В здании доходного дома А.С. Грачевой в декабре 1902 — январе 1903 г. состоялась первая программная выставка искусства модерна в России — «Выставка архитектуры и художественной промышленности нового стиля». Крупное пятиэтажное здание с четко выделенной вертикальной и горизонтальной структурой. Стилистика модерна проявлена здесь в характерных упрощенных арочных абрисах окон, в волнообразное венчающей горизонтальной тяги, в форме глубокого карниза, плавно изогнутого над приподнятым аттиком срезанного угла сооружения. Это единственная известная постройка архитектора Эммануила Матвеевича Розена в Москве...
2. Улица Петровка. Здание строилось в два этапа: сначала часть по Столешникову переулку, затем корпус вдоль Петровки. |
3. Эммануил Матвеевич Розен (даты жизни неизвестны) — русский архитектор. Окончил Харьковский технологический институт со званием инженера-технолога. В 1901—1903 годах по проекту Э. М. Розена был построен доходный дом А. С. Грачёвой, заказ на который зодчий получил благодаря дружеским связям с семьёй заказчиков строительства. Здание стало одной из первых построек в стиле модерн в Москве и примечательно также тем, что в его залах в 1902—1903 годах прошла выставка Архитектуры и художественной промышленности Нового стиля. В 1926 году работал в ВСНХ СССР. До 1930 года жил на собственной даче в Чесменке. |
4. Улица Петровские Линии. |
5. В здании в декабре 1902 — январе 1903 г. состоялась первая программная выставка искусства модерна в России — «Выставка архитектуры и художественной промышленности нового стиля», в которой участвовали известные русские архитекторы и западно-европейские мастера — Ч. Макинтош, Й. Ольбрих, Я. Котера, Х. Кристиансен. |
6. |
7. Карниз венчает тонкая решетка металлического ограждения «нервного», лишенного привычной законченности рисунка. |
8. Стилистика модерна проявлена здесь в характерных упрощенных арочных абрисах окон, в волнообразно венчающей горизонтальной тяги, в форме глубокого карниза, плавно изогнутого над приподнятым аттиком срезанного угла сооружения. |
9. Связь дома Грачевой с историей московского модерна проявилась и после закрытия выставки. Именно в этом доме со стороны Петровки был оборудован магазин общества "Кодак" с экстравагантной вывеской в стиле модерн, автором которой стал известный английский архитектор Джорж Уолтон (к сожалению, в 2000 году старая дубовая витринная рама этого магазина была заменена новой). |
10. В помещениях по Столешниковому переулку существовал магазин "родник", торговавший художественными изделиями талашкинских мастерских княгини М.К. Тенишевой. |
11. Петровские Линии. Вид от доходного дома Грачевой. |
12. Столешников переулок. |
13. В здании находилось страховое общества «Якорь». Кроме общества в нём располагалась гостиница «Марсель», выставочный зал, редакции нескольких газет, а в 1904 году открыт один из первых в Москве кинотеатров — «Таумотограф». |
14. Улица Петровка. Вид на Высоко-Петровский монастырь. |
15. |
16. Угол подчеркнут и размерами гигантских, почти квадратных окон, отмечающих просторные зальные помещения второго и третьего этажей. |
17. |
18. |
19. |
20. |
На карте Московского модерна |
Спасибо, есть что добавить?
Journal information