Вадим (vadimrazumov.ru) wrote,
Вадим
vadimrazumov.ru

Categories:
  • Music:

ЛИПОВЫЕ АЛЛЕИ в русских усадьбах 3

В прошлом году я делал первую подборку по липовым аллея в черно-белом варианте и цветном. Сегодня будет новая подборка и небольшой рассказ про виды усадебных парков…


Липовые аллеи в усадьбах


В развитии усадебных парков России четко просматриваются два основных направления: регулярное (геометрическое) и пейзажное. В планировке регулярного сада используются симметрично расположенные геометрические фигуры: прямоугольники, ромбы, треугольники, круги. Такой принцип характерен для древних садов Востока, Греции и Рима, садов Средневековья и эпохи Возрождения, французских парков XVII века, садов и парков России конца XVII - первой половины XVIII века. Пейзажное направление отличается использованием плавных линий в планировке сада, повторяющих изгибы дорог, неровности местности, а также свободными контурами водоемов, лужаек, полян. К данному стилевому направлению относятся сады Китая, Японии, ряда других восточных стран, пейзажные парки Европы и России XVIII - начала XIX века, садово-парковое искусство Европы, России, Америки конца XIX - начала XX века. Однако нередко в садах и парках одного стилевого направления присутствовали элементы другого. Подобное смешение стилей особенно характерно было для европейских парков, создаваемых в XIX-ХХ веках.

 
Липовые аллеи в усадьбах
2. Владелец усадьбы Горки, Писарев разбил в Горках новый липовый парк, планируя его так, чтобы главная аллея не повредила древних славянских курганов. При Писареве перед главным домом была посажена трехрядная аллея лип, стриженых в виде шпалер, так чтобы из окон дома, со второго этажа и с балкона был виден естественный лес с древними курганами. Справа дуб, ориентировочный возраст 800 лет.
 
Липовые аллеи в усадьбах
 

Французский парк (регулярный тип).

Барокко (XVII век). Это новое художественное направление, отличавшееся обилием украшений, излишней пышностью, динамикой, стремлением удивить всех, проявилось и в садово-парковом искусстве. 3ародившись в Италии (сад виллы Альдо-брандини во Фраскати, с 1598 г.), оно завоевало Францию, Германию, Россию и другие европейские государства. Франция к этому времени становится одним из самых могущественных государств, законодательницей мод.

Расцвет садово-паркового искусства, который произошел в середине XVII века, во многом был обязан таланту садовника - художника А. Ленорта (1613-1700) и покровительству короля Людовика XIV (правившего с 1643-1715 г.г.). Будучи королевским садовником (с 1632 г.), Ленорт создал целый ряд изумительных, непревзойденных парковых ансамблей: Тюидьри (с 1655 г.), Во-ле-Виконт (с 1655 г.), Версаль (с 1661 г.) и другие. Создававшиеся на ровном месте, они больше походили на целые города из зелени, где были свои залы, театры, лабиринты, колоннады, бассейны, фонтаны, каскады, подстриженные на особый манер деревья...

Парки, созданные по его проекту, стали образцом для подражания, и естественно, что у Ленорта нашлись многие последователи в других европейских странах, в том числе и в России. Наиболее известные из них: парковые ансамбли Шенбрунн (с 1690 г.) и Бельведер (с 1714 г.) в Австрии; Сан-Суси (с 1745 г.) в Германии; сады Измайлова (с 1663 г.), московского Кремля (с 1663 г.), в Коломенском (с сер. XVII века) в России и т. д.

Век XVIII. В историю зеленого строительства Европы он вошел как век .зеленой революции», которая заключалась в формировании нового, английского пейзажного стиля и закате французского, геометрического. К концу века пейзажный стиль распространился по всей Европе, захватив и ее окраины. Парки классического, регулярного стиля порой перепланировывались заново в пейзажном стиле.

Зато для России этот период, связанный с именем великого реформатора Петра I (1672-1725), стал поворотным в градостроении и садово-парковом искусстве. 3накомство Петра I с европейскими садами, привлечение лучших мастеров садовых дел, обучение за границей своих специалистов способствовали формированию отечественного садово-паркового искусства. Появляется целый ряд великолепных регулярных парков.

Создание первых парадных дворцово-парковых комплексов началось чуть раньше в Москве (с 1703 г.). Это были Лефортовские и Головинские сады- (последний практически не сохранился).

Из петербургских первым стал Летний сад (с 1704 г.), резиденция царя, планировка которого осуществлялась по чертежам самого Петра I. Поэтапное строительство его велось в течение многих лет. Начальный этап (1710-1750) возведения дворцово-паркового ансамбля в Царском Селе (небольшой летней резиденции императрицы Екатерины I) также связан с созданием регулярных садов.

 Вдоль дороги Петербург - Кронштадт, получившей в петровские времена название Петергофской, расположенной на высокой морской террасе южного берега Финского залива, сооружаются ансамбли в парке Петергоф (с 1714 г.), «водный сад» Стрельна (с 1717 г.), Ораниенбаум (с 1710 г., ныне город Ломоносов).

 Из поздних московских регулярных садов выделяются родовое поместье графов Шереметьевых - Кусково (с 1743 г.) и имение сподвижника Петра I Д. М. Голицына - Архангельское (с 1767 г.).

 
Липовые аллеи в усадьбах
4. Аллея в усадьбе Опарино. За аллеей обширный регулярный парк террасами спускается к реке Веля.
 
Липовые аллеи в усадьбах
5. Липовая аллея в сохранившемся регулярном парке усадьбы Троицкое.
 

Английский парк (пейзажный тип).

Страны Европы (XVIII - начало XIX века). В 40-50-е годы XVIII столетия популярность регулярных садовых композиций падала в связи со становлением нового пейзажного стиля. Причины тому разные: входившие в моду сады «.под Китай», появившиеся труды с описанием восточного садового искусства, а также бытовавшее мнение, что геометрические формы садов исчерпали себя.

 Идея создания пейзажных садов наиболее полное воплощение получила в Англии. Основными чертами пейзажных парков стали их живописность, картинность, построение по принципам пейзажной живописи. В перепланированных или вновь появившихся садах и парках того времени можно было увидеть романтические руины, надгробия, мавзолеи, картины сельского быта, мельницы, хижины, обелиски, колонны в память о героическом прошлом... Продолжали строиться и павильоны в восточном стиле: античные, китайские, турецкие. Все оформление сада строилось на контрасте впечатлений, где одна картина природы резко сменялась другой. Своими работами английские мастера заложили основы пейзажного паркового строения, получившего вскоре широкое распространение во всех европейских странах, включая и Россию, а также США.

Самым совершенным произведением пейзажного стиля в Англии является парк Стоу (с 1714 г.), который был спланирован на месте бывшего регулярного. Среди других показательных садов - парк в Твикенхеме (с 1719 г.), парк вокруг дворца Бленхейм (с 1705 г.), сад Русхем (с 1738 г.), садовый ансамбль Пэйнсхил (с 1738 г.) и другие.

Во Франции эталоном пейзажного сада, «идиллистического рая» стал парк Эрминонвилль (с 1766 г.). Среди парков Германии следует отметить и самый богатый из пейзажных парков на момент создания сад Вертлиц (с 1765 г.), затем парк в Веймаре (с 1778 г.), парк Мюскау (с 1815 г.). В Польше это известный парк Лазенки (с 1784 г.), ставший украшением Варшавы.

Россия (вторая половнна XVIII - начало XIX века). Мода на пейзажные сады дошла и до России, найдя здесь самую благодатную почву. Сначала в регулярную планировку были включены отдельные пейзажные приемы, а вскоре появились неповторимые русские пейзажные парки. Одними из первых подобных парков стали пейзажная часть Екатерининского парка в Царском Селе (город Пушкин), парк в Гатчине (с 1766 г.), Павловский парк (с 1770 г.), Монрепо (с 1783 г.). Все они находятся в окрестностях Санкт-Петербурга.

Из вновь созданных подмосковных ансамблей выделяется загородная резиденция Екатерины II - Царицыно (с 1776 г.).

 
Липовые аллеи в усадьбах
6. По легенде, А.И.Вяземскому очень понравилась липовая аллея в парке усадьбы Остафьево, и именно это стало решающим аргументом при покупке имения. Главная аллея парка, подходящая вплотную к дому, имеет свое название. Пушкин, гостивший у Вяземских, окрестил ее, по преданию, "Русский Парнас"; действительно, по ней гуляли Жуковский, Карамзин, Дмитриев, Мицкевич, Д. Давыдов, Пушкины и многие другие гости Остафьевского хозяина.
 
Липовые аллеи в усадьбах
7. За заднем плане прячется старый липовый парк в усадьбе Костино.
 
Липовые аллеи в усадьбах
8. Одна из старейших сохранившихся липовых аллей в Подмосковье в усадьбе Ельдигино. Парк был разбит в 1720-х годах.
 
Липовые аллеи в усадьбах
9. Воспетая в стихотворении Б.Л.Пастернаком липовая аллея в усадьбе Узкое.
 
Липовые аллеи в усадьбах
 
Липовые аллеи в усадьбах
11. Липовая аллея в усадьбе Долгое Ледово.
 
Липовые аллеи в усадьбах
12. Усадьбе Городна.
 
Липовые аллеи в усадьбах
13. Липы в усадьбе Матыра.
 
Липовые аллеи в усадьбах
14. Липовая аллея в усадьбе Троицкое-Шереметьево.
 
Липовые аллеи в усадьбах
15. Липовая аллея в усадьбе Троицкое-Шереметьево.
 
Липовые аллеи в усадьбах
16. Липовая аллея в усадьбе Высокие Горы. В парке снимались фильмы «Покровские ворота», «Интердевочка», «Гостья из будущего».
 

Ссылки

http://do.gendocs.ru/docs/index-20122.html#717802

 

Спасибо, есть что добавить?

Tags: липовые аллеи, парки, усадьбы
Subscribe

promo vadimrazumov.ru april 17, 23:09 21
Buy for 100 tokens
"Живой журнал" отметил юбилей - 25 лет. Уже много лет наблюдаю за тем, как многие рассуждают об уходе эпохи ЖЖ. И много лет не нахожу для себя ничего лучше этой платформы - для описания усадеб она подходит идеально! За 15 лет ведения блога "Живой журнал" преподнес мне множество…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments