 устроил в собственном доме большой публичный аквариум, дополнявший экспозицию зоопарка. |
10. Гиппиус также был известен как мастер-фотограф, с 1910 года — председатель Московского фотографического общества. |
11. |
12. В этом доме также жил знаменитый артист Александр Вертинский. |
13. Владельцем дома был Бахрушин, Алексей Александрович (31 января 1865—7 июня 1929) — русский купец, меценат, собиратель театральной старины, создатель частного литературно-театрального музея. Двоюродный брат коллекционера Алексея Петровича Бахрушина. |
14. Отто Ренар открыл заведение в 1881 году. За фотографические работы на выставке 1882 года в Москве был награжден бронзовой медалью. В начале 1890–х при фотографии и фототипии Ренар, совместно с Николаем Сергеевичем Никольским,открыл заведение и магазин для производства и продажи фотоцинкографических клише. В 1900 году Ренар все свои заведения, находящиеся на Тверской улице в доме Лямина, продал Н.С.Никольскому, с условием сохранения названия фирмы «Отто Ренар» или «Ренар О.». |
15. В первые годы советской власти в здании находилась "Центропечать", созданное декретом ВЦИК 26 ноября 1918. Центропечать в период Гражданской войны 1918—20 бесплатно снабжала печатными изданиями фронты, организовывала агитпункты, агитационные выставки, агитпоезда и пр., выпускала граммофонные записи речей, в числе которых были речи В. И. Ленина, расходившиеся в сотнях тысяч экземпляров. В 1922 Цетропечать реорганизована в "Товарищество на паях контрагентства печати". В 1930 его функции перешли к всесоюзному агентству по распространению печати "Союзпечать". |
На карте московского модерна |
Спасибо, есть что добавить?
Journal information