Продолжаю рассказы про усадебных фотогорафов 1920-1930-х гг.Я уже делал подборку фотографий Гринберга, Юрия Еремина, сегодня рассказ про П.В.Клепикова. После революции Клепиков – фотограф-художник, ставший известным благодаря артистичным съемкам архитектуры. На его снимках усадьбы Марфино, Царицыно, Высокие Горы, Николо-Урюпино, Кусково, Быково. На заглавной фотографии портик главного фасада дворца графа Разумовского, фото 1944 года... |
Клепиков родился в 1884 году в Архангельской губернии. Фотографией, как любитель, начал заниматься в 1901 году. В 1905 г. поступил на военную службу, окончил Чугуевское пехотное училище и Севастопольскую авиационную школу. Во время Первой мировой войны Пётр Клепиков в званиях поручик и штабс-капитан – один из первых русских пилотов-специалистов по аэрофотосъемке. Выполнил большое количество аэрофотосъёмок австрийских позиций в районе города Радом. Клепиков написал учебное пособие по аэрофотосъемке для пилотов (1915). После революции Клепиков – фотограф-художник, ставший известным благодаря артистичным съемкам архитектуры. Одновременно Клепиков выставляется среди пикториалистов с пейзажами и изящными фотографиями-виньетками. Ему были присущи драматизм и монументальность (особенно ярко выраженные в построении диагональных контрастных композиций), оттененные лирическими деталями. Не удивительно, что любимыми сюжетами фотографа были массивные псковские соборы и тонкие силуэты деревьев на фоне неба. Впервые художественные произведения Клепиков выставляет в Москве в начале 1920-х годов, когда становится членом РФО и членом редколлегии журнала «Фотограф». В середине 1920-х годов Клепиков участвует в летних экспедициях в Крым вместе с Ереминым и самостоятельно совершает поездки на Русский Север. Работая для Общества охраны памятников и в фотоотделе Интуриста на протяжении 1920-1950-х годов он печатает в технике прямой печати фотографии архитектуры, и создает бромойли тех же сюжетов в 1920-1930-х годах, которые были представлены на крупнейших советских и многих зарубежных выставках, особенно с 1928 по 1937 годы. Многогранность натуры Клепикова подчёркивает его изобретательская деятельность – он автор специальной подвески аэрофотоаппарата, изобретеённой в 1917году, в 1930-е гг. изобретает зеркальную насадку к фотоаппарату ФЭД и конструирует электорокисть для бромойля. В 1962 году в Москве посмертная выставка произведений П. Клепикова демонстрировалась в Центральном доме журналиста и Московском доме учёных. |
|
2. 1925 год. Усадьба Марфино, псарня. |
3. Мотив для декорации (усадьба Николо-Урюпино), 1924 год. |
4. Архитектурный мотив (Церковь в усадьбе Быково). 1920-е годы. |
5. 1943 год. Усадьба Высокие Горы. |
6. 1943 год. Высокие Горы |
7. 1945 год. Кусково. |
8. 1948 год. Усадьба Высокие Горы. |
|
9. 1948 год. Усадьба Царицыно. |
10. П. Клепиков «Подмосковная усадьба Марфино». Автор удачно использовал солнечный свет. Он создает отражение на воде, благодаря которому изображение выглядит объемным. Покоем веет от этого снимка. Нет ряби на воде, не колышутся листья на деревьях. Снимок ритмичен и строен по композиции. |
Краткая биография: Выставки: |
Источники: |
Тихое сопротивление. Русский пикториализм 1900 – 1930-х гг.; http://mamlas.livejournal.com/902147.html |
Спасибо, есть что добавить? </html>
Journal information