Бывший торговый дом Р.Б. Левиссона, коммерсанта австрийского происхождения был построен в 1901-1902 гг. по проекту архитектора А.Э. Эрихсона. Некоторые детали дома позволяют сравнивать его с домом компании "Portois & Fix", возвезденного в Вене архитектором М. Фабиани. Четвёртый этаж был надстроен в начале 1930-х гг. Торговый дом был связан с продажами леса. В продолжение традиции в советское время в доме находился крупный мебельный магазин № 14 Мосмебельторга...
2. А.Э. Эрихсон — москвич шведского происхождения. После окончания в 1883 году Московского училища живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ) со званием классного художника архитектуры, был отправлен пенсионером за границу, где изучал архитектуру североевропейских стран, в основном Дании. В 1891—1896 годах состоял архитектором Московской казённой палаты. Вступил в Московское архитектурное общество в 1894 году. В числе лучших московских архитекторов Эрихсон участвовал в 1896 году в подготовке Москвы к коронации царя Николая II, оформив Пречистенский, Тверской и Никитский бульвары. Архитектор много проектировал в Москве для купцов П. И. Щукина и И. Д. Сытина. Помощником Эрихсона работал архитектор А. И. Герман. |
3. Первый вариант фасада мебельного торгового дома предполагал создание меньшей по протяженности композиции без акцентированного центра близкой по стилистике немецким магазинам. |
4. Зодчий ритмично выделил центральную часть фасада, увенчав ее криволинейным аттиком и фигурными тумбами. |
5. Козицкий переулок. Центр будущего здания распологался теперь почти по оси Козицкого переулка и замыкал его перспективу. |
6. Средствами создания композиции выступают ритм и линия, с помощью которых автору удалось создать незаурядное произведение. |
7. Фасад и внутренняя каркасная структура изначально трехэтажного здания абсолютно рациональны и вполне отвечают назначению - выставке-продаже мебели. |
8. Крупномасштабность и геометрическая раскреповки стены посредством оконных проемов и лопаток, несколько напоминающая производственные сооружения своего времени, дполняется разнообразием форм оконных переплетов. |
9. Творческий путь А. Э. Эрихсон начал с построек в стиле эклектики, затем, в 1890-е годы, в его деятельности возникла яркая национальная стилевая тенденция, в основе которой лежало ярославское зодчество XVII века. Первым проектом архитектора в стиле модерн стало здание Торгового дома И. В. Юнкера на Кузнецком Мосту. Одновременно с проектами в стиле модерн, Эрихсон использовал в архитектурной практике и готические формы. В 1910-е годы почерк архитектора вновь изменился — большинство его построек с этого времени возведены в стиле неоклассицизма. Мастерская Эрихсона первоначально располагалась в Москве на углу Поварской улицы и Борисоглебского переулка, затем была переведена на Петроградское шоссе. |
10. Эффектен металличческий козырек над входом и необычные трубчатые конструкции светильников над ним (к сожалению, утрачены их плафоны). Эти осветительные приборы копируют аналогичные детали дома компании "Portois & Fix", возведенного в Вене в 1899-1900 годах архитектором М. Фабиани. |
11. Современники сравнивают постройку Эрихсона с произведением Фабиани как на "венский образец", предложенный автору хозяином - коммерсантом австрийского происхождения Р.Б, Левиссоном. |
12. В 1930-е годы помещения верхней этажей были разбиты перегородками на мелкие комнаты, на рубеже XX-XXI веков помещался известный в городе комиссионый магазин одежды и кафе. |
13. В 2000-е годы помещния дома были приспособлены под салон по продаже дорогих автомобилей, были убраны все элементы прежней отделки. |
14. Эрихсону принадлежит проект флигеля городской усадьбы Е. М. Алексеевой (1908, Москва, Гоголевский бульвар, 16/13 — Колымажный переулок, 13/16). |
15. После 1917 года А. Э. Эрихсон жил в эмиграции в Швейцарии. Дальнейшая судьба зодчего неизвестна. |
16. Во дворе дома вы можете совершить путешествие в кафе "Бали". |
1903 год. После надстройки в 1930-х годах 4го этажа сооружение потеряло оригинальный карниз, венчающий аттик и фигурные металлические решетки на крыше. |
Фото 1910-1915 годы. Название Козицкого переулка возникло в XVIII веке, по фамилии домовладельцев Козицких. Назывался также Сергиевский переулок, Сергиевская улица — по приделу Преподобного Сергия Радонежского церкви Успения Богоматери (известна с 1621 года, разрушена в 1934—1935 годах). |
На карте Московского модерна |
Ссылки
Еще модерн в моем жж |
Фотогалерея модерна на Flickr |
Обсуждение карты Московского модерна |
Спасибо, есть что добавить?
Journal information