Эти красивые, исполненные печальной ностальгии строки принадлежат Владимиру Набокову. За несколько десятилетий они стали настоящим гимном тех, кто тоскует по Родине, прекрасному прошлому, оплакивает утраченное наследие нашей страны и верит в то, что оставшиеся усадьбы когда-то обязательно обретут новых хозяев. Мы с партнером блога, строительной компанией "Starkwood" запускаем новую рубрику - "Ода усадьбе". Ее цель - проанализировать воспоминания известных людей о своих родовых гнездах, чтобы понять, в чем состоит особый уют и очарование усадебной архитектуры. Мы надеемся также привлечь внимание читателей к проблемам сохранения усадебного наследия, спасению старых парков и формированию правильного взгляда на современные интерпретации усадебной архитектуры. Так, если вы хотите построить современную усадьбу в старинном парке - смело обращайтесь к архитекторам "Starkwood" - безупречное прочтение стиля и современный комфорт гарантируют вам специалисты компании!
Итак, возвращаемся к Владимиру Набокову. Искушенные читатели знают, что раннее творчество Набокова пропитано ностальгией по Родине и трогательными описаниями дворянских гнезд - мест, где он рос и формировался как писатель. Имения семьи Набоковых-Рукавишниновых были расположены на территории современной Ленинградской области. Это усадьбы Рождествено, Выра и Батово. До наших дней целиком сохранилось лишь имение Рождествено. Эта усадьба часто фигурирует в воспоминаниях литературных героев Набокова. Читая "Машеньку" и "Другие берега" мы видим образ Рождествено, то и дело мелькающий в воспоминаниях лирического героя. «...Александровских времен усадьба, белая, симметричнокрылая, с колоннами и по фасаду и по антифронтону, высилась среди лип и дубов на крутом муравчатом холму за рекой...».
Любопытны и другие воспоминания Набокова об усадьбе в Рождествено:
«Особенно ясно помню прохладу и звучность дома, шашечницу каменного пола в вестибюле, десять фарфоровых кошек на полке, саркофаг и орган, небесный сверху свет и верхние галерейки, красочный сумрак таинственных комнат и глядящие отовсюду распятия и гвоздики.»
Тот самый пол "в шашечку" сохранился в усадьбе до наших дней. Однако, юный Набоков не совсем точно передал одну деталь - пол в главном усадебном доме, впрочем как и другие его элементы, никогда не были каменными. Усадьба построена из дерева. Что, впрочем, очень хорошо отражено в воспоминаниях. Деревянные дома, в отличие от каменных, будто бы "дышат" и кажутся живыми. Отсюда и та самая приятная прохлада, которую, очевидно, в жаркий летний день описывал юный Набоков. "Небесным светом" писатель, вероятно, назвал свое ощущение от пребывания в рождественском двусветном зале. Подобные помещения всегда были центром усадебного дома, местом для приема гостей и проведения мероприятий. Благодаря огромной высоте потолков, обилию окон и обширному пространству такие залы казались невероятно просторными, воздушными, будто бы стремящимися куда-то далеко, в самое небо. А, вот, в жилых комнатах, напротив, зачастую можно было увидеть приглушенный свет и камерную атмосферу.
Став известным писателем и обретя популярность во всем мире, Владимир Набоков до конца дней мечтал посетить "свой рай" и признавался, что он не знал более милого места. "Дайте мне, на любом материке, лес, поле и воздух, напоминающие Петербургскую губернию, и тогда душа вся перевертывается. Каково было бы в самом деле увидать опять Выру и Рождествено, мне трудно представить себе, несмотря на большой опыт. Часто думаю: вот, съезжу туда с подложным паспортом, под фамильей Никербокер. Это можно было бы сделать. Но вряд ли я когда-либо сделаю это. Слишком долго, праздно, слишком расточительно я об этом мечтал. Я промотал мечту". Вот так усадьба может прочно войти в сердце человека, не отпуская его на протяжении всей жизни.
Друзья, а вы были в Рождествено? Ощутили непередаваемую атмосферу этой усадьбы? В моем личном списке любимых усадьб имение Набоковых-Рукавишниновых находится в первом десятке. Удивительный, красивейший дом. Потрясающая местность. Редкая аутентичность. Действительно - мечта, сладкая греза, воплощение всего самого прекрасного, что может быть в усадебной архитектуре!
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
Journal information