2. История села Коломенского связана с событиями средневековой русской истории. Согласно легенде, оно было основано спасшимися после тяжелой битвы и страшного монгольского разорения жителями Коломны. |
3. Во второй половине XIV в. Коломенская вотчина принадлежала князю Владимиру Серпуховскому, одному из руководителей русских войск на Куликовом поле. Не случайно именно здесь была назначена встреча войск, возвращавшихся с Куликова поля. По легенде, князья Дмитрий Донской и Владимир Храбрый (Серпуховской) построили в Коломенском памятный храм, посвященный святому Георгию Победоносцу.
Особое значение село приобрело к началу XVI в., когда московские князья уделяли большое внимание укреплению и охране своих южных границ. В 1527 г. великий князь Василий III, получив сведения об угрозе нападения крымских татар, «стал в Коломенском». Вероятно, тогда у него возникла мысль о строительстве здесь нового двора и храма. |
4. О начале строительства церкви Вознесения в Коломенском никаких документальных сведений не обнаружено. Летопись содержит краткое сообщение о завершении строительства: "Того же лета (7040 – 1532 г.) свершена бысть в Коломенском церьковь камена Вознесения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа"./1. (1532 г.) Летопись сообщает об освящении церкви 3 сентября 7041 и о трехдневном пиршестве по этому случаю великого князя с детьми, митрополита Даниила и многочисленных гостей./2. Почти все публикации за период изучения памятника приводят легендарный повод строительства: в честь рождения долгожданного наследника великого князя Василия III, будущего царя Ивана Грозного. Авторы публикаций этот легендарный повод сомнению не подвергают, хотя от рождения Ивана до завершения строительства церкви было всего два года. Время закладки остается неизвестным. |
5. Храм является первым каменным шатровым храмом в России. Это классическая точка зрения. В последние десятилетия она была поставлена под сомнение В. В. Кавельмахером и С. В. Заграевским, показавшими, что первым каменным шатровым храмом была Покровская церковь в бывшей Александровской Слободе. |
6. Вопрос о происхождении древнерусского каменного шатрового зодчества занимает исследователей уже не первую сотню лет. Ниже перечислены основные точки зрения появления шатрового зодчества (в хронологическом порядке их появления): – шатровое зодчество Древней Руси явилось прямой или косвенной реминисценцией поздней западноевропейской готики (Н.М.Карамзин, И.М.Снегирев, Л.В.Даль, Е.Е.Голубинский, А.И.Некрасов, Г.К.Вагнер); – шатровое зодчество – уникальное явление, сформировавшееся на базе древнерусской деревянной архитектуры (И.А.Забелин, Ф.Ф.Горностаев, И.Э.Грабарь, Н.Н.Воронин); – шатровое зодчество произошло от древнерусских и сербских храмов с повышенными подпружными арками (Н.И.Брунов); – шатровое зодчество сформировалось под влиянием архитектуры древнерусских крепостных башен (П.Н.Максимов, М.А.Ильин, М.Н.Тихомиров, Г.К.Вагнер); – на становление шатрового зодчества существенно повлияли древнерусские столпообразные церкви-колокольни (М.А.Ильин, Г.К.Вагнер); – древнерусский шатер явился «случайностью в архитектуре» и просто заменил собой купол, перекрывающий наос (В.В.Кавельмахер). |
7. Галерея Вознесенского храма ― лучшее место для обзора необъятных коломенских лугов. Можно бродить по ренессансным лестницам двухъярусного крытого гульбища и представлять себя древнерусскими князьями. В путеводителе 1833 года писали, что раньше к кресту вместо лестницы вела железная цепь, по которой в дни приходских праздников любили забираться смельчаки, споря на штоф вина или ведро пива. |
8. Есть большая вероятность того, что строили Вознесенский храм итальянские зодчие, возможно, Петрок Малый, прибывший в Москву в 1528 году. В пользу «итальянской» версии говорит и декор, не встречавшийся прежде в русской архитектуре, и проставленная на капители колонны дата арабскими цифрами по новому летоисчислению (от Рождества Христова), которые на Руси в то время не использовались. |
9. |
10. Украшен храм чрезвычайно искусно и богато, при этом без излишеств: грани нижнего объема отделаны пилястрами, по низу шатра проведен ряд кокошников, стены галереи и лестницы также не гладкие. |
11. Но наиболее интересна поверхность граней самого шатра: они украшены белокаменными тягами в виде «бриллиантового руста», и в то время, когда шатер был выкрашен в красный цвет, оставались белыми. Внутри шатер открыт, что создает ощущение простора внутри небольшого по площади храма. |
12. Для зодчего, воспитанного на устоявшихся традициях классической архитектуры, вряд ли существовала принципиальная разница между формами русской архитектуры и более знакомой для него западной готики. Отсюда – смешение в одной постройке элементов готики и традиционно русских, таких, как килевидные кокошники. |
13. Церковь Вознесения – самое высокое архитектурное сооружение своего времени на Руси (его высота составляет 62 м) с конусообразным кирпичным завершением, «шатром», увенчанным небольшой главкой с крестом. Стремлением обеспечить зданию прочность и долговечность объясняется необычная толщина его стен, достигающая 2,5–3 м. |
14. Здание Вознесенской церкви было построено из большемерного кирпича, при строительстве в кладку подклета были заложены кованые железные связи. Композиция храма – центрическая, даже алтарная часть не обозначена снаружи апсидой. Крестообразный в основании храм увенчан восьмериком, на который поставлен высокий шатер. Переход от нижней части к восьмерику скрывают ряды тройных кокошников, из которых как бы «вырастает» восьмигранный столп. По низу храм опоясывают галереи-гульбища, опирающиеся на аркады; на галереи ведут крытые лестницы. Первоначально гульбища были открытыми, а за алтарем на них находилось царское место с «теремной» крышей, по всей вероятности, устроенное при Алексее Михайловиче. Оттуда царь раздавал милостыню после богослужения. |
16. Храм построили на берегу, где, по преданию, бил ключ, считавшийся чудодейственным. Высокая коломенская церковь должна была стать символом Елеонской горы, на которой совершилось Вознесение Христа. Недаром кажется, что громада белоснежного резного храма словно стремится в небеса. Кроме того, по соседству с храмом лежат оставшиеся от капища валуны, одним из которых святой Егорий якобы сбил змия. |
17. В 1868 г. древний храм осмотрел французский композитор Г.Берлиоз. В письме к В.Ф.Одоевскому, который и привез композитора в Коломенское, Берлиоз писал: «Я видел много, многим восхищался, многим бывал поражен, но древняя Русь – та, что предстала перед нами в памятниках Коломенского, – это из области того, что я видел самого удивительного». |
18. В 2010 г. на территория Коломеноского был торжественно открыт воссозданный деревянный дворец царя Алексея Михайловича. Деревянное здание-макет в натуральную величину расположен на территории бывшего села Дьякова. |
На карте |
Ссылки
Раппопорт П. А. Древнерусская архитектура.— Спб.: Стройиздат. С.-Петербургское отд-ние, 1993.— 000 с: ил.— ISBN 5-274-00981-6. |
http://www.rusarch.ru/gavrilov_s1.htm |
http://culture.ru/atlas/object/699 |
http://oiru.archeologia.ru/biblio033.htm |
http://mgomz.ru/kolomenskoe |
http://www.rusarch.ru/zagraevsky19.htm |
Спасибо, есть что добавить?
Journal information