Эти строки принадлежат художнику Станиславу Юлиановичу Жуковскому. В них - огромная боль за состояние нашего усадебного наследия сквозь мировосприятие творца. Они были написаны на краю бездны, в 1917 году. Уже через год, со словами "Я умираю с глубокой верой в в Россию. Она возродится", ушёл из жизни собеседник Станислава Юлиановича - граф Сергей Дмитриевич Шереметев, а сотням усадеб по всей стране будет подписан смертный приговор. Но память об их красоте и быте, царившем в старинных стенах, навсегда сохранились на полотнах Жуковского.
Я всегда говорил и буду говорить, что Станислав Жуковский больше, чем просто художник. Он - градозащитник, хранитель старины, общественный деятель и один из первых в нашей стране усадьбоведов. Можно долго пытаться фантазировать о том, как выглядел реальный быт обитателей "дворянских гнезд", а можно посмотреть на картины Жуковского и буквально стать его частью.
В этой связи, всякое мероприятие, направленное на популяризацию наследия Жуковского - это значимый вклад в сохранение усадеб и в наши дни. Недавно в Твери случилось знаковое событие. В Императорском дворце, ко 150-летию со дня рождения Станислава Юлиановича, открылась выставка его картин из частных коллекций. Она будет проходить до 7 сентября 2025 года и я настоятельно рекомендую посетить её всем ценителям эстетики ушедших эпох!
Экспозиция разместилась в восстановленном здании дворцовой оранжереи. Это особенно символично, учитывая любовь Жуковского к садам, цветам и мелким флористическим деталям, украшавшим внутренние помещения усадеб. Среди работ, представленных на выставке, есть и пейзажи с изображением природы, и сюжеты на тему деревенского быта, и городские зарисовки, и, конечно - "усадебная" часть творчества Жуковского. Хочу подробнее остановиться на пяти полотнах.

Центральное место в выставочном пространстве занимает картина под названием "Цветник", написанная в 1907 году. Она же заявлена на афише выставки, что весьма знаково для Тверской земли. На ней изображена ныне забытая усадьба Бережок, расположенная в Удомельском районе. Удомля и ее окрестности неспроста называются "озерным краем".
02.

Водная часть является важной составляющей её ландшафта, в том числе - и усадебного. Имение "Бережок" и его "Белый Дом" живописно расположены на берегу озера Песьево. Жуковский подолгу гостил в имении Беллярминовых и написал там несколько картин. "Цветник" часто можно встретить в каталогах его работ, но вживую лично я увидел это полотно впервые. И на нем особенно ярко проявляется характерная особенность творчества художника - эффект присутствия и невероятная детализация пейзажа. Вы тоже ощутили дуновение прохладного ветра и свежий запах воды?
03.

Сам цветник представляет собой миксбордер во вкусе позапрошлого столетия: в центральной части композиции находятся высокие белые цветы, по кругу их окружает круговая обсадка и бордюр из более низких растений. Мне всегда казалось, что в центре усадебного цветника растут флоксы - цветы написаны крупными мазками, в связи с тем, наверное, и возникает такое впечатление. И лишь на выставке у меня получилось разглядеть детали и понять, что Жуковский на самом деле изобразил лилии. Присмотритесь к правому углу цветника: на фоне воды отчётливо видны силуэты лилий. Кстати: усадьба Бережок все ещё имеет потенциал к восстановлению и все так же, как во времена художника, представляет собой живописнейшее место.
Вторая знаковая картина является итогом общения Жуковского с графом Шереметевым - о нем мы с вами вспоминали в эпиграфе к этому посту.
04.

На ней изображены парадные залы усадьбы Кусково. Детали картины прописаны так, что они, с одной стороны, являются немного расплывчатыми, но на расстоянии - оформляются в чёткие объёмы и силуэты. Анфилада главного дома также любопытно "играет" в зависимости от угла обзора. Она "затягивает" зрителя вглубь и впечатляет своими масштабами.
Героиней еще одной из представленных картин является усадьба Усачевых-Найденовых, которая находится на территории современной Москвы. Видеть её такой - камерной, "загородной", стоящей не в окружении современных декораций мегаполиса, очень непривычно, и поэтому - особенно ценно.
05.

06.

Четвёртое полотно, которое запало мне в душу, носит название "Ночь в старинной усадьбе" 1910 года. На нем мы видим известное многим имение Милюковых, которое часто становилась героем его творчества. Правда, гораздо чаще мы любовались домом с внешней стороны. "Ночь в старинной усадьбе" приглашает нас погреться в уютной атмосфере барского гнезда. Жуковский буквально смог визуально передать тепло дома, мягкий свет от свечей и томную, обволакивающую атмосферу усадебной комнаты. За окном - бело-сине-голубые силуэты русской зимы, ещё больше подчеркивающие атмосферу уюта усадебного дома.
07.

08.

Отдельная, эстетически-прекрасная глава творчества Жуковского посвящена поэзии тёмного времени суток. Как же красиво художник пишет пейзажи с лунной ночью! Одна из таких картин - "Интерьер в лунном свете", встречает гостей в первом зале на выставке в Твери. Сочетание ночного вида и интерьеров старинного дома в мягком свете ласкает взгляд и даёт столь характерное для творчества Жуковского ощущение соприсутствия.
09.

Как вы уже поняли, я остался в восторге от выставки и настоятельно рекомендую всем своим читателям посветить её до сентября. Путешествие в Тверской императорский дворец может стать хорошей идеей для маршрута выходного дня. По прибытии в Тверь вы посмотрите основную экспозицию Дворца, отметите, как его архитектурный комплекс возрождается буквально на глазах, затем - направитесь в оранжерею, чтобы увидеть выставку картин Жуковского из частных коллекции и завершите программу прогулкой по дворцовому саду. Последний, к слову, стал необычайно хорош и уже скоро я обязательно покажу вам его в отдельном материале.
10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

Друзья, а какие у вас отношения с творчеством Жуковского? Какую картину Станислава Юлиановича вы можете назвать любимой?
Journal information