Вадим (vadimrazumov.ru) wrote,
Вадим
vadimrazumov.ru

Categories:

Усадьба ПЕХРА-ЯКОВЛЕВСКОЕ, Московская область, Балашихинский район

Строителем усадьбы, князем П.М.Голицыным была собрана коллекция картин старых мастеров, которая под именем "Голицынской" явилась первым в Москве "музеумом". Двухколоколенный храм был отстроен пока еще мало известным московским архитектором третьей четверти XVIII века Карлом Бланком, хотя были разговоры и о Баженове. По-видимому, и барский дом с его изящной декорацией стен, легкой лепниной внутри проектировал тот же Бланк. Вход в аллею образует с площадки лестница, охраняемая львами. В наше время усадьбу обступили со всех сторон новые микрорайоны Новых Измайлово и Новых Балаших, торговые центры и загородные дома. Прекрасный парк, лыжная трасса с частым переменом высот, крутой овраг вдоль реки Пехорки, издыхающая от запаха канализационных отходов. Гроты превратились в мусорки, наполненные пустой тарой, возле которых тусуется пьяная молодежь. На старинной акварели представлена вся усадьба на пригорке над протекающей внизу запруженной речкой. Дом, флигеля, церковь, живописные купы деревьев образуют красивый ландшафт. Этот вид не повторить теперь...

усадьба Пехра-Яковлевское 8 января 2014 г.



Усадьба
ПЕХРА-ЯКОВЛЕВСКОЕ

Часть 1. Фотографии усадьбы.



Голицыны, Гагарины, Нарышкины,
Шелашниковы, Рооп





М О С К О В С К А Я о б л а с т ь ...
... р а й о н Б А Л А Ш И Х И Н С К И Й


Часть 1. Пехра-Яковлевское. Фотографии усадьбы.
Часть 2. Пехра-Яковлевское. Старые фотографии и карты.


усадьба Пехра-Яковлевское
2. Главный дом усадьбы сооружен предположительно архитектором К.И. Бланком.
 

На левом берегу Пехорки, некогда довольно полноводного притока Москвы-реки, располагалось старинное село Пехра-Яковлевское. Территория его оказалась в самом центре нынешнего города Балашихи.

Местное предание объясняет наименование села Яковлевским тем фактом, что оно принадлежало в древности боярам Яковлевым и некоторые старожилы рассказывают, что они доселе еще помнят надгробные камни на урочище, так называемом копылки с надписями, что умершие были из дома Яковлева. Предание добавляет, что на означенном урочище находился также в древности женский монастырь с кладбищем, и мимо него тянулась дорога во Владимир. Время построения деревянной церкви с. Яковлевское неизвестно, а каменная во имя Спаса Нерукотворенного вместо деревянной сооружена князем, действительным камергером А.М. Голицыным в 1786 г., как то и значится в клировых ведомостях.

Как о редкости, можно здесь упомянуть о том, что в церковной ризнице сохраняется доселе грамота патриарха Адриана, выданная церкви в 1700 г., по случаю производившихся переправок в оной. Внутренность храма богато украшена церковной живописью итальянской школы. Для знатока и любителя она представляет очень много замечательного. Стоит упомянуть здесь о хранимой иконе Нерукотворенного Спаса, высокой живописной работы, украшенной стразами и, по преданию, существующей более 200 лет, о картинах «Рождество Христово» художника Торелли, «Трех радостей», «Крещение Иоанна»… Означенные иконы и картины были выписываемы бывшим владельцем с. Яковлевского князем Голицыным преимущественно из Италии. Самое село и церковь оного удостаивали своим посещением некоторые из Высочайших особ; так в 1817 г. были здесь императрица Мария Феодоровна и Елизавета Алексеевна; а в 1826 г. Великая княгиня Елена Павловна. В дополнение к вышесказанному, можно прибавить еще следующее. К яковлевскому приписано известное село Горенки, принадлежащее некогда Долгоруким.

 
усадьба Пехра-Яковлевское
3. Третий этаж дома был надстроен в 1920-х годах.
 
усадьба Пехра-Яковлевское
4. Преображенская церковь 1777-1782 г. принадлежит к немногочисленной группе двухколоколенных ротондальных храмов эпохи классицизма, например в Троицкое-Кайнарджи, Быково.
 
усадьба Пехра-Яковлевское
5. Вид на лестницу в парк.
 
усадьба Пехра-Яковлевское
6. Дом соединен вогнутыми колоннадами с флигелями.
 

Деревушка в XVI веке принадлежала служилому роду Сукиных, а с 1591г. - князьям Голицыным. Строительство первого храма в Пехре-Яковлевском велось князем М.А.Голицыным, ставшим в 1672 году боярином. В 1679г. он подал челобитную царю и в патриарший казенный приказ с просьбой о постройке деревянной церкви во имя Спаса Нерукотворного Образа. Сохранились имена первых служителей храма: с 1704 по 1717гг. это священник Авраам Алексеев, а с 1718 по 1726 гг. его сын Филипп Авраамов.

Наиболее знаменитый владелец усадьбы - князь М.М.Голицын-меньшой был сенатором, президентом Юстиц-коллегии, генерал-кригс-комиссаром (ведал денежным довольствием и материальным обеспечением всего русского флота), членом Адмиралтейств-коллегии, Астраханским генерал-губернатором, послом в Персии. В 1749г., при императрице Елизавете Петровне, он получил "главную команду над флотом". С 1756г. и до самой смерти он носил высшее морское воинское звание - генерал-адмирал.
Духовным центром усадьбы является Преображенский храм. Со дня основания (в конце XVII века) и до времени своего второго рождения ( в конце XX века), эта церковь была посвящена одной из главных икон - образу Спаса Нерукотворенного. Поэтому, ведя речь о Преображенском храме города Балашихи, мы называем его (до определенного периода) Спасской церковью.

Основа существующего комплекса заложена при П.М.Голицыне на рубеже 1750-х и 1760-х гг. По проекту, присланному из Петербурга, были поставлены двухэтажные деревянные хоромы с двумя флигелями по сторонам двора, перед домом разбит регулярный сад. При наследнике М.П.Голицыне, по инициативе и под руководством его дяди и опекуна А.М.Голицына, усадьба с середины 1770-х и по 1810-е гг. перестраивается вновь. Настоящий ансамбль стиля классицизма создан на месте предшествующего. При этом прежний планировочный замысел, очевидно, не претерпел существенных изменении.

 

 
усадьба Пехра-Яковлевское
7. Флигели конца XVIII века сооружены, возможно, по проекту инженера Ф.П. Казие.
 
усадьба Пехра-Яковлевское
8. В начале XIX века при устройстве большого двухсветного зала
 
усадьба Пехра-Яковлевское
9. Усадьба расположена на высоком берегу Пехорки.
 
усадьба Пехра-Яковлевское
10. В 1924 году дом сильно пострадал от пожара. Декор XVIII века сохранился фрагментарно.
 

Усадьба расположена на высоком берегу запруженной некогда речки Пехорки, вблизи бывшего Владимирского тракта, откуда была хорошо видна едущим из Москвы. Эти условия определили панорамный характер застройки парадной части ансамбля и необычную его планировку, лишенную закрытого парадного двора. Строгая симметрия центрального комплекса, нарушенная лишь зданием церкви, придвинутой к береговому откосу, сочетается со свободной планировкой обширного пейзажного парка. Хозяйственная часть усадьбы находилась в значительном удалении от парадного центра, ее постройки не сохранились. В состав архитектурного комплекса входят дом с двумя флигелями, церковь, здания театра и оранжереи.

Кирпичный оштукатуренный дом строился с 1783 по 1786 г. предположительно по проекту К. Бланка. Исполненное в стиле раннего классицизма двухэтажное здание с подвалом и мезонином завершалось куполом, стены равномерно членились коринфскими пилястрами на высоких пьедесталах. Пилястры креповали углы, на центральных ризалитах одинаковых продольных фасадов группировались в портики с фронтонами. Филенки в системе оконных обрамлений дополняли тонкую пластическую разработку фасадных плоскостей. На поперечной оси дома помещались отделанный каннелированнымн колоннами двусветный зал и столовая. Парадные комнаты первого этажа украшали портретные медальоны представителей рода Голицыных, мраморные камины с бюстами, вазы, изразцовые печи и зеркала. Балочные перекрытия надземных этажей в подвале сменялись сводчатыми.

Облик здания кардинально изменился в результате неоднократных перестроек. В 1924 г. дом сильно выгорел, впос­ледствии был восстановлен трехэтажным без учета прежней планировки и внешних художественных форм. Декор XVIII в. сохранился фрагментарно. С 1978 г. памятник реставрируется по проекту И.В.Верченко.

Дом фланкируют парные кирпичные оштукатуренные флигели в два этажа, выстроенные, по-видимому, по проекту Ф.П.Казие не ранее 1790-х гг. Их лаконичные объемы, практически лишенные убранства, трактовкой форм предвосхищают архитектуру ампира. Фасады, обращенные к реке, украшены четырехколонными тосканскими портиками с фронтонами. Галереи-колоннады того же ордера объединяют флигели с домом. Поставленные на высокий цоколь из белого камня, завершенные террасами с парапетом из балясин, они отличаются большой изысканностью архитектурных форм.

Центральную группу зданий дополняют два идентичных корпуса, в одном из которых помещалась оранжерея. Назначение второго не установлено, в литературе он известен как театр. Сооруженные в 1800-х гг. двухэтажные кирпичные оштукатуренные здания с деталями из белого камня по своим художественным достоинствам стоят в ряду лучших образцов московского ампира. По мнению А.Некрасова, создателем их был А.Менелас. Наиболее выразительная средняя, раскрепованная и повышенная часть обоих корпусов на главном северном фасаде   выделена лоджией с монументальными  колоннами римско-дорического ордера.          

Подчеркнутой массивности архитектурных форм противопоставлена тонкая обработка стен в лоджиях лепными медальонами, окон — строгими наличниками. Перекрытия балочные. Центральный двусветный зал оранжереи был освещен большими, от пола до потолка арочными окнами, расположенными в южной стене. На глухом северном фасаде почти все проемы ложные. Пониженные крылья корпуса подчеркнуто лишены декора.

В XIX—XX вв. в связи с новым использованием оба здания подверглись перепланировке и различным переделкам. В оранжерее перестроены боковые крылья, в театре частично изменены ритм и уровень окон. Капитальные пристройки нарушили объемную композицию сооружений.

 
усадьба Пехра-Яковлевское
11. Рядом с усадьбой проходил бывший Владимирский тракт.
 
усадьба Пехра-Яковлевское
12. Река Пехорка. Вид в сторону старой плотины.
 
усадьба Пехра-Яковлевское
13. Пруд на Пехорке сооружен примерно в 1799 г., спущен в 1918 г.
 
усадьба Пехра-Яковлевское
14. В зимнее время здесь рай для лыжников.
 
усадьба Пехра-Яковлевское
15. Фасады флигелей, обращенных к реке, украшены четырехколонными портиками с форонтонами, в тимпанах которых седланы пологие арочные трехчастные окна.
 
Усадебная церковь построена в 1777-1783 году из кирпича с широким применением в деталях белого камня и оштукатурена. Оригинальность архитектурного замысла храма заключается в том, что это - двухколоколенная ротонда (на подмосковной земле - редкость). Необычность замысла и высокое мастерство в его исполнении, изящество в моделировке деталей говорят о том, что автором был выдающийся зодчий. Есть мнение, что автором проекта был Василий Иванович Баженов (1737-1799), хотя предание связывает проект с именем Карла Ивановича Бланка (1728-1793).

Богатым было внутреннее убранство храма. Иконостас в виде ионического портика имел написанные маслом иконы итальянской школы, в том числе работы Стефана Торелли (1712-1780). С сожалением отметим, что годы безбожия оставили от интерьера храма лишь голые стены.

Церковь имела два престола: кроме главного, летнего, в честь нерукотворного Образа Спасителя, был устроен теплый северный придел в честь архангела Михаила. Храм числился усадебным, находился на обеспечении владельцев имения. Для причта - в него входили священник, псаломщик и пономарь - на прилегающей земле было построено два деревянных дом. При храме было также кладбище и две часовни.

В 1828-1832 г. владельцем Пехры-Яковлевского был князь Иван Алексеевич Гагарин (1771-1832), некогда отличившийся при штурме Измаила (1791), сенатор и действительный тайный советник.

С 1832 по 1835 гг. Пехрой-Яковлевским владела А.Д. Нарышкина, с 1835 по 1870-е - Шелашниковы.

Последними перед 1917 г. владельцами Пехры-Яковлевского была семья Роопов: Мария, дочь С.П. и А.Б. Шелашниковых, выйдя замуж за Х.Х.Роопа, получила имение в качестве приданого. Выходец из дворян Эстляндской губернии, Христофор Христофорович Рооп (1831- после 1917) был выпускником Императорской военной академии (впоследствии - Николаевская военная академия генерального штаба), имел звание генерала от инфантерии и все высшие ордена Российской империи; в 1890 г. император Александр III назначил его членом Государственного совета. Обстоятельства и дата смерти его (уже после 1917г.) не известны. Его жена Мария Степановна умерла в 1918 г. и была похоронена возле храма; могилу ее, как и весь некрополь Пехры-Яковлевского, в безбожные годы сравняли с землей.

Яковлевское к началу ХХ в. обросло небольшими текстильными производствами; вокруг расположилось целых пять фабрик. Спасская церковь уже с середины ХIX в. из усадебной превратилась в приходскую. В 1852 г. в Пехре-Яковлевском было 25 крестьянских дворов с населением 192 человека; к началу ХХ в. 66 дворов с 345 жителями. На средства столь скромного прихода, конечно, содержать причт и поддерживать благолепие в храме было бы невозможно, если бы не забота владельцев Пехра-Яковлевского, кроме того, причту храма принадлежал небольшой участок земли.
 
усадьба Пехра-Яковлевское
16. Флигели объединены с главным корпусом галереями-колоннадами, поставленными на высокий цоколь из белого камня.
 
усадьба Пехра-Яковлевское
17. Непосредственно перед парковым фасадом дома до сих пор сохраняется несколько заглубленная в землю площадка партера с полукруглой в плане каменной лестницей, исполненной в традициях барокко.
 
усадьба Пехра-Яковлевское
18. Отражение колоннады в новых европакетах.
 
усадьба Пехра-Яковлевское
19. Изысканными формами своей архитектуры колоннады выгодно отличаются от скромного и грубоватого по исполнению убранства флигелей.
 

Храм был своего рода духовным центром: практически вся территория нынешней Балашихи относилась к этому приходу. Известно имя протоиерея Николая Воинова, служившего в Спасской церкви с 1895г. Даже по отрывочным сведениям, найденным в архивах, перед нами предстает образ достойного пастыря.

Печальной была участь Спасской церкви. В 1933г. она была закрыта и разграблена. Все уцелевшее после кампании 1922г. убранство было уничтожено; канули в небытие иконы и картины, были сожжены документы, погибли и колокола, самый большой из которых весил 258 пудов. Поначалу в церкви пытались наладить производство гуталина, затем здесь находился склад. А в имении уже в 1930г. находился Пушно-меховой институт, имевший неподалеку опытную базу - зверосовхоз "Салтыковский". Позднее сюда перебазировался из Москвы сельскохозяйственный институт заочного образования, ныне преобразованный в Российский государственный аграрный университет.

В послевоенные годы группа верующих из с. Пехра-Яковлевского, дер. Леоново, Новая, Николаевка, Горенки, пос. Автогенстрой, фабрики №1 г. Балашихи делала попытку вернуть храм. Эта попытка 1951 года не увенчалась успехом. Среди просителей за открытие храма в Пехре-Яковлевском была 57-летняя пенсионерка Елизавета Дмитриевна Терешина. Ее отец - Дмитрий Андреевич Терешин был среди тех прихожан, кто в конце 1920-х годов пытался отстоять (и за это сурово поплатился) другой храм Балашихинской земли, Покровскую церковь с. Пехра-Покровское.

То, что в стенах Спасского храма расположилась институтская библиотека, сохранило его от неминуемого разрушения, но интерьер при этом подвергся перестройке: мощные железобетонные перекрытия рассекли внутреннее пространство на два уровня, и удалить их, не повредив здание, теперь невозможно. В 1990 г. храм был возвращен Русской Православной Церкви, создана приходская общины, а в 1991-1996гг. были проведены реставрационные работы: восстановлены и покрыты медью купола, отреставрированы стены с лепниной, полностью воссозданы главный алтарь и боковые приделы с резными иконостасами, заново написаны иконы.

 
усадьба Пехра-Яковлевское
20. По верху галерей шла открытая терраса с парапетом из балясин.
 
усадьба Пехра-Яковлевское
21.
 
усадьба Пехра-Яковлевское
22.
 
усадьба Пехра-Яковлевское
23. В цоколе видны фрагменты бывших здесь гротов.
 
усадьба Пехра-Яковлевское
24. Сложенный из кирпича дом выстроен в 1783 - 1786 годах.
 
усадьба Пехра-Яковлевское
25. Двухэтажное здание завершалось бельведером.
 
усадьба Пехра-Яковлевское
26. Скульптурные изваяния, украшающие парапеты лестницы, частично утрачены.
 
усадьба Пехра-Яковлевское
27. Продольные фасады, акцентрированные центральным ризалитом с фронтоном, членились пилястрами и ветикальными филенками.
 
усадьба Пехра-Яковлевское
28. Облик здания сильно изменился в результате последующих перестроек.
 
усадьба Пехра-Яковлевское
29. Главная продольная аллея парка, ведущая к главной поперечной аллее верхнего парка и декоративной горке.
 
усадьба Пехра-Яковлевское
30. Главная поперечная аллея верхнего парка.
 
усадьба Пехра-Яковлевское
31. Обширный пейзажны парк с аллеями, сходившимися звездообразно, значительно вырублен, его планировка искажена.
 
усадьба Пехра-Яковлевское
32. Фонтан "Три грации" на центральной аллее утрачен.
 
усадьба Пехра-Яковлевское
33. Центральная поляна. От нее отходило шесть лучевых аллей.
 
усадьба Пехра-Яковлевское
34.
 
усадьба Пехра-Яковлевское
35. Усадьбу вокруг укражают новые районы и новостройки.
 
усадьба Пехра-Яковлевское
36. Декор главного дома.
 
усадьба Пехра-Яковлевское
37.
 
усадьба Пехра-Яковлевское
38. Флигель и здание оранжереи.
 
усадьба Пехра-Яковлевское
39.
 
усадьба Пехра-Яковлевское
40.
 
усадьба Пехра-Яковлевское
41.
 
усадьба Пехра-Яковлевское
42.
 
усадьба Пехра-Яковлевское
43. В XIX веке здания театра и оранжереи были приспособлены под службы, в стенах пробиты новые окна.
 
усадьба Пехра-Яковлевское
44. Главный фасад образован ионическом портиком...
 
усадьба Пехра-Яковлевское
45. ... и фланкирующими его парными башнями двухъярусных колоколен.
 
усадьба Пехра-Яковлевское
46. Стены внутри храма расчленены каннелированными пилястрами коринфского ордера, поддерживающими развитой антаблемент.
 
усадьба Пехра-Яковлевское
47.
 
усадьба Пехра-Яковлевское
48.
 
усадьба Пехра-Яковлевское
49. В качестве архитектора разные источники называют В. И. Баженова и К. И. Бланка.
 
усадьба Пехра-Яковлевское
50. Театр и оранжерея были сооружены в 1810 годах в стиле позднего классицизма.
 
усадьба Пехра-Яковлевское
51. По мнению А. Некрасова, создателем театра и оранжереи был архитектор А. Менелас.
 
усадьба Пехра-Яковлевское
52.
 
усадьба Пехра-Яковлевское
53. Стена в лоджии обработана лепными медальонами, окна строгими наличниками.
 
усадьба Пехра-Яковлевское
54.
 
усадьба Пехра-Яковлевское
55. Московская городская усадьба кн. М.П. Голицына находится на ул. Старая Басманная, д.15; дом кн. И.А. Гагарина на Зубовском бульваре, д.27.

Ссылки

 

http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Plan_pehra_yakovlevskoe.jpg?uselang=ru
http://www.hram-bal.ru/Gazeta/Preobragenie_2007_3-4/ubiley_slugenija.htm
http://www.hram-bal.ru/templepreobr/old_photo_preobr_hram.php
http://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%E5%F5%F0%E0-%DF%EA%EE%E2%EB%E5%E2%F1%EA%EE%E5
http://www.oiru.org/history/4.html
http://143900.ru/photos/photo153.html
http://my.mail.ru/community/prgulka/2BAA85F13B5D44C5.html
http://www.oiru.org/biblio/72.html
http://arch-heritage.livejournal.com/560064.html
http://arch-heritage.livejournal.com/203077.html
http://ru.wikipedia.org/wiki/Храм_Преображения_Господня_(Балашиха)

 

Спасибо, есть что добавить?

Tags: А.А. Менелас, Баженов, Балашихинский район, Гагарины, Голицыны, Карл Бланк, Московская область, Нарышкины, Пехорка, Пехра-Яковлевское, Рооп, Шелашниковы, абандон, гроты, двустветный зал, двухколоколенные храмы, зима, классицизм, парки, реки, скульптура, театры, усадьбы, фото 2014, церкви
Subscribe

promo vadimrazumov.ru ноябрь 6, 10:41 5
Buy for 100 tokens
Этот волнительный, но очень важный для меня момент настал! В конце каждого года блог "Летопись русской усадьбы" презентует календарь с моими работами. И если в прошлом году мы вдохновлялись Пушкиным и старыми парками с "Приютом задумчивых дриад", то в этом году нас ждут "Акценты". Какие они? Яркие…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 28 comments