В архитектурном творчестве Н.А. Львов был приверженцем античной классики и итальянского архитектора XVI в. А. Палладио. Деревянный оштукатуренный усадебный дом с колоннами, отличающийся благородной простотой, флигеля, оранжереи, конюшни, пейзажный липовый парк, подъездная березовая аллея — все было мастерски вписано в окружающую природу, образовав удивительный по гармоничности ансамбль. На склоне холма, спускающегося к Москве-реке, перед парковым фасадом главного дома, была прорублена широкая «першпектива», открывающаяся на белеющий вдали древний Успенский собор на Городке и широкую речную пойму…
22 декабря 2013 г. Усадьба ВВЕДЕНСКОЕ Часть 2. Архитектор Николай Львов и усадьба Введенское. Пожарские, Милославские, Головины, Лопухины, Якунчиковы, Шереметевы, Гудовичи М О С К О В С К А Я о б л а с т ь ... ... р а й о н О Д И Н Ц О В С К И Й |
Усадьба ВВЕДЕНСКОЕ. Часть 1. Главный дом и Введенская церковь, история усадьбы.
Усадьба ВВЕДЕНСКОЕ. Часть 2. Архитектор Николай Львов и усадьба Введенское.
Усадьба ВВЕДЕНСКОЕ. Часть 3. Старые фотографии, карты и картины Марии Якунчиковой и Виктора Борисова-Мусатова.
Николай Александрович Львов (4 [15] мая 1753, имение Никольское-Черенчицы близ Торжка, ныне Тверской области — 22 декабря 1803 [3 января 1804], Москва) — один из самых ярких и разносторонних представителей Русского Просвещения: архитектор-палладианец, график, поэт, переводчик, музыкант. Принадлежал к старинному тверскому роду. Сын небогатого тверского помещика Александра Петровича Львова и Прасковьи Фёдоровны, урождённой Хрипуновой. В 1779 г. тайно обвенчался с Марией Алексеевной Дьяковой, чьи родные сёстры были замужем за поэтами Державиным и Капнистом. У Львовых было два сына и три дочери: Леонид (1784—1847); Елизавета (1788—1864), в 1810 году вышла замуж за двоюродного брата отца Федора Петровича Львова (1766—1836), музыканта и поэта, вдовца с 10 детьми, родила ему ещё 6 детей; Александр (1786—1849), тайный советник, дед Николая и Владимира Львовых; Вера (1792—1873), с 1813 года замужем за Алексеем Васильевичем Воейковым (1778—1825), их внук художник В. Д. Поленов. Оставила воспоминания, которые были напечатаны в журнале «Старина и новизна» (1903 и 1904 года); Прасковья (1793—1839), с 1819 года замужем за историком К. М. Бороздиным (1781—1848). После смерти родителей юные Львовы жили в доме своего дяди Г. Р. Державина. |
44. Парковый фасад дома. |
45. Первоначально выстроенный из дерева, главный корпус был разобран и возобновлен в кирпиче. |
46. |
В 1769 Львов поступил в Преображенский полк. Много занимался самообразованием. В школе Бибикова (Измайловский полк) создал кружок «Четырех разумных общников», куда вошли Н. Осипов, Н. и П. Ермолаевы. С конца 1770 вокруг Львова сложился круг людей, объединённых общностью взглядов, творческих поисков, жизненных позиций. Помимо свояков Державина и Капниста, к нему принадлежали И. И. Хемницер, Д. Г. Левицкий, В. Л. Боровиковский и Е. И. Фомин. Львов, один из эрудированных и остроумных людей своего времени, занимался архитектурой, археологией, химией, геологией, механикой, собирал народные песни, создал стихотворный перевод Анакреонтовых песен, был талантливым гравёром и рисовальщиком. В 1783 Львов был избран в Российскую Академию, с 1785 был почётным членом Академии художеств. Как архитектор Львов известен своими постройками в Петербурге и окрестностях; как автор соборов — Борисоглебского в Торжке (1785-96) и святого Иосифа в Могилёве (сооруженного в память встречи Екатерины II с императором Иосифом II), усадебных комплексов в Тверской, Новгородской и Московской губерниях. |
47. Парковый фасад дома украшен шестиколонным портиком коринфского ордера. |
48. |
49. |
В архитектурном творчестве был приверженцем античной классики и итальянского архитектора XVI в. А. Палладио (перевёл и издал трактат «Четыре книги Палладиевой архитектуры»). Талант Львова-конструктора проявился в поисках новых строительных материалов, разработке способов землебитного строения, отопления и вентиляции зданий. Разнообразие интересов Львова нашло отражение и в тематике его книг: от трудов о печах и каминах и об употреблении земляного угля до «Летописца великого русского» и известного сборника «Собрание русских народных песен с их голосами» (1790), которому автор предпослал свой трактат «О русском народном пении». Большой интерес он проявлял к проблеме народности, что нашло отражение в его либретто к комической опере Е. И. Фомина «Ямщики на подставе» («Игрище невзначай») (1787). Львов являлся одним из основоположников пейзажного стиля в русском садоводстве. Великолепный рисовальщик, он создал проект звезды и знаков ордена Владимира, новых знаков ордена Анны. Предполагал выпустить «Словарь художников и художеств», но этот труд не был издан, а рукопись — утрачена. Нашёл и опубликовал с предисловием две летописи Древней Руси: «Летописец русский от пришествия Рюрика до кончины Иоанна Васильевича» (1792) и «Подробную летопись от начала России до Полтавской Баталии» (1798—1799). В 1795 г. Львов опубликовал свою работу по отоплению и вентиляции «Русская пиростатика, или употребление испытанных каминов и печей», где описываются испытанные и некоторые изобретённые им усовершенствования отопительных приборов. В 1799 была опубликована вторая часть, где была предложена конструкция калориферной печи. Изданию третьей помешала смерть Львова. |
50. |
51. Галлереи-колоннады при перестройке были превращены в застекленные переходы. |
52. |
Лопухины не долго любовались искусством Львова. В 1839 г Введенское перешло к семейству Зарецких, от них – к барону Штакельбергу. В середине 1860-х его покупает коммерции советник, владелец кирпичного завода в Одинцове фабрикант Василий Иванович Якунчиков. Купец слыл известным меценатом, субсидировал строительство Московской консерватории. В доме Якунчиковых не раз устраивались фортепианные вечера братьев Рубиштейнов, и сам хозяин, взяв в руки скрипку, нет-нет, да и предавался музицированию. Жена его, Зинаида Николаевна, урожденная Мамонтова, брала уроки у самого Скрябина, и в своей окружении почиталась за истинную меломанку. Младшая дочь Мария стала известным художником. Да и как иначе, когда детство мечтательной барышни проходит в столь дивно-поэтической атмосфере. Когда со стен на тебя взирают чопорные портреты в напудренных париках. Просторные залы уставлены старинной мебелью. Вдали раздается звучный гул колокола Саввинского монастыря. Протяжный благовест. Якунчикова обожала Введенское - дальние дали, открывающиеся с террасы в обрамлении коринфских колонн, аллею вековых берез, крыльцо, заброшенное кладбище. |
53. |
54. |
55. Во двор дом обращен полуротондой из колонн, за которой ранее помещался двухственый парадный зал, упраздненный при перестройке. |
56. |
Началась революция. Графа Гудовича расстреляли. Введенское национализировали. В 1918 году усадьба была подожжена. В 1919—1920 годы в ее строениях размещалась художественно-ремесленная школа-колония, организованная местными художниками В.П. Островым и СВ. Филипповым, а с 1920 года — Звенигородский историко-художественный музей имени товарища Н.И.Троцкой — жены «великого пролетарского революционера», в ту пору — заведующей Музейным отделом Наркомпроса. С 1933 г и доныне во Введенском санаторий, носящий название «Звенигород». Рядом с усадьбой возникает железнодорожная станция Звенигород. Во время топливного кризиса начала 1920 г. была построена узкоколейка от Голицына до Хлюпина, где велась заготовка дров. Когда пришло время ее разбирать, власти Звенигорода обратились с просьбой продлить ее до города. Согласие было получено, но денег на строительство не оказалось. Тогда стройка была объявлена народной, и возглавил ее председатель исполкома уездного совета Константин Алексеевич Ратехин. Работами руководил инженер Владимир Матвеевич Кукушкин. Движение по 16-тикилометровой ветке началось в декабре 1922 г. В 1949 г. дорога была электрифицирована. |
57. |
58. |
59. Боковые крылья дома - кирпичные. Несмотря на неоднократные переделки, они сохранили некоторые элементы своего первоначального облика. |
60. Особенностью боковых крыльев являются срезанные наружные углы, обработанные портиками. |
61. |
62. |
63. |
64. Спуск в парк. |
65. |
66. |
67. Живописный парк был интересен системой посадки деревьев кругами, что позволило создавать из них своеобразные "букеты". |
68. Парк был разбит на склоне, спускающемся к реке Нахабне. |
69. Корпус №2 санатория "Звенигород". |
70. |
71. Колокольня Введенской церкви. |
72. Два флигеля, стоящие по сторонам парадного двора, - одноэтажные кирпичные постройки на сводчатых подавалах. |
73. Главная аллея. |
74. Конный двор выстроен из кирпича. |
75. Протяженное в плане здание с центральным павильоном, украшенным портиком, имело в своем составее конюшни, каретный сарай и помещение для обслуживающего персонала. |
76. Вид от каретного сарая на флигель. |
77. Каретный сарай. |
78. Здание конного двора значительно перестроено, внутренняя планировка изменена. |
79. |
80. Корпуса флигелей имеют одинаковую с крульями дома высоту и горизонтальные членения цоколя и карниза. |
81. Общим для всех зданий является декоративный мотив лоджий, скрытых трехчастным, разделенными колонками проемом. |
82. Бывшие галлереи-колоннады. |
83 |
84. |
85. |
86. |
87. |
Ссылки
Спасибо, есть что добавить?
Journal information