6 ноября 2013 г. Усадьба ЦАРИЦЫНО Часть 4. Нерастанкино, арка на острове и беседка "Храм Цереры". Годуновы, Стрешневы, Голицыны, Кантемиры, Романовы М О С К В А |
Усадьба ЦАРИЦЫНО. Часть 1. Знакомство с усадьбой.
Усадьба ЦАРИЦЫНО. Часть 2. Церковь Пресвятой Богородицы, большой мост.
Усадьба ЦАРИЦЫНО. Часть 3. Главный дворец, парк, павильон "Миловида" и Башня-руина.
Усадьба ЦАРИЦЫНО. Часть 4. Нерастанкино, арка на острове и беседка "Храм Цереры".
Усадьба ЦАРИЦЫНО. Часть 5. Старые фотографии, чертежи и карты.
После Октябрьской революции 1917 г. в Царицыне возник Совет крестьянских и солдатских депутатов, с марта 1918 года размещавшийся в Смотрительском доме. Его председателем в 1918–1925 гг. был пролетарский поэт и революционер Ф. С. Шкулёв. На основе дачных местностей Старое Царицыно, Новое Царицыно, Поповка, Воробьёвка и Покровская сторона сложился посёлок Ленино, ставший районным центром. В 1926 г. в нём проживало почти пять тысяч человек, и это был самый большой подмосковный дачный посёлок. Учитывая большую посещаемость парка (около 30 000 человек в год), было решено создать музей с экспозицией по истории Царицына в Третьем Кавалерском корпусе (в первой половине 1920-х годов в нём размещался летний детский дом). Открытие Царицынского историко-художественного и краеведческого музея состоялось 21 июля 1927 года. Его директором был назначен В. В. Казанцев. Экспозиция занимала четыре помещения и отражала основные этапы истории Царицына: от «вятических» времён ХI–ХII вв. до «дачного» Царицына рубежа ХIХ–ХХ вв. |
2. Историческое название павильона "Нерастанкино" обыгрывает поэтическую мысль о муках расставания всякой чувствительной души с дорогими для нее ценностями, будь то красоты искусства и придорыд или любимый человек. В XIX веке «Нерастанкино» называли даже «Храмом меланхолии», ибо всегда приходится с чем-то когда-то расставаться… |
3. В южной части Верхнего пруда, напротив павильона «Нерастанкино», возник в XVIII веке маленький уютный залив с двумя крошечными островками для разведения водоплавающей птицы. В начале XIX столетия этим островкам нашли художественное применение. Они стали опорами для нового архитектурного сооружения – так называемой «Арки – руины» (1804). |
4. Скульптура возле беседки "Храм Цереры". |
5. По легенде, тет двадцать тому назад тут была поймана щука с золотой серьгой, на которой виднелась корона и имя царицы Екатерины II. Говорили, что когда-то, чуть ли не лет тридцать тому назад, здесь был пойман карп с именем царя Бориса на серьге. Наш покойный драматург А. Н. Островский каждое лето здесь сиживал с удочкой. |
В 1927–1929 гг. под руководством архитектора Н. А. Пустарханова была проведена реставрация павильонов «Миловида» и «Нерастанкино», беседки «Храм Цереры», а также Фигурных ворот. В беседке установили, взамен давно утраченной, статую богини Цереры из имения Боде-Колычевых Лукино. В 1930 г., когда в Ленинском районе проводилась сплошная коллективизация сельского хозяйства, музей был переименован в «Ленинский краеведческий музей садово-огородного района». Основу экспозиции с этих пор составляли картограммы и диаграммы развития Ленинского района, муляжи плодов, банки с заспиртованными рыбами. В 1937 в парке сгорел кинотеатр и было принято решение разместить его в здании Третьего Кавалерского корпуса. 11 июня 1937 года музей был закрыт. Стихийно возникшие в Хлебном доме в послереволюционные годы коммунальные квартиры существовали вплоть до 1970-х годов. В 1932 году были разобраны на кирпич внутренние стены Второго Кавалерского корпуса. Первый Кавалерский корпус, искаженный перестройками (здание стало 3-этажным), приспособили для размещения Ленинского райисполкома. Перед его главным фасадом появилась статуя В. И. Ленина. Перед Великой Отечественной войной была закрыта царицынская церковь: в ней разместилась трансформаторная подстанция. После войны была проведена паспортизация архитектурных памятников Царицына, подтвердившая плачевность их состояния. В 1958–1961 гг. под наблюдением архитектора М. В. Дьяконова проводились ремонтно-восстановительные работы по сооружениям Царицынского парка. В 1960 году Царицыно, как и другие территории в пределах Московской кольцевой дороги, вошло в состав Москвы и началась новая эпоха его истории. |
6. Беседка "Храм Цереры". Цере́ра (лат. Cerēs, род. п. Cereris) — древнеримская богиня, вторая дочь Сатурна и Реи (в греческой мифологии ей соответствует Деметра). Её изображали прекрасной матроной с фруктами в руках, ибо она считалась покровительницей урожая и плодородия (нередко вместе с Анноной — покровительницей жатвы). |
7. Общая площадь Верхнего пруда составляет около 10 гектаров (при глубине до 2 метров). В 2006-2007 годах проведена его экологическая реабилитация с реконструкцией береговых дорожек, мостиков и пристаней по проектам коллектива архитекторов и реставраторов под началом А.Н. Оболенского. |
8. Это была вторая в Царицыне (после парковой «Башни-руины») постройка в жанре искусственных руин, призванных пробуждать в образованной публике приятные историко-культурные ассоциации. Она имитировала фрагмент некой античной белокаменной аркады. Под ее сводом между двумя островками можно было в XIX веке проплыть на лодке. В этой связи возникло сентиментальное название сооружения – «Русалкины ворота». |
9. Возле пруда сохранился вот такой межевой столб. Про них можно почитать здесь. |
С 1960-х годов облик Царицына, ставшего частью Москвы, начинает стремительно меняться. На месте бывших подмосковных деревень и дачных поселков и садов вырастают жилые кварталы столичных микрорайонов «Ленино», «Орехово-Северное» и др. Сельские дороги превращаются в транспортные магистрали. Прежняя сельская тишина царицынских ландшафтов сменяется несмолкаемым шумом мегаполиса. В конце 1960-х годов специалисты Моспроекта – 3 под руководством архитектора В. Я. Либсона начали разработку проектов научной реставрации его архитектурных и ландшафтных памятников. Однако практическое осуществление реставрационных задач оказалось сложным, и к концу 1970-х годов царицынский ансамбль вновь оказался бесхозным. В 1982 году Министерство культуры СССР создает Государственный музей декоративно-прикладного искусства народов СССР. Первым его директором стал народный художник СССР И. С. Глазунов. Разместить новый всесоюзный музей решили в Царицыне, поэтому И. С. Глазунову предложили продолжить прерванную ранее реставрацию царицынского ансамбля под музейные цели. Уже в годы горбачевской перестройки научный коллектив музея предложил Министру культуры СССР Н. Н. Губенко преобразовать его в музей-заповедник «Царицыно» с концепцией многопрофильного историко-культурного и музейно-выставочного комплекса. Осуществить это удалось в 1993 году после принятия решения Правительства России о создании Государственного историко-архитектурного, художественного и ландшафтного музея-заповедника «Царицыно». К 2001 году была завершена реставрация практически всех, кроме Хлебного дома, построек В. И. Баженова. |
10. К XX веку постройка изрядно разрушилась, а два островка соединились в один, обросший деревьями и кустарниками. |
11. В 2006-2007 годах «Арка – руина» была реконструирована и вновь украсила водные просторы. Она является, бесспорно, одним из самых романтичных декоративных украшений Верхнего пруда. |
12. Мост в устье реки Язвенки. |
13. ерез «гротесковые» мостики от павильона «Нерастанкино» или по «Утренней дорожке» со склона берегового холма пруда можно подойти к беседке «Храм Цереры» («Золотой сноп»). |
В 2004 году Правительство России приняло решение – передать музей под управление Правительства Москвы. Мэр Москвы того времени Ю. М. Лужков не замедлил с программой дальнейших действий. И всего за три года музей-заповедник превратился в крупнейший на юге Москвы историко-культурный, музейно-выставочный, природоохранный, досугово-рекреационный и туристический комплекс с общей площадью свыше 700 гектар. Выполненные в 2005-2007 гг. работы по реставрации и воссозданию из руин архитектурных памятников, прежде всего Хлебного дома и Большого дворца, благоустройству природной территории, реабилитации Царицынской прудовой системы завершили более чем двухвековой Царицынский «долгострой», открыли новую страницу в истории выдающегося архитектурного памятника, стали мощным импульсом в творческой деятельности и развитии музея-заповедника «Царицыно». Сегодня, помимо выдающегося памятника русской истории и культуры – архитектурного ансамбля и исторического пейзажного парка в состав государственного музея-заповедника «Царицыно» входят один из старейших и крупнейших в Москве каскад Царицынских и Борисовских прудов (150 га), многочисленные памятники архитектуры и объекты культурного наследия XVIII-XIX вв., уникальные художественные коллекции русского и мирового искусства (более 32 тыс. экспонатов), в том числе крупнейшая в России коллекция произведений декоративного искусства республик бывшего СССР. |
14. Она построена в 1805 году по проекту И.В. Еготова и является общепризнанным шедевром московского зодчества начала XIX века в стиле ампир. |
15. Из множества подобных беседок в исторических парках и садах России «Храм Цереры» («Золотой сноп» выделяется утонченными пропорциями всех элементов – восьми колонн ионического ордера, антаблемента, балюстрады, купола. Быть может, один из секретов особого шарма царицынской беседки – в существенном (около 5 см) наклоне колонн к центру. Пленяет и ее местоположение на вершине высокого холма с дивным видом на долину речки Язвенки. |
16. Склон берегового холма. |
Уникальность проекта воссоздания «Царицыно» – прежде всего Хлебного дома и Большого дворца, проявляется в том, что, сохранив историко-культурную ценность зданий, архитекторам удалось при всей сложности задачи приспособить их под музейные цели - вписать в старый архитектурный проект современную музейную «начинку». Инженерное оборудование дворцов состоит из множества наисовременнейших и сложнейших технических систем, обеспечивающих жизнедеятельность музея и сохранность размещенных в них шедевров искусства. Музей-заповедник «Царицыно» - один из немногих в России музеев, полностью приспособленный под нужны инвалидов-колясочников. Все помещения музея оборудованы пандусами, лифтами и специальными подъемниками. Внутренний дворик Хлебного дома был перекрыт стеклянным куполом, образовавшим уютный зал-атриум, в котором проходят концерты классической музыки. Большой Дворец стал интересен не только своим архитектурным обликом, но и потрясающими дворцовыми интерьерами. Парадные залы, реконструированные в стиле XVIII века, поражают своим великолепием. Парадная лестница, проходящая через все этажи дворца, стала его истинным украшением: позолота, зеркала, канделябры и мраморные пилястры напоминают о роскоши и великолепии прошлых веков. Главный, ставший двухсветным, зал дворца, названный «Екатерининским», украсила мраморная статуя императрицы работы известного русского скульптора А. М. Опекушина. «Царицыно» - это не только музей, но и прекрасный английский пейзажный парк с восстановленными историческими дорожками и аллеями, освещением, цветниками и скамейками. На Верхнем царицынском пруду был открыт уникальный светомузыкальный фонтан. Царицынский фонтан – фактически единственный светомузыкальный фонтан, возведенный в естественном водоеме, к фонтану ведут ажурные мосты, соединившие два берега верхнего Царицынского пруда. Площадь чаши фонтана составляет 2400 кв. м, каждая из 915 струй может подняться на высоту до 15 метров, а световые эффекты обеспечивают 2583 подводных светильника. Центральный компьютер синхронизирует работу света, воды и музыкального сопровождения. Перед парадно-входным павильоном в дворцовый комплекс ко Дню города Москвы-2007 установлен памятник В. И. Баженову и М. Ф. Казакову работы скульптора Л.М. Баранова – как свидетельство почтения потомков творческому величию и архитектурному мастерству двух великих зодчих. К настоящему времени музей-заповедник «Царицыно» - крупнейший музейно-выставочный, историко-культурный, природный, досуговый и туристский комплекс Москвы. В великолепно оснащенных залах музея проводятся выставочные проекты с участием лучших российских музеев и галерей. «Царицыно» предлагает своим посетителям различные образовательные программы, экскурсии, на территории и во дворцах проводятся музыкальные концерты, представления, общегородские празднества. Музей ХХI века – так коротко можно охарактеризовать музей-заповедник «Царицыно» сегодня. |
17. Название «Храм Цереры» связано с тем, что изначально под куполом беседки была установлена каменная статуя Цереры – древнеримской богини плодородия, держащей в руках серп и пучок колосьев. |
18. К XX веку статуя была утрачена, и беседку стали называть «Золотым снопом», поскольку ее купол был декорирован пучком колосьев из золотистой меди. |
19. Во время реконструкции усадьбы в ней установлена статуя богини Цереры работы скульптора Александра Бурганова. |
20. Вид от беседки "Храм Цереры". |
21. В начале XIX века, по историческим описаниям, царицынский парк был украшен несколькими каменными статуями – то ли привезенными из-за границы, то ли изготовленными в России. Ни одна из них, увы, не сохранилась. |
22. |
23. Склон "Ласточка" и вид на московский район Орехово. |
24. Если стоять внизу у «Бараньего лба», то склон выглядит, как Ласточка с распахнутыми крыльями. В народе еще существовало название «Ласточкина гора». |
25. |
26. Гротесковый мост и дорожка к "Нерастанкино". |
27. Овраг. |
28. При реконструкции парка в 2006-2007 годах вдоль некоторых его дорожек установлены скульптуры античных богинь Минервы и Дианы, а также нимфы дриады работы скульптора Александра Бурганова. |
29. Скульптура Дриады. |
30. |
31. Рядом с «Башней – руиной» аллея «Утренняя дорожка» пересекается с Большим проспектом (Большой липовой аллеей). |
32. рудно не заметить поблизости желто-белый павильон под названием «Нерастанкино» (1803). Подобно «Миловиде» он создан И.В. Еготовым в стиле ампир». Это сооружение являет собой открытый зал с боковыми нишами – эркерами и небольшим куполом по центру. Главные фасады оформлены фронтонами с четырьмя колоннами тосканского ордена. Здание напоминает маленький античный храм – одновременно и строгий по пропорциям, и интимный по настроению. |
33. Вид от "Нерастанкино" в сторону арки на острове. |
34. Для удобного подхода к "Нерастанкино" через овраг были сооружены в начале XIX века три мостика из красного кирпича и грубого («гротескового») камня. К концу XX сохранились в руинах лишь два из них – «Большой» и «Малый». Они отреставрированы в 2006-2007 гг., а третий воссоздан заново по проекту коллектива архитекторов - реставраторов под началом М.Д. Голубина. |
35. Грот. В начале XIX века царицынский парк был украшен не только павильонами, беседками и мостиками, но и другими «художественными затеями» - гротами, статуями и декоративными вазами. Они приятно декорировали основные дорожки и радовали взоры публики. Все эти парковые украшения известны по литературным описаниям и архивным документам, но не сохранились, увы, до нашего времени.
В ходе реконструкции парка в 2005-2007 годах были открыты археологические остатки большого грота на береговой дорожке Верхнего пруда у подножия холма под павильоном «Миловида». Это основательное сооружение состояло из трех земляных ниш, убранных внутри разноцветными каменьями, ракушками и кореньями. В будущем это примечательное произведение русского садово – паркового искусства XIX века предполагается восстановить по архивным свидетельствам.
К настоящему времени воссоздан небольшой грот по «Утренней дорожке». Он сложен из красного кирпича и белого камня на склоне холма под павильоном «Нерастанкино». В этом вновь возникшем царицынском гроте укрылась теперь статую нимфы работы скульптора Александра Сусликова. |
36. |
37. Царицынский парк начал формироваться в первой половине XVIII века. Тогдашние владельцы усадьбы князья Кантемиры разбивали его во «французском вкусе» с геометрической сеткой древесных кущ и прогулочных магистралей. Каркасом того «регулярного» парка стали четыре прямых проспекта-аллеи. Все они фрагментарно сохранили первоначальное местоположение, а отчасти и свой чопорно-скучливый вид. |
38. Скульптура Минервы и курганы вятичей. |
39. В журнале «Клуб «Эра Водолея». №7, 1999 вышла публикация с новой царицынской легендой, связанной с древнейшей историей Царицына – эпохой вятичей. Легенда весьма поэтична и рассказывает о племени, жившем на этих землях, их «молодой владычице Огде» и о дарах «от теплых морей» - «свитках, кресте и колоколе». «Владычица Огда приказала повесить колокол на березу, которой поклонялись вятичи, а крест и письмена хранить как главные святыни племени». Воин Вирь обещал, что «останусь ли живым, нет ли, но во все времена буду оповещать крепь-городище на реке Маса (по-видимому имеется в виду Москва-река) о беде-тревоге…». «И только звон колокольный уже много веков разносится над Царицыно». Дается и новое объяснение «внезапной перемены отношения императрицы к детищу Баженова». Автором утверждается, что «стали являться во сне к императрице древние старцы и стали умолять не тревожить древнюю землю вятичей. Не беспокоить ее ни огнями, ни гульбищами, ни потехами, чтобы не заглушить звуки колокола, не прозевать беду-тревогу |
40. Курганы вятичей. Важнейшие раскопки произвел в 1994 году выдающийся ученый – археолог А.В. Арциховский. Интерес находки из царицынских курганов, отражающие быт и верования древних славян, хранятся теперь в Историческом музее, Музее МГУ им. М.В. Ломоносова и музее-заповеднике «Царицыно». |
41. Скульптура Дианы. |
42. По одной из легенд, во дворце во время строительства завелись привидения. Екатерина послала дознавателя, который, влезши на дерево, наблюдал за строителями и, увидев что-то черное, упал с дерева и в одночасье поседел. На Большой поляне регулярно собирается шабаш ведьм, особенно в Вальпургиеву ночь. |
43. Галерея-ограда с воротами - декоративное сооружение, отделявшее парадную часть усадьбы от сада, построено архитектором В.И. Баженовым в 1784-1785 гг. Галерея расположена между Кухонным корпусом и Большим дворцом архитектора М.Ф. Казакова, возникшим на месте первоначальных Главных корпусов дворца. Галерея представляет собой преграду, составленную из двух близко поставленных стен. |
44. Два друга Баженов и Казаков. |
Спасибо, есть что добавить?
Journal information