Вадим (vadimrazumov.ru) wrote,
Вадим
vadimrazumov.ru

Categories:

Усадьба МАРФИНО, Московская область, Мытищинский район (часть 1)

В центре на высоком холме высится двухэтажный дворец. Зубчатые гребни, остроконечные башенки, стрельчатые окна делают его похожим на средневековый замок. Творцами марфинского ансамбля были талантливые крепостные мастера В. Белозеров, Ф. Тугаров и выдающийся русский зодчий М. Быковский. Самое неожиданное в нем — не столько псевдоготический стиль, сколько расцветка — нежно-розовый тон стен. Точно кому-то захотелось поиграть в рыцарскую эпоху, создать здесь, около Москвы, обстановку, созвучную романам Вальтера Скотта…

усадьба Марфино 22 сентября 2013 г.



Усадьба
МАРФИНО


Часть 1.
Мост, церкви и дворец.



Головины, Бутурлины, Щелкановы,Заборовские,
Голицыны, Салтыковы, Орловы, Панины



М О С К О В С К А Я о б л а с т ь ...
... р а й о н М Ы Т И Щ И Н С К И Й


Усадьба МАРФИНО. Часть 1. Мост, церкви и дворец.
Усадьба МАРФИНО. Часть 2. Парк, ротонды и фонтан.
Усадьба МАРФИНО. Часть 3. Грифоны и осенний парк.
Усадьба МАРФИНО. Часть 4. Старые фотографии и карты.


Марфино, являющаяся оригинальным памятником русской архитектуры XVIII - XIX веков, расположена недалеко от 39 километра Дмитровского шоссе. Прославившаяся в свое время дворцово-парковым ансамблем, пышными приемами и театральными представлениями, усадьба Марфино и сегодня представляет одну из замечательных страниц истории русского зодчества.

Известное с XVI столетия, овеянное преданиями, Марфино так или иначе связано с именами видных государственных деятелей - Б. Голицына, Салтыковых, Паниных - и представителей русской культуры - Н. Карамзина, Ф. Вигеля и многих других.

Творцами марфинского ансамбля были талантливые крепостные мастера В. Белозеров, Ф. Тугаров и выдающийся русский зодчий М. Быковский, продемонстрировавшие многогранность дарований и незаурядное мастерство.

За годы своего существования Марфино пережило несколько периодов расцвета. Разнообразие вкусов, возможности тех, кто создавал ансамбль, сказались на облике усадьбы. Поэтому в ее постройках оригинально сочетаются формы классицизма со своеобразными формами псевдоготики.

Марфинский ансамбль, вызывающий восхищение неповторимостью и романтичностью, открывается приближающемуся зрителю не постепенно, а сразу. В центре на высоком холме высится двухэтажный дворец. Зубчатые гребни, остроконечные башенки, стрельчатые окна делают его похожим на средневековый замок.

Перед дворцом вместо привычного парадного двора - огромный пруд, вокруг которого сгруппированы главные постройки усадьбы. Он усиливает эффект пространственности и увеличивает силу художественного впечатления.

От центра дворца к пруду террасами спускается широкая каменная лестница, заканчивающаяся пристанью. Слева расположен необычный мост с бойницами - своеобразный парадный въезд в усадьбу, за которым видны две церкви, справа раскинулся живописный парк с беседками. Хорошо просматривается и хозяйственный двор. Дополняя друг друга, эти постройки вызывают ощущение сказочности. Возникновению этого уникального архитектурно-паркового ансамбля предшествовала трехвековая история усадьбы.


усадьба Марфино
2. Дуга изломанного в своем протяжении моста, украшенного аркатурой, отражаясь в воде, образует правильный круг.
 
усадьба Марфино
3. Марфину Паниных посвящена статья Вейнера, виды Марфинского парка были изданы за границей в серии превосходных литографий, получивших довольно широкое распространение.
 
усадьба Марфино
4. под лучами сентябрьского солнца золотом горят осыпающиеся на воду, плывущие по ней червонными блестками склоненными ветвями берез оброненные листья.
 
усадьба Марфино
5. В усадьбу лучше заезжать с южной стороны, немного не доезжая усадьбы Николо-Прозорово.
 
усадьба Марфино
6. По этому мостику вы можете подойти к церквям и пройти в сторону главного входа в усадьбу.
 
усадьба Марфино
7. Металлическое ограждение вдоль подъездной дороги утрачено.
 

Мост через пруд. Довольно значительный по размерам, мост имеет трехчастное решение: центральную часть и идущие к ней под углом две боковые арочные. Проезжая часть моста с большой полуциркульной аркой над водой и другой, меньшей, в конце моста оформлена невысокой кирпичной стеной с башенками, бойницами, зубчатыми гребнями, придающими сооружению "крепостной" характер.

Центральная часть моста представляет собой сплошную кирпичную стену, верх которой имеет сквозную крытую галерею из двадцати белокаменных восьмигранных колонн. С обеих сторон она заканчивается прямоугольными в плане башенками, украшенными изящными керамическими витыми колонками с кружевным скульптурным верхом. Каждая башенка имеет арочный вход в галерею, над которым с внутренней стороны помещен щит с мальтийским крестом. Верхняя часть башен, как и всей галереи, опоясана карнизом, выше него идет зубцы, повторяющие мотив завершений всех построек усадьбы.

Основным элементом декора моста являются белокаменные детали. Из белого камня сложены колонны галереи, оформлены балки и карниз. Сочетание их с красными стенами моста создает богатый колористический эффект. Галерея моста, поворачивая направо, как бы ведет посетителей усадьбы по так называемой "рыцарской" аллее к воротам усадьбы, обрамляющим въезд на парадный двор. Быковский поставил их слева от дворца, словно уравновешивая высившиеся с правой стороны пилоны открытой беседки. В отличие от большинства марфинских построек, выполненных из красного кирпича и белого камня, ворота с богато обработанным пластичным объемом верхней части целиком белокаменнные.

 
усадьба Марфино
8. На мост вход свободный.
 
усадьба Марфино
9. Пересеченный рельеф обусловил композицию генерального плана усадьбы. Овраги были использованы для создания ряда живописных прудов.
 
усадьба Марфино
10. Марфино описал Карамзин.
 

В середине XVI столетия в красивом месте, на высоком берегу речки Уча находились владения боярина Василия Петровича Головина, служившего при Иване Грозном воеводой. В XVI веке Марфино часто меняло своих владельцев. Согласно историческим источникам, Марфино уже в 1585 году принадлежало дьяку Василию Яковлевичу Щелкалову - дипломату, крупному государственному деятелю. В начале XVII века Марфином снова владели Головины, которые в 1650 году продали его думному дьяку, начальнику Разрядного Приказа Семену Заборовскому.

В 1698 году Марфино приобретает воспитатель Петра I, впоследствии его сподвижник, князь Борис Алексеевич Голицын. С этого времени наступает новый период в жизни усадьбы. Скромная деревня не соответствовала вкусам и требованиям Голицына и он возводит здесь новые хоромы, разбивает французский парк, а в 1701 году начинается строительство каменной церкви Рождества Богородицы, по которой село и усадьба были переименованы в Богородское.

В 1714 году после смерти Б.А. Голицына Марфино перешло к его младшему сыну Сергею, который спустя несколько лет продал его Салтыковым, для того, чтобы расплатиться с долгами. С 1729 года владельцем усадьбы стал будущий фельдмаршал Петр Семенович Салтыков.

При Салтыковых в Марфине был создан великолепный архитектурно-парковый ансамбль, в котором подчеркивались величие и красота, свойственные художественным вкусам того времени. Обветшалые голицынские постройки были разобраны, и на их месте возвели новый двухэтажный каменный дворец с двумя флигелями. Имя архитектора, строившего дворец и флигели, неизвестно. Были построены зверинец и оранжерея, где выращивали персики, апельсины, лавр и многие другие растения южных стран. Отдавая дань моде, в Марфине возвели несколько построек в стиле классицизма - зимнюю церковь, павильоны и беседки в парке дома для псарей - "псарни", конный двор и каретный сарай. Среди сохранившихся до наших дней зданий, построенных при Салтыковых, - зимняя церковь, возведенная в 1777 году, принадлежащая к редкому для конца XVIII столетия типу церкви с колоколом. Марфинский парк и сегодня украшают две беседки, сохранившиеся со времен Салтыковых.

 
усадьба Марфино
11. Галерея моста, поворачивая направо, как бы ведет посетителей усадьбы по так называемой "рыцарской" аллее к воротам усадьбы, обрамляющим въезд на парадный двор.
 
усадьба Марфино
12. Пруд, большой, тихий, словно ветхий, он своим застывшим зеркалом усиливает природные ресурсы Марфина.
 
усадьба Марфино
13. Мост кажется остатком грозных феодальных времен; под его суровыми сводами должны были кипеть битвы, должна была литься кровь.
 
усадьба Марфино
14. Башенки были украшены изящными керамическими витыми колонками с кружевным скульптурным верхом. Остался только верх.
 

Конец XVIII века считается наивысшим расцветом усадьбы, которая стала сосредоточением культурной и духовной жизни дворянского общества. Здесь часто бывали многие любители искусства, давались органные концерты, выступали известные европейские артисты и музыканты, приезжавшие на гастроли в Москву. Слава о марфинских праздненствах, псовых охотах и театральных представлениях гремела по всей стране.

В начале XIX века праздная жизнь в Марфине стала постепенно затихать. В1805 году после смерти владельца усадьба опустела и была обречена на увядание. Большой урон Марфину нанесла война 1812 года. Расположившиеся здесь наполеоновские солдаты вывезли художественные ценности, многое сожгли. Сын хозяина П.И. Салтыков выделил огромную часть состояния на формирование собственного отдельного Московского гусарского полка, во главе которого воевал против французов, проявляя незаурядную храбрость. В одном из боев он был тяжело ранен и в 1813 году скончался. Опустошенное и разоренное Марфино стало принадлежать одной из сестер графа Салтыкова - Анне Ивановне Орловой, которая жила за границей и продала усадьбу своему свекру, графу Владимиру Григорьевичу Орлову. Орлов почти возродил дворцово-парковый ансамбль. Для этого были построены столярная мастерская, небольшой кирпичный завод и кузница. Строительство дворца уже шло к завершению, но в 1831 году граф В.Г. Орлов скончался, и по завещанию Марфино перешло к его дочери Софье Владимировне Паниной, при которой все постройки усадьбы были реконструированы.

Работы в Марфине не прекращались и завершились лишь в 1846 году. Окончательно оформил дворцово-парковый ансамбль, придав всему комплексу вид средневекового замка, одареннейший архитектор середины XIX века, ученик Д. Жилярди академик Михаил Дормедонтович Быковский, выдающийся теоретик и педагог, главный архитектор Москвы, по проекту которого Марфино реконструировалось. Ансамбль в Марфине является одним из лучших его произведений. Он служит великолепной характеристикой эпохи, передает ее дух - романтические мечтания утрату прежней гармонии и поиски новой монументальности. Дворцово-парковый комплекс создавался в уже обстроенной усадьбе и включил в себя ранее имевшиеся сооружения.

Дворец является доминантой марфинского ансамбля. Удачно поставленный на вершине холма, он присутствует во всех главных видовых картинах, раскрывающихся с разных точек. Наиболее своеобразным и красивым cооружением в Марфине является мост через пруд. Возведенный в 1770-е годы при Салтыковых, он был капитально перестроен М.Д. Быковским в 1837-1839 годах. Его архитектура участвеут в организации панорамы усадьбы, а монументальные формы и богатство декоративной обработки как бы подчеркивают назначение - главного парадного въезда в усадьбу.

Умело объединив все разновременные постройки, М.Д. Быковский создал неповторимый яркоромантический архитектурный ансамбль, производивший на современников неизгладимое впечатление.

В январе 1844 года хозяйка усадьбы С.В. Панина скончалась, и Марфино вновь опустело. Оно стало собственностью ее младшего сына - Виктора Никитовича. Находясь на службе в Петербурге, он редко бывал в Марфине, но следил за тем, что там происходит и заботился об увеличении доходов, управляя усадьбой из Петербурга.

 
усадьба Марфино
15. Пилоны, парапет и зубцы проездной арки были сложены из белого камня.
 
усадьба Марфино
16. Всего в усадьбе пять прудов.
 
усадьба Марфино
17. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы.
 
усадьба Марфино
18. Сквозная крытая галерея из двадцати белокаменных восьмигранных колонн.
 
усадьба Марфино
19. По кромке берега растут красные клены, желтые липы, белые стволы берез; красочным букетом кажется и традиционный островок, некогда соединявшийся с берегом плотиком-паромом.
 
усадьба Марфино
20. Краснокирпичная, обнаженная кладка — лишнее звучное пятно в осенней палитре красок.
 
усадьба Марфино
21. Въездные ворота сооружены по проекту Быковского в 1837-1839 гг. в формах псевдоготики.
 
усадьба Марфино
22. Каждая башенка имеет арочный вход в галерею, над которым с внутренней стороны помещен щит с мальтийским крестом.
 
усадьба Марфино
23. Лиственница.
 
усадьба Марфино
24. Один из экстремальных входов в усадьбу и самый быстрый подход к главному дому и грифонам.
 
усадьба Марфино
25. Некоторые колонны уже сами поддерживаются от разрушения.
 
усадьба Марфино
26. Вид на остров от въездных ворот.
 
усадьба Марфино
27. В отличие от большинства марфинских построек, выполненных из красного кирпича и белого камня, ворота с богато обработанным пластичным объемом верхней части целиком белокаменнные.
 
усадьба Марфино
28. Арочная часть моста.
 

В усадьбе Марфино две церкви.

Церковь Рождества Богородицы построена по проекту талантливого крепостного зодчего Владимира Ивановича Белозерова. Основываясь на лучших традициях отечественной архитектуры, используя навыки, приобретенные во время обучения во Франции, Белозеров создал храм, отличающийся стройностью и благородством пропорций.

Сложенное из большемерного кирпича здание поставлено на цоколь, облицованный белокаменными блоками. Центрическое, крестообразное в плане, с закругленными углами алтарной части, оно увенчано высоким световым барабаном, перекрытым куполом, несущим небольшую главку.

Б. А. Голицын остался недоволен постройкой, так как пилоны, возведенные зодчим внутри храма значительно уменьшили внутреннее пространство церкви, и приказал высечь розгами крепостного архитектора. Сердце немолодого уже зодчего не выдержало, и под ударами он скончался. Белозеров похоронен недалеко от церкви. Сохранилась надгробная плита могилы Белозерова.

Зимняя Петропавловская церковь была возведена недалеко от церкви Рождества Богородицы, она отличается гармонией масс и не имеет декоративных излишеств. Центральную ее часть составляет двухсветный ротондальный объем с небольшими выступами алтаря и притвора. Венчает ротонду восьмигранный, перекрытый куполом барабан, служивший помещением для колоколов.        

 
усадьба Марфино
29. Церковь Петра и Павла.
 
усадьба Марфино
30. Рядом с церковью современная постройка.
 
усадьба Марфино
31. Аллея из лиственниц от моста к церквям.
 
усадьба Марфино
32. Кирпичное с белокаменными деталями центрическое, крестчатое в плане здание Рождественской церкви было построено в 1701-1707 гг. при князе Б.А.Голицыне по проекту крепостного зодчего В.И. Белозерова.
 
усадьба Марфино
33. Белокаменные детали.
 
усадьба Марфино
34. Мостик в обход въездных ворот.
 
усадьба Марфино
35. В общей композиции и деталях здания проявляются отголоски стиля московского барокко, но в трактовке отдельных форм и применении ордера видны новые тенденции, характерные для архитектуры петровского времени.
 
усадьба Марфино
36. В интерьерах сохранились орнаментальные росписи сводов, относящиеся к 1840-м гг.
 
усадьба Марфино
37. Церковь в Марфине построил князь Борис Алексеевич Голицын (1654—1714). Им же построена великолепная церковь в Дубровицах, другом его подмосковном имении.
 
усадьба Марфино
38. Фасады обработаны коринфскими пилястрами с резными белокаменными капителями. Выступы-притворы завершены фронтонами.
 
усадьба Марфино
39. Высокий световой барабан, венчающий церковь, покоится на четырех пилонах.
 
усадьба Марфино
40. Неофициальный вход в усадьбу можно найти ровно по середине между церквями и кпп санатория.
 
усадьба Марфино
41. Увидите Запорожец 968М, идите к забору усадьбы, перелезть можно одним полупрыжком.
 
усадьба Марфино
42. Неофициальный вход.
 
усадьба Марфино
43. За парком, около вала, его ограждающего, откуда открывается такой заурядный, но вместе с тем всегда полный настроения вид на распаханные поля, стоят два уцелевших от XVIII века классических дома с колонными портиками — это здания бывшей псарни, последние свидетели вельможных охот.
 
усадьба Марфино
44. Марфино было сожжено французами в 1812 году и только в 1837 году вновь обустроено.
 
усадьба Марфино
45. В 1830-х годах классическая архитектура, больше полувека царившая в России, с необычайной быстротой перестает нравиться. В усадьбе Марфино не сохранился старый дом XVIII века.
 
усадьба Марфино
46. Самое неожиданное в нем — не столько псевдоготический стиль, сколько расцветка — нежно-розовый тон стен.
 
усадьба Марфино
47. Немые спутники былого — белые дома и павильоны с колоннами — подсказывают вид Марфина в его классическом уборе.
 
усадьба Марфино
48. Точно кому-то захотелось поиграть в рыцарскую эпоху, создать здесь, около Москвы, обстановку, созвучную романам Вальтера Скотта.
 
усадьба Марфино
49. Михаил Доримедонтович Быковский, ученик великого Джилярди, изменил классицизму и отошел в сторону модного в Европе романтизма и воскресил главном доме усадьбы готические мотивы.
 
усадьба Марфино
50. Подпорная стенка садовых террас.
 
усадьба Марфино
51. По планировке парк делится на регулярный и пейзажный.
 
усадьба Марфино
52. Отдыхающие.
 
усадьба Марфино
53. Бывший владелец Марфина Салтыков любил псовую охоту, жил расточительно и весело, и от его времен остались теперь только псарни да две беседки в парке.
 
усадьба Марфино
54. Шамурин в своих "Подмосковных" отмечает: "Если дом и привлекает внимание, то только благодаря эффектному местоположению: художественных достоинств отыскать в нем невозможно, и Марфино далеко не лучшее создание этого талантливого, но запутавшегося художника. Мост же безусловно красив, но больше той романтической грезой, которая овладела художником, увлекшимся готикой, и которую он сумел передать зрителю... "
 
усадьба Марфино
55. В следующей части рассказа про Марфино прогуляемся по парку, пройдем к беседке-полуротонде и двухъярусной беседке.

Ссылки

http://marfino.narod.ru/
http://ru.wikipedia.org/wiki/Марфино_(усадьба)
http://konstantinlk.livejournal.com/4068.html
http://historykeeper.ru/mosoblusadba/211-marfino
http://nataturka.ru/usadiba/marfino.html
http://sergeybond.livejournal.com/68278.html
http://dimon-porter.livejournal.com/58213.html
http://russkaya-usadba.livejournal.com/214592.html
http://second-human.livejournal.com/51950.html
http://arch-museum.livejournal.com/45897.html
http://russiantowns.livejournal.com/2640096.html
http://alexdoomer2009.livejournal.com/132770.html
http://climenty.livejournal.com/76716.html?thread=375212
http://flyerunderfire.livejournal.com/94211.html
http://littl-nat.livejournal.com/13222.html
http://moscow-gothica.livejournal.com/6988.html
http://bobr-viking.livejournal.com/5604.html
http://arch-heritage.livejournal.com/163618.html
http://ania-dzu.livejournal.com/1950.html
http://gjabu.livejournal.com/7373.html
http://zoe-dorogaya.livejournal.com/225718.html
http://pepelnaya.livejournal.com/494906.html
http://all-photo.ru:8106/empire/index.ru.html?img=25390&big=on
http://deduhova.ru/government/revolution.htm

Продолжение во второй части...

Спасибо, есть что добавить?

Tags: А.Э. Регель, Бутурлины, В.И. Белозеров, Голицыны, Головины, Заборовские, И.П. Витали, Карамзин Н.М., М.Д. Быковский, Марфино, Московская область, Мытищинский район, Орловы, Панины, Салтыковы, Уча, Ф. Вигель, Ф. Тугаров, Щелкановы, абандон, барокко, беседки, голицынское барокко, готика, грифоны, классицизм, осень, парки, петровского барокко, пруды, реки, ротонды, санатории, театры, усадьбы, фото 2013, церкви
Subscribe

promo vadimrazumov.ru march 2, 20:25 3
Buy for 100 tokens
Одним из главных итогов прошлого года стало для меня начало сотрудничества с издательством Modimio. Мы с коллегами запланировали создать серию журналов, посвященных русским усадьбам. Да, мы прекрасно понимали, что подобные проекты ранее уже были реализованы другими издательствами. И решили пойти…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 41 comments