В 1680-м году собственником Юркино, а в последствии Годуново, был один из последних представителей рода Годуновых Григорий Петрович. При следующих владельцах Прозоровских здесь существовала небольшая усадьба с деревянным господским домом у речки Голедянки, а сельцо называлось Люблино. Усадьба на деньги Н.А.Дурасова создавалась в 1800–1801 годах одним из известных архитекторов рубежа XVIII–XIX века Иваном Васильевичем Еготовым (1756–1815), который также в это время работал и в соседних Кузьминках вместе с Родионом Казаковым. Владелец усадьбы устраивал в усадьбе шикарные приемы для москвичей и прославился своим гостеприимством. В 1860-х годах дом покупает богатый купец К.Н.Голофтеев, который владеет им вплоть до 1917 года, а сам дом называют "Голофтеевской дачей". Церковь Петра и Павла рядом с главным домом разобрана В 1927 году и перенесена в село Рыжово Егорьевского уезда Московской губернии…
23 февраля 2014 г. Усадьба ЛЮБЛИНО Часть 1. Знакомство с усадьбой. Годуновы, Прозоровские, Урусовы, Дурасовы, Писаревы, Воейковы, Голофтеевы М О С К В А |
Усадьба ЛЮБЛИНО. Часть 1. Знакомство с усадьбой.
Усадьба ЛЮБЛИНО. Часть 2. Старые фотографии и карты.
Первые сведения об этой местности относятся еще к кон. XVI - нач. XVII в. Тогда она называлась Юркино и было поместьем сначала дворянина Романа Полянинова, а затем подъячего Алексея Лукича Корепонова (Корепанова) (ум. не ранее 1638). В 1622 г. царь Михаил Федорович пожаловал Юркино, видимо разоренное в Смутное время, другому подьячему Григорию Ларионову (ум. не ранее 1655), служившему в Разрядном приказе. При нем в 1623-1624 гг. уже существовали: "…деревня, что была пустошь Юркина на речке на Голеди. А в ней двор помещиков". Местом первой усадьбы является селище обнаруженное недавно археологами на территории Парка культуры и отдыха “Люблино”. В 1680-е гг. Юркино уже принадлежало стольнику Григорию Петровичу Годунову (ум. 1704?) одному из последних представителей этого дворянского рода, периодом наибольшей влиятельности которого было время правления и царствования Бориса Годунова. Названия было сменено с Юркино на Годуново. Рядом с усадьбой появился Николо-Перервинский монастырь фамильного некрополя Годуновых. Там были похоронены дети владельца, скончавшиеся в конце XVII - начале XVIII в.: Николай, Сергей, Мария и Евдокия. Единственная выжившая дочь Г.П.Годунова, Аграфена, со временем стала новой хозяйкой имения. Ее муж, князь Владимир Никитич Прозоровский, занимал престижную должность адъютанта при знаменитом герое Полтавской битвы - генерал-фельдмаршале князе М.М.Голицыне, являющимся предком владельцев соседнего имения Кузьминки князей Голицыных. |
2. |
3. Улица Летняя. |
4. Справа находится место церкви, разобранной в 1927 году. |
5. Парк был уничтожен смерчем 1904 года. |
Впоследствии Годуново перешло к сыну Прозоровских князю Петру Владимировичу. При П.В.Прозоровском Годуново стало называться Люблино. Далее его унаследовал сын предыдущего владельца князь Владимир Петрович Прозоровский (1743-1796). Ко времени В.П.Прозоровского относится самый ранний дошедший до нас план Люблина, составленный в 1766 г. в ходе так называемого “генерального межевания” территории Московского уезда. Согласно плану в Люблине существовала небольшая усадьба с деревянными господским домом и другими постройками у речки Голеди, которая являлась северной границей всего имения. К усадьбе вели две “езжалые” дороги с юга на север и с востока на запад. Всю территорию имения тогда окружали угодья деревни Грайвороново, бывшей вотчины московского Симонова монастыря, лишь впоследствии владельцы Люблина приобрели землю западнее, граничившую с соседним имением Кузьминки. Однако из примечаний к плану составленных немного позже, ориентировочно около 1770 г. следует, что в то время усадьбы в Люблине уже не было, а статус сельца оно сохраняло только по традиции. |
6.Слева оранжерея, справа от него в центре флигель, где размещался пансион, предназначенный для дворянских детей.
|
7. В 1818 году театр и уникальную оранжерею посещала русская императрица Мария Федоровна, пришедшая в восторг от увиденной красоты. |
8. |
9. Пансион для дворянских детей. |
10. Конный двор. |
В 1790-х гг. Люблино навсегда ушло из рода Прозоровских. Его приобрела княгиня Анна Андреевна Урусова, урожденная Волкова (? - 1804 или 1806). Документы об Урусовых опровергают известные “Рассказы бабушки” Е.П.Яньковой, по мнению которой в то время Люблино принадлежало графине Марии Григорьевне Разумовской, урожденной княжне Вяземской, в первом браке бывшей замужем за троюродным братом В.П.Прозоровского князем А.Н.Голицыным. Пока не обнаружен ни один серьезный источник, в котором бы значилось имя М.Г.Разумовской, как владелицы Люблина. Переход этого имения к своему самому известному владельцу отставному бригадиру Николаю Алексеевичу Дурасову (1760-1818) произошел при Урусовых. Их любимая дочь Софья (ум. 1801) вышла замуж за барона А.С.Строганова - родственника тогдашней владелицы Кузьминок княгини А.А.Голицыной. Возможно, после ее смерти княгиня А.А.Урусова решила расстаться с Люблиным, где все напоминало ей о дочери. Во всяком случае, около 1800 г. Люблино действительно досталось Н.А.Дурасову, который был несметно богат. От матери Степаниды Ивановны, урожденной Мясниковой он получил в наследство огромное состояние, дававшее ему возможность жить так, как ему хотелось. |
11. Центральным зданием, несколько отстоящим от остальных построек, является главный господский дом – дворец. Одновременно с господским домом были построены и другие усадебные сооружения, возведенные из кирпича, в отличие от сооружений большинства подмосковных имений. |
12. Флигели соединены галереей. |
13. В архитектуре здания совмещены квадратные в плане постройки, округлые элементы, украшенные куполообразной крышей, а также величественная колоннада, выполненная в форме полукруга. |
14. Крепостной театр в Люблине создал славу своему хозяину и в начале XIX века входил в число двадцати крупнейших крепостных театров России. |
15. |
Николай Алексеевич Дурасов (1760–1818) – богатый помещик, армейский бригадир, действительный статский советник. Фамилия Дурасовых известна с конца XV столетия. Дурасовы – древний русский дворянский род, который был внесен в VI часть родословных книг Симбирской, Оренбургской, Рязанской, Самарской, Санкт-Петербургской и Тамбовской губерний. Его основатель – Иван Дмитриевич Дурасов – выехал к великому князю Ивану Васильевичу из Польши в конце XV в. и был пожалован деревнями. В Родословной книге приводится и родовой герб Дурасовых. Свое огромное состояние Николай Алексеевич получил от матери Аграфены Ивановны Мясниковой – наследницы уральских заводчиков Твердышевых–Мясниковых, владевших 11 металлургическими заводами и многочисленными селениями в разных губерниях. Таким образом, Н.А.Дурасов был одним из богатейших людей своего времени. Он владел несколькими имениями, главным образом, в Симбирской губернии. Самым известным из них была усадьба в селе Никольское-на-Черемшане. Благодаря своим обширным родственным связям с Козицкими, Белосельскими-Белозерскими, Толстыми, Лавалями, Пашковыми и другими знатными фамилиями Николай Алексеевич принадлежал к кругу родовой аристократии. |
16. Третий этаж усадебного дома представляет собой бельведер, который словно венчает все здание.
|
17. Несмотря на великолепие, главный летний дом-дворец для многолюдных приемов был недостаточно велик, поэтому в теплое время года праздничным действом были охвачены усадебный театр и роскошный парк. |
18. Главный дом представляет собой одну из бесчисленных вольных интерпретаций Ротонда. Ла-Ротонда (La Rotonda) — загородный дом, или вилла, построенный Андреа Палладио на вершине холма под Виченцой для вышедшего в отставку ватиканского чиновника Паоло Альмерико. |
Усадьба задумывалась как модная по тому времени подмосковное увеселительное имение. Согласно последним исследованиям, ее проектировали и строили в стиле зрелого классицизма в 1801–1806 гг. известные московские архитекторы Р.Р.Казаков (1754–1803) и И.В.Еготов (1756–1815). Росписи дворца выполнял модный в то время итальянский художник Доменико (Дементий Карлович) Скотти. Центральным зданием, несколько отстоящим от остальных построек, является главный господский дом – дворец. Одновременно с господским домом были построены и другие усадебные сооружения, возведенные из кирпича, в отличие от сооружений большинства подмосковных имений. Гости въезжали в усадьбу по мосту, перекинутому через пруд. Парк в люблинской усадьбе отвечал самым модным тенденциям ландшафтного искусства рубежа XVIII – XIX вв., когда на смену регулярным (французским) паркам приходят «натуральные сады», или пейзажные (английские) парки. Роскошный дворцово-парковый ансамбль представлял собой гармоничный ландшафт, сочетавший классическую архитектуру и парк свободной планировки на холмистом рельефе над просторной водной поверхностью пруда (на русле речки Голедянки). |
19. Легенда про орден возникла уже в конце 19 века при купцах Голофтеевых. |
20. 9 июля в Люблино приехал погостить брат писателя А. М. Достоевский со своею тринадцатилетней дочерью Евгенией. “По делам мне несколько раз приходилось ездить в Москву… в одну из таких поездок, в июле 1866 г.. я взял с собою старшую дочь Женичку и оставлял ее на несколько дней погостить в Люблине на даче у Ивановых. Там в это время жил и брат Федор Михайлович … вблизи от Ивановых … Он также принимал меня отлично, а мою дорогую Женичку просто на руках носил”, вспоминал впоследствии А.М.Достоевский. |
21. Высокий купол Круглого зала украшен плафоном, на котором изображена греческая богиня Афродита, парящая в небе на своей колеснице. |
До нашего времени чудом сохранились почти все исторические постройки усадьбы, правда, перестроенные в XX столетии. Как и в XIX в., композиционным центром усадебного ансамбля является главный господский дом-дворец. Своеобразное для архитектуры Москвы и Подмосковья здание имеет в плане сочетание креста и круга. Такая необычная форма представляет собой совершенно оригинальное решение, которому трудно найти аналогии среди русских усадебных построек. В классицизме круглая колоннада зачастую символизирует античный храм, а здесь она стала знаком посвящения здания античному божеству – Аполлону, статуя которого изначально венчала его купол. Такая планировка восходит к проектам итальянского архитектора XVI в. А. Палладио, а также теоретика французского классицизма XVIIIстолетия Ж.-Ф. Неффоржа. Одновременно ряд исследователей предполагает, что архитектурное решение дворца приближается к более раннему французско-шведскому проекту «Салон Аполлона» («Храм Знаний, или Монпарнас»), созданному Никодемусом Тессином Младшим в 1700 г. как архитектурный панегирик Людовику XIV – королю-солнцу. |
22. В мраморном зале проводились балы. Между окнами можно увидеть золоченые стулья, скульптуры на изящных подставках и старинные подсвечники. |
23. Плафон и интерьеры усадьбы были выполнены Доменико Скотти. |
24. Стены мраморного зала украшает роспись под мрамор и барельефы. |
25. |
26. |
27. Пол Круглого зала украшает массивный дубовый паркет, в центре которого расположена розетка с изображением звезды.
|
28. Экспозиция на втором этаже. |
29. |
30. |
31. |
32. |
33. |
34. Генеральный план-схема 1810 года. |
35. |
36. |
37. |
38. |
39. Помещения второго этажа сгруппированны вокруг верхнего купольного зала, они меньше чем на первом этаже. |
40. |
41. В 1873 г. церковь была перевезена в Люблино и собрана восточнее господского дома. Есть основания предполагать, что при этом к ней была прирублена трапезная со звонницей. Однако дом священника в Люблине так и не появился, так как церковь считалась не самостоятельной, а приписной к церкви в Кузьминках. |
42. Деревянная одноглавая церковь Петра и Павла, выполненная в русском стиле по проекту архитектора Н.А.Шохина находилась рядом с главным домом (ее можно представить в левой части фотографии). К.Н.Голофтеев и П.Н.Рахманов присмотрели её на Политехнической выставке, устроенной в 1872 году в Александровском саду Московского кремля, где помимо прочего экспонировались возможные образцы типовых загородных построек. |
43. |
44. В северо-западном крыле усадебного дома находится Колонный зал, ранее использовавшийся в качестве гостиной. |
45. |
46. Круглый зал богато украшен уникальной росписью, выполненной в технике гризайль, на гладких стенах столовой можно увидеть барельефы, крупные медальоны и фриз, другие декоративные архитектурные детали. |
47. Люблинский пруд. |
48. |
49. На желтоватом по цвету фасаде выделяются белоснежные барельефы, изображающие сцены античной Греции. На одном из таких барельефов изображен ритуал посвящения девочек богине Афродите. |
50. Одну из дач в Люблине летом 1866 г. снимал Ф. М. Достоевский. Приехав в середине июня из Петербурга в Москву, он остановился в гостинице Дюссо где прожил полторы недели. Известно, что уже в то время писатель совершил поездки к семье своей сестры В.М.Ивановой, снимавшей на лето дачу в Люблине “близ Кузьминок, за 8 верст от Москвы”. |
51. Люблино Ф. М. Достоевскому понравилось настолько, что уже 25 июня он “по знакомству, за половинную цену” нанял до начала сентября пустующую дачу по соседству с Ивановыми и вернулся в Москву “на три часа” сделать хозяйственные покупки. В тот же день Ф. М. Достоевский написал письмо своему пасынку П.А.Исаеву, в котором пригласил его пожить у него на даче в Люблине. |
52. Изначально купол венчала статуя Аполлона, уничтоженную ураганом 1904 года. После восстановления здания на его крыше воздвигли новую скульптуру «Геркуланянки» в античной одежде – копию экспоната Дрезденской галереи (I век до н.э.). |
53. |
54. По свидетельству Н. Фон-Фохта Достоевский занял одну комнату на втором этаже пустого каменного дома. Это позволяло ему сосредотачиваться и работать в “невозмутимой тишине”.
Тогда писатель работал над окончанием второй части “Преступления и наказания”. Обычно он просыпался и вставал около девяти часов утра, завтракал, а затем “тотчас же садился за работу, которую не прерывал […] до трех часов пополудни. Обедал он у Ивановых, где уже и оставался до самого вечера”, “писал по вечерам крайне редко, хотя говорил, что лучшие и наиболее выразительные места его произведений всегда выходили у него, когда он писал поздно вечером”. Вместе со своими родственниками и их друзьями Ф.М.Достоевский совершал прогулки по окрестностям Люблина. Так он посетил Кузьминки и Царицыно. |
55. Впоследствии впечатления Достоевского от жизни в Люблине нашли отражение в его произведении “Вечный муж” при описании посещения героями семейства Захлебиных, а некоторые “странности” племянника писателя А.П.Карепина нашли свое воплощение в чертах одного из центральных героев повести – Трусоцкого. |
56. Роскошный дворцово-парковый ансамбль представлял собой гармоничный ландшафт, сочетавший классическую архитектуру и парк свободной планировки на холмистом рельефе над просторной водной поверхностью пруда (на русле речки Голедянки). |
57. Последний владелец усадьбы Н. К. Голофтеев, выстроил на берегу пруда дачи, сдававшиеся в наём. |
58. Гости въезжали в усадьбу по мосту, перекинутому через пруд. |
Ссылки
http://wikimapia.org/1390404/ru/Усадьба-Люблино |
Спасибо, есть что добавить?
Journal information