Вадим (vadimrazumov.ru) wrote,
Вадим
vadimrazumov.ru

Усадьба ПОЛОТНЯНЫЙ ЗАВОД ЩЕПОЧКИНЫХ, Калужская область, Дзержинский район

Дом Щепочкина — яркий памятник русского искусства конца XVIII века. Усадьба долгое время оставалась в тени соседней усадьбы Гончаровых. Раздел  между А.   А.  Гончаровым   и   его   компаньоном   произошел   в 1736 году. Г. И. Щепочкину досталась треть имущества. Дом на высоком берегу реки Суходрев, в отличии от своего богатого соседа, сохранился в советские годы и не перестраивался, а внутри еще можно увидеть росписи...

усадьба Полотняный Завод Щепочкиных



усадьба Полотняный Завод Щепочкиных
2.
 

Николаев в своей книге "По Калужской земле" писал: "Дом Г. И. Щепочкина поставлен над рекой, на самом краю обрыва. Ясным, белым объемом он отчетливо рисуется на фоне далей. Суходрев делает здесь сильный поворот, и открывается вид вдоль реки, теряющейся у горизонта. Второе такое место найти трудно не только в Полотняном, но и во всей Калужской области — удивительное сочетание простора и уюта. Фасады дома пора­жают различием настроений и чувством масштаба: дворовый фасад спокоен, прозаичен, а фасад в сторону реки полон возвышенной красоты. Портик неспроста устроен именно с этой стороны: его крупные колонны видны издалека. Дом почти лишен украшений, но кажется необычайно нарядным и изысканным.

Землемеры, составлявшие в 1782 году атлас Калужского наместничества, оставили такое описание обеих усадеб Полотняного завода (Гончаровых и Щепочкиных): «Два дома каменные, при домах четыре сада, два регу­лярные с плодовитыми деревьями, два иррегулярные с неплодовитыми деревьями, двенадцать прудов». Таким образом, в 1782 году дом Щепочкина уже существовал. Позже он был, вероятно, капитально перестроен, так как современный его облик и вся внутренняя отделка при­надлежат 1790—1800 годам.

Всего четверть века отделяет этот дом от гончаровского, но для русской культуры это целая эпоха. Державин, автор громоподобных од, в 1797 году писал:   «Петь откажемся героев и начнем мы петь любовь». Человек с его неповторимым внутренним миром, его личные симпатии и домашние радости становятся важнейшей темой искусства. Как ни наивны кажутся нам страдания «бедной Лизы»  или домик-«шале»  в императорском парке, самое противопоставление людей простых, нечиновных миру всеподавляющей государственности было далеко не наивным. Монархии это было противопоказано."

 
усадьба Полотняный Завод Щепочкиных
3.
 
усадьба Полотняный Завод Щепочкиных
4.
 
усадьба Полотняный Завод Щепочкиных
5.
 
усадьба Полотняный Завод Щепочкиных
6.
 
"Искусство с жадностью восприняло важнейшую мысль Ж.-Ж. Руссо о связи человека с природой. Дом Щепочкиных неразрывно связан с прекрасной в своей безыскусст­венности русской природой. Перемены коснулись и интерьеров: дом не на много меньше гончаровского, но масштабы и образы его совсем иные. Владелец словно заявляет, что он человек «партикулярный» (частный) и строит жилище для себя и по своему вкусу.

Когда минуешь лестницу и вестибюль, разделенный колоннами на две части (забавно, что плафоны в обеих его половинах одинаковы), дом еще кажется очень скром­ным. Но уже зал встречает нас во всей красе — небольшой, светлый,  с великолепной фаянсовой печью и тонкими лепными карнизами (в каждой комнате дома они разные). Величие и теплота, эти два качества, на пер­вый взгляд столь противоположные, прекрасно уживают­ся в памятниках русского классицизма. На плафоне зала изображены музыкальные инструменты, напоминающие о музыке, звучавшей здесь во время концертов, балов и обедов. Сквозь распахнутые двери зала была видна длинная анфилада, замыкавшаяся когда-то росписью на стене последней из комнат. В центре, за белокаменной колоннадой портика, находится большая гостиная — пышная, многоцветная, с величественными печами четы­рехметровой высоты. Тонкостью исполнения печи могли бы поспорить с мраморными скульптурами, а сделаны они из грубого фаянса. Но главное украшение комна­ты — вид из ее окон. Природа врывается в дом, и на память приходят слова первого на Руси теоретика садово-паркового искусства А. Т. Болотова о том, что «хорошие виды и прекраснейшие положения мест, а особливо лежа­щие вдали, видимые из окон дома и изображающие бесчисленные красоты натуры, всякий дом несравненно делают веселейшим».

Однако заказчикам мало было видов из окон и росписей плафонов: стены комнат тоже были расписаны пейзажами — рощами, руинами, мостиками, переброшенными через овраги,— так сильна была наивная жажда при­близиться к природе, а точнее — приблизить к себе природу. (Росписи эти сохранились под позднейшей покрас­кой стен: пробные расчистки показали, что их можно восстановить.) Без сомнения, здесь работали те же мастера, которые вели в 1806—1808 годах отделку дома Золотаревых в Калуге. Они же отделывали и дом Гончаровых (вероятно, в 1811 г.) — некоторые росписи совпадали почти буквально. Это наводит на мысль, что и дом Щепочкина отделывался примерно в то же время.

Последняя комната анфилады — парадная спальня. В русских домах она служила, как правило, не столько спальней, сколько гостиной, в которой для всеобщего обозрения красовалась под пышным балдахином парадная кровать. В алькове, за исчезнувшими колоннами (о них напоминает балка архитрава), сохранился самый замечательный плафон дома. Изображен он как бы с точки зрения человека, лежащего на траве и глядящего в полуденное небо. Поле плафона окружено простеньким заборчиком, из-за которого свешиваются кусты и вьющаяся зелень. Живопись поистине виртуозная, без мелочных подробностей. Все сделано сильными, звучными ударами кисти, и небольшой плафончик выглядит весьма монументально. Но, пожалуй, всего характернее для дома — комнаты хозяйки, умышленно выключенные из анфилады, очень маленькие (в самой большой — 12 кв. м) и хорошенькие, как табакерки. Изразцовые печи уже не белые, а цветные. (Из гончаровского архива известно, что цветные изразцы покупались в Калуге, где было старинное изразцовое производство.) Хорошо, наверное, было коротать в этих теплых комнатах зимние вечера, а летом встречать утро на балконе, выходящем в парк.

Как и в гончаровском дворце, первый этаж дома был служебным, а третий — сплошь жилым. Отделка комнат всегда была здесь очень проста. Среди скромных помещений третьего этажа есть две комнаты с огромными, занимающими всю стену полуциркульными окнами, в которые, как в раму, заключен знакомый вид вдоль реки, отсюда кажущийся почти безграничным.

Кто строил этот дом, к сожалению, неизвестно. Ясно только, что это были московские мастера, скорее всего, кто-то из ближайших учеников М. Ф. Казакова.

В Полотняном, как уже упоминалось, на две усадьбы было четыре парка. При доме Щепочкина был, вероятно, только небольшой садик (по крайней мере, ничего дру­гого нельзя сейчас обнаружить). Но зато уж дальние виды здесь использовали сполна, поступив точно так, как советовал в своих статьях А. Т. Болотов: «Сии виды не токмо придают великолепие парку, но и малый парк могут сделать большим. К тому же за оные [виды] и платить не надобно». Разумеется, не возбранялось хозяевам пользоваться  гончаровским   парком,   вплотную подходившим к дому и в художественном отношении тесно с  ним  связанным."
 
усадьба Полотняный Завод Щепочкиных
7.
 
усадьба Полотняный Завод Щепочкиных
8.
 
усадьба Полотняный Завод Щепочкиных
9.
 
усадьба Полотняный Завод Щепочкиных
10.
 
усадьба Полотняный Завод Щепочкиных
11.
 
усадьба Полотняный Завод Щепочкиных
12.
 
усадьба Полотняный Завод Щепочкиных
13.
 
усадьба Полотняный Завод Щепочкиных
14.
 
усадьба Полотняный Завод Щепочкиных
15.
 
усадьба Полотняный Завод Щепочкиных
16.
 
усадьба Полотняный Завод Щепочкиных
17.
 
усадьба Полотняный Завод Щепочкиных
18. Река Суходрев.
 
усадьба Полотняный Завод Щепочкиных
19. Восточный фасад.
 
усадьба Полотняный Завод Щепочкиных
20.
 
усадьба Полотняный Завод Щепочкиных
21.
 
усадьба Полотняный Завод Щепочкиных
22.
 
усадьба Полотняный Завод Щепочкиных
23.


Просмотреть Усадьбы deadokey.livejournal.com на карте большего размера

Спасибо, есть что добавить?

Tags: Дзержинский район, Калужская область, Полотняный Завод, Суходрев, Щепочкины, весна, классицизм, реки, только фото, усадьбы, фото 2013
Subscribe

promo vadimrazumov.ru november 6, 10:41 5
Buy for 100 tokens
Этот волнительный, но очень важный для меня момент настал! В конце каждого года блог "Летопись русской усадьбы" презентует календарь с моими работами. И если в прошлом году мы вдохновлялись Пушкиным и старыми парками с "Приютом задумчивых дриад", то в этом году нас ждут "Акценты". Какие они? Яркие…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments