Квинтэссенцией элегантного, линеарно сдержанного, объемно и декоративно уравновешенного модерна Иванова-Шиц стало здания Главной Московской сберегательной кассы (1902-1907). В структуре его фасадов прочитывалось стремление к ордерной упорядоченности, а в деталях - прежняя приверженность к классицизированному "венскому" варианту модерна. В сооружении много мастерски нарисованных стильных декоративных деталей - лепные женские головки, орнаментальная рельефная тяга, металлическая ограда, латунные ручки входной двери, решетки каминных труб и брандмауэра на крыше...
Про архитектора Иванова-Шиц можно почитать у меня здесь, два других здания в стиле модерн Особняк Н. А. Терентьева, Петровский переулок, д.8 и Доходный дом А.С. Хомякова (магазин Мюр и Мерилиз), Кузнецкий Мост д.6/3. |
2. Улица Рахма́новский переу́лок (ранее Грязный переулок и Глухой переулок) названа по имени генерала Рахманова, владельца участка в переулке на углу с Петровкой. |
3. Улица Петровка в месте пересечения с Рахмановским переулком. Высо́ко-Петро́вский монасты́рь — мужской православный монастырь в Москве. Известен по письменным источникам с 1377 года. Основная часть современного архитектурного комплекса монастыря сооружена в 17-18 вв. В 1918 году был закрыт большевиками. Деятельность монастыря возобновлена с 2009 года. |
4. Рахмановский переулок сформировался в XVIII веке ещё до того, как река Неглинная была заключена в трубу. Переулок вёл от Петровки к берегу реки, где заканчивался тупиком, в связи с чем именовался Глухим. Из-за частых разливов Неглинной, заливавшей низкий правый берег, назывался также Грязным. |
5. Вид от Рахмановского переулка в сторону Звонарского переулка. |
6. К составлению проекта в 1902 год были привлечены трое известных зодчих К.М. Быковский, А.Ф. Мейснер и Иванов-Шиц. |
7. На конкурсной основе среди всех проектов был выбран проект И.А. Иванова-Шиц. |
8. П-образное сооружение с неглубоким курдонером перед центром фасада планировочно напоминает традиционную московскую усадьбу эпохи классицизма с парадным двором и флигелями крыльями. |
9. Фасадная структура здания схожа с ордерной, что очень характерно для почерка архитектора, предпочитавшего классицизированный венский вариант стиля модерн. |
10. Можно провести параллель между этой московской постройкой и знаменитой сберкассой Отто Вагнера в Вене. |
11. Центральный объем подчеркнут небольшим аттиком с декоративными треножниками по краям, вызывающими в памяти древнегреческие светильники. |
12. В сооружении много мастерски нарисованных стильных декоративных деталей - лепные женские головки, орнаментальная рельефная тяга, металлическая ограда, латунные ручки входной двери, решетки каминных труб и брандмауэра на крыше. |
13. Интерьеры залов оформлены в том же стилистическом ключе. |
14. По простоте и изысканности исполнения интерьеры Сберегательной кассы соперничали с элегнтными залами магазинов Морозовской мануфактуры в "Боярском дворе", созданном Ф.О. Шехтелем. |
15. Многие элементы отделки, в том числе первоначальная авторская осветительная арматура, утрачены. |
16. Весной 2010 года былас снята стильная подлинная ограда со стороны переулка и заменена малохудожественной решеткой, не имеющей ничего общего со стилем здания. |
17. Лепные женские головки. |
18. |
19. В XVIII веке на левой стороне переулка располагалась усадьба Гагариных — Касаткиных-Ростовских. В начале XX века на этом месте были построены два банковских здания, оба по проекту архитектора И. А. Иванова-Шица — дом № 3 (1907 год) и дом № 1/24 на углу с Петровкой (строительство завершено в 1920-х годах, ныне здание банка Петрокоммерц). |
На карте Московского модерна |
Спасибо, есть что добавить?
Journal information