8 января 2014 г. Усадьба ПЕХРА-ЯКОВЛЕВСКОЕ Часть 1. Фотографии усадьбы. Голицыны, Гагарины, Нарышкины, Шелашниковы, Рооп М О С К О В С К А Я о б л а с т ь ... ... р а й о н Б А Л А Ш И Х И Н С К И Й |
Часть 1. Пехра-Яковлевское. Фотографии усадьбы.
Часть 2. Пехра-Яковлевское. Старые фотографии и карты.
2. Главный дом усадьбы сооружен предположительно архитектором К.И. Бланком. |
На левом берегу Пехорки, некогда довольно полноводного притока Москвы-реки, располагалось старинное село Пехра-Яковлевское. Территория его оказалась в самом центре нынешнего города Балашихи. |
3. Третий этаж дома был надстроен в 1920-х годах. |
4. Преображенская церковь 1777-1782 г. принадлежит к немногочисленной группе двухколоколенных ротондальных храмов эпохи классицизма, например в Троицкое-Кайнарджи, Быково. |
5. Вид на лестницу в парк. |
6. Дом соединен вогнутыми колоннадами с флигелями. |
Деревушка в XVI веке принадлежала служилому роду Сукиных, а с 1591г. - князьям Голицыным. Строительство первого храма в Пехре-Яковлевском велось князем М.А.Голицыным, ставшим в 1672 году боярином. В 1679г. он подал челобитную царю и в патриарший казенный приказ с просьбой о постройке деревянной церкви во имя Спаса Нерукотворного Образа. Сохранились имена первых служителей храма: с 1704 по 1717гг. это священник Авраам Алексеев, а с 1718 по 1726 гг. его сын Филипп Авраамов.
|
7. Флигели конца XVIII века сооружены, возможно, по проекту инженера Ф.П. Казие. |
8. В начале XIX века при устройстве большого двухсветного зала |
9. Усадьба расположена на высоком берегу Пехорки. |
10. В 1924 году дом сильно пострадал от пожара. Декор XVIII века сохранился фрагментарно. |
Усадьба расположена на высоком берегу запруженной некогда речки Пехорки, вблизи бывшего Владимирского тракта, откуда была хорошо видна едущим из Москвы. Эти условия определили панорамный характер застройки парадной части ансамбля и необычную его планировку, лишенную закрытого парадного двора. Строгая симметрия центрального комплекса, нарушенная лишь зданием церкви, придвинутой к береговому откосу, сочетается со свободной планировкой обширного пейзажного парка. Хозяйственная часть усадьбы находилась в значительном удалении от парадного центра, ее постройки не сохранились. В состав архитектурного комплекса входят дом с двумя флигелями, церковь, здания театра и оранжереи. Кирпичный оштукатуренный дом строился с 1783 по 1786 г. предположительно по проекту К. Бланка. Исполненное в стиле раннего классицизма двухэтажное здание с подвалом и мезонином завершалось куполом, стены равномерно членились коринфскими пилястрами на высоких пьедесталах. Пилястры креповали углы, на центральных ризалитах одинаковых продольных фасадов группировались в портики с фронтонами. Филенки в системе оконных обрамлений дополняли тонкую пластическую разработку фасадных плоскостей. На поперечной оси дома помещались отделанный каннелированнымн колоннами двусветный зал и столовая. Парадные комнаты первого этажа украшали портретные медальоны представителей рода Голицыных, мраморные камины с бюстами, вазы, изразцовые печи и зеркала. Балочные перекрытия надземных этажей в подвале сменялись сводчатыми. Облик здания кардинально изменился в результате неоднократных перестроек. В 1924 г. дом сильно выгорел, впоследствии был восстановлен трехэтажным без учета прежней планировки и внешних художественных форм. Декор XVIII в. сохранился фрагментарно. С 1978 г. памятник реставрируется по проекту И.В.Верченко. Дом фланкируют парные кирпичные оштукатуренные флигели в два этажа, выстроенные, по-видимому, по проекту Ф.П.Казие не ранее 1790-х гг. Их лаконичные объемы, практически лишенные убранства, трактовкой форм предвосхищают архитектуру ампира. Фасады, обращенные к реке, украшены четырехколонными тосканскими портиками с фронтонами. Галереи-колоннады того же ордера объединяют флигели с домом. Поставленные на высокий цоколь из белого камня, завершенные террасами с парапетом из балясин, они отличаются большой изысканностью архитектурных форм. Центральную группу зданий дополняют два идентичных корпуса, в одном из которых помещалась оранжерея. Назначение второго не установлено, в литературе он известен как театр. Сооруженные в 1800-х гг. двухэтажные кирпичные оштукатуренные здания с деталями из белого камня по своим художественным достоинствам стоят в ряду лучших образцов московского ампира. По мнению А.Некрасова, создателем их был А.Менелас. Наиболее выразительная средняя, раскрепованная и повышенная часть обоих корпусов на главном северном фасаде выделена лоджией с монументальными колоннами римско-дорического ордера. Подчеркнутой массивности архитектурных форм противопоставлена тонкая обработка стен в лоджиях лепными медальонами, окон — строгими наличниками. Перекрытия балочные. Центральный двусветный зал оранжереи был освещен большими, от пола до потолка арочными окнами, расположенными в южной стене. На глухом северном фасаде почти все проемы ложные. Пониженные крылья корпуса подчеркнуто лишены декора. В XIX—XX вв. в связи с новым использованием оба здания подверглись перепланировке и различным переделкам. В оранжерее перестроены боковые крылья, в театре частично изменены ритм и уровень окон. Капитальные пристройки нарушили объемную композицию сооружений. |
11. Рядом с усадьбой проходил бывший Владимирский тракт. |
12. Река Пехорка. Вид в сторону старой плотины. |
13. Пруд на Пехорке сооружен примерно в 1799 г., спущен в 1918 г. |
14. В зимнее время здесь рай для лыжников. |
15. Фасады флигелей, обращенных к реке, украшены четырехколонными портиками с форонтонами, в тимпанах которых седланы пологие арочные трехчастные окна. |
Усадебная церковь построена в 1777-1783 году из кирпича с широким применением в деталях белого камня и оштукатурена. Оригинальность архитектурного замысла храма заключается в том, что это - двухколоколенная ротонда (на подмосковной земле - редкость). Необычность замысла и высокое мастерство в его исполнении, изящество в моделировке деталей говорят о том, что автором был выдающийся зодчий. Есть мнение, что автором проекта был Василий Иванович Баженов (1737-1799), хотя предание связывает проект с именем Карла Ивановича Бланка (1728-1793). Богатым было внутреннее убранство храма. Иконостас в виде ионического портика имел написанные маслом иконы итальянской школы, в том числе работы Стефана Торелли (1712-1780). С сожалением отметим, что годы безбожия оставили от интерьера храма лишь голые стены. Церковь имела два престола: кроме главного, летнего, в честь нерукотворного Образа Спасителя, был устроен теплый северный придел в честь архангела Михаила. Храм числился усадебным, находился на обеспечении владельцев имения. Для причта - в него входили священник, псаломщик и пономарь - на прилегающей земле было построено два деревянных дом. При храме было также кладбище и две часовни. В 1828-1832 г. владельцем Пехры-Яковлевского был князь Иван Алексеевич Гагарин (1771-1832), некогда отличившийся при штурме Измаила (1791), сенатор и действительный тайный советник. С 1832 по 1835 гг. Пехрой-Яковлевским владела А.Д. Нарышкина, с 1835 по 1870-е - Шелашниковы. Последними перед 1917 г. владельцами Пехры-Яковлевского была семья Роопов: Мария, дочь С.П. и А.Б. Шелашниковых, выйдя замуж за Х.Х.Роопа, получила имение в качестве приданого. Выходец из дворян Эстляндской губернии, Христофор Христофорович Рооп (1831- после 1917) был выпускником Императорской военной академии (впоследствии - Николаевская военная академия генерального штаба), имел звание генерала от инфантерии и все высшие ордена Российской империи; в 1890 г. император Александр III назначил его членом Государственного совета. Обстоятельства и дата смерти его (уже после 1917г.) не известны. Его жена Мария Степановна умерла в 1918 г. и была похоронена возле храма; могилу ее, как и весь некрополь Пехры-Яковлевского, в безбожные годы сравняли с землей. Яковлевское к началу ХХ в. обросло небольшими текстильными производствами; вокруг расположилось целых пять фабрик. Спасская церковь уже с середины ХIX в. из усадебной превратилась в приходскую. В 1852 г. в Пехре-Яковлевском было 25 крестьянских дворов с населением 192 человека; к началу ХХ в. 66 дворов с 345 жителями. На средства столь скромного прихода, конечно, содержать причт и поддерживать благолепие в храме было бы невозможно, если бы не забота владельцев Пехра-Яковлевского, кроме того, причту храма принадлежал небольшой участок земли. |
16. Флигели объединены с главным корпусом галереями-колоннадами, поставленными на высокий цоколь из белого камня. |
17. Непосредственно перед парковым фасадом дома до сих пор сохраняется несколько заглубленная в землю площадка партера с полукруглой в плане каменной лестницей, исполненной в традициях барокко. |
18. Отражение колоннады в новых европакетах. |
19. Изысканными формами своей архитектуры колоннады выгодно отличаются от скромного и грубоватого по исполнению убранства флигелей. |
Храм был своего рода духовным центром: практически вся территория нынешней Балашихи относилась к этому приходу. Известно имя протоиерея Николая Воинова, служившего в Спасской церкви с 1895г. Даже по отрывочным сведениям, найденным в архивах, перед нами предстает образ достойного пастыря. Печальной была участь Спасской церкви. В 1933г. она была закрыта и разграблена. Все уцелевшее после кампании 1922г. убранство было уничтожено; канули в небытие иконы и картины, были сожжены документы, погибли и колокола, самый большой из которых весил 258 пудов. Поначалу в церкви пытались наладить производство гуталина, затем здесь находился склад. А в имении уже в 1930г. находился Пушно-меховой институт, имевший неподалеку опытную базу - зверосовхоз "Салтыковский". Позднее сюда перебазировался из Москвы сельскохозяйственный институт заочного образования, ныне преобразованный в Российский государственный аграрный университет. |
20. По верху галерей шла открытая терраса с парапетом из балясин. |
21. |
22. |
23. В цоколе видны фрагменты бывших здесь гротов. |
24. Сложенный из кирпича дом выстроен в 1783 - 1786 годах. |
25. Двухэтажное здание завершалось бельведером. |
26. Скульптурные изваяния, украшающие парапеты лестницы, частично утрачены. |
27. Продольные фасады, акцентрированные центральным ризалитом с фронтоном, членились пилястрами и ветикальными филенками. |
28. Облик здания сильно изменился в результате последующих перестроек. |
29. Главная продольная аллея парка, ведущая к главной поперечной аллее верхнего парка и декоративной горке. |
30. Главная поперечная аллея верхнего парка. |
31. Обширный пейзажны парк с аллеями, сходившимися звездообразно, значительно вырублен, его планировка искажена. |
32. Фонтан "Три грации" на центральной аллее утрачен. |
33. Центральная поляна. От нее отходило шесть лучевых аллей. |
34. |
35. Усадьбу вокруг укражают новые районы и новостройки. |
36. Декор главного дома. |
37. |
38. Флигель и здание оранжереи. |
39. |
40. |
41. |
42. |
43. В XIX веке здания театра и оранжереи были приспособлены под службы, в стенах пробиты новые окна. |
44. Главный фасад образован ионическом портиком... |
45. ... и фланкирующими его парными башнями двухъярусных колоколен. |
46. Стены внутри храма расчленены каннелированными пилястрами коринфского ордера, поддерживающими развитой антаблемент. |
47. |
48. |
49. В качестве архитектора разные источники называют В. И. Баженова и К. И. Бланка. |
50. Театр и оранжерея были сооружены в 1810 годах в стиле позднего классицизма. |
51. По мнению А. Некрасова, создателем театра и оранжереи был архитектор А. Менелас. |
52. |
53. Стена в лоджии обработана лепными медальонами, окна строгими наличниками. |
54. |
55. Московская городская усадьба кн. М.П. Голицына находится на ул. Старая Басманная, д.15; дом кн. И.А. Гагарина на Зубовском бульваре, д.27. |
Ссылки
Спасибо, есть что добавить?
Journal information