Вадим (vadimrazumov.ru) wrote,
Вадим
vadimrazumov.ru

Categories:
  • Music:

Усадьба ЦАРИЦЫНО, г. Москва (часть 4)

"Здание это, с восемью высокими башнями напоминает какую-то гигантскую гробницу, стоящую на катафалке и окруженную недвижно стоящими какими-то гигантскими монахами со свечами в руках, впечатление эта неудачная постройка производит унылое, удручающее» (Пыляев, 1891]. «Черные башни дворца, повелевающего окрестностями, и выпуклая длинная кровля его, издали подобны отшельникам, держащим гроб какого-нибудь великана» (Воейков А. Ф. Царицыно.). Н. А. Греч (1932, 1995) в своем «Венке усадеб» пишет: «Существует широко известная легенда, что Екатерина II, посетившая строившееся Баженовым Царицыно, нашла в архитектуре дворца сходство с гробом, и, отстранив поэтому руководившего постройками архитектора, передала работу Казакову». У В. Снегирева (1937, с. 97) в его монографии «Архитектор В. И. Баженов» написано: «Рассказывают, что главный корпус, продолговатой формы, с башнями по углам показался императрице похожим на катафалк с погребальными факелами, а внутренние тесноватые помещения напомнили ей тюремные камеры. «Это острог, а не дворец», будто бы воскликнула императрица»...Вот такой образ дворца-гроба в Царицыино кочевал из издания в издание, обрастая подробностями, а мы заканчиваем фотопрогулку по Царицыно...

усадьба Царицыно 6 ноября 2013 г.



Усадьба
ЦАРИЦЫНО


Часть 4.
Нерастанкино, арка на острове и беседка "Храм Цереры".



Годуновы, Стрешневы, Голицыны,
Кантемиры, Романовы




М О С К В А


Усадьба ЦАРИЦЫНО. Часть 1. Знакомство с усадьбой.
Усадьба ЦАРИЦЫНО. Часть 2. Церковь Пресвятой Богородицы, большой мост.
Усадьба ЦАРИЦЫНО. Часть 3. Главный дворец, парк, павильон "Миловида" и Башня-руина.
Усадьба ЦАРИЦЫНО. Часть 4. Нерастанкино, арка на острове и беседка "Храм Цереры".
Усадьба ЦАРИЦЫНО. Часть 5. Старые фотографии, чертежи и карты.

После Октябрьской революции 1917 г. в Царицыне возник Совет крестьянских и солдатских депутатов, с марта 1918 года размещавшийся в Смотрительском доме. Его председателем в 1918–1925 гг. был пролетарский поэт и революционер Ф. С. Шкулёв. На основе дачных местностей Старое Царицыно, Новое Царицыно, Поповка, Воробьёвка и Покровская сторона сложился посёлок Ленино, ставший районным центром. В 1926 г. в нём проживало почти пять тысяч человек, и это был самый большой подмосковный дачный посёлок.

Учитывая большую посещаемость парка (около 30 000 человек в год), было решено создать музей с экспозицией по истории Царицына в Третьем Кавалерском корпусе (в первой половине 1920-х годов в нём размещался летний детский дом). Открытие Царицынского историко-художественного и краеведческого музея состоялось 21 июля 1927 года. Его директором был назначен В. В. Казанцев. Экспозиция занимала четыре помещения и отражала основные этапы истории Царицына: от «вятических» времён ХI–ХII вв. до «дачного» Царицына рубежа ХIХ–ХХ вв.

усадьба Царицыно
2. Историческое название павильона "Нерастанкино" обыгрывает поэтическую мысль о муках расставания всякой чувствительной души с дорогими для нее ценностями, будь то красоты искусства и придорыд или любимый человек. В XIX веке «Нерастанкино» называли даже «Храмом меланхолии», ибо всегда приходится с чем-то когда-то расставаться…
 
усадьба Царицыно
3. В южной части Верхнего пруда, напротив павильона «Нерастанкино», возник в XVIII веке маленький уютный залив с двумя крошечными островками для разведения водоплавающей птицы. В начале XIX столетия этим островкам нашли художественное применение. Они стали опорами для нового архитектурного сооружения – так называемой «Арки – руины» (1804).
 
усадьба Царицыно
4. Скульптура возле беседки "Храм Цереры".
 
усадьба Царицыно
5. По легенде, тет двадцать тому назад тут была поймана щука с золотой серьгой, на которой виднелась корона и имя царицы Екатерины II. Говорили, что когда-то, чуть ли не лет тридцать тому назад, здесь был пойман карп с именем царя Бориса на серьге. Наш покойный драматург А. Н. Островский каждое лето здесь сиживал с удочкой.
 
В 1927–1929 гг. под руководством архитектора Н. А. Пустарханова была проведена реставрация павильонов «Миловида» и «Нерастанкино», беседки «Храм Цереры», а также Фигурных ворот. В беседке установили, взамен давно утраченной, статую богини Цереры из имения Боде-Колычевых Лукино.

В 1930 г., когда в Ленинском районе проводилась сплошная коллективизация сельского хозяйства, музей был переименован в «Ленинский краеведческий музей садово-огородного района». Основу экспозиции с этих пор составляли картограммы и диаграммы развития Ленинского района, муляжи плодов, банки с заспиртованными рыбами. В 1937 в парке сгорел кинотеатр и было принято решение разместить его в здании Третьего Кавалерского корпуса. 11 июня 1937 года музей был закрыт. Стихийно возникшие в Хлебном доме в послереволюционные годы коммунальные квартиры существовали вплоть до 1970-х годов. В 1932 году были разобраны на кирпич внутренние стены Второго Кавалерского корпуса. Первый Кавалерский корпус, искаженный перестройками (здание стало 3-этажным), приспособили для размещения Ленинского райисполкома. Перед его главным фасадом появилась статуя В. И. Ленина.

Перед Великой Отечественной войной была закрыта царицынская церковь: в ней разместилась трансформаторная подстанция. После войны была проведена паспортизация архитектурных памятников Царицына, подтвердившая плачевность их состояния. В 1958–1961 гг. под наблюдением архитектора М. В. Дьяконова проводились ремонтно-восстановительные работы по сооружениям Царицынского парка. В 1960 году Царицыно, как и другие территории в пределах Московской кольцевой дороги, вошло в состав Москвы и началась новая эпоха его истории.
 
усадьба Царицыно
6. Беседка "Храм Цереры". Цере́ра (лат. Cerēs, род. п. Cereris) — древнеримская богиня, вторая дочь Сатурна и Реи (в греческой мифологии ей соответствует Деметра). Её изображали прекрасной матроной с фруктами в руках, ибо она считалась покровительницей урожая и плодородия (нередко вместе с Анноной — покровительницей жатвы).
 
усадьба Царицыно
7. Общая площадь Верхнего пруда составляет около 10 гектаров (при глубине до 2 метров). В 2006-2007 годах проведена его экологическая реабилитация с реконструкцией береговых дорожек, мостиков и пристаней по проектам коллектива архитекторов и реставраторов под началом А.Н. Оболенского.
 
усадьба Царицыно
8. Это была вторая в Царицыне (после парковой «Башни-руины») постройка в жанре искусственных руин, призванных пробуждать в образованной публике приятные историко-культурные ассоциации. Она имитировала фрагмент некой античной белокаменной аркады. Под ее сводом между двумя островками можно было в XIX веке проплыть на лодке. В этой связи возникло сентиментальное название сооружения – «Русалкины ворота».
 
усадьба Царицыно
9. Возле пруда сохранился вот такой межевой столб. Про них можно почитать здесь.
 
С 1960-х годов облик Царицына, ставшего частью Москвы, начинает стремительно меняться. На месте бывших подмосковных деревень и дачных поселков и садов вырастают жилые кварталы столичных микрорайонов «Ленино», «Орехово-Северное» и др. Сельские дороги превращаются в транспортные магистрали. Прежняя сельская тишина царицынских ландшафтов сменяется несмолкаемым шумом мегаполиса. В конце 1960-х годов специалисты Моспроекта – 3 под руководством архитектора В. Я. Либсона начали разработку проектов научной реставрации его архитектурных и ландшафтных памятников. Однако практическое осуществление реставрационных задач оказалось сложным, и к концу 1970-х годов царицынский ансамбль вновь оказался бесхозным. В 1982 году Министерство культуры СССР создает Государственный музей декоративно-прикладного искусства народов СССР. Первым его директором стал народный художник СССР И. С. Глазунов. Разместить новый всесоюзный музей решили в Царицыне, поэтому И. С. Глазунову предложили продолжить прерванную ранее реставрацию царицынского ансамбля под музейные цели. Уже в годы горбачевской перестройки научный коллектив музея предложил Министру культуры СССР Н. Н. Губенко преобразовать его в музей-заповедник «Царицыно» с концепцией многопрофильного историко-культурного и музейно-выставочного комплекса. Осуществить это удалось в 1993 году после принятия решения Правительства России о создании Государственного историко-архитектурного, художественного и ландшафтного музея-заповедника «Царицыно».

К 2001 году была завершена реставрация практически всех, кроме Хлебного дома, построек В. И. Баженова.
 
усадьба Царицыно
10. К XX веку постройка изрядно разрушилась, а два островка соединились в один, обросший деревьями и кустарниками.
 
усадьба Царицыно
11. В 2006-2007 годах «Арка – руина» была реконструирована и вновь украсила водные просторы. Она является, бесспорно, одним из самых романтичных декоративных украшений Верхнего пруда.
 
усадьба Царицыно
12. Мост в устье реки Язвенки.
 
усадьба Царицыно
13. ерез «гротесковые» мостики от павильона «Нерастанкино» или по «Утренней дорожке» со склона берегового холма пруда можно подойти к беседке «Храм Цереры» («Золотой сноп»).
 
В 2004 году Правительство России приняло решение – передать музей под управление Правительства Москвы. Мэр Москвы того времени Ю. М. Лужков не замедлил с программой дальнейших действий. И всего за три года музей-заповедник превратился в крупнейший на юге Москвы историко-культурный, музейно-выставочный, природоохранный, досугово-рекреационный и туристический комплекс с общей площадью свыше 700 гектар. Выполненные в 2005-2007 гг. работы по реставрации и воссозданию из руин архитектурных памятников, прежде всего Хлебного дома и Большого дворца, благоустройству природной территории, реабилитации Царицынской прудовой системы завершили более чем двухвековой Царицынский «долгострой», открыли новую страницу в истории выдающегося архитектурного памятника, стали мощным импульсом в творческой деятельности и развитии музея-заповедника «Царицыно». Сегодня, помимо выдающегося памятника русской истории и культуры – архитектурного ансамбля и исторического пейзажного парка в состав государственного музея-заповедника «Царицыно» входят один из старейших и крупнейших в Москве каскад Царицынских и Борисовских прудов (150 га), многочисленные памятники архитектуры и объекты культурного наследия XVIII-XIX вв., уникальные художественные коллекции русского и мирового искусства (более 32 тыс. экспонатов), в том числе крупнейшая в России коллекция произведений декоративного искусства республик бывшего СССР.
 
усадьба Царицыно
14. Она построена в 1805 году по проекту И.В. Еготова и является общепризнанным шедевром московского зодчества начала XIX века в стиле ампир.
 
усадьба Царицыно
15. Из множества подобных беседок в исторических парках и садах России «Храм Цереры» («Золотой сноп» выделяется утонченными пропорциями всех элементов – восьми колонн ионического ордера, антаблемента, балюстрады, купола. Быть может, один из секретов особого шарма царицынской беседки – в существенном (около 5 см) наклоне колонн к центру. Пленяет и ее местоположение на вершине высокого холма с дивным видом на долину речки Язвенки.
 
усадьба Царицыно
16. Склон берегового холма.
 
Уникальность проекта воссоздания «Царицыно» – прежде всего Хлебного дома и Большого дворца, проявляется в том, что, сохранив историко-культурную ценность зданий, архитекторам удалось при всей сложности задачи приспособить их под музейные цели - вписать в старый архитектурный проект современную музейную «начинку». Инженерное оборудование дворцов состоит из множества наисовременнейших и сложнейших технических систем, обеспечивающих жизнедеятельность музея и сохранность размещенных в них шедевров искусства. Музей-заповедник «Царицыно» - один из немногих в России музеев, полностью приспособленный под нужны инвалидов-колясочников. Все помещения музея оборудованы пандусами, лифтами и специальными подъемниками. Внутренний дворик Хлебного дома был перекрыт стеклянным куполом, образовавшим уютный зал-атриум, в котором проходят концерты классической музыки. Большой Дворец стал интересен не только своим архитектурным обликом, но и потрясающими дворцовыми интерьерами. Парадные залы, реконструированные в стиле XVIII века, поражают своим великолепием. Парадная лестница, проходящая через все этажи дворца, стала его истинным украшением: позолота, зеркала, канделябры и мраморные пилястры напоминают о роскоши и великолепии прошлых веков. Главный, ставший двухсветным, зал дворца, названный «Екатерининским», украсила мраморная статуя императрицы работы известного русского скульптора А. М. Опекушина. «Царицыно» - это не только музей, но и прекрасный английский пейзажный парк с восстановленными историческими дорожками и аллеями, освещением, цветниками и скамейками. На Верхнем царицынском пруду был открыт уникальный светомузыкальный фонтан. Царицынский фонтан – фактически единственный светомузыкальный фонтан, возведенный в естественном водоеме, к фонтану ведут ажурные мосты, соединившие два берега верхнего Царицынского пруда. Площадь чаши фонтана составляет 2400 кв. м, каждая из 915 струй может подняться на высоту до 15 метров, а световые эффекты обеспечивают 2583 подводных светильника. Центральный компьютер синхронизирует работу света, воды и музыкального сопровождения. Перед парадно-входным павильоном в дворцовый комплекс ко Дню города Москвы-2007 установлен памятник В. И. Баженову и М. Ф. Казакову работы скульптора Л.М. Баранова – как свидетельство почтения потомков творческому величию и архитектурному мастерству двух великих зодчих. К настоящему времени музей-заповедник «Царицыно» - крупнейший музейно-выставочный, историко-культурный, природный, досуговый и туристский комплекс Москвы. В великолепно оснащенных залах музея проводятся выставочные проекты с участием лучших российских музеев и галерей. «Царицыно» предлагает своим посетителям различные образовательные программы, экскурсии, на территории и во дворцах проводятся музыкальные концерты, представления, общегородские празднества. Музей ХХI века – так коротко можно охарактеризовать музей-заповедник «Царицыно» сегодня.
 
усадьба Царицыно
17. Название «Храм Цереры» связано с тем, что изначально под куполом беседки была установлена каменная статуя Цереры – древнеримской богини плодородия, держащей в руках серп и пучок колосьев.
 
усадьба Царицыно
18. К XX веку статуя была утрачена, и беседку стали называть «Золотым снопом», поскольку ее купол был декорирован пучком колосьев из золотистой меди.
 
усадьба Царицыно
19. Во время реконструкции усадьбы в ней установлена статуя богини Цереры работы скульптора Александра Бурганова.
 
усадьба Царицыно
20. Вид от беседки "Храм Цереры".
 
усадьба Царицыно
21. В начале XIX века, по историческим описаниям, царицынский парк был украшен несколькими каменными статуями – то ли привезенными из-за границы, то ли изготовленными в России. Ни одна из них, увы, не сохранилась.
 
усадьба Царицыно
22.
 
усадьба Царицыно
23. Склон "Ласточка" и вид на московский район Орехово.
 
усадьба Царицыно
24. Если стоять внизу у «Бараньего лба», то склон выглядит, как Ласточка с распахнутыми крыльями. В народе еще существовало название «Ласточкина гора».
 
усадьба Царицыно
25.
 
усадьба Царицыно
26. Гротесковый мост и дорожка к "Нерастанкино".
 
усадьба Царицыно
27. Овраг.
 
усадьба Царицыно
28. При реконструкции парка в 2006-2007 годах вдоль некоторых его дорожек установлены скульптуры античных богинь Минервы и Дианы, а также нимфы дриады работы скульптора Александра Бурганова.
 
усадьба Царицыно
29. Скульптура Дриады.
 
усадьба Царицыно
30.
 
усадьба Царицыно
31. Рядом с «Башней – руиной» аллея «Утренняя дорожка» пересекается с Большим проспектом (Большой липовой аллеей).
 
усадьба Царицыно
32. рудно не заметить поблизости желто-белый павильон под названием «Нерастанкино» (1803). Подобно «Миловиде» он создан И.В. Еготовым в стиле ампир». Это сооружение являет собой открытый зал с боковыми нишами – эркерами и небольшим куполом по центру. Главные фасады оформлены фронтонами с четырьмя колоннами тосканского ордена. Здание напоминает маленький античный храм – одновременно и строгий по пропорциям, и интимный по настроению.
 
усадьба Царицыно
33. Вид от "Нерастанкино" в сторону арки на острове.
 
усадьба Царицыно
34. Для удобного подхода к "Нерастанкино" через овраг были сооружены в начале XIX века три мостика из красного кирпича и грубого («гротескового») камня. К концу XX сохранились в руинах лишь два из них – «Большой» и «Малый». Они отреставрированы в 2006-2007 гг., а третий воссоздан заново по проекту коллектива архитекторов - реставраторов под началом М.Д. Голубина.
 
усадьба Царицыно
35. Грот. В начале XIX века царицынский парк был украшен не только павильонами, беседками и мостиками, но и другими «художественными затеями» - гротами, статуями и декоративными вазами. Они приятно декорировали основные дорожки и радовали взоры публики. Все эти парковые украшения известны по литературным описаниям и архивным документам, но не сохранились, увы, до нашего времени. В ходе реконструкции парка в 2005-2007 годах были открыты археологические остатки большого грота на береговой дорожке Верхнего пруда у подножия холма под павильоном «Миловида». Это основательное сооружение состояло из трех земляных ниш, убранных внутри разноцветными каменьями, ракушками и кореньями. В будущем это примечательное произведение русского садово – паркового искусства XIX века предполагается восстановить по архивным свидетельствам. К настоящему времени воссоздан небольшой грот по «Утренней дорожке». Он сложен из красного кирпича и белого камня на склоне холма под павильоном «Нерастанкино». В этом вновь возникшем царицынском гроте укрылась теперь статую нимфы работы скульптора Александра Сусликова.
 
усадьба Царицыно
36.
 
усадьба Царицыно
37. Царицынский парк начал формироваться в первой половине XVIII века. Тогдашние владельцы усадьбы князья Кантемиры разбивали его во «французском вкусе» с геометрической сеткой древесных кущ и прогулочных магистралей. Каркасом того «регулярного» парка стали четыре прямых проспекта-аллеи. Все они фрагментарно сохранили первоначальное местоположение, а отчасти и свой чопорно-скучливый вид.
 
усадьба Царицыно
38. Скульптура Минервы и курганы вятичей.
 
усадьба Царицыно
39. В журнале «Клуб «Эра Водолея». №7, 1999 вышла публикация с новой царицынской легендой, связанной с древнейшей историей Царицына – эпохой вятичей. Легенда весьма поэтична и рассказывает о племени, жившем на этих землях, их «молодой владычице Огде» и о дарах «от теплых морей» - «свитках, кресте и колоколе». «Владычица Огда приказала повесить колокол на березу, которой поклонялись вятичи, а крест и письмена хранить как главные святыни племени». Воин Вирь обещал, что «останусь ли живым, нет ли, но во все времена буду оповещать крепь-городище на реке Маса (по-видимому имеется в виду Москва-река) о беде-тревоге…». «И только звон колокольный уже много веков разносится над Царицыно». Дается и новое объяснение «внезапной перемены отношения императрицы к детищу Баженова». Автором утверждается, что «стали являться во сне к императрице древние старцы и стали умолять не тревожить древнюю землю вятичей. Не беспокоить ее ни огнями, ни гульбищами, ни потехами, чтобы не заглушить звуки колокола, не прозевать беду-тревогу
 
усадьба Царицыно
40. Курганы вятичей. Важнейшие раскопки произвел в 1994 году выдающийся ученый – археолог А.В. Арциховский. Интерес находки из царицынских курганов, отражающие быт и верования древних славян, хранятся теперь в Историческом музее, Музее МГУ им. М.В. Ломоносова и музее-заповеднике «Царицыно».
 
усадьба Царицыно
41. Скульптура Дианы.
 
усадьба Царицыно
42. По одной из легенд, во дворце во время строительства завелись привидения. Екатерина послала дознавателя, который, влезши на дерево, наблюдал за строителями и, увидев что-то черное, упал с дерева и в одночасье поседел. На Большой поляне регулярно собирается шабаш ведьм, особенно в Вальпургиеву ночь.
 
усадьба Царицыно
43. Галерея-ограда с воротами - декоративное сооружение, отделявшее парадную часть усадьбы от сада, построено архитектором В.И. Баженовым в 1784-1785 гг. Галерея расположена между Кухонным корпусом и Большим дворцом архитектора М.Ф. Казакова, возникшим на месте первоначальных Главных корпусов дворца. Галерея представляет собой преграду, составленную из двух близко поставленных стен.
 
усадьба Царицыно
44. Два друга Баженов и Казаков.

Спасибо, есть что добавить?

Tags: А. Белый, Александр II, Баженов, Борис Годунов, Годуновы, Голицыны, Городня, Екатерина II, И.А. Бунин, И.В. Еготов, И.Е. Забелин, Кантемиры, Л.В. Собинов, Л.Н. Андреев, Л.Н. Толстой, М.А. Врубель, М.Ф. Казаков, Москва, Николай I, Потемкины, Романовы, Стрешневы, Ф.И. Шаляпин, Френсис Рид, Царицыно, Черепишка, Черная Грязь, Язвенка, барокко, готика, гризайль, гроты, дворцы, классицизм, курганы, масоны, межевые столбы, музеи, осень, парки, пруды, реки, ротонды, руины, скульптура, усадьбы, фото 2013, церкви
Subscribe

promo vadimrazumov.ru november 6, 10:41 5
Buy for 100 tokens
Этот волнительный, но очень важный для меня момент настал! В конце каждого года блог "Летопись русской усадьбы" презентует календарь с моими работами. И если в прошлом году мы вдохновлялись Пушкиным и старыми парками с "Приютом задумчивых дриад", то в этом году нас ждут "Акценты". Какие они? Яркие…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments