На фундаменте старого дома в шестидесятые годы XIX века другой знаменитый зодчий – Николай Бенуа выстроил роскошное здание в стиле барокко. Официально оно числится сегодня десятым корпусом академии, но местные жители до сих пор называют его дворцом. Он увенчан часами и колоколом, отбивающим время каждый час, а в выпуклых стеклах фасада, изготовленных еще в прежние времена по специальному заказу в Финляндии, отражаются лучи заходящего со стороны парка солнца. Взглянем еще раз на парковый фасад главного дома и обойдем его с другой стороны...
6 октября 2013 г. Усадьба ПЕТРОВСКОЕ-РАЗУМОВСКОЕ (часть 2) Шуйские, Прозоровские, Нарышкины, Разумовские, Левашовы, Шульц М О С К В А |
Усадьба ПЕТРОВСКОЕ-РАЗУМОВСКОЕ. Часть 1. Парк, грот, скульптура.
Усадьба ПЕТРОВСКОЕ-РАЗУМОВСКОЕ. Часть 2. Главный дом, флигели.
Усадьба ПЕТРОВСКОЕ-РАЗУМОВСКОЕ. Часть 3. Старые фотографии и карты.
В январе 1861 года усадьбу по высочайшему повелению выкупили за 250 тысяч рублей в казну «с целью учреждения агрономического института, фермы и других сельскохозяйственных заведений», и в 1865 году была открыта Петровская земледельческая и лесная академия (ныне Российский государственный аграрный университет — Московская сельскохозяйственная академия имени К. А. Тимирязева»). Разместившаяся в усадьбе Петровская земледельческая и лесная академия выделялась среди других учебных заведений Москвы демократизмом – при поступлении не требовалось ни аттестатов, ни экзаменов. Царившая там революционная атмосфера привела к появлению экстремистски настроенной группы студентов, совершивших нашумевшее в Москве зверское убийство, сюжет которого положен Ф.М. Достоевским в основу романа «Бесы». Организатор убийства С.Г. Нечаев послужил прообразом одного из главных героев – Петра Степановича Верховенского. Среди связанных с Петровским-Разумовским писательских имен – В. Г. Короленко, Д.Н. Толстой, академик А.В. Чаянов, В.В. Маяковский, К.С. Паустовский. Память об ученых и преподавателях Академии сохраняется в виде топонимов и памятников-монументов. |
2. Благодаря уникальным финским сферическим стеклам, выбранным Бенуа на Всероссийской выставке в 1864 году в Москве, необычно выглядели оконные проёмы, в них причудливо преломлялся и играл свет. Казалось, что окна светятся изнутри. Бытует мнение, что во время войны стекла синимались и потом ставились обратно. |
3. Второй этаж. |
4. На месте графского деревянного дворца и был в 1865 году Бенуа был построен главный корпус Академии (здание аудиторий). |
5. Как и прежний дворец, корпус академии выходил главным (восточным) фасадом на полукруглую площадь (ныне на Тимирязевскую улицу), а противоположным (западным) — в парк и был стилизован под архитектуру барокко. |
Композиция усадьбы строится на двух пересекающихся осях. Продольная ось соответствует подъездной лиственничной аллее (ул. Лиственничная аллея) и главной аллее регулярного парка. Основные постройки группируются вдоль поперечной оси – Тимирязевской улицы. Стоящий на месте главного дома усадьбы аудиторный корпус Сельскохозяйственной академии выполнен со стилизацией эффектных форм растреллиевского барокко на парковом фасаде. Эта стилистика использована как напоминание о постройках периода расцвета усадьбы в середине XVIII в. Перед официальным главным фасадом – многоугольный парадный двор (ныне – площадь), образованный флигелями, надстроенными в середине XIX в. Молочная ферма и конный двор (1770-1780-е) в виде замкнутого каре с башнями по углам несут черты архитектуры раннего классицизма. К сильно перестроенным зданиям XVIII в. относятся надстроенный в середине XIX в. манеж и воссозданное в 1885 г. здание оранжереи. Большой парк состоит из регулярной части, примыкающей к главному дому, и пейзажной части, расположенной у Большого садового пруда. Регулярный парк четырьмя террасами спускается от дома к пруду. Планировка парка включает мощное трехлучие аллей. Существовавшая когда-то система прямоугольников, квадратов и пересекающих их диагоналей теперь читается нечетко. Нарядна верхняя парковая терраса, укрепленная подпорной стенкой с балюстрадой. Ее когда-то украшали бюсты римских императоров. 3 пейзажном парке сохранился грот (нач. XIX в.) с массивной дорической колоннадой. |
6. Интерьеры учебного заведения Бенуа спроектировал на современном уровне, были предусмотрены обширные, светлые аудитории, лаборатории, удобные рекреации, залы. |
7. Фасад с другой стороны здания более деловой и строгий, соответствующий назначению официального учебного заведения. |
Никола́й Лео́нтьевич Бенуа́ (1(13) июля 1813, Санкт-Петербург — 11(23) декабря 1898, Санкт-Петербург) — российский архитектор, перестроил главный дом усадьбы Петровское-Разумовское. Родился в Санкт-Петербурге в семье придворного метрдотеля Луи Жюля Бенуа (1772—1822). Закончил известную Немецкую школу св. Петра — Петришуле. В 1827 — 1836 годах учился в Академии Художеств у В. А. Глинки, затем у Х. Ф. Майера. После окончания работал помощником архитектора Константина Андреевича Тона. В 1840—1846 годах находился за границей вместе с А. И. Кракау и А. И. Резановым. В качестве казенного пенсионера Бенуа посетил Германию, Францию, Швейцарию, Австрию, Англию, долго жил в Италии. После возвращения в Россию, был принят на службу в Кабинет Его Императорского Величества. В 1848 году получил звание академика. В 1850 году становится главным архитектором Петергофа. В 1852—1862 годах работал в Лисинском учебном лесничестве. За заслуги по возведению лисинских построек архитектор Н. Л. Бенуа получил второй орден — Св. Станислава 2-й степени. В 1863—1873 годах — главный архитектор императорских театров. С 1872 года становится во главе строительного отделения Городской управы Санкт-Петербурга[3]. В 1880—1893 годах - председатель Петербургского общества архитекторов. Н. Л. Бенуа умер 11(23) декабря 1898 в Санкт-Петербурге. Был похоронен в крипте сооружённого им католического храма Посещения. Известны его работы в Петергофе: |
8. Парк фасад разительно отличался от главного, трудно было поверить, что это одно и то же здание. |
9. Коринфские колонны с парадными вазами, изящное кованое кружево балконов, многочисленные лепные детали, а также контрастная окраска (розовые стены, белые колонны, наличники, темная лепнина) подчеркнули "дворцовость" постройки. |
Александр Филиппович Кокоринов (29 июня [10 июля] 1726, Тобольск — 10 [21] марта 1772, Санкт-Петербург) — русский архитектор, автор архитектурно-паркового ансамбля в Петровском-Разумовском при К.Г. Разумовском . С 1740 года учился в Тобольске, затем, приехав в Москву вместе с семьёй архитектора И. Я. Бланка, продолжил обучение в архитектурной школе Д. В. Ухтомского. С 1754 года жил в Санкт-Петербурге. С 1761 года директор, с 1765 — профессор, а с 1769 — ректор Императорской Академии художеств. Работы Кокоринова знаменуют переход от барокко к классицизму. Участвовал в проектировании и строительстве здания Императорской Академии художеств в Петербурге (1764—1788, совместно с Ж. Б. М. Валлен-Деламотом). Скончался от «водяной болезни» неустановленного происхождения, исповедан в Симеоновской церкви и похоронен на Сампсониевском кладбище. По другим данным — вследствие необоснованных обвинений в хищении финансовых средств, покончил жизнь самоубийством на чердаке здания Академии художеств и погребён на Смоленском кладбище. |
10. Здание удивительным образом гармонировало с парковым ансамблем XVIII века. |
Боскеты регулярного парка сформированы из липы мелколистной. Посередине боскетов сохранились одна старая пихта сибирская и одна сосна кедровая сибирская (кедр). Есть также несколько сосен веймутовых. По всему парку встречаются отдельные старые деревья дуба черешчатого, крупного вяза гладкого, немного клена остролистного и липы мелколистной. Неподалеку от дома растет лиственница сибирская, а рядом – второй кедр. Одно из самых крупных деревьев регулярной части парка – тополь сереющий. Вяз гладкий, вероятно, не очень старый. В пейзажной части парка сохранились отдельные старые липы мелколистные, в том числе и в букетной посадке, немного дуба черешчатого, остальное – средневозрастные насаждения. Имеется березовая роща. Местами растут средневозрастные липы мелколистные, немного дуба черешчатого, липы крупнолистной и европейской, клена остролистного, единичные вязы гладкий и голый, ясень пенсильванский. Около пруда растет несколько тополей канадских, у воды – довольно крупные ивы ломкие, немного ольхи клейкой. Встречаются единичные относительно старые сосны обыкновенные. |
11. К сожалению, Главное здание современной Тимирязевской сельскохозяйственной академии стало единственной крупной постройкой Николая Леонтьевича Бенуа в Москве. |
12. Здание фермы. |
13. Пруды в парке. |
14. Березовая роща. |
15. Дубы. |
16. |
17. |
18. Большой садовый пруд. |
19. Дми́трий Никола́евич Пряни́шников (25 октября (6 ноября) 1865, Кяхта — 30 апреля 1948, Москва) — русский агрохимик, биохимик и физиолог растений. Академик Академии наук СССР (1929), ВАСХНИЛ (1935) и Французской академии наук, Герой Социалистического труда, основатель и директор Научного института по удобрениям (с 1948 года ВНИИ удобрений и агропочвоведения им. Д. Н. Прянишникова), член Госплана СССР и Комитета по химизации народного хозяйства. |
В 1917 году Петровско-Разумовское вошло в состав города Москвы; с 1954 года — район массовой жилой застройки. В 1991 году здесь открыта станция метро «Петровско-Разумовская». Познакомимся теперь с другими памятниками Петровской академии. Архитектурное ядро композиции вместе с главным аудиторным корпусом, выходящим фасадом на нынешнюю Тимирязевскую улицу, составляют так называемые здания циркумференций – общежитий. Название связано с их закругленной, ломаной в плане формой. Построены они были на фундаменте крыльев главного дома уже в XIX столетии, но вышло так, что новая композиция оказалась ориентирована отчасти на прежнее планировочное решение, поскольку здания общежитий образовали своего рода «ворота», ведущие со стороны Лиственничной аллеи к главному учебному корпусу. Внутри образовался небольшой скверик, в котором установлен памятник Клименту Аркадьевичу Тимирязеву – работа скульптора М. Страховской. Выдающийся ученый в области физиологии растений К.А. Тимирязев преподавал в академии с 1872 по 1894 годы, а одно время и жил на ее территории, что само по себе было типично для того времени. Его деревянный дом находился на въезде на территорию академии со стороны центра, но, к сожалению, до нашего времени не дошел. Сохранился дом, в котором жил первый садовник академии, чье имя теперь носит Дендрологический сад – Роберт Иванович Шредер. На левом здании бывших общежитий мемориальная доска напоминает о том, что здесь жил в годы учебы в академии знаменитый русский писатель Владимир Галактионович Короленко. В какой-то мере представить общий дух архитектуры утраченного главного усадебного дома позволяет соседствовавший с ним и дошедший до нашего времени так называемый Конный двор, позднее более известный под названием фермы. Прямоугольное в плане здание построено в виде замкнутого каре, восточная часть которого имеет в себе проездную арку. Сейчас здесь расположена лаборатория кафедры молочного животноводства. |
20. Здание оранжереи со стороны ул. Прянишникова. |
21. Клечко́вский Все́волод Маври́киевич (28 ноября 1900, Москва — 2 мая 1972, Москва) — советский агрохимик, сын Маврикия Мечеславовича Клечковского. Основное направление исследований — применение метода меченых атомов в агрохимии. Одним из первых организовал широкие исследования питания растений с применением радиоактивных изотопов. Создал ряд приборов для этой цели. Изучил поведение продуктов деления тяжелых ядер (изотопов стронция, иттрия, циркония) в почвах. |
22. Вита́лий Ива́нович Эдельште́йн (17 (29) апреля 1881, Казань — 1 августа 1965, Москва) — советский учёный-овощевод, почётный член ВАСХНИЛ (1956), Герой Социалистического Труда (1961). Автор более 500 работ по биологии овощных растений, технологии их возделывания, способам получения рассады. За учебник «Овощеводство» (1944) ему была присуждена Сталинская премия второй степени (1946). |
23. Мемориальные таблички на здании оранжереи. |
24. Улица Прянишникова. |
25. Здание манежа. |
26. Здание манежа относится к сильно перестроенным зданиям XVIII в. Манеж был надстроен в середине XIX в. |
27. Деревяннок здание между главным домом и оранжереей. |
28. Оранжерея была воссоздана в 1885 году. |
29. |
30. |
31. Вид на манеж со стороны Тимирязевской улицы. |
32. Главный фасад дома. |
33. Главный фасад сильно отличается от паркового своей строгостью. |
34. Перед официальным главным фасадом – многоугольный парадный двор. |
35. |
36. Лиственничная аллея. |
37. Карета. |
38. |
39. Здания конного двора и фермы. |
40. Флигели были надстроены в середине XIX века. |
41. Северный флигель. |
42. Сохранилась советская символика. |
43. Интерьер главного входа. |
44. В момент моей прогулки что-то усиленно снимали) |
45. Место церкви рядом с главным домом... |
В следующей части будут старые фотографии и карты.
Спасибо, есть что добавить?
Journal information