Итальянский павильон в усадьбе Кусково был выстроен в 1754-1755 годах под руководством Ю.И. Кологривова – тонкого знатока искусства, получившего архитектурное образование в Риме. Итальянский домик выполнял роль дворца для «малых приемов». В убранстве павильона находил отражение характерный для ХVIII века интерес к собиранию «раритетов», редких произведений искусства, что придавало маленькому дворцу своеобразие музея…
|
2. Такой лев нас встречает на входе в Итальянский домик.
|
|
3. Начнем со второго этажа. Он отличается от скромно убранных комнат первого этажа, своими высокими и нарядными помещениями, предназначавшимися для «малых приемов».
|
4. Слишком миниатюрные, чтобы быть настоящими дворцовыми покоями, они скорее воспринимаются как символ изящества и уюта, как игра материалами и объемами, подлинным и условным. Но к «игре» в ХVIII веке относились серьезно, и потому по расположению и назначению эти комнаты полностью отвечали установленному быту и этикету.
|
|
5.
Декоративный лейтмотив Зала построен на сочетании мрамора, хрусталя и позолоты. Доминирующим элементом убранства здесь выступает пластика – мраморная и фарфоровая. Камины фланкируют резные постаменты работы немецкого мастера Иоганна Юста с мраморной скульптурой XVIII века: двумя женскими бюстами, «Марсом» и «Меркурием». В больших зеркалах отразились изящные гостиные столики с фарфоровой неглазурованной пластикой – бисквитом - «Купальщица» (по модели Э.Фальконе) и «Пастушок» (по модели М. Козловского).
|
6. В центре второго этажа – Зал. Сравнительно небольшой по площади он воспринимается достаточно просторным и торжественным. Эффект объемности Зала усиливается боковым освещением, идущим сквозь застекленные двери с лоджии – неотъемлемой части итальянского палаццо.
|
7. С правой стороны Зала, благодаря остекленной двухстворчатой двери, ведущей на балкон, и двум высоким окнам раскрываются виды на партер регулярного парка усадьбы. Обилие света подчеркивается высокими зеркалами, расположенными на противоположных простенках.
|
8.
Непосредственно с Залом, концентрировавшим в своем художественном решении основные эстетические принципы раннего русского классицизма, связывались Дубовая проходная и Наугольная гостиные.
|
9. Художественный облик Проходной определяет дубовая облицовка стен с профилированными филенками и золоченой рокайльной резьбой.
|
На склоне около Малого пруда в усадьбе Горки Ленинские находится грот с небольшой балюстрадой. Напротив грота - двухсотлетняя ива. С береговой дорожки просматривается перспектива на Большой дом. Грот был устроен на месте старого родника. |
10. Наугольная гостиная завершает группу парадных интерьеров второго этажа Итальянского домика. Функциональное ее назначение вполне определенно исполнять в системе дворцовых покоев роль Картинной. Здесь с XVIII века размещаются полотна голландских, фламандских, немецких, французских, итальянских мастеров, явно демонстрируя принадлежность данного интерьера к рангу блестящих, дворцовых. |
|
11. Мягкий полумрак от затеняющих окна высоких деревьев царит в маленьком Дубовом кабинете, где среди редкостной миниатюрной французской мебели из золоченой соломки «присела» необычная гостья с ребенком – живописная фигура-обманка (Россия, XVIII в.), одна из многих, «населявших» домики-павильоны. В дубовых филенках стен пристроились миниатюрные зеркала и цветочные натюрморты, среди которых картины голландского живописца Питера Кастельса (1684-1749 ). |
12. Неширокая одномаршевая лестница, ведущая на второй – парадный – этаж, неожиданно приобретает черты импозантности в изящном изгибе перил и сложном рисунке нарядных резных балясин цвета слоновой кости. Стены лестницы, как и встарь, украшены живописными полотнами русских и голландских художников XVII-XVIII веков. |
13. Небольшие же помещения первого этажа, зрительно более низкого, с квадратными окнами, были предназначены для размещения «раритетов»: редкостных картин из бисера и цветного мрамора, моделей иерусалимской и вифлиемской церквей в стеклянных футлярах, античной скульптуры и многого другого. |
14. Первый этаж. |
15. Дворцовый характер интерьеров второго этажа находит выражение и в архитектуре фасада: высоких оконных проемах, ажурных ограждениях лоджии и балкона, завершении карниза нарядной балюстрадой. |
Источники: |
Journal information