Впервые проект грота в Лефортово на существующем месте был выполнен Н. Бидлоо в начале 1720-х гг. В состав его элементов входили фонтаны, статуя Геркулеса и позолоченные сфинксы. |
2. Грот в усадьбе Лефортово.
|
Стихия воды в камне – вот главная тема грота в усадьбе Кусково, которая звучит уже в архитектуре этого трехчастного барочного здания, построенного в 1756-1761 годах под руководством крепостного архитектора Шереметевых - Федора Семеновича Аргунова. Создается иллюзия, что из каменной вазы на куполе бьет фонтан, вода «растекается» по крыше, колоннам и тремя кругами расходится на основании здания. Усиливает впечатление отражение грота в зыбкой ряби воды. |
Впервые термин грот встречается в 1638 году в "Трактате о садоводстве по правилам природы и искусства (Traite du jardinage selon les raisons de la nature et de l‘art)" в главе, посвященной гротам, Жак Буасо напишет: «Гроты делаются для того, чтобы показать дикие пещеры, они могут быть встроены в природный каменный массив, либо быть возведены в отдельном месте. Также в них содержится тень, но ни в коем случае мрак». |
4. Грот в усадьбе Петровское-Разумовское.
|
Слово «грот» хорошо знакомо аквариумистам: так называют крошечные замки и пещерки, в темноту которых могут заплывать разноцветные рыбки. В классификации садово-парковых архитектурных сооружений грот может рассматриваться как частный пример каприза. Каприз или фолли (от англ. folly — причуда, каприз) — небольшое здание или иной архитектурный объект, применяемый обычно в дворцовых и парковых ансамблях, а также в современной городской среде. Обычно это забавное или экстравагантное здание, либо здание, предназначенное для иных нужд, нежели те, на которые указывают его конструкция или внешний вид. Грот, выполненный в «диком», пещерном стиле, представляет интерес и при создании «руинированного» ландшафта. |
Историография искусственных гротов в ренессансных садах Франции начинается с работ Луи Димье о Франческо Приматиччо (1900) и о Бернаре Палисси (1934). Люсиль М. Голсон (1971) устанавливает последовательную эволюцию гротов, начиная с грота Pins (Фонтенбло). Как полагает автор, именно влияние мастеров школы Фонтенбло, в первую очередь Франческо Приматиччо, а также мода на «стиль рустик» (mode rustique), заданная Себастьяно Серлио, являются определяющими в развитии как техническом, так и эстетическом искусства гротов и в его распространении во французском садово-парковом строительстве второй половины XVI века. Отголоски этих идей звучат и в итальянских виллах (нимфей виллы Джулиа, замок Фарнезе Виньолы).
|
В усадьбе Горенки грот - полуподземное сооружение из крупного булыжного камня с круглым купольным залом в центре и тремя извилистыми сводчатыми коридорами. Он был сложен из пористого не шлифованного камня и имел три выхода: на берег пруда, против дворца и на узкие боковые аллеи. |
Большой интерес в усадьбе Николо-Прозорово представляет грот XVIII века. "Двухэтажное кирпичное здание оригинальной треугольной формы со скошенными углами обработано в строгих формах классицизма. Фасады, завершенные щипцами, украшены пилястрами ионического ордера. Плоское шатровое покрытие на граненом основании, возможно, позднейшего происхождения. ", такое описание нам дает книга "Памятники архитектуры Московской области" в 1975 году, сейчас грот совсем не узнать... |
На склоне около Малого пруда в усадьбе Горки Ленинские находится грот с небольшой балюстрадой. Напротив грота - двухсотлетняя ива. С береговой дорожки просматривается перспектива на Большой дом. Грот был устроен на месте старого родника. |
10. Вид на усадьбу Горки Ленинские. Круглый малый пруд, грот (на заглавной фотографии в посте он же), главный дом. |
В начале XIX века царицынский парк был украшен не только павильонами, беседками и мостиками, но и другими «художественными затеями» - гротами, статуями и декоративными вазами. Они приятно декорировали основные дорожки и радовали взоры публики. Все эти парковые украшения известны по литературным описаниям и архивным документам, но не сохранились, увы, до нашего времени. |
11. Грот в усадьбе Царицыно. |
12. Вид с мостика в усадьбе Остафьево в сторону главного дома. Здесь раньше был грот. |
13. Фотограф Александр Гринберг возле грота в усадьбе Петровское-Разумовское 1910-1912 годы. |
Кроме приведенных выше усадеб, гроты были устроен в московских Кузьминках, усадьбе Рождественно (Истринский район), Петергофе, Царском Селе, Валуево, Кунцево, Кирицах, Никольское-Черенчицах, Истомино, Любаново, в усадьбе Разумовского на ул. Казакова в Москве, а также в Александровском саду. Подобные сооружения можно видеть практически везде, где строил архитектор Львов - в Василеве, Митине, Знаменском-Райке. Про гроты в этих усадьбах расскажу в следующий раз ) |
Источники: |
http://www.onlinedics.ru/slovar/arh/h/grot.html L.Dimier. Le Primatice : peintre, sculpteur et architecte des Rois de France. Essai sur la vie et les ouvrages de cet artiste suivi d’un catalogue raisonné de ses dessins et compostions gravées, Paris, 1900; его же, Bernard Palissy rocailleur, fontenier et décorateur de jardins/ Gazette des Beaux- Arts, t. XII, 1934, 2, p. 8-29.
L. M. Golson. Serlio, Primaticcio and the architectural grotto/ Gazette des Beaux-Arts, t. LXXVII, février 1971, p. 95-108. |
Вспоминайте, в какой еще усадьбе Вы видели грот?
Journal information