В центре на высоком холме высится двухэтажный дворец. Зубчатые гребни, остроконечные башенки, стрельчатые окна делают его похожим на средневековый замок. Творцами марфинского ансамбля были талантливые крепостные мастера В. Белозеров, Ф. Тугаров и выдающийся русский зодчий М. Быковский. Самое неожиданное в нем — не столько псевдоготический стиль, сколько расцветка — нежно-розовый тон стен. Точно кому-то захотелось поиграть в рыцарскую эпоху, создать здесь, около Москвы, обстановку, созвучную романам Вальтера Скотта…
22 сентября 2013 г. Усадьба МАРФИНО Часть 1. Мост, церкви и дворец. Головины, Бутурлины, Щелкановы,Заборовские, Голицыны, Салтыковы, Орловы, Панины М О С К О В С К А Я о б л а с т ь ... ... р а й о н М Ы Т И Щ И Н С К И Й |
Усадьба МАРФИНО. Часть 1. Мост, церкви и дворец.
Усадьба МАРФИНО. Часть 2. Парк, ротонды и фонтан.
Усадьба МАРФИНО. Часть 3. Грифоны и осенний парк.
Усадьба МАРФИНО. Часть 4. Старые фотографии и карты.
Марфино, являющаяся оригинальным памятником русской архитектуры XVIII - XIX веков, расположена недалеко от 39 километра Дмитровского шоссе. Прославившаяся в свое время дворцово-парковым ансамблем, пышными приемами и театральными представлениями, усадьба Марфино и сегодня представляет одну из замечательных страниц истории русского зодчества. Известное с XVI столетия, овеянное преданиями, Марфино так или иначе связано с именами видных государственных деятелей - Б. Голицына, Салтыковых, Паниных - и представителей русской культуры - Н. Карамзина, Ф. Вигеля и многих других. Творцами марфинского ансамбля были талантливые крепостные мастера В. Белозеров, Ф. Тугаров и выдающийся русский зодчий М. Быковский, продемонстрировавшие многогранность дарований и незаурядное мастерство. За годы своего существования Марфино пережило несколько периодов расцвета. Разнообразие вкусов, возможности тех, кто создавал ансамбль, сказались на облике усадьбы. Поэтому в ее постройках оригинально сочетаются формы классицизма со своеобразными формами псевдоготики. Марфинский ансамбль, вызывающий восхищение неповторимостью и романтичностью, открывается приближающемуся зрителю не постепенно, а сразу. В центре на высоком холме высится двухэтажный дворец. Зубчатые гребни, остроконечные башенки, стрельчатые окна делают его похожим на средневековый замок. Перед дворцом вместо привычного парадного двора - огромный пруд, вокруг которого сгруппированы главные постройки усадьбы. Он усиливает эффект пространственности и увеличивает силу художественного впечатления. От центра дворца к пруду террасами спускается широкая каменная лестница, заканчивающаяся пристанью. Слева расположен необычный мост с бойницами - своеобразный парадный въезд в усадьбу, за которым видны две церкви, справа раскинулся живописный парк с беседками. Хорошо просматривается и хозяйственный двор. Дополняя друг друга, эти постройки вызывают ощущение сказочности. Возникновению этого уникального архитектурно-паркового ансамбля предшествовала трехвековая история усадьбы. |
|
2. Дуга изломанного в своем протяжении моста, украшенного аркатурой, отражаясь в воде, образует правильный круг. |
3. Марфину Паниных посвящена статья Вейнера, виды Марфинского парка были изданы за границей в серии превосходных литографий, получивших довольно широкое распространение. |
4. под лучами сентябрьского солнца золотом горят осыпающиеся на воду, плывущие по ней червонными блестками склоненными ветвями берез оброненные листья. |
5. В усадьбу лучше заезжать с южной стороны, немного не доезжая усадьбы Николо-Прозорово. |
6. По этому мостику вы можете подойти к церквям и пройти в сторону главного входа в усадьбу. |
7. Металлическое ограждение вдоль подъездной дороги утрачено. |
Мост через пруд. Довольно значительный по размерам, мост имеет трехчастное решение: центральную часть и идущие к ней под углом две боковые арочные. Проезжая часть моста с большой полуциркульной аркой над водой и другой, меньшей, в конце моста оформлена невысокой кирпичной стеной с башенками, бойницами, зубчатыми гребнями, придающими сооружению "крепостной" характер. Центральная часть моста представляет собой сплошную кирпичную стену, верх которой имеет сквозную крытую галерею из двадцати белокаменных восьмигранных колонн. С обеих сторон она заканчивается прямоугольными в плане башенками, украшенными изящными керамическими витыми колонками с кружевным скульптурным верхом. Каждая башенка имеет арочный вход в галерею, над которым с внутренней стороны помещен щит с мальтийским крестом. Верхняя часть башен, как и всей галереи, опоясана карнизом, выше него идет зубцы, повторяющие мотив завершений всех построек усадьбы. Основным элементом декора моста являются белокаменные детали. Из белого камня сложены колонны галереи, оформлены балки и карниз. Сочетание их с красными стенами моста создает богатый колористический эффект. Галерея моста, поворачивая направо, как бы ведет посетителей усадьбы по так называемой "рыцарской" аллее к воротам усадьбы, обрамляющим въезд на парадный двор. Быковский поставил их слева от дворца, словно уравновешивая высившиеся с правой стороны пилоны открытой беседки. В отличие от большинства марфинских построек, выполненных из красного кирпича и белого камня, ворота с богато обработанным пластичным объемом верхней части целиком белокаменнные. |
8. На мост вход свободный. |
9. Пересеченный рельеф обусловил композицию генерального плана усадьбы. Овраги были использованы для создания ряда живописных прудов. |
10. Марфино описал Карамзин. |
В середине XVI столетия в красивом месте, на высоком берегу речки Уча находились владения боярина Василия Петровича Головина, служившего при Иване Грозном воеводой. В XVI веке Марфино часто меняло своих владельцев. Согласно историческим источникам, Марфино уже в 1585 году принадлежало дьяку Василию Яковлевичу Щелкалову - дипломату, крупному государственному деятелю. В начале XVII века Марфином снова владели Головины, которые в 1650 году продали его думному дьяку, начальнику Разрядного Приказа Семену Заборовскому. В 1698 году Марфино приобретает воспитатель Петра I, впоследствии его сподвижник, князь Борис Алексеевич Голицын. С этого времени наступает новый период в жизни усадьбы. Скромная деревня не соответствовала вкусам и требованиям Голицына и он возводит здесь новые хоромы, разбивает французский парк, а в 1701 году начинается строительство каменной церкви Рождества Богородицы, по которой село и усадьба были переименованы в Богородское. В 1714 году после смерти Б.А. Голицына Марфино перешло к его младшему сыну Сергею, который спустя несколько лет продал его Салтыковым, для того, чтобы расплатиться с долгами. С 1729 года владельцем усадьбы стал будущий фельдмаршал Петр Семенович Салтыков. При Салтыковых в Марфине был создан великолепный архитектурно-парковый ансамбль, в котором подчеркивались величие и красота, свойственные художественным вкусам того времени. Обветшалые голицынские постройки были разобраны, и на их месте возвели новый двухэтажный каменный дворец с двумя флигелями. Имя архитектора, строившего дворец и флигели, неизвестно. Были построены зверинец и оранжерея, где выращивали персики, апельсины, лавр и многие другие растения южных стран. Отдавая дань моде, в Марфине возвели несколько построек в стиле классицизма - зимнюю церковь, павильоны и беседки в парке дома для псарей - "псарни", конный двор и каретный сарай. Среди сохранившихся до наших дней зданий, построенных при Салтыковых, - зимняя церковь, возведенная в 1777 году, принадлежащая к редкому для конца XVIII столетия типу церкви с колоколом. Марфинский парк и сегодня украшают две беседки, сохранившиеся со времен Салтыковых. |
11. Галерея моста, поворачивая направо, как бы ведет посетителей усадьбы по так называемой "рыцарской" аллее к воротам усадьбы, обрамляющим въезд на парадный двор. |
12. Пруд, большой, тихий, словно ветхий, он своим застывшим зеркалом усиливает природные ресурсы Марфина. |
13. Мост кажется остатком грозных феодальных времен; под его суровыми сводами должны были кипеть битвы, должна была литься кровь. |
14. Башенки были украшены изящными керамическими витыми колонками с кружевным скульптурным верхом. Остался только верх. |
Конец XVIII века считается наивысшим расцветом усадьбы, которая стала сосредоточением культурной и духовной жизни дворянского общества. Здесь часто бывали многие любители искусства, давались органные концерты, выступали известные европейские артисты и музыканты, приезжавшие на гастроли в Москву. Слава о марфинских праздненствах, псовых охотах и театральных представлениях гремела по всей стране. В начале XIX века праздная жизнь в Марфине стала постепенно затихать. В1805 году после смерти владельца усадьба опустела и была обречена на увядание. Большой урон Марфину нанесла война 1812 года. Расположившиеся здесь наполеоновские солдаты вывезли художественные ценности, многое сожгли. Сын хозяина П.И. Салтыков выделил огромную часть состояния на формирование собственного отдельного Московского гусарского полка, во главе которого воевал против французов, проявляя незаурядную храбрость. В одном из боев он был тяжело ранен и в 1813 году скончался. Опустошенное и разоренное Марфино стало принадлежать одной из сестер графа Салтыкова - Анне Ивановне Орловой, которая жила за границей и продала усадьбу своему свекру, графу Владимиру Григорьевичу Орлову. Орлов почти возродил дворцово-парковый ансамбль. Для этого были построены столярная мастерская, небольшой кирпичный завод и кузница. Строительство дворца уже шло к завершению, но в 1831 году граф В.Г. Орлов скончался, и по завещанию Марфино перешло к его дочери Софье Владимировне Паниной, при которой все постройки усадьбы были реконструированы. Работы в Марфине не прекращались и завершились лишь в 1846 году. Окончательно оформил дворцово-парковый ансамбль, придав всему комплексу вид средневекового замка, одареннейший архитектор середины XIX века, ученик Д. Жилярди академик Михаил Дормедонтович Быковский, выдающийся теоретик и педагог, главный архитектор Москвы, по проекту которого Марфино реконструировалось. Ансамбль в Марфине является одним из лучших его произведений. Он служит великолепной характеристикой эпохи, передает ее дух - романтические мечтания утрату прежней гармонии и поиски новой монументальности. Дворцово-парковый комплекс создавался в уже обстроенной усадьбе и включил в себя ранее имевшиеся сооружения. Дворец является доминантой марфинского ансамбля. Удачно поставленный на вершине холма, он присутствует во всех главных видовых картинах, раскрывающихся с разных точек. Наиболее своеобразным и красивым cооружением в Марфине является мост через пруд. Возведенный в 1770-е годы при Салтыковых, он был капитально перестроен М.Д. Быковским в 1837-1839 годах. Его архитектура участвеут в организации панорамы усадьбы, а монументальные формы и богатство декоративной обработки как бы подчеркивают назначение - главного парадного въезда в усадьбу. Умело объединив все разновременные постройки, М.Д. Быковский создал неповторимый яркоромантический архитектурный ансамбль, производивший на современников неизгладимое впечатление. В январе 1844 года хозяйка усадьбы С.В. Панина скончалась, и Марфино вновь опустело. Оно стало собственностью ее младшего сына - Виктора Никитовича. Находясь на службе в Петербурге, он редко бывал в Марфине, но следил за тем, что там происходит и заботился об увеличении доходов, управляя усадьбой из Петербурга. |
15. Пилоны, парапет и зубцы проездной арки были сложены из белого камня. |
16. Всего в усадьбе пять прудов. |
17. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. |
18. Сквозная крытая галерея из двадцати белокаменных восьмигранных колонн. |
19. По кромке берега растут красные клены, желтые липы, белые стволы берез; красочным букетом кажется и традиционный островок, некогда соединявшийся с берегом плотиком-паромом. |
20. Краснокирпичная, обнаженная кладка — лишнее звучное пятно в осенней палитре красок. |
21. Въездные ворота сооружены по проекту Быковского в 1837-1839 гг. в формах псевдоготики. |
22. Каждая башенка имеет арочный вход в галерею, над которым с внутренней стороны помещен щит с мальтийским крестом. |
23. Лиственница. |
24. Один из экстремальных входов в усадьбу и самый быстрый подход к главному дому и грифонам. |
25. Некоторые колонны уже сами поддерживаются от разрушения. |
26. Вид на остров от въездных ворот. |
27. В отличие от большинства марфинских построек, выполненных из красного кирпича и белого камня, ворота с богато обработанным пластичным объемом верхней части целиком белокаменнные. |
28. Арочная часть моста. |
В усадьбе Марфино две церкви. Церковь Рождества Богородицы построена по проекту талантливого крепостного зодчего Владимира Ивановича Белозерова. Основываясь на лучших традициях отечественной архитектуры, используя навыки, приобретенные во время обучения во Франции, Белозеров создал храм, отличающийся стройностью и благородством пропорций. Сложенное из большемерного кирпича здание поставлено на цоколь, облицованный белокаменными блоками. Центрическое, крестообразное в плане, с закругленными углами алтарной части, оно увенчано высоким световым барабаном, перекрытым куполом, несущим небольшую главку. Б. А. Голицын остался недоволен постройкой, так как пилоны, возведенные зодчим внутри храма значительно уменьшили внутреннее пространство церкви, и приказал высечь розгами крепостного архитектора. Сердце немолодого уже зодчего не выдержало, и под ударами он скончался. Белозеров похоронен недалеко от церкви. Сохранилась надгробная плита могилы Белозерова. |
29. Церковь Петра и Павла. |
30. Рядом с церковью современная постройка. |
31. Аллея из лиственниц от моста к церквям. |
32. Кирпичное с белокаменными деталями центрическое, крестчатое в плане здание Рождественской церкви было построено в 1701-1707 гг. при князе Б.А.Голицыне по проекту крепостного зодчего В.И. Белозерова. |
33. Белокаменные детали. |
34. Мостик в обход въездных ворот. |
35. В общей композиции и деталях здания проявляются отголоски стиля московского барокко, но в трактовке отдельных форм и применении ордера видны новые тенденции, характерные для архитектуры петровского времени. |
36. В интерьерах сохранились орнаментальные росписи сводов, относящиеся к 1840-м гг. |
37. Церковь в Марфине построил князь Борис Алексеевич Голицын (1654—1714). Им же построена великолепная церковь в Дубровицах, другом его подмосковном имении. |
38. Фасады обработаны коринфскими пилястрами с резными белокаменными капителями. Выступы-притворы завершены фронтонами. |
39. Высокий световой барабан, венчающий церковь, покоится на четырех пилонах. |
40. Неофициальный вход в усадьбу можно найти ровно по середине между церквями и кпп санатория. |
41. Увидите Запорожец 968М, идите к забору усадьбы, перелезть можно одним полупрыжком. |
42. Неофициальный вход. |
43. За парком, около вала, его ограждающего, откуда открывается такой заурядный, но вместе с тем всегда полный настроения вид на распаханные поля, стоят два уцелевших от XVIII века классических дома с колонными портиками — это здания бывшей псарни, последние свидетели вельможных охот. |
44. Марфино было сожжено французами в 1812 году и только в 1837 году вновь обустроено. |
45. В 1830-х годах классическая архитектура, больше полувека царившая в России, с необычайной быстротой перестает нравиться. В усадьбе Марфино не сохранился старый дом XVIII века. |
46. Самое неожиданное в нем — не столько псевдоготический стиль, сколько расцветка — нежно-розовый тон стен. |
47. Немые спутники былого — белые дома и павильоны с колоннами — подсказывают вид Марфина в его классическом уборе. |
48. Точно кому-то захотелось поиграть в рыцарскую эпоху, создать здесь, около Москвы, обстановку, созвучную романам Вальтера Скотта. |
49. Михаил Доримедонтович Быковский, ученик великого Джилярди, изменил классицизму и отошел в сторону модного в Европе романтизма и воскресил главном доме усадьбы готические мотивы. |
50. Подпорная стенка садовых террас. |
51. По планировке парк делится на регулярный и пейзажный. |
52. Отдыхающие. |
53. Бывший владелец Марфина Салтыков любил псовую охоту, жил расточительно и весело, и от его времен остались теперь только псарни да две беседки в парке. |
54. Шамурин в своих "Подмосковных" отмечает: "Если дом и привлекает внимание, то только благодаря эффектному местоположению: художественных достоинств отыскать в нем невозможно, и Марфино далеко не лучшее создание этого талантливого, но запутавшегося художника. Мост же безусловно красив, но больше той романтической грезой, которая овладела художником, увлекшимся готикой, и которую он сумел передать зрителю... " |
55. В следующей части рассказа про Марфино прогуляемся по парку, пройдем к беседке-полуротонде и двухъярусной беседке. |
Ссылки
Продолжение во второй части...
Спасибо, есть что добавить?
Journal information