Однако, ни красота усадьбы, ни плеяда громких имен, связанных с ее историей не могли остановить ее разрушения в советские годы. К счастью, благодаря руководству Воронежской области, в наши дни Репное получило шанс на новую жизнь. Несколько меценатов из разных уголков России объединили усилия для реставрации храма, главного дома и усадебного парка. И вот – чудо свершилось! Усадьба живет, радует глаз одним из лучших примеров реставрации и принимает туристов.
А вы были в Репном?
Дата фотографий: 4 августа 2021 года.
2. Восстановление ансамбля началось по личной инициативе губернатора А.В. Гордеева и его жены Т.А. Гордеевой. Татьяна Александровна лично курировала реставрацию при помощи главного координатора работ, архитектора С.И. Якушева [https://popov-pavel2018.livejournal.com/1834.html].
Схема усадьбы Репное [https://repnoe.info/estate/general-information-and-map/].
3. Дом во время реставрации, фотографии размещены в интерьерах главного здания усадьбы.
4. Усадьба расположена на реке Усманка.
5. Все фасады оформлены в стиле русского барокко по остаткам подлинных ранних наличников с замковыми камнями и сандриками.
6. Восстановление господского дома проводилось по проекту московского архитектора-реставратора В.С. Федотовой, при участии С.И. Якушева. Фасадам был придан облик XVIII века, работы производило OOO «Стройинжиниринг».
7. Фасадные стены не стали оштукатуривать, чтобы показать подлинность основной кладки.
8. Здание после реставрации превратилось в дворец воронежской знати, уж очень хорошо получилось. А вот спуска к реке не было, это уже современное решение благоустройства.
Основателем усадьбы является полковник Воронежского драгунского гарнизонного полка Семён Иванович Лосев (ок. 1690 — между 1758 и 1760). Именно он в период с 1724 по 1744 год переселит своих крестьян из села Репного в сельцо Алексеевское, стараясь оградить их от общения с соседями-однодворцами, сохранявшими традиции вольного жития.
Их младший сын Алексей Семёнович Лосев (1718–1776) в 1760-е годы построит двухэтажный усадебный дом у самого берега реки Усманка и каменную церковь в честь своего небесного покровителя — Алексия, человека Божия.
9.
10.
У Алексея Семёновича родятся три дочери — Дарья, Евдокия и Екатерина. Младшая дочь Екатерина (после 1745–1784) вышла замуж за прокурора Дмитрия Федоровича Хвощинского. Дворянский род Хвощинских был достаточно богатым и играл значимую роль в общественной и культурной жизни Тамбовского края.</p>
Евдокия (1744–1793) становится женой крупного воронежского землевладельца Петра Веневитинова и переезжает в его поместье Новоживотинное. Правнук Алексея Лосева — Дмитрий Веневитинов (1805–1827) стал известным воронежским поэтом.
11. Во время ремонтов и перестроек дома происходила модернизация старых интерьеров, в итоге получилось сочетание неоклассицизма и необарокко.
В 1837 году усадьба была отписана старшей дочери Шатиловых — Софье Николаевне (1814–1893), мужем которой стал барон Александр Карлович Сталь фон Гольштейн (1802–1875). У супругов было четверо детей: два сына и две дочери. Владельцем Алексеевского в конце XIX века остается младший сын Сталь фон Гольштейнов — Анатолий Александрович Сталь фон Гольштейн (1834–1898).
12. На первом этаже фрагментарно сохранилась печь (завод Або, Финляндия).
13.
Усадьбу посещали известные люди, современники владельцев усадьбы.
14.
15.
Грибоедов Александр Сергеевич (1795–1829) — дипломат, драматург. Сослуживец Николая Александровича Шатилова и Александра Александровича Алябьева по Московскому и Иркутскому гусарским полкам. Впоследствии, вместе с Николаем Шатиловым и братьями Бегичевыми — Степаном Никитичем и Дмитрием Никитичем состоял на службе в штабе генерала А. С. Кологривова, командующего кавалерийскими резервами.
16.
17. Генеологию владельцев можно посмотреть здесь https://repnoe.info/history/genealogy/.
18.
19.
20. Сохранилась деревянная парадная лестница с балюстрадой, ведущая на второй этаж по спирали. Ее форму повторяют перила, завершенные барочным завитком. В доме сохранялись несколько фрагментов керамических полов, выложенных метлахской плиткой разного рисунка (с клеймом «Бергенгеймъ», т. е. сделанной на заводе Э. Бергенгейма в Харькове). Наиболее красивый рисунок пола, выложенный из шестигранных плиток в виде цветочного орнамента с меандровым фризом, располагался на лестничной площадке 1-го этажа. Большую часть полов удалось сохранить при демонтаже и использовать вторично — этой плиткой был выложен пол в маленьких помещениях (коридор, кладовка, туалеты). В тех помещениях, где была историческая плитка, полы были выложены новой метлахской плиткой, с повторением первоначального рисунка.
21. Конструкция лестницы сохранилась в хорошем состоянии, что позволило отреставрировать лестницу, не разбирая ее. Были заменены только несколько нижних ступеней, пораженных гнилью.
22.
23. Самым большим и нарядно декорированным помещением, безусловно, является зал с камином. Зал освещен 12 окнами, выходящими на три стороны; композиционный центр зала — камин, отделанный белым искусственным мрамором. Обращает на себя внимание неоклассическое лепное оформление камина — фриз с пальметами и медальон с женской головкой и цветочным орнаментом. По сторонам камина перекинутые на стены балки образовывают порталы, декорированные пилястрами с ионическим ордером. В комнате есть еще один портал, ведущий в гостиную, он также украшен четырьмя угловыми ионическими пилястрами. Все пилястры, так же как и камин, отделаны искусственным мрамором. Потолок зала украшен лепным плафоном овальной формы, в котором, возможно, изначально располагалось живописное панно. Парадность зала подчеркивает развитый профилированный карниз с падугой, имитирующей свод.
24.
25. Сохранился камин, частично стилизованный под барокко и украшенный вверху лепниной с растительным орнаментом и женской маской.
26. В соседней с залом гостиной была воссоздана угловая печь, относящаяся к 1 половине XIX века. На момент начала реставрации сохранялась лишь ее задняя (затопочная) стенка со стороны коридора, тело печи было утрачено, но читались ее границы. По сохранившимся печным изразцам с рисунком, характерным для 1 половины XIX века (темно-кобальтового цвета ромб на белом фоне), были выполнены новые изразцы, из которых и была сложена печь.
27.
28.
29. У дома теперь высокая крыша с люкарнами в духе известной архитектуры барокко.
30. Главный фасад выходи на реку Усманку.
31. Кабинет.
32.
33. Элементы печи, найденные в процессе реставрации.
34. Музыкальный зал.
35. Неожиданным, но символическим подарком для музея-усадьбы стало приобретение шкафчика, который находился в доме в дореволюционные времена и принадлежал, вероятно, последним владельцам усадьбы Сталь-фон-Гольштейнам. Часть мебели, которой был обставлен дом в конце XIX — начале ХХ веков, сохранялась здесь и после 1917 года. Позже 2 предмета мебели — небольшой шкафчик и комод — попали к жительнице поселка Репное, которая работала в доме в советские годы. Один из этих предметов, комод, был в плохом состоянии и реставрации не подлежал, а шкафчик удалось отреставрировать и теперь он стал раритетом среди других экспонатов дома — единственный подлинный предмет мебели «вернулся» в родные стены после возрождения усадьбы.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43. Кирпич из кладки усадебного дома.
44. Метлахская напольная плитка.
45. Во время проведения реставрационных работ под полами 1-го этажа в засыпке из строительного мусора были найдены фрагменты изразцов печей XVIII века с полихромной покраской зеленого и коричневого цвета. По рисунку и цветовой гамме найденных изразцов можно предположить, что они относятся к трем разным печам.
46. Храм реставрировало в 2010 году московское товарищество реставраторов «Мастерские Андрея Анисимова».
47. В советское время здание церкви использовали как водокачку - со всех сторон историческое здание имело позднюю обкладку стен и не напоминало храма.
48. В процессе реставрации обнаружилось, что многие элементы декора XVIII века сохранились. Пришлось полностью восстанавливать верхний ярус колокольни.
49. В Алексеевской церкви хранилась местночтимая икона Тихвинской Божией Матери в серебряной ризе. Икона считалась родовой святыней Сталей (один из владельцев усадьбы — Анатолий Сталь фон Гольштейн благодаря ей излечился от болезни, которую врачи признали неизлечимой). Кроме того в алтаре церкви хранилась икона — копия известного полотна живописца XVII века Питера-Пауля Рубенса «Снятие Иисуса Христа с креста».
50.
51.
52.
53.
54. Волнистые наличники - это изюминка местной воронежской школы барокко.
55.
56.
57. В начале июля 1972 года в «Репном» были поселены председатель Совета Министров СССР А.Н. Косыгин и секретарь ЦК КПСС К.Ф. Катушев, сопровождавшие руководителя Кубы Фиделя Кастро во время его визита в Воронеж. Как вспоминает В.И. Воротников, 2 июля сюда привезли и самого Ф. Кастро по предложению А.Н. Косыгина, который обрисовал кубинскому лидеру великолепную картину отдыха: «Там такая красота. Типичная русская глубинка: речка, ветлы, камыш». На поляне перед домом накрыли обеденные столики. Косыгин уговорил Кастро купаться в Усманке, несмотря на холодные родники и 20-градусную температуру воды. «Алексей Николаевич стал подзадоривать Фиделя: «Какой же ты премьер, если боишься воды??». Тот поддался на розыгрыш, прыгнул в реку и, как ошпаренный, с криком выскочил из воды и на сходни, повторяя: «Фрио, мучо фрио». Понятно, ведь на Кубе уже при +25о, как правило, не купаются в море. Фидель сразу попросил «сугреву». Ну, тут проблем не было». За обедом «был большой, долгий, откровенный разговор», длившийся около трех часов. Непринужденная обстановка старинной усадьбы помогла обсудить кардинальные вопросы советско-кубинского сотрудничества и важные международные темы. В итоге именно встреча в «Репном» стала решающей во время визита Ф. Кастро в СССР, позволила ему понять позицию советского партийного руководства [Воротников В.И. Такое вот поколение… – М., 1999. – С. 282–288.].
58.
59.
60.
61.
62.
Источники:
1. https://repnoe.info/
2. Про реставрацию в 3-ех частях в блоге у П.А. Попова:
https://popov-pavel2018.livejournal.com/1436.html
https://popov-pavel2018.livejournal.com/1834.html
https://popov-pavel2018.livejournal.com/1755.html
Journal information