Но, выяснилось, что мы слишком рано радовались. В период вынужденной самоизоляции со станциями произошло слишком много странных, драматических и совершенно необъяснимых событий. Если можно было бы описать все случившееся парой слов, то эти слова звучали бы как «все плохо». Сегодня я хочу поделиться с вами письмом градозащитников и историков железнодорожного транспорта, которые недавно обследовали станции.
Сегодня ситуация вокруг заповедных железнодородных участков обстоит следующим образом: станция не работает, дежурства не ведутся, единственный остававшийся сотрудник отправлен на пенсию. Семафоры отмечены как недействующие – для этого на них навешены скрещённые планки – на железнодорожном языке это так и называется – «семафор закрещен». Кстати, когда в прошлые годы её единственный дежурный уходил в отпуск, станция фактически тоже не работала, но сигналы ради этого никто не закрещивал. Сигнальные огни погашены как на семафорах, так и на предупредительных прожекторных светофорах. Вокзал закрыт, электрожезловая система не работает, равно как и уникальная механическая система шлагбаумов на переезде. Стрелки заперты на главный путь и видно, что по боковому пути давно никто не ездил.
К сожалению, началось разграбление «особо охраняемой» линии: на перегоне Ранцево – Селижарово местные жители срезают провода электрожезловой системы и сдают их в металлолом. Об этом знают и на станциях, однако, у рядовых железнодорожников нет ни возможности, ни полномочий ловить и задерживать мародёров, а «большая» железная дорога в этот раз почему-то безразлична к разграблению своего имущества. По следующей станции – Селижарово – тоже есть потери. Прожекторный предупредительный светофор заменён на обычный линзовый – зачем? Жезловая система точно так же не работает, да и как она может работать, когда с обеих сторон – недействующие станции? В Скакулино картинка повторяется. Берег Волги и погасший, закрещенный семафор. Станционное здание закрыто, стрелки зашиты в прямом направлении – какая там «работа по приёму и отправлению поездов»?
Кто и когда позволил случиться случившемуся? Пока активисты ждут официального ответа от руководства Октябрьской железной дороги, я прошу вас распространить эту информацию среди своих друзей и знакомых. Возможно, вскоре общественникам придется вновь повторить кампанию по посильному спасению станций. И главным движущим звеном этого действа, конечно же, будут ваши подписи и голоса! Ниже вы сможете ознакомиться с полным текстом статьи о нынешнем положении дел на вышеуказанных станциях. Он был составлен градозащитниками и специалистами после осмотра станции. Надеюсь, что на ситуацию еще можно повлиять!
«Февраль 2020 года запомнился мощной общественной кампанией в защиту двух маленьких станций Октябрьской железной дороги – Ранцево и Скакулино, затерявшихся на просторах Тверской области, всего в трёхстах километрах от Москвы.
Кувшиновская линия, к которой относятся эти станции, известна уникальной по нашим временам системой управления движением поездов – для подачи сигналов поездам используются самые настоящие семафоры, а разрешением на отправление поезда служит металлический жезл, выдаваемый машинисту при помощи несложной электромеханической системы. Лет семьдесят назад такие системы работали повсеместно, а сейчас их отдельные компоненты гораздо чаще встречаются в железнодорожных музеях, чем в реальной эксплуатации. Ценность Кувшиновской линии – в полностью сохранных и находящихся в рабочем состоянии семафорах и электрожезловой системе, а также в людях, которые не потеряли умения работать с ними. Октябрьская железная дорога ещё в 2011 году признала исключительную их ценность, что нашло отражение в приказе начальника дороги об обязательном их сохранении.
Другие времена – другие нравы: зимой 2020 года ради копеечной экономии (уволить двух дежурных по станции, работавших на неполную ставку и получавших на двоих меньше, чем получает дежурный по обычной станции) Октябрьская дорога решила закрыть станции Ранцево и Скакулино. В ответ на множество обращений от историков, краеведов, туристических организаций, поддержанных администрацией Тверской области, прекрасно понимающей (в отличие от самой дороги) ценность и туристический потенциал этих станций, Октябрьская дорога ответила, что станции Ранцево и Скакулино будут сохранены.
Написано было дословно следующее: «Закрытие станции Ранцево не планируется. Работа остановочного пункта Скакулино в режиме раздельного пункта с производством поездной работы по приёму и отправлению поездов с использованием семафорной и электрожезловой сигнализации будет восстановлена».
Казалось бы, всё хорошо, однако, в начале июля нам довелось оказаться в Ранцево, после чего пришлось немедленно ехать и в Скакулино. Что же мы увидели в Ранцево?
Вопреки всем обещаниям, станция Ранцево не работает, дежурства не ведутся, единственный остававшийся сотрудник отправлен на пенсию. Семафоры отмечены как недействующие – для этого на них навешены скрещённые планки – на железнодорожном языке это так и называется – «семафор закрещен». Кстати, когда в прошлые годы её единственный дежурный уходил в отпуск, станция фактически тоже не работала, но сигналы ради этого никто не закрещивал. Сигнальные огни погашены как на семафорах, так и на предупредительных прожекторных светофорах. Вокзал закрыт, электрожезловая система не работает, равно как и уникальная механическая система шлагбаумов на переезде. Стрелки заперты на главный путь и видно, что по боковому пути давно никто не ездил.
К сожалению, началось разграбление «особо охраняемой» линии: на перегоне Ранцево – Селижарово местные жители срезают провода электрожезловой системы и сдают их в металлолом. Об этом знают и на станциях, однако, у рядовых железнодорожников нет ни возможности, ни полномочий ловить и задерживать мародёров, а «большая» железная дорога в этот раз почему-то безразлична к разграблению своего имущества. Поэтому даже если завтра вдруг придёт приказ о восстановлении работы жезловой системы, сразу запустить её в работу не удастся – придётся сначала восстанавливать украденные провода – их стоимость, конечно, копеечная, но на это же надо деньги выделять!
По следующей станции – Селижарово – тоже есть потери. Прожекторный предупредительный светофор заменён на обычный линзовый – зачем? Жезловая система точно так же не работает, да и как она может работать, когда с обеих сторон – недействующие станции?
В Скакулино картинка повторяется. Берег Волги и погасший, закрещенный семафор. Станционное здание закрыто, стрелки зашиты в прямом направлении – какая там «работа по приёму и отправлению поездов»?
Очень бы хотелось услышать комментарий от Октябрьской железной дороги – что всё-таки происходит? Дела уже так плохи, что не получается выполнять даже свои собственные решения? Или начальник дороги настолько ничего не значит, что его приказы можно игнорировать? Или февральские ответы были сознательным враньём, лишь бы замолчала многочисленная общественность, которая, в отличие от самого «балансодержателя» (то есть железной дороги), обеспокоена сохранением уникального инженерного наследия? Ждём ответа.
Да, и, господа железнодорожники, не пишите, пожалуйста, что «станции закрыты в связи с пандемией коронавируса» – это будет выглядеть убедительно разве что для Вас самих. На каждой из двух станций был ровно ОДИН сотрудник. Он мог выходить на работу, мог не выходить – в любом случае все требования изоляции выполнялись идеально.
А ещё можно вспомнить всё тот же приказ 2011 года, изданный в ответ на распоряжение вице-президента ОАО «РЖД» о составлении каждой железной дорогой списков объектов, которые должны быть сохранены. Октябрьская дорога тоже составила такой список, но, кажется, поняла его строго наоборот – почему-то сносятся именно те здания, которые было предписано сохранить. Вокзалы в Войсковицах и Вруде – где они? А их снесли, хотя в том самом приказе «о сохранении» они числятся под номерами 6 и 7. Месяц назад пришла новость о планах по сносу вокзала в Токсово (в списке сохраняемых под №42), который вдруг «потерял всякую ценность», так как горе-охранители из РЖД зашили его в сайдинг, как и вокзал Грузино (№11 в списке). И как будто так и надо – пришли и сделали. И Кувшиновская линия там тоже есть – пункт 1-й из списка ответственности Службы автоматики и телемеханики Октябрьской дирекции инфраструктуры, отвечает за «Электрожезловую систему с входными семафорами в действующем состоянии» ШЧ-3, причём за этой аббревиатурой скрываются вполне определённые люди и начальники. Приказ есть, ответственные есть, а имущество растаскивают. Можно вспомнить, какие громкие расследования ведёт РЖД, например, в отношении машинистов, сливших из тепловоза несколько сот литров горючего и продавших их на сторону. А здесь выведена из строя целая система управления движением поездов: раньше она работала, а теперь – нет, потому что украли провода. И поразительное молчание в ответ. Где громогласные заявления, где многомиллионные иски о возмещении ущерба? Октябрьская железная дорога – у вас там точно всё в порядке?
Мы (смешно такое писать, если честно) призываем Октябрьскую железную дорогу выполнить решение, принятое её собственным руководством и объявленное в публичном пространстве. Требуется немедленно возобновить работу станций Ранцево и Скакулино, включая восстановление электрожезловой системы на всех перегонах, где она работала до 2020 года. В противном случае становится непонятно, как нам (и не только нам) иметь дело с организацией, которая не может обеспечить выполнение своих же решений – проще говоря, не может ровным счётом ничего.
***
В дополнение к уже содеянному – на каждой из станций, в том числе и закрытых Ранцево и Скакулино – установлены огромные вышки спутниковой связи. Зачем нужны эти вышки на станциях, которых уже нет – такой вопрос Октябрьской дороге должны задавать скорее надзорные органы. Тем не менее, ансамбли немногих оставшихся станций получили новые высотные доминанты, всерьёз испортившие исторические виды. Однако, это сделано не просто так. Пытаясь сэкономить копейки на зарплате дежурных, дорога одновременно тратит многие миллионы на создание так называемой «системы дистанционного управления маневровыми локомотивами», когда машинист выполняет функции сразу всех станционных работников – сцепляет и расцепляет вагоны, переводит стрелки, а локомотив ездит по станции как радиоуправляемая игрушка (ссылка: https://gudok.ru/content/mechengineering/1407785/ ). Пилотным участком для внедрения всей этой красоты выбрана именно Кувшиновская линия. Почему нельзя было выбрать какой-то другой, менее ценный участок – снова вопрос без ответа. Эта чудо-система уже прикончила исторические панорамы всех станций, а в будущем грозит лишить нас и раритетных приборов ключевой зависимости стрелок и сигналов, когда для перевода стрелки требуется разблокировать её ключом наподобие дверного; такой же ключ нужен и для открытия семафора. А чтобы достать этот ключ из специального блок-аппарата, требуется подать электрический сигнал из помещения начальника станции. Ну не будет же машинист «цифрового» локомотива метаться между вокзалом и стрелкой, чтобы достать ключ! Проще снести ко всем чертям эти ключи и блок-аппараты – и снова долой историю во имя экономии? Хотя экономия здесь совсем не очевидна.
Потратив по 800 тысяч рублей на оборудование этой игрушкой каждого локомотива и ещё примерно 32 млн рублей (ссылка на статью: https://gudok.ru/news/?ID=1407085&sphrase_id=60556 ) только на оборудование для первых 58 км пути (а длина всей Кувшиновской линии втрое больше), Октябрьская дорога добьётся колоссальной, наверное, экономии, разогнав ещё человек десять дежурных по станциям. Больше никого уволить не получится – пути всё равно надо обслуживать, никакой «цифровой локомотив» этого делать не умеет, за остальной инфраструктурой тоже надо следить, локомотивом надо управлять. А ещё понадобятся люди, которые будут обеспечивать работу этой самой системы дистанционного управления локомотивом – вот и считайте, что из этого выйдет. Про безопасность движения лучше вообще не вспоминать: если что-то случится на путях, машинист обычного локомотива это увидит и примет меры к остановке поезда. Но как быть, если машинист на одном конце станции, а локомотив на другом и едет сам по себе? Между тем, станции Кувшиновской линии находятся не в вакууме, а на обжитых территориях, где может случиться всё, что угодно.
И все эти действия – уничтожение туристического потенциала целой железнодорожной линии, а заодно и прилегающих территорий, многомиллионные затраты происходят ради микроскопических объёмов работы: погрузка на всей Кувшиновской линии составляет в среднем 11,55 вагона в сутки, выгрузка – 17,7 вагона по данным 2018 года (ссылка: https://gudok.ru/content/mechengineering/1407785/ )».
Journal information