Самыми выдающимися представителями московской архитектуры в эпоху Екатерины II и Павла I были В. И. Баженов и М. Ф. Казаков. Прооекты Баженова для Екатерины II были неудачны - проект Кремлевского дворца 1767— 1773 гг.) оказался слишком смелым для патриархальной Москвы, а псевдоготичное Царицыно Екатерина II назвала «Это не дворец, а тюрьма!». Казаков в отличие от Баженова, пользовался особым покровительством Екатерины II. Казаков возвел в псевдоготике Петровский подъездной дворец, в духе классицизма возвел Сената в Московском Кремле, которое напоминает о грандиозном баженовском проекте перестройки Кремля. Эти два архитектора и строили Царицыно, один начинал, другой ломал и переделывал...
6 ноября 2013 г. Усадьба ЦАРИЦЫНО Часть 2. Церковь Пресвятой Богородицы, большой мост. Годуновы, Стрешневы, Голицыны, Кантемиры, Романовы М О С К В А |
Усадьба ЦАРИЦЫНО. Часть 1. Знакомство с усадьбой.
Усадьба ЦАРИЦЫНО. Часть 2. Церковь Пресвятой Богородицы, большой мост.
Усадьба ЦАРИЦЫНО. Часть 3. Главный дворец, парк, павильон "Миловида" и Башня-руина.
Усадьба ЦАРИЦЫНО. Часть 4. Нерастанкино, арка на острове и беседка "Храм Цереры".
Усадьба ЦАРИЦЫНО. Часть 5. Старые фотографии, чертежи и карты.
В 1712 году по именному указу Петра I подмосковное село Чёрная Грязь была пожалована в вотчину бывшему молдавскому господарю, светлейшему князю Дмитрию Константиновичу Кантемиру. В качестве компенсацию за утраченный молдавский престол Пётр пожаловал ему землями в России, в том числе село Чёрная Грязь с деревнями и угодьями. При Кантемирах Чёрная грязь располагалась на месте бывшей усадьбы князей Голицыных. Краткое описание деревянного усадебного дома Дмитрия Константиновича, построенного «на Китайский манер», оставил в своём дневнике Ф. Х. Берхгольц, посетивший село Чёрная Грязь в 1722 году. Существует предположение, что это были подновленные хоромы Голицыных. При Д. К. Кантемире в 1722 году вместо голицынской деревянной церкви Пресвятой Богородицы Живоносный Источник «на старом церковном месте» была построена каменная церковь с таким же названием. После смерти Д. К. Кантемира (1723) владения перешли к одному из его сыновей – Константину. В середине 1740-х годов им был построен новый двухэтажный деревянный дом на каменном фундаменте. Он имел три ризалита, его фасады украшали фронтоны, пилястры, наличники и, возможно, заготовленными резчиками скульптуры и вазоны. После смерти в 1747 г. Константина все движимое и недвижимое имущество князя перешло его братьям Матвею и Сергею. В 1757 г. они «полюбовно» поделили свои владения. Чёрная Грязь перешла к старшему брату Матвею за исключением небольшой её части, ставшей собственностью Сергея Кантемира. |
2. Центральная часть стен Большого моста с тремя большими стрельчатыми арками, пучками полуокон и ажурными проемами-розеттами. |
3. Вид от Большого моста в сторону Оранжерейного моста. |
4. Детали Большого моста. |
5. 3ий Кавалерский корпус. |
При Матвее Кантемире в имении появилась оранжерея, где выращивались лимоны, померанцы, персики, груши, фиги, виноград и др. Была заново отстроена церковь Пресвятой Богородицы Живоносный Источник (1759–1765). Новая церковь стала каменной с приделом святого Димитрия. В её объёмных формах и архитектурных деталях запечатлелся стиль барокко. Сооружённая по типу «восьмерик на четверике», с новой каменной трапезной и двухъярусной колокольней, впоследствии она станет составной частью ансамбля Баженова. В 1880-е годы будет расширена трапезная и надстроен ярус колокольни. После раздела между М. Д. Кантемиров и С. Д. Кантемиром Черногрязской вотчины в 1757 году в их имении были устроены два княжеских двора, представлявшие собой смежные прямоугольные участки земли. В центре каждого из дворов стояли усадебные дома Кантемиров, интерьеры которых отличались богатым светским убранством в духе времени. По периметру дворов симметрично располагались различные служебные и хозяйственные постройки. К дворам владельцев сзади примыкали два смежных садовых участка за единой оградой. Перед хоромами размещались партеры регулярного увеселительного сада, далее были разбиты плодовые сады. Через парк веером расходились три луча аллей. Рядом на полукруглом склоне с уступами, засаженными деревьями, стояла беседка, позднее названная Кантемировкой. Впоследствии на этом месте появился Малый дворец Екатерины II. После смерти М. Д. Кантемира (1771), единоличным владельцем становится Сергей Дмитриевич Кантемир. |
6. Красные кирпичные стены сочетаются с белокаменными декоративными деталями, как в русской архитектуре XVII в. |
7. В оформлении Большого моста втречаются элементы, характерные и для русского Средневековья, например «ласточкины хвосты» (раздвоенные вверху зубцы), которые напоминают завершения кремлёвских стен. |
8. Мост через Большой овраг в Царицыне - самый выдающийся и по величине, и по художественным достоинствам. |
9. Третий Кавалерский корпус. Назначение его таинственно. В чертежи только этой постройки Екатерина Вторая вносила собственноручные правки, а значит, придавала ей какое-то особое значение. Не исключено, что царица применила бы ее для собственных надобностей. В этом здании могла бы разместиться, например, «мыльня» (баня) для самой императрицы, а негласно и для Г. А. Потемкина. Оба они любили банные ритуалы, а продолжительное общение в «мыльнях», по историческим свидетельствам, способствовало началу их любовного романа в 1774 году. |
Новая жизнь усадьбы началась в 1775 г. Этот год императрица Екатерина II посвятила Москве: она посетила в храмовые праздники большинство славящихся среди москвичей церквей, сходила пешком на богомолье в Троице-Сергиевую лавру, посетила подмосковных помещиков, графа Шереметева в Кускове, графа Румянцева, затем Нарышкина. С наступлением тепла она переселилась в старинное царское село Коломенское и отсюда совершала прогулки по окрестностям. 4 мая во время первой же поездки на Цареборисовский пруд императрица обнаружила поразившую ее красотой расположения усадьбу Чёрная Грязь. Холмистая, изрезанная оврагами и ручьями местность, великолепные рощи и обширные луговины, зеркальная гладь покойно раскинувшихся прудов изумили и восхитили ее. Вот как описывает сама государыня в своём письме к Ф. М. Гримму этот прелестный уголок: «Представьте берег, покрытый большим лесом, и ее величество, с лакеем переезжающую ручей на пароме. Перед нею низменность, покрытая кустарником, где вы поместите фазаньи клетки, прудок, оканчивающийся плотиной, осенённый высокими ивами, и между ними открывается ещё более значительный пруд, которого один берег крутой занят разбросанными по нем маленькими деревеньками, а другой, с незаметным склоном, представляет вашему взору поля, луга, букеты лесов и отдельные деревья; налево от плотика тинистый ручеек зарос лесом, который постепенно возвышается амфитеатром. Ну, представьте же себе все это, и вы будете в Царицыно». В другом месте государыня говорит, как она подъехала к Царицыну: «Дорога привела меня к громадному пруду, связанному с другим, еще огромнейшим; но этот второй пруд, богатый прелестнейшими видами, не принадлежал этому величеству, а некоему князю Кантемиру, ее соседу. Второй пруд соединяется с третьим прудом, который образовал бесчисленное множество заливов, и вот гулявшие, переходя от пруда к пруду то пешком, то в карете, очутились за семь длинных верст от Коломенского, высматривая имение своего соседа, старика слишком 70-летнего, который нисколько не интересовался ни водами, ни лесами, ни прелестными видами, восхищавшими путешественников. Он проводил свою жизнь за карточным столом, проклиная свои проигрыши, и вот осторожно и с полнейшей деликатностью весь двор с императрицей во главе начинает интриговать, чтобы выведать намерения его, узнать, выигрывает он, или проигрывает; не продает ли свое имение, дорожит ли им, часто ли в нем бывает, не нужно ли ему денег, кто его друзья, через кого бы заинтересовать его. Мы не хотим одолжения, мы не хотим чужого, мы покупаем, но и отказать нам не есть преступление. «Как хотите, м. г., нам улыбается приобретение, но мы можем обойтись без него». Придворные мои засуетились, один говорит: «Он мне отказал, он не хочет продавать». «Ну, тем лучше». Другой доносит: «Ему не нужно денег, он играет счастливо». Третий: «Он сказал, я не могу продать. У меня нет ни наследников, ни кого-либо другого; имение мое исходит из казны, ей же я его предоставлю». Наконец является пятый и передаёт, что Кантемир сказал: «Я решительно объявляю, что имение моё может быть продано только казне». – «А, это прекрасно!..» Вот к нему наряжают нарочного узнать, любит ли он имение. – «Нисколько, – отвечает он, – доказательство, что я живу в другом, я это имение наследовал от брата и никогда в него не езжу; оно может годиться только императрице». –«Сколько же вы за него хотите?» – «20 000 руб.» – «Мне велено предложить вам 25 000 рублей»... |
10. Фигурный мост 1776-1778 гг. Архитектор В. И. Баженов. |
11. Храм в Царицыно стоит на пересечении двух основных въездов в усадьбу — с востока через Фигурный мост и с севера через Большой мост над оврагом. |
12. Первый деревянный храм в этой местности в вотчине бояр Стрешневых Чёрная Грязь был построен в 1682 году. |
Решение о приобретении земель в собственность было принято достаточно быстро. Уже через три недели, 25 мая 1775 года, имение Чёрная Грязь с деревнями Орехово и Шандорово было куплено у отставного бригадира князя С. Д. Кантемира за 25 000 рублей. А 2 июня за 5 000 рублей у наследника его сестры – гвардии капитана князя Ив. Ал. Трубецкого – приобретена и «достальная» часть имения, село Булатниково. Позднее к купленному имению были примежеваны земли в левобережье Черногрязского пруда, относившиеся к селу Покровскому. Так сформировалась территория новой императорской подмосковной резиденции. Имение Чёрная Грязь переименовано в Царицыно Село по указу, данному сенату 14 августа 1775 года. 30 июня императрица со свитой переехала во временный деревянный «дворец», сооружённый в две недели специально для неё и князя Г. А. Потёмкина. По словам известного в будущем поэта Г. Р. Державина, посетившего Царицыно летом 1775 г., Екатерина «изволила там жить в маленьком домике, не более как из 6 комнат состоящем». В июне в Чёрную Грязь прибыл архитектор В. И. Баженов (1738-1799), который по воле императрицы должен был превратить дворянскую усадьбу в императорскую резиденцию. Видимо, в эти дни государыня высказала ему свои пожелания, а зодчий сделал первые наброски проекта и плана. Осенью перед отъездом в С.-Петербург императрица решала многочисленные вопросы организации жизни своего имения: об отпуске денег на его содержание, о штате служителей, о содержании садовников и церковнослужителей. 20 ноября 1775 года ею был дан указ Кабинету Е. И. В. об отпуске 30 000 рублей на производство строений в селе Царицыне «по планам и под смотрением архитектора Баженова». |
13. Большой дворец. |
14. Второй Кавалерский корпус (Восьмигранник) - одноэтажный павильон, построенный В.И. Баженовым в 1784–1785 гг. |
15. Сам Баженов, по некоторым его документам, отводил здание для «официантов». |
16. Современное здание церкви возведено в 1759-1765 гг. в стиле петровского барокко при князьях Кантемирах. |
Проектирование новой подмосковной императорской резиденции было начато летом 1775 года. Руководствуясь задачами, изложенными императрицей, Баженов представил на ее суд два варианта проекта, один из которых и был утвержден. Прекрасное представление о задуманном архитектором образе ансамбля дает Панорама села Царицына («Генеральный фасад», 1776 г.) – шедевр графического мастерства Василия Баженова. На месте усадьбы Кантемиров, на мысу, должны были разместиться самые разные постройки: дворцы, «корпуса», «домики», «кухни», мосты, ворота, величественная башня для часов, в заовражной части - монументальное здание конюшен. Дворцов по первоначальному замыслу было четыре: три - для императрицы, один - для великого князя Павла Петровича с супругой. Большой дворец Екатерины II располагался симметрично дворцу великого князя и был аналогичен ему по планировке. Рядом с ним вдоль пруда находились «средний» и миниатюрный «малый» дворцы императрицы. В «корпусах» и «домах» предполагалось размещать свиту и служителей. Уникальное по масштабам сооружение представлял собой Кухонный корпус. В этом массивном здании, имеющем внутренний двор, должны были, по словам Баженова, разместиться «придворные службы, как-то погреба, ледники, три кухни, кондитерские, словом все надобности», а также комнаты для служителей. Возвести ансамбль предполагалось за десять лет. Строительные работы в Царицыне начались в первых числах мая 1776 года с закладки фундаментов моста (Фигурный) и трех «домиков» между ним и церковью. Церковь была единственной постройкой, сохраненной Баженовым. |
17. В ноябре 1796 года Екатерина Великая внезапно скончалась. К этому моменту строительство Большого царицынского дворца практически завершилось. Здание покрыли временной кровлей. Начались внутренние отделочные работы. К моменту прекращения всех работ в Царицыне 17 помещений дворца имели паркетные полы и отделку потолков. Новый император Павел I после коронации в марте 1797 года посетил Царицыно. В июне того же года последовал указ о прекращении строительства в Царицыне». |
18. |
19. О князе Дмитрии Кантемире напоминает северный придел в честь Дмитрия Солунского, небесного покровителя князя Кантемира. |
Важнейшими из сооружений первого плана из изображенных на панораме были дворцы императрицы - Малый и Средний. Малый дворец возводился на месте старой беседки усадьбы Кантемиров. По сути, и сам Малый дворец представлял собой беседку, из главного овального зала которой открывался прекрасный вид на пруды и дальние окрестности. Соседний Средний дворец был больше по размерам. Его высокая двусветная галерея с аванзалами могла предназначаться для приемов, концертов, спектаклей, для отдыха после прогулок в саду. В 1777 году были окончены Малый дворец (кроме кровли), «домики» возле Фигурного моста. Средний дворец был построен в то же лето вчерне, кроме сводов второго этажа, карниза и парапета. Начато строительство небольшого Камер-юнфарского корпуса, справа от Фигурного моста. Он предназначался для размещения входивших в свиту императрицы камер-юнгфрау. До половины башен были возведены ворота, завершавшие березовую аллею. Баженов называл их воротами «прекрасной фигуры», и позже они стали именоваться Фигурными. Зиму 1777–1778 гг. Баженов провел в Царицыне, лично занимаясь организацией поставки материалов. Строительный сезон 1778 года, как и предыдущий, оказался очень удачным. Были окончены и покрыты черепицей Малый и Средний дворцы, Камер-юнфарский корпус, завершены Фигурные ворота. Затруднения возникли лишь с начавшимся строительством моста «что за церковь через ров» (Большой мост): здесь обнаружились многочисленные подземные ключи. Пришлось набивать под него множество свай, и эта работа завершилась в следующем году. Строительство самого же моста было отложено и возобновлено в 1784 году. |
20. Старые надгробия возле церкви. |
21. В трапезной церкви установлено место захоронения храмоздателей сына Дмитрия Кантемира — Матвея Кантемира и его супруги. |
22. Храм перестраивали в 1765 году. |
23. Часовня иконы Божией Матери «Живоносный Источник».
|
24. Вид на Большой мост от часовни. |
25. Трёхярусная колокольня и трапезная построены в 1883 году. |
26. 2ой Кавалерский. Невостребованное в течение двух столетий, здание разрушалось, и к середине XX в. в нем сохранились лишь внешние стены с полуразрушенными оконными и дверными проёмами. Восстановлено в 1994 г. |
27. Храм был закрыт в 1940 году. Внутри помещалась типография, деревообделочный цех. |
В 1779 году зодчий приступил к возведению главных дворцов ансамбля – «большого дворца» императрицы и дворца великого князя. В поданном в начале следующего года представлении Баженов предложил построить между дворцами еще один, соединенный с ними галереями, поскольку проект ансамбля был составлен до рождения великих князей Александра и Константина Павловичей. Предложение было одобрено императрицей. Летом 1780 года строились два главных дворца, но в целом сезон оказался неудачным, в июле «напала лихорадка на большую половину каменщиков, кои разъехались по своим домам». Да и сам Баженов вынужден был 17 августа уехать из Царицына в Москву «для излечения» и предполагал приступить осенью к проекту среднего корпуса для императорской семьи. По окончании главных дворцов в 1782 году Баженов приступает к строительству Кавалерского корпуса и Управительского дома. Новым стало намерение зодчего устроить «вороты и ограду» между будущими Кухнями и дворцом великого князя. За этими воротами должен был располагаться Управительский дом. Величественный Кавалерский корпус предназначался для самых приближенных к императрице лиц: дежурных генерал-адъютантов, фрейлин и т. д. Он находился в самом центре ансамбля. К осени 1782 года главные дворцы и Управительский дом были покрыты временными кровлями, подготовлен фундамент для «ворот с оградой». В 1784 году начался самый значительный по объему работ и самый мучительный для Баженова строительный сезон в Царицыне. Возводились здание Кухонь, два домика у оврага (современные Первый и Второй Кавалерские корпуса), Большой мост через овраг, галерея и ворота от Кухонного корпуса к дворцам. Начались отделочные работы в давно построенных зданиях: в них штукатурились стены, делались печи, настилались полы, вставлялись двери и оконные переплеты. Был заложен и строился дворец в Булатникове. На этих работах было занято около тысячи каменщиков, штукатуров, столяров и других работных людей. Все работы шли «порядочно и успешно», а вот отпуск денег задерживался, и все многочисленные донесения Баженова оставались безответными. Осенью было выделено всего 75 000 рублей - меньше половины обещанной. Весной 1785 года архитектор приступил к возведению верхнего этажа Кухонного корпуса, достраивал Большой мост, домики у оврага, Галерею-ограду с воротами. На этом этапе и завершились «баженовский» период в истории Царицына и «царицынский» период в жизни Баженова. |
28. Перед Большим дворцом размещен макет усадьбы, какой она была при Баженове и впоследствии при Казакове. |
29. Баженов возвел вместо одного большого дворца два одинаковых дворца для Екатерины II и наследника престола Павла I. |
30. В архитектуре использовались стрельчатые готические окна, украшения с государственной символикой, узорчатая кирпичная кладка в старинной русской технике. |
31. Царицынский дворец — архитектурный ансамбль XVIII века, строился в стиле псевдоготики по проекту архитектора В. И. Баженова, который задумал для Царицыно совсем особый псевдоготический стиль, и вместе с тем напоминающий нарышкинское барокко. |
32. Вид от Виноградных ворот. |
33. Посетив строительство лишь спустя десять лет, царица в новый дворец даже не стала входить — постройка пришлась ей не по вкусу. |
34. Декор фасада был насыщен масонской символикой. |
35. Фигурный мост. |
36. Но в 1785 году Царицыно посетила императрица и приказала всё сломать и строить усадьбу заново, а Баженов впал в немилость и был отстранён от работ, как предполагают, из-за его связей с московскими масонами. |
37. При строительстве нового дворца перед Матвеем Казаковым встала сложная задача — вписать новое здание в сложившийся ансамбль. После смерти Екатерины в 1798 году Большой дворец остался недостроенным и постепенно разрушался. |
38. Фигурный мост. |
39. Вид от Малого дворца. |
40. Мост «на приезде с плотины», получивший название «Фигурного» — одно из самых ранних по времени сооружений архитектора В. И. Баженова в Царицыно. |
41. Слева направо: Второй кавалерский корпус, Первый кавалерский корпус, Хлебный дом, Галерея-ограда и Большой дворец. |
42. Большой дворец для императрицы Екатерины Второй строился М. Ф. Казаковым в 1786-1796 годах на месте трех дворцов-павильонов, построенных ранее В. И. Баженовым и снесенных по ее повелению. |
43. Выбор Матвея Казакова в качестве главного архитектора переделки Царицына не был случайным. Во время своего памятного визита в Москву Екатерина Великая осматривала другие казаковские постройки, например, Сенатский дворец, который ее привел в восхищение. |
44. Готический стиль дворца приобрел более выраженный характер благодаря восьми башням с шатрами. Дворец, построенный Матвеем Казаковым, походит на западно-европейский средневековый замок. Известный исследователь архитектуры В. Я. Курбатов называл замок Шамбор (Франция) в качестве одного из возможных источников вдохновения русского зодчего. |
45. Фигурный мост одновременно служит и парадными воротами ансамбля со стороны прудов, и частью аллеи Березовой перспективы — одной из основных осей Царицынского ансамбля. |
46. Проектные объёмы будущего Большого дворца значительно превосходили дворцовые корпуса, построенные по проекту В. И. Баженова. В 1790 году строительство дворца было приостановлено по причине отсутствия средств, и, по распоряжению Екатерины Великой, высота дворца была уменьшена на один этаж. |
Спасибо, есть что добавить?
Journal information