Усадьба ВВЕДЕНСКОЕ Часть 3. Старые фотографии, карты и картины Марии Якунчиковой и Виктора Борисова-Мусатова. Пожарские, Милославские, Головины, Лопухины, Якунчиковы, Шереметевы, Гудовичи М О С К О В С К А Я о б л а с т ь ... ... р а й о н О Д И Н Ц О В С К И Й |
Усадьба ВВЕДЕНСКОЕ. Часть 1. Главный дом и Введенская церковь, история усадьбы.
Усадьба ВВЕДЕНСКОЕ. Часть 2. Архитектор Николай Львов и усадьба Введенское.
Усадьба ВВЕДЕНСКОЕ. Часть 3. Старые фотографии, карты и картины Марии Якунчиковой и Виктора Борисова-Мусатова.
Старые фотографии |
Начало XX века. Из собрания Звенигородского музея. |
Мария Васильевна Яку́нчикова (в замужестве Вебер; 19 января 1870, Висбаден, Германия — 27 декабря 1902, Шен-Бужери, близ Женевы, Швейцария) — русская художница. Родилась 19 января 1870 г. в немецком городе Висбадене, где в то время находились на отдыхе её родители. Отец — Василий Иванович Якунчиков, известный в то время предприниматель и меценат, коммерции советник, владелец усадеб «Черёмушки» и «Введенское». Мать — Зинаида Николаевна, урождённая Мамонтова. Уже в детстве увлеклась рисованием, для её обучения отцом был приглашен художник Н. А. Мартынов. В 1882 году её сестра Наталья вышла замуж за художника В. Д. Поленова. |
Начало XX века. Е.В. Александрова, Е.Э. Мусатова, С. Стеблова, Т.С. Шемшурина на фоне усадьбы Введенское. Фотография. |
1916 г. Источник: журнал "Столица и усадьба", №59, 1916 год. |
1916 г. Источник: журнал "Столица и усадьба", №59, 1916 год. |
1916 г. Вид на реку Москва. Источник: журнал "Столица и усадьба", №59, 1916 год. |
Васи́лий Дми́триевич Поле́нов (20 мая (1 июня) 1844, Санкт-Петербург — 18 июля 1927, усадьба Борок, Тульская область) — русский художник, мастер исторической, пейзажной и жанровой живописи, педагог. Народный художник РСФСР (1926). Ярким детским впечатлением Поленова были поездки на север, в Олонецкий край с его девственной природой, и в Ольшанку Тамбовской губернии, в имение бабушки В. Н. Воейковой. Вера Николаевна, дочь известного архитектора Н. А. Львова, воспитанная после ранней смерти родителей в доме Г. Р. Державина, хорошо ориентировалась в русской истории, знала народную поэзию, любила рассказывать Уже впоследствии Поленов хотел выкупить Введенское, имение, которое проектировал его прадед, но ему «помешал» Шереметев. |
1916 г. Источник: журнал "Столица и усадьба", №59, 1916 год. |
1919 г. Из собрания Звенигородского музея. |
1925-1950 г. Из собрания Звенигородского музея. |
У Марии Якунчикой завязалась крепкая дружба с сестрой Поленова — Еленой Дмитриевной. В 1885 году Якунчикова стала вольнослушательницей Московского училища живописи, ваяния и зодчества. В 1888 году врачи обнаружили у Якунчиковой туберкулёз и порекомендовали сменить климат. Мария уезжает в Европу — через Вену в Италию, а годом позже во Францию. В последующие годы она живет в Париже, приезжая на лето в Россию. Осенью 1889 Якунчикова поступила в парижскую академию Жюлиана, где обучалась на протяжении четырех лет. В России Мария Васильевна работает в имениях отца, у Мамонтовых в Абрамцеве и вблизи Звенигорода. В Абрамцеве Якунчикова принимала участие в работе керамической мастерской, а ее панно «Молчание» находилось на въездных воротах завода «Абрамцево» в Бутырках. С 1894 Якунчикова оставила академию, сняла мастерскую и начала работать самостоятельно, выставляя свои произведения в Парижском салоне. В 1895 г. начинается особый период в её творчестве. Мария Васильевна много и плодотворно работает, особенно увлекаясь декоративно-прикладным искусством: деревянной игрушкой, вышивкой, гобеленом, аппликацией. Особенно активно Мария Васильевна работала в технике выжигания по дереву. Она исполняла декоративные панно в особой технике, совмещающей выжигание по дереву и масляную живопись. Как и ее ближайшая подруга Е. Д. Поленова, Якунчикова увлекалась народным искусством, собирала его образцы. Народные, «неорусские» мотивы звучат в ее панно «Городок» (1896). |
1965 г. |
1974-1980 г. Источник. |
В 1896 году М. Якунчикова вышла замуж за студента медицинского факультета в Сорбонне Леона Вебер-Баулера — русского по паспорту, большую часть своей жизни проведшего за пределами России и позднее получившего французское гражданство. В 1898 году у них родился сын Степан. 1897—1898 годы — кульминация творческого развития Якунчиковой, время создания таких шедевров, как «Из окна старого дома. Введенское», «Чехлы», «Церковь в старой усадьбе. Черемушки близ Москвы». Ее имя называли в числе имен лучших русских художников тех лет. Кроме живописи, она пробовала свои силы в майолике и графике. Цветные офорты художницы, близкие к стилю модерн, были отмечены английским журналом «The Studio», оказали влияние на творчество А. П. Остроумовой-Лебедевой. Члены объединения «Мир искусства» пригласили Якунчикову участвовать в выставках и в издаваемом ими журнале. Почти полгода украшала выпуски журнала за 1899 г. созданная Якунчиковой обложка. Мария Васильевна приняла активное участие в устройстве Кустарного отдела русского павильона Всемирной выставки 1900 г. в Париже. На этой выставке экспонировалось огромное панно Якунчиковой «Девочка и леший» (3х3,6 м), выполненное в технике вышивки и аппликации. Оно было удостоено серебряной медали выставки. Эти последние работы были исполнены в мастерских Абрамцева, где художница сама руководила их изготовлением. |
1980-1987 г. |
1993 г. Автор: Денис Ромодин. |
В 1900 году у двухлетнего сына Якунчиковой обнаруживают туберкулез. Сына удалось спасти, но здоровье художницы не выдержало напряжения сил в борьбе за его жизнь, и у нее вновь открылся диагностированный ещё в конце 80-х годов туберкулезный процесс. Рождение в апреле 1901 года второго сына окончательно подорвало её здоровье. Муж перевёз семью сначала в Шамони, а затем в Швейцарию, где в Шен-Буржери был куплен дом. 27 декабря 1902 года Мария Васильевна Якунчикова скончалась от обострившегося туберкулеза. В петербургском журнале «Мир искусства» в 12-м номере за 1902 год был опубликован некролог, написанный С. Дягилевым, главным редактором журнала. Наследие художницы разделено между Россией и Швейцарией. В России картины Якунчиковой хранятся в Третьяковской галерее, Русском музее, Музее-усадьбе В. Д. Поленова. Значительная часть ее произведений находится в частных коллекциях наследников семьи Вебер в Швейцарии, в доме художницы. |
1993 г. Автор: Денис Ромодин. |
1993 г. Автор: Денис Ромодин. |
1993 г. |
1994 г. |
1994 г. |
Арт |
1. 1812 год. И.И. Подчаский. Усадьба Введенское. Вид с берега реки. Ипполит Иванович Подчасский или Подчаский (1792— 19 марта 1879) — русский чиновник (действительный тайный советник, сенатор) и художник-любитель. Ему принадлежит также акварельный вид усадьбы Поливаново. |
2. 1897 год. М.В. Якунчикова-Вебер. Из окна старого дома. Введенское. |
Ви́ктор Эльпидифо́рович Бори́сов-Муса́тов (2 (14) апреля 1870 — 26 октября (8 ноября) 1905) — русский художник, живописец, мастер символических изображений «дворянских гнёзд». Виктор Борисов-Мусатов родился в Саратове 2 (14) апреля 1870 года в семье Эльпидифора Борисовича и Евдокии Гавриловны Мусатовых, бывших крепостных, приписавшихся к мещанскому сословию. Отец был железнодорожным служащим. Незаурядной личностью был дед будущего художника, Борис Александрович Мусатов — его имя впоследствии художник присоединил в качестве первой фамилии к своей родовой, отсюда двойная фамилия мастера — Борисов-Мусатов. В 1873 году, в возрасте трёх лет, Виктор, неудачно упав со скамейки, получил тяжелую травму позвоночника. В результате этого несчастного случая у него начал расти горб; проблемы со здоровьем не прекращались у художника в течение всей его жизни. В 1890-х учился изобразительному искусству в студии Саратовского общества изящных искусств, затем в Московском училище живописи, ваяния и зодчества и в петербургской Академии художеств, где его учителем был Павел Петрович Чистяков. Учился также в студии Ф. Кормона в Париже. Был близок художникам «Мира искусства». |
3. 1904-1905 год. В.Э. Борисов-Мусатов. Сон божества. |
4. 1904 год. В.Э. Борисов-Мусатов. Отблеск заката. |
С 1898 год жил в основном в Саратове и в имениях Слепцовка или Зубриловка Саратовской губернии, а с 1903 — в Подольске и Тарусе. В работах «Гобелен» (1901), «Прогулка при закате» (1903), «Призраки» (1903), «Сон божества» (1904—1905) Борисов-Мусатов запечатлел зубриловские постройки. ...Зубриловка оставила яркий след не только в творчестве, но и в личной судьбе Борисова-Мусатова. Встретив в Москве на выставке после нескольких лет разлуки Е.В.Александрову, он пригласил ее вместе поработать летом в усадьбе. Это лето вернуло ему веру в возможность счастья. Хотя жизнь надолго разводила их, хотя художник испытал немало неразделенных увлечений другими женщинами, именно Елена Владимировна станет его женой и матерью его дочери, которую назовут романтическим древним именем Мариамна. Символом происшедшего стало для художника и его друзей создание картины «Водоем» — наиболее яркой и радостной из всех его картин. «Эту картину я напишу или сейчас, или никогда...» — пишет он невесте. — «И я хочу, чтобы слава этой картины... была твоим свадебным подарком». Но вот грядет осень 1902 г., Борисов-Мусатов остается один в усадьбе — он тяжело переживает это время года. Картина «Призраки» — две грани, два полюса его душевного мира. Гармония счастья и тревога утраты, осеннее умирание надежд как предчувствие собственного осеннего ухода. А в 1903 г. художник создает «Изумрудное ожерелье». Для этой картины он долго работал над этюдами дубовых листьев, обозначивших музыкальный ритм полотна. На шее одной из девушек — ожерелье с большим изумрудом, от которого изысканный зеленый тон распространяется по полотну. В этом и других полотнах запечатлен образ женщины, ставшей близким другом художника, — Надежды Станюкович. Она и ее муж Владимир Станюкович скрашивали своей дружбой саратовскую жизнь Борисова-Мусатова. Н.Ю. Станюкович стала одной из «женщин прекрасных», которых называют «мусатовскими», также как и его краски. |
4. 1904 год. В.Э. Борисов-Мусатов. Парк погружается в тень. |
4. 1904 год. В.Э. Борисов-Мусатов. Пастораль. |
В конце 1903 г. семья Борисова-Мусатова снимается с места, и вот уже они под Москвой, в Подольске. Милое захолустье, очарование которого усиливается от близости к Москве, к выставкам, к товарищам по искусству. Здесь Борисов-Мусатов нашел свою третью усадьбу—Введенское близ Звенигорода. Но картинный холст уже тесен художнику. Он грезит о стенах, украшенных росписью: «Какое это наслаждение, должно быть, работать на холстах по нескольку метров. Не знать предела своей энергии, своей фантазии, широким потокам краски!» В нем бушует талант монументалиста, выхода которому так и не найдется. Замысел росписи частного особняка останется неосуществленным, но эскизы к нему — цикл больших акварелей «Времена года» — относятся к лучшим работам Борисова-Мусатова. Борисов-Мусатов скончался в Тарусе 26 октября (8 ноября) 1905. Похоронен на окраине Тарусы, на высоком берегу реки Оки. На могиле художника в 1910 году был установлен памятник работы его однокашника-саратовца скульптора А. Т. Матвеева. Граф Шереметев отдает Введенское своей дочери - невесте графа А.В.Гудовича. В 1912 г Гудович разбирает деревянный дом и переводит его в камень, ничем не нарушив львовской архитектуры. Кутаисскому губернатору и крёстному отцу будущего поэта В.Маяковского, графу Гудовичу суждено было стать последним в бесконечной череде владельцев усадьбы. |
5. Во Введенском Борисовым-Мусатовым написан хранящийся ныне в Радищевском музее неоконченный этюд "Танцующие фигуры". |
В лицах |
1. Автоном Михайлович Головин, в некоторых источниках — Автомон (7 октября 1667 — 3 июля 1720) — русский военачальник, генерал от инфантерии, сподвижник Петра I.
Введенское ему принадлежало до середины XVIII века . Источник: Бобровский П. О. История Лейб-гвардии Преображенскаго полка, [1683-1900]: с портретами, планами, изображениями, автографами. Т. 1. - Санкт-Петербург, 1900. |
2. Первая хозяйка и насельница усадьбы, Е. Н. Лопухина. Репродукция из книги «Русские портреты XVIII и XIX веков. Издание Великого князя Николая Михайловича Романова», выпущенной в 1905-1909 годах в качестве каталога выставки, состоявшейся в 1905 году. |
3. Анна Петровна (1777-1805) и Екатерина Петровна Лопухины (1783-1830). Автор: Харлоу Джордж Генри. |
4. Львов, Николай Александрович. Архитектор усадьбы. Портрет работы Д. Г. Левицкого, 1780-е, холст, масло. |
5. Виктор Борисов-Мусатов (фрагмент автопортрета, 1904-1905). |
6. Мария Якунчикова. Работа над панно "Девочка и леший". В 1898 году у Марии рождается сын Степан. Казалось бы, теперь у нее есть все для счастья - любимый ребенок, любимый муж. творчество... Но осенью того же года она получает из России известие о смерти своего лучшего друга и единомышленницы Елены Поленовой. Это повергает Якунчикову-Вебер в состояние глубочайшей депрессии. В личном письме она признается: "...Даже Степка, которого, помните, я так хотела, ...не возбуждает во мне больше восторженной радости". Глубокая тоска плохо сказывается на здоровье - дремлющий туберкулез дает себя знать. Мария ищет спасения в работе и активно занимается оформлением Русского павильона Всемирной выставки 1900 года в Париже. Она готовит гигантское панно (З на З,6 м) "Девочка и леший", в котором сплетаются мотивы русских сказок, языческих верований и картины родной подмосковной природы. |
Видео |
Война и мир. Фильм 1. Перемотать на время 40.40.. В Введенском снимались те эпизоды киноэпопеи «Война и мир», где показана усадьба старого князя Болконского «Лысые Горы». |
</div> |
Старые карты |
1700-1800 год. |
1797 год. |
1797 год. |
1821 год. |
1843 год. |
1860 год. |
1890 год |
1925 год |
1942 год |
1942 год |
1982 год |
2004 год |
2006 год |
2008 год |
2012 год |
План первого этажа. |
План второго этажа. |
Фасад. |
Разрез. |
На карте усадеб моего жж. |
Ссылки
Спасибо, есть что добавить?
Journal information